Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 14:19, курсовая работа
Анализ финансового результата на основе отчета о прибылях и убытках в качестве обязательных элементов включает в себя исследование изменения каждого показателя за анализируемый период, изучение структурных сдвигов. Исследование финансового результата традиционно предполагает изучение динамики показателей за ряд отчетных периодов.
Анализ финансовых результатов предполагает решение следующих задач:
анализ состава и динамики прибыли;
анализ финансовых результатов от обычных и прочих видов деятельности;
анализ распределения и использования прибыли.
Введение
1. Теоретические основы анализа финансовых результатов деятельности предприятия
1.1 Экономическая сущность финансовых результатов
1.2 Методика анализа финансовых результатов
2. Анализ и оценка финансовых результатов деятельности предприятия
2.1 Анализ прибыли до налогообложения
2.2 Анализ прибыли от продаж
2.3 Анализ рентабельности
3. Пути улучшения финансовых результатов деятельности предприятия
Финансовый результат - обобщающий показатель анализа и оценки эффективности (неэффективности) деятельности хозяйствующего субъекта на определенных стадиях (этапах) его формирования. Финансовый результат (чистая прибыль) от деятельности формируется как разность между доходами и расходами от производственной, финансовой и инвестиционной деятельности [14. С.13].
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Показатели рентабельности показывают эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат. Их экономический смысл - сколько получено прибыли на каждый рубль вложенных средств. И, поскольку это относительные показатели, они практически не подвержены влиянию инфляции. Предприятие считается рентабельным (прибыльным, доходным), если результаты от реализации продукции (работ, услуг) покрывают издержки производства (обращения) и, кроме того, образуют сумму прибыли, достаточную для нормального функционирования предприятия.
Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности (сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельность финансовых и валютных биржах и так далее).
Необходимо отметить, что для российских организаций, бухгалтерская отчетность которых предназначена в основном для налоговых органов, характерно занижение прибыли и активов. Прежде чем анализировать прибыль по данным бухгалтерской отчетности необходимо убедиться в том, что сформированные в организации финансовые результаты не перемещены в аффилированные структуры. Информация отчета о финансовых результатах организации искажается не только "переливом" финансовых результатов, но и наличием нерегистрируемого оборота, что занижает показатели прибыли и выручки организации.
1.2 Методика анализа финансовых результатов
Анализ финансовых результатов хозяйственной деятельности и рентабельности - это один из способов оценки инвестиционной привлекательности организации и определения того, насколько перспективен бизнес.
Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности являются:
систематический контроль за выполнением планов реализации продукции и получением прибыли;
определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на финансовые результаты;
выявление резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности;
оценка работы предприятия по использованию возможности увеличения прибыли и рентабельности;
разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.
Основными источниками информации при анализе финансовых результатов прибыли служат накладные на отгрузку продукции, данные аналитического бухгалтерского учета по счетам финансовых результатов, финансовой отчетности форма № 2 "Отчет о прибылях и убытках", а также соответствующие таблицы бизнес-плана предприятия.
В форме № 2 "Отчет о прибылях и убытках" имеется информация обо всех видах доходов и расходов за отчетный и предыдущий периоды в поквартальном, полугодовом, девятимесячном и годовом разрезах. Такой анализ позволяет каждому экономическому субъекту анализировать в динамике состав и структуру доходов и расходов, их изменение, а также рассчитывать ряд коэффициентов, свидетельствующих об эффективности использования доходов и целесообразности произведенных расходов в сравнении с полученными доходами [9. С.151].
Прибыль в форме № 2 "Отчет о прибылях и убытках" представлена в различных видах. Алгоритм формирования показателей прибыли организации по данным формы № 2 "Отчет о прибылях и убытках" представлен на рис.1.
