Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 21:42, реферат
Коммуникации внутри организации оказывают основополагающее влияние на поведение как персонала, так и организации в целом. Развитие средств коммуникации, под которыми мы будем понимать не только технические ресурсы (компьютеры, Интернет, смартфоны, планшетные компьютеры и т.п.), но и различные технологии построения отношений внутри подразделений, настолько изменило функционирование современной организации, что это фактически повлияло на все аспекты существования организации. Более того, глобальные трансформации в сфере организационных коммуникаций продолжают ускоряться на наших глазах, и мы оказываемся не в состоянии предсказать, что будет происходить завтра.
Внутриорганизационные коммуникации
Коммуникации внутри организации оказывают основополагающее влияние на поведение как персонала, так и организации в целом. Развитие средств коммуникации, под которыми мы будем понимать не только технические ресурсы (компьютеры, Интернет, смартфоны, планшетные компьютеры и т.п.), но и различные технологии построения отношений внутри подразделений, настолько изменило функционирование современной организации, что это фактически повлияло на все аспекты существования организации. Более того, глобальные трансформации в сфере организационных коммуникаций продолжают ускоряться на наших глазах, и мы оказываемся не в состоянии предсказать, что будет происходить завтра. Однако понимание функций и структуры внутриорганизационных коммуникаций позволит нам не просто активно осваивать новинки коммуникативных технологий, но и производить инновации в области организационного поведения на благо организации.Что такое коммуникация?
Коммуникация — это процесс обмена информацией от одного человека к другому.
Цель коммуникации — добиться от принимающей стороны точного понимания отправленного сообщение. Проверяться правильность понимания может посредством различных способов обратной связи — от правильного исполнения полученного указания до ответов на вопросы и адекватной интерпретации сообщения.Постоянные изменения в составе проектных команд требуют от участников этих команд высокого уровня развития коммуникативных навыков и компетенций. Недостаточный уровень развития коммуникативных навыков и компетенций у современных работников приводит к провалу многих проектов, срывам сроков, увеличению стоимости проектов и другим негативным последствиям.По сути понятие «управление», которое было сформулировано еще кибернетиками, предполагало коммуникацию как механизм контроля (через обратную связь) и коррекцию целесообразного функционирования объекта управления. Поэтому для системы управления организационным поведением коммуникация является основополагающей функцией.Без коммуникаций невозможно осуществление основных функций управления: планирования, организации, руководства и контроля.Эффективные коммуникации способствуют как планомерному достижению целей организации, так и координации деятельности сотрудников по достижению этих целей. Одним из критериев эффективности внутриорганизационных коммуникаций является также удовлетворенность работников трудом и атмосфера в коллективе.Обычно в организации выделяют внешнюю и внутреннюю коммуникацию .
Внешняя коммуникация |
Коммуникация организации с внешней средой — клиентами, подрядчиками, партнерами, поставщиками и т.п. |
Внутренняя коммуникация |
Коммуникации внутри организации — между подразделениями, сотрудниками, руководителями одной и той же организации |
Развитие информационных технологий и их влияние на коммуникативную инфраструктуру организаций приводит к тому, что определить тип коммуникации в некоторых случаях оказывается затруднительно. Посмотрим, какие изменения в жизнедеятельности происходят в связи с усилением роли коммуникаций в современных организациях.Влияние коммуникативных технологий на трансформацию деятельности организацийПроисходящие в организациях изменения, которые вызваны развитием информационно-коммуникационных технологий, самым существенным образом меняют внутреннюю среду компании, а в некоторых случаях и структуру экономики предприятия в целом.Эффективные коммуникации способствуют как планомерному достижению целей организации, так и координации деятельности сотрудников по достижению этих целей. Одним из критериев эффективности внутриорганизационных коммуникаций является также удовлетворенность работников трудом и атмосфера в коллективе.Какие изменения можно зафиксировать в первую очередь?
