Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 13:55, контрольная работа
Бюрократию многие недолюбливают. В нашем представлении она одновременно сочетает в себе противоречащие друг другу качества неэффективности и угрожающего могущества. С одной стороны её отличают некомпетентность, волокита и забота лишь о собственном благополучии; с другой - манипуляции обструкционизм и византийские интриги
1. Введение.
2. Бюрократия – это…
3. Основные подходы к понятию.
4. Признаки бюрократии.
5. Бюрократия как социальная угроза.
6. Формирование бюрократии.
7. Развитие бюрократии в России.
8. Заключение.
Министерство образования и науки РФ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Введение в профессию ГМУ»
на тему:
«Бюрократия: основные подходы к понятию»
Выполнила
студентка группы
ГМУ 1 (12):
Днеприкова Ю.В.
Проверил: Чернов В.В.
Г. Москва, 2012.
Содержание.
1. Введение.
2. Бюрократия – это…
3. Основные подходы к понятию.
4. Признаки бюрократии.
5. Бюрократия как социальная угроза.
6. Формирование бюрократии.
7. Развитие бюрократии в России.
8. Заключение.
1. Введение.
Бюрократию многие
недолюбливают. В нашем
Но что в действительности
представляет собой бюрократия?
Читатель, заинтересовавшийся этим
вопросом, как правило, быстро
оказывается в затруднении,
2. Бюрократия – это…
Если коротко говорить,
то бюрократия – это власть
канцелярии, то есть власть формы
над содержанием, если брать
широко – власть искусственно
созданного над естеством
Происходит это слово от двух слов: французского «бюро» (это канцелярия) и греческого «кратос» (власть, господство). Бюрократия в современном значении – это когда задачи работы компании или организации подчиняются правилам работы этой организации в ущерб здравому смыслу.
С властью бюрократии
соприкасается любое
Впервые понятие «бюрократия»
возникло в 1745 г. Термин был
образован французским
Винсент де Гурне рассматривал бюрократию как новую форму государственного правления. Он считал, сущность и значение её как раз и состоит в том, что работа правительства оказалась в руках правителей по профессии.
Г. Гегель, Д. С. Миль, А. де Токвиль, Г. Моска, М. Вебер также рассматривали бюрократию как новый тип системы, где управленческая деятельность осуществляется назначенными профессиональными чиновниками.
Первым, кто продемонстрировал
достоинства бюрократии как
3. Основные подходы к понятию.
Если отвлечься от множества оттенков при анализе проблем бюрократии, то можно выделить в самом общем виде два направления её изучения: в рамках социологии политики и социологии организаций. Такое разграничение основных направлений в исследовании бюрократических структур, конечно же, в достаточной степени условно. Как известно, в социологии организаций значение придаётся, прежде всего, вопросу эффективности организационной деятельности, а проблема власти чиновничества является второстепенной. По мнению ряда учёных, социология организаций не обладает соответствующими средствами исследования власти бюрократии, ибо формальные организации рассматриваются в качестве самодостаточного объекта изучения, нередко в отрыве от происходящих в обществе процессов. Для понимания сущности этой власти необходимо рассматривать бюрократию в более широком социально-историческом контексте.
К концепциям первого направления, рассматривающим бюрократию как правление "профессиональных чиновников", следует отнести классовые теории (К. Маркс, В.И. Ленин). А также теории, которые определяют бюрократию в качестве нового класса - М. Бакунин, Дж. Бернхэм, М. Джилас, М. Восленский, Д. Ледонн и др. В основании этих теорий лежит все то же представление о господстве профессиональных чиновников, но подается оно в соединении с теорией собственности на средства производства. Это позволяет развить положения о бюрократии как особом классе и о превращении бюрократом своего места в должностной иерархии в частную собственность. Бюрократия, являясь частью господствующего класса, безраздельно владеет двумя основными факторами, обеспечивающими жизнедеятельность общества, - управлением и собственностью, которые в нерасчлененном виде присутствуют на каждом уровне бюрократической иерархии. Можно выделить круг основных вопросов, которые ставятся и разрешаются представителями данного направления в изучении бюрократии: кто правит? в чьих интересах? каковы социальные основы власти бюрократии? кто реализует функции контроля над бюрократией?