анализ финансовый результат рентабельность
Рис.1. Схема формирования прибыли организации
Прибыль от продаж (PN) рассчитывается как разность между выручкой от продаж (N) и полной себестоимостью продукции, товаров, работ и услуг, включая коммерческие и управленческие расходы (S):
PN= N - S (1)
Чистая (нераспределенная) прибыль характеризует реальный прирост (наращение) собственного капитала организации. Чистая прибыль от деятельности организации рассчитывается по формуле:
Рч = ∑ Доходы - ∑ Расходы - Налоги (2)
Значимость финансовых результатов деятельности может быть оценена также по показателям рентабельности.
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
1) показатели, базирующиеся на затратном подходе (рентабельности продукции, операционной деятельности, инвестиционной деятельности, рентабельности обычной деятельности);
показатели, характеризующие прибыльность продаж (валовая рентабельность продаж и чистая рентабельность продаж);
показатели, в основе которых лежит ресурсный подход (рентабельность совокупных активов или общая рентабельность, рентабельности операционного капитала, основного капитала, оборотного капитала, собственного капитала).
Рентабельность производственной деятельности (окупаемость затрат) исчисляется путем отношения прибыли от реализации продукции к сумме затрат по производству и сбыту продукции.Рентабельность продаж рассчитывается путем деления прибыли от реализации продукции на сумму полученной выручки от реализации без НДС, акцизов и других аналогичных платежей. Рентабельность активов (имущества) исчисляется отношением прибыли до налогообложения предприятия к среднегодовой стоимости имущества (валюте баланса). Рентабельность внеоборотных активов определяется отношением прибыли до налогообложения предприятия к средней стоимости внеоборотных активов. Рентабельность собственного капитала рассчитывается отношением чистой прибыли предприятия к средней величине собственного капитала. Рентабельность инвестиций отражает эффективность использования средств, инвестированных в предприятие.
Приведенные показатели рентабельности зависят от множества факторов. Так, уровень рентабельности производственной деятельности, исчисленный в целом по предприятию, зависит от таких факторов, как структура реализованной продукции, ее себестоимость, средние цены реализации. На изменение рентабельности активов (имущества) предприятия влияют изменения уровней фондоотдачи и оборачиваемости материальных оборотных средств. Чем быстрее оборачивается капитал на предприятии, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объема продаж. И, наоборот, замедление оборачиваемости капитала требует дополнительного привлечения средств для обеспечения того же объема производства и реализации продукции. Таким образом, объем продаж сам по себе не оказывает влияния на уровень рентабельности, ибо при его изменении пропорционально увеличиваются или уменьшаются сумма прибыли и сумма основного и оборотного капитала при условии неизменности остальных факторов. На уровень рентабельности собственного капитала оказывают влияние доходность реализованной продукции, ресурсоотдача и структура авансированного капитала.
Уровень рентабельности продаж, исчисленный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации. Факторная модель этого показателя имеет вид:
, (3)
где
Прп - прибыль от реализации продукции;
VРПобщ - общий объем реализованной продукции;
УДобщ - удельный вес i-го вида продукции в общем объеме;
Цi - цена реализации i-го вида продукции;
Сi - себестоимость i-го вида продукции;
ВP - выручка от реализации продукции без НДС, акцизов и других аналогичных платежей.
Наследующем этапе анализа определим, какой вид продукции на предприятии является более доходным. Для этого проведем факторный анализ рентабельности производственной деятельности (окупаемости затрат) по каждому виду продукции. Факторная модель этого показателя имеет вид:
(4)
В данном случае уровень рентабельности зависит от двух факторов: себестоимости единицы продукции и среднереализационных цен. Так как эти два фактора входят в состав прибыли от реализации продукции, необходимо модифицировать данную формулу:
(5)
Комплексное влияние цен, производственных затрат, физического объема продукции, структуры ее ассортимента оценивается с помощью коэффициента валовой прибыли. В торговой организации упрощенный расчет коэффициента (КВП) может быть выполнен следующим образом:
КВП= Объем продаж в отпускных ценах - Объем продаж в закупочных ценах
Объем продаж в отпускных ценах (6)
Его снижение означает снижение способности покрывать издержки обращения, соответственно уменьшается прибыль от продажи. Коэффициенты, рассчитанные по отдельным видам товаров, характеризуют уровень доходности в разрезе ассортиментных групп товаров.