Контроль и обратная связь |
Благодаря современным средствам работы с оперативной информацией, руководство может получать информацию в режиме реального времени и активно влиять на ситуацию |
Получение оперативной информации |
Структурирование коммуникационных каналов и хранимой информации в организациях позволяет руководству быстро получать все данные, которые необходимы для принятия и реализации решения |
Функции линейных менеджеров |
Роль линейных руководителей меняется — теперь они больше не выступают в роли интерпретаторов и фильтров при передаче информации по организационной иерархии, теперь их влияние на получение требуемого результата становится более прозрачным, и как следствие, их ответственность за результат растет |
Барьеры в получении информации |
Линейный руководитель перестает быть барьером при донесении информации от рядового сотрудника до высшего руководства (сотрудник всегда может написать на электронную почту топ-менеджера). Это ведет к усилению роли рядовых сотрудников в принятии стратегических решений |
Расширение и дифференциация команд |
Использование различных инструментов коммуникации ведет к появлению принципиально новых типов команд, не ограниченных по географическому признаку — появляются виртуальные, международные, проектные, целевые команды, профессиональные сообщества внутри организаций и т.п. Влияние таких команд на функционирование организации обладает своей спецификой |
Увеличивается интенсивность работы |
Оперативность получения информации, скорость изменения содержания рабочих заданий, сокращение жизненного цикла продукции ведут к увеличению интенсивности и скорости выполнения рабочих задач. Появляются специальные технологии оперативного решения профессиональных задач в команде (например, AGILE в ИТ-отрасли). Барьером на пути использования этих технологий оказываются коммуникативные навыки работников |
Временные функции |
Увеличивающаяся интенсивность и скорость выполнения рабочих заданий приводит к усилению роли проектного типа организации работ и появлению специфических временных функций, когда определенный тип работ не может быть обеспечен постоянной занятостью. Сегодня организации все чаще включают в состав рабочих команд внешних специалистов (фрилансеров) или даже целые фирмы (бухгалтерия на аутсорсинге). Это меняет сам тип отношений с такими временно нанимаемыми работниками |
Структура занятости |
Возможность точной постановки и контроля выполнения задач приводит к использованию удаленной работы сотрудников организации. В свою очередь многие внутренние подразделения организаций выводятся на самообеспечение и работают не только на организацию, но и на внешних клиентов. Это ведет к изменению отношений между работодателем и нанимаемыми работниками, все больше их отношения приобретают форму отношений «клиент — подрядчик» |
Отношения с клиентами |
Клиенты играют все большую роль при разработке и тестировании новой продукции. Фактически активность клиентов включается в производственную цепочку организации |
Роль проектов |
Постоянные изменения в выпускаемой продукции и оказываемых услугах, постоянные изменения в структуре клиентского рынка приводят к постепенному переходу от функциональной к проектной организации работы, требующей особых поведенческих эталонов |
Управление талантами |
Скорость протекания основных процессов в организации приводит к необходимости постоянного развития сотрудников внутри организации, с одной стороны, а с другой — к созданию внешнего кадрового резерва организации, т.е. постоянной работе с потенциальными сотрудниками |
В свою очередь все эти изменения приводят и к негативным последствиям, о которых тоже следует сказать.Усиливающиеся проблемы
Информационный шум |
Доступность информации и неструктурированные коммуникации приводят к усилению лишних данных, не позволяющих сориентироваться в ситуации. Усиливается количество информационного шума и мусора, который мешает воспринимать реальные сигналы об изменениях на рынке |
Низкий уровень коммуникативных компетенций |
Постоянные изменения в составе проектных команд требуют от участников этих команд высокого уровня развития коммуникативных навыков и компетенций. Недостаточный уровень развития коммуникативных навыков и компетенций у современных работников приводит к провалу многих проектов, срывам сроков, увеличению стоимости проектов и другим негативным последствиям |
Издержки на обучение |
Постоянное переобучение персонала предполагает постоянные расходы, однако не всегда внутрикорпоративное обучение позволяет развить навыки, которые будут востребованы в организации завтра. Скорее, корпоративное обучение развивает навыки, необходимые для решения задач, которые уже больше не будут встречаться |
Информационная безопасность |
Возможность аккумуляции и транслирования больших объемов информации приводит к увеличению рисков от использования этой информации конкурентами. Сбои в работе информационных систем организации могут стать причиной глобальных катаклизмов в деятельности организации |
Все эти обстоятельства следует учитывать при построении системы внутриорганизационных коммуникаций.
В любой организации,
даже самой небольшой, используются как
минимум два коммуникативных средства
— устные коммуникации и письменные (заметки-записки).
В более крупных организациях используют
также внутренние газеты — листки новостей, публикации
для менеджеров (или управленческие публикации),
ежегодные отчеты организации, доски объявлений,
внутреннее видео, Интернет (электронная
почта), встречи с руководителями, слухи.
Все эти виды внутренних коммуникаций
(их наличие или отсутствие) являются показателем
культуры внутриорганизационных отношений
и формируют образ организации в глазах
ее сотрудников.
Листки новостей.
Листки могут быть тематическими, выпуск
по конкретной тематике («новости рынка»,
«новые проекты», «персонал») может окрашиваться
в свой цвет. Распространение листков
по подписке позволяет выяснить заинтересованность
занятых (упомянутых?) в информации, содержащейся
в листках. Листки могут также распространяться
по принципу «прочитал — передай другому»
или адресно руководителям подразделений.
Кроме того, они могут выкладываться в
нескольких местах в специальных лотках
открытого доступа, — на первом этаже
у лифтов, у переходов в другие корпуса,
— где сотрудники могут их свободно разбирать.
Листок новостей должен выходить регулярно,
в установленные сроки и в заданном объеме.
Занятые должны его ждать с нетерпением.