Второе направление
изучения бюрократии
В этой группе теорий особое место принадлежит теории М. Вебера. Вебер предлагает бюрократическую модель организации, но в отличие, например, от представителей концепции "организация - машина" (А. Файоль, Л. Урвик) он не занимается детально практическим построением бюрократических отношений с целью снятия появляющихся в процессе развития этих отношений проблем, его исследование "административной" организации предлагает преимущественно теоретическую модель.
Один из первых научных анализов сущностных характеристик феномена бюрократии принадлежит Гегелю, хотя сам термин "бюрократия" философ в своих работах и не использует. Однако всеобщность бюрократии (исполнительной власти, чиновничества) предстает в его теории государства и права в неразрывной связи с определенным типом организации, управления и власти, то есть как всеобщность государства.
Государство для Гегеля - "действительность нравственной идеи", "в-себе-и-для себя разумное", "шествие бога в мире". Чиновничье государство - это "средоточие государственного сознания и наиболее выдающейся образованности". Оно представляет собой основу среднего сословия. Такой тип государства, являющийся формой выражения всеобщего интереса, обусловлен наличием гражданского общества.
В 1930 Макс Вебер, немецкий социолог, написал обоснование описанной бюрократической форме как идеальный способ организации государственных учреждений.
Принципы Макса Вебера распространилась по всему как государственного, так и частного секторов. Хотя писания Вебера были широко дискредитирована, бюрократическая форма живет.
Вебер отметил шесть основных принципов.
1. Формальных иерархическую структуру
Каждый уровень управляет
2. Управление по правилам
Управление по правилам позволяет решениях, принятых на высоком уровне должны быть выполнены последовательно все более низких уровнях.
3. Организация функциональной
Работа должна быть сделана специалистами, и люди организованы в единицах в зависимости от типа работы, которую они делают или навыки, которые они имеют.
4. "Вверх ориентированных» или «ориентированные" миссии
Если миссия описывается как "до ориентированные", то цель организации заключается в обслуживании акционеров, совет директоров, или как там его уполномоченным агентством. Если миссия будет служить сама организация, а те, в его рамках, например, для получения высоких прибылей, чтобы получить долю рынка, или для производства денежных потоков, то миссия описывается как "в ориентированных".
5. Нарочно безличные
Идея состоит в том, чтобы относиться ко всем сотрудникам одинаково и одинаково клиентов, а не быть под влиянием индивидуальных различий.
6. Работа основана на
(Там также может быть защита от произвольных увольнений.)
Бюрократическую форму, в соответствии с Паркинсона, имеет другой атрибут.
7. Предрасположенность к расти в штат "над чертой".
Вебер не заметить этого, но C. Northcote Parkinson нашел, что это настолько распространено, что он сделал это основой его юмористических "Закон Паркинсона". Паркинсон показал, что менеджмент и профессиональный персонал имеет тенденцию к росту на предсказуемые цены, почти без оглядки на то, что линия организация делает.
Бюрократическая форма настолько
распространены, что большинство
людей принимают это как
4. Признаки бюрократии.
Описывая идеальную бюрократическую организацию, Вебер выделил несколько ее типичных особенностей. Важнейшими из них являются:
1. Специализация и разделение
труда. Каждый сотрудник имеет
определенные обязанности и
2. Вертикальная иерархия. Структуру
бюрократической организации
3. Четкие правила. Деятельность
каждого члена организации
4. Обезличенность
Множество правил, которые охватывают всю деятельность чиновников, с одной стороны, существенно ограничивают их инициативу и творчество, но, с другой стороны, предохраняют клиентуру от личного произвола сотрудников. Обезличенный подход к подбору персонала позволяет подобрать людей, обладающих стандартной подготовкой и компетентностью, хотя при этом велик риск отбраковать нестандартно мыслящих и талантливых кандидатов на должность.