Используя методы экономико-математического моделирования и факторного анализа, можно оценить влияние факторов коэффициента валовой прибыли и объема продаж (В) на прирост (уменьшение) валовой прибыли (ΔВП) по следующей модели: за счет изменения коэффициента ВП
(7)
за счет изменения объема продаж
(8)
2. Анализ и оценка финансовых
результатов деятельности
В курсовой работе проведен анализ прибыли до налогообложения, прибыли от продаж и рентабельности на примере ОАО "Молоко". На основе данных формы № 2 "Отчета о прибылях и убытках" проанализируем состав и динамику финансовых результатов деятельности коммерческой организации. В приложении 2 представлена форма № 2 "Отчет о прибылях и убытках" ОАО "Молоко" за 2009 год.
В таблице 1 проведем анализ финансовых результатов ОАО "Молоко" за 2009 год. В аналитическом отчете о прибылях и убытках отражается обобщенная информация о формировании чистой прибыли.
Таблица 1.
Аналитический отчет о прибылях и убытках ОАО "Молоко"
Показатели |
В тыс. руб. |
Темп при-рос-та, % |
Структура, % | ||||
2008г. |
2009г. |
Откло-нение |
2008г. |
2009г. |
Откло-нение | ||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Прибыль от продаж |
447369 |
648959 |
201590 |
45,1 |
113,9 |
88,8 |
-25,1 |
Прибыль до налогообло-жения |
392607 |
730503 |
337896 |
86,1 |
100,0 |
100,0 |
- |
Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи |
48959 |
120701 |
71742 |
146,5 |
12,5 |
16,5 |
4,1 |
Чистая прибыль |
343648 |
609802 |
266154 |
77,4 |
97,5 |
83,5 |
-4,1 |
В отчетном году прибыль до налогообложения увеличилась на 86,1 %, чистая прибыль - на 77,4 % по сравнению с предыдущим годом. Прибыль от продажи продукции составляет преобладающую долю в прибыли до налогообложения. В прошлом году доля прибыли от продаж в общей сумме прибыли до налогообложения составляла 113,9 %, что указывает на превышение прочих расходов над прочими доходами и означает потери прибыли от продажи продукции (товаров, работ, услуг).
В этом случае, а также и при снижающейся доле прибыли от продаж, необходим детальный анализ структуры доходов и расходов организации. Необходимо проследить динамику соотношения доходов и расходов за три смежных года и более.
В таблице 2 проведем горизонтальный анализ доходов и расходов ОАО "Молоко" за 2008г. и 2009г.
Таблица 2.
Горизонтальный анализ доходов и расходов ОАО "Молоко"
Показатели |
В тыс. руб. |
Темп при-рос-та, % |
Структура, % | ||||
2008г. |
2009г. |
Откло-нение |
2008г. |
2009г. |
Отклонение | ||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Доходы по обычным видам деятельности |
4597656 |
7106689 |
2509033 |
54,6 |
93,3 |
90,5 |
-2,7 |
Прочие доходы |
327423 |
665031 |
337608 |
103,1 |
6,6 |
8,5 |
1,8 |
Всего доходов |
4930274 |
785617 |
2921343 |
59,3 |
100,0 |
100,0 |
- |
Расходы по обычным видам деятельности |
4150287 |
6457730 |
2307443 |
55,6 |
91,5 |
90,7 |
-0,8 |
Прочие расходы |
301163 |
576301 |
275138 |
91,4 |
6,6 |
8,1 |
1,5 |
Всего расходов |
4537667 |
7121114 |
2583447 |
56,9 |
100,0 |
100,0 |
- |