Листок должен служить важным средством
для объяснения менеджментом философии
и политики компании. Важно также, чтобы
он обеспечивал двустороннюю комму
192 Г. Л. Тульчинский. PR фирмы: технология
и эффективность
никацию, выражая не только позицию руководства
фирмы, но и мнения других сотрудников.
Редактору листка приходится решать ряд
проблем. Отбор историй, например, должен
фокусироваться на организационных стратегиях
и управленческих целях. Необходимо освещать
организационные изменения — реструктуризацию,
поглощения и доказывать их причины. Статьи
должны отражать события во всех месторасположениях
и отделениях организации, так же как и
показывать различные типы людей, занятых
в организации.
Управленческие публикации. Менеджеры среднего
звена фирмы должны быть хорошо информированы
о том, что происходит в организации, поскольку
они должны постоянно обеспечивать взаимодействие
ее отдельных компонентов. Систематические
публикации для менеджеров — один из путей
обеспечения этого. Многие компании часто
публикуют бюллетени для менеджмента
с информацией о персональных изменениях,
перемещениях офисов, новых телефонных
номерах и пересмотренной политике компании.
По мере появления разработок новых продуктов,
чрезвычайных новостей компаний или других
событий выпускаются специальные бюллетени.
Нередко сотрудники возражают против
того, что внутренние публикации не раскрывают
деталей, а репортеры осведомлены о корпоративной
деятельности больше самих работников.
Поскольку менеджеры персонально заинтересованы
в деятельности организации, управленческие
публикации имеют успех и должны использоваться
в топ-менеджменте для создания и поддержки
корпоративного духа.
Ежегодные отчеты для персонала. Относительно
новым и менее распространенным средством
для российских организаций являются
ежегодные отчеты для персонала, хорошо
известные в практике иностранных компаний.
Такие отчеты могут печататься параллельно
с ежегодными отчетами для акционеров
или распространяться как единые годовые
отчеты. Естественно, что многие сотрудники
интересуются результатами работы компании
и тем, что делает менеджмент для ее будущего.
Годовой отчет несет информационную функцию,
отражая деятельность и значительные
события компании в течение года. При этом
он должен нести и мотивационную функцию,
подспудно обращаясь к чувству корпоративной
причастности, гордости и патриотизма
занятых.
Годовой отчет для работников фирмы может
быть столь же сложен, как и отчет для акционеров,
или столь же прост, как краткое освещение
событий года в компании. Типичный ежегодный
отчет для персонала включает:
1. Обращение-письмо высшего руководителя
к штату компании, рассматривающее результаты
работы за год и содержащее благодарность
занятым за их помощь в достижении результатов.
2. Описание компании, простое графическое
объяснение того, что организация представляет
собой, и где расположены ее отделения,
филиалы.
3. Организационная политика. Объяснение
текущих задач, по поводу которых менеджмент
имеет серьезное мнение и в решении которых
он ищет поддержки занятых.
4. Отчет об использовании фондов. Часто
здесь прикладывается график, описывающий,
как компания использовала каждый рубль
или доллар, который она привлекла.
5. Финансовое положение компании с описанием
активов, задолженностей компании и собственности
акционеров в динамике.
6. Освещение социальной ответственности.
Обсуждение роли организации в решении
социальных задач общества — финансовая
поддержка и участие занятых в течение
года.
7. Освещение финансовых аспектов оплаты
штата — общее описание, нередко в графической
форме, зарплат, пособий-льгот и других
затрат, имевших отношение к штату.
8. Материалы, акцентирующие человеческий
аспект, показывающие значимость людей
для организации. Это могут быть достаточно
глубокие профили конкретных работников,
комментарии специалистов об их работе
и зарисовки, эссе о людях на работе.
Введение внутреннего телевидения и изготовление
видеофильмов
Исследование внутренних коммуникаций компании Google
2.1 Общая информация о компании Google
Google – сравнительно
молодая IT компания, основанная в 1998
году. Миссия компании – «
2.2 Каналы коммуникаций компании Google
В настоящее время большим спросом пользуются корпоративные порталы - интранеты. Из нескольких представленных интервью было выяснено, что подобные порталы являются некими закрытыми социальными сетями, значительно упрощающими процесс коммуникации. [1] В ходе исследования стало известно, что компания Google тщательно отбирает каналы передачи информации и шифрует их. [3] Google обладает собственным интранетом, который носит название «Moma». [23]
2.3 Коммуникации компании Google
Выяснено, что в компании Google особое внимание уделяется неформальным коммуникациям. Офисы компании, расположенные по всему миру, известны своим нестандартным дизайном. Так, в них можно найти комнаты для медиации, игровые зоны, многочисленные кафе. Здесь сотрудники могут не только отдохнуть, но и пообщаться в неформальной обстановке. [2]
2.4 Типы коммуникационных сетей компании Google
В ходе исследования было выяснено, что коммуникационная сеть компании Google выглядит так: (Рис.№5)
Рис.5 "Коммуникационная