Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 15:29, контрольная работа
Цель данной курсовой работы - изучение и анализ проблемы безработицы и пути ее преодоления, рассмотрение возможностей совершенствования, развития занятости на рынке труда России.
Введение__________________________________________________3
Глава 1 Безработица как экономическая проблема________________4
1.1 Определение безработицы_________________________________4-5
1.2 Основные виды безработицы_______________________________5-7
1.3 Виды занятости__________________________________________7-10
1.4 Причины безработицы____________________________________10-12
1.5 Методы борьбы с безработицей_____________________________12-15
1.6 Экономические и социальные последствия безработицы_________15-17
Глава 2 Состояние рынка труда и государственное регулирование занятости в России____________________________________________________18
2.1 Проблемы занятости в российской экономике_________________18-21
2.2 Численность безработных в России и мире (2005 – 2006 гг.)_____21-23
2.3 Перспектива развития рынка труда_________________________23-26
Заключение________________________________________________27-28
Список использованной литературы____________________________29
Монетаристские методы регулирования занятости достаточно радикальны, но не несут в себе в то же время адекватной эффективности. Монетаристы обвиняют рабочих в том, что они воздерживаются от работы и получают компенсацию в виде пособий. Отсюда рекомендации отменить эти пособия, чтобы заставить людей работать. Монетаристы предлагают отказаться от стимулирования экономического роста путем увеличения спроса. Однако политика ограничения спроса может вызвать несопоставимые потери для народного хозяйства.
1.6 Экономические и социальные последствия безработицы
Социально-экономические
последствия безработицы
В переходный период единственным средством побудить большие массы людей перемещаться в целях более рационального формирования структуры занятости является вытеснение их с неэффективных производств. Вместе с тем, очевидно, что проведение сверхжестких мер может вызвать массовое банкротство предприятий и возникновение такой волны безработицы, которая неизбежно приведет к социальному взрыву. Необходимо соблюдение “разумной меры” жесткости.
Очень часто оценивается
лишь экономический эффект безработицы
в виде количества высвобожденных работников
и сумм выплаченных пособий, а
социальные последствия, которые трудно
выделяются и носят кумулятивный
характер, практически не оцениваются.
Однако степень негативного
Можно предложить развернутую классификацию наиболее значимых, социальных и экономических последствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему.
Социальные последствия безработицы (отрицательные): обострение криминогенной ситуации; усиление социальной напряженности; рост количества физических и душевных заболеваний; увеличение социальной дифференциации; снижение трудовой активности.
Наряду с отрицательными последствиями, безработица имеет и положительные: повышение социальной ценности рабочего места; увеличение личного свободного времени; возрастание свободы выбора места работы; увеличение социальной значимости и ценности труда.
Экономические последствия безработицы (отрицательные): обесценивание последствий обучения; сокращение производства; затраты на помощь безработным; утрата квалификации; снижение жизненного уровня; недопроизводство национального дохода; снижение налоговых поступлений.
Положительные экономические
последствия безработицы: создание
резерва рабочей силы для структурной
перестройки экономики; конкуренция
между работниками как стимул
к развитию способностей к труду;
перерыв в занятости для
Безработица – опасное и в политическом отношении явление. На волне массовой безработицы возникли самые реакционные в истории человечества политические режимы (примером может служить приход к власти Гитлера в Германии и Пиночета в Чили).
Серьёзность экономических, социальных и политических последствий безработицы служит основанием для включения в число основных макроэкономических функций государства политики регулирования ранка труда и стабилизации занятости.
Глава 2 Состояние рынка труда и государственное регулирование занятости в России.
2.1 Проблемы занятости в российской экономике
В общем случае все регионы Российской Федерации по остроте зарегистрированной безработицы можно разделить на несколько групп:
Первая группа - регионы с очень высокой безработицей. Это Ингушетия, Северная Осетия, Карачаево-Черкессия, Хабаровский край, Амурская область, Камчатская область вместе с Корякским АО. В эту же группу, по всей видимости, входит и Чеченская республика, данные по которой Федеральной службой занятости не собирались долгое время. Эти регионы отличаются высоким уровнем безработицы, высокими темпами его роста (в 2 раза выше средне российских), большой напряженностью на рынке труда. При этом самая высокая безработица - в Ингушетии и Северной Осетии и связана она в первую очередь с очень большой концентрацией беженцев и вынужденных мигрантов (более 10% - максимальный показатель по России).
Вторая группа - регионы с высоким уровнем безработицы и большой напряженностью на рынке труда (показатели превышают средне российские). Но темпы роста безработицы здесь средние или ниже средних. В основном это регионы северной половины европейской части страны. Многие из этих регионов отличаются повышенной вынужденной неполной занятостью. Лидируют здесь Владимирская и Ивановская области, где доля находящихся в административных отпусках и не полностью использовавших рабочее время превышает 20 и 15% соответственно.
Третья группа - уровень безработицы и напряженность на рынке труда ниже средне российских, но темпы роста уровня безработицы выше средне российских. Фактически по остроте безработицы эта группа средняя.
Четвертая группа - регионы с наименее острой безработицей в стране. В них уровень безработицы ниже среднего, низка напряженность на рынке труда, темпы роста безработицы ниже средне российских. В данной группе много северных регионов с добывающей промышленностью: Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО, Якутия, Магаданская область, Чукотский АО. За последние годы здесь или объемы производства сократились незначительно по сравнению со средне российской ситуацией (округа Тюменской области, Якутия), или численность населения резко сократилась из-за миграционного оттока (Магаданская область, Чукотка). Интересно, что в группу попадают Москва и Санкт-Петербург, а также Калининградская область. С вязано это с массовым созданием здесь новых рабочих мест в рыночных отраслях (торговля, банковская деятельность, посредническая деятельность). В итоге для покрытия дефицита работников в не престижных отраслях (транспорт, строительство, коммунальное хозяйство) в Москве, отличающейся наибольшим дефицитом работающих, пришлось использовать временных работников с Украины, из Белоруссии, Закавказья.
Таким образом, в России острая безработица имеется в регионах двух типов.
Во-первых, это регионы с высоким естественным приростом населения (Дагестан, Калмыкия, Тува, Карачаево-Черкессия, Чечня, Агинский Бурятский АО и т.п.). Здесь на рынок труда постоянно выходит большое количество молодежи, тогда как количество рабочих мест в условиях экономического кризиса не только не увеличивается, но и сокращается. В особый подтип выделяются регионы, где высокий естественный прирост сочетается с массовым притоком беженцев (Ингушетия и Северная Осетия). В регионах данного типа безработица существовала и в прошлом в виде аграрного перенаселения.
Во-вторых, депрессивные регионы, т.е. с преобладанием наиболее кризисных отраслей. На данный момент таковыми являются легкая промышленность и военно-промышленный комплекс, отличающиеся наибольшим сокращением объемов производства по сравнению с концом 80-х. К этому типу относятся Ивановская, Владимирская, Костромская, Ярославская, Кировская и др. области, Удмуртия, Мордовия, Марий-Эл.
Важен также вопрос сельской безработицы в России. Резкий всплеск безработицы в городах в итоге развала промышленности (гигантские предприятия, которые работали в основном на оборону, оказались неспособны адаптироваться к рыночным отношениям). Сельская же местность считалась крайне трудодефицитной, способной отвлечь большое количество безработных из городских поселений. Современная ситуация показывает, что и эти прогнозы не оправдались. Уровень безработицы среди сельского населения превышает аналогичный показатель для городского населения. Очень высока также напряженность на сельском рынке труда, т.к. свободных рабочих мест здесь практически нет. В основном сельская безработица наблюдается в регионах с высоким естественным приростом и в северных несельскохозяйственных регионах. Так, в Ханты-Мансийском АО, в Томской области и др. уровень сельской безработицы в 2 раза превышает городской показатель (на конец 2000 г.). Повышенной сельской безработицей отличаются также депрессивные сельские регионы со значительным развитием в прошлом маятниковых миграций из села в городские поселения (Ивановская, Владимирская и др. области).
Развитие безработицы
в России на современном этапе
существенно отличается от общемировых
закономерностей. При резком сокращении
объемов производства (более чем
в 2 раза) уровень безработицы с
учетом незарегистрированных безработных
не превышает 10% . При этом уровень
безработицы в сельской местности
выше, чем в городских поселениях.
В причинах безработицы существует
значительная региональная дифференциация.
Существенными оказались и
Сокращение экономической активности – отличительная черта российской экономики на протяжении всех лет реформ.
Анализ статистических данных позволяет утверждать, что за годы реформы в экономике России наблюдается «наложение» трех процессов:
- более интенсивное сокращение
занятости, и таким образом,
лишение людей источника
- более высокий уровень
скрытой безработицы,
- более низкая реальная заработная плата.
Итогом являются более обширные и глубокие процессы обнищания и социальной эксклюзии населения.
В отношении безработицы возможны три вида политики: социальная, макроэкономическая и в области занятости. Цель социальной политики – облегчить тяжелые последствия потери рабочего места для безработных и из семей. В каждой демократической высокоразвитой стране существует множество социальных программ помощи безработным, нацеленных на поддержание их жизненного уровня. Макроэкономическая политика предполагает использование денежных и бюджетно-налоговых мероприятий для сокращения безработицы. Но это не всегда осуществимо. Цель политики в области занятости – снизить уровень безработицы, вызванной структурным корректированием и несоответствием спроса и предложения рабочей силы, путем использования программ переподготовки, организации центров по трудоустройству и т. д. В этой области тоже не существует единого мнения о том, на сколько эффективными могут быть правительственные программы такого типа.
Безработица - крайне распространенное явление и во многих странах рыночной экономики, особенно в Западной Европе, она остается весьма высокой, порой превышая 10 % трудоспособного населения. Россия тоже не избежала роста безработицы, однако при этом нельзя допускать повторения ошибок Испании, Италии и других стран, где безработица держится на чересчур высоком уровне.
2.2 Численность безработных в России и мире (2005 – 2006 гг.)
Рост мировой экономики не делает жизнь людей легче. В 2006 году 1,37 млрд. человек в мире жили на 60 долларов в месяц. Число безработных в мире в 2006 году достигло рекордно высокого уровня – 195,2 млн. человек, или 6,3% от общего числа людей трудоспособного возраста. Увеличение числа новых рабочих мест не может угнаться за приростом населения. В странах Центральной и Восточной Европы и СНГ не работает 18,6% молодежи.
Высокие темпы экономического
роста не защищают людей от безработицы.
Число безработных в мире в 2006
году достигло рекордно высокого уровня
– 195,2 млн. человек, или 6,3% от общего числа
людей трудоспособного
В странах Центральной
и Восточной Европы и СНГ не
работает 9,3% трудоспособного населения
и 18,6% молодежи. Такие данные приводятся
в докладе Международной
Несмотря на рекордное число занятых в экономике, увеличение числа новых рабочих мест не может угнаться за приростом населения, делают вывод специалисты ILO. За последнее десятилетие число работающих в мире выросло лишь на 16,6%, в то время как мировая производительность выросла на 26%. При этом большая часть людей, имеющих работу, но живущих в бедности, так и не смогла вырваться из нищеты.
Сильнее всего безработица бьет по молодым людям, в возрасте от 15 до 24 лет. Среди них безработица в 2006 году составляла 44%, или 86,3 млн. человек.
В 2006 году в странах Центральной
и Восточной Европы, не входящих
в Европейский союз, а также
в СНГ без работы находились 18,6%
молодых людей. Эксперты ILO отмечают,
что низкий уровень занятости
в Содружестве приводит к образованию
масштабных миграционных потоков. Многие,
в том числе и молодые
Успехи в регулировании рынка труда делают правительства азиатских стран. Самая низкая безработица – в странах Восточной Азии (3,6%). А самое заметное сокращение уровня безработицы в 2006 году наблюдалось в индустриально развитых странах. С 2005 по 2006 год число безработных там уменьшилось на 0,6% и составило 6,2%.
Информация о работе Виды безработицы, формы их реализации и специфика проблемы занятости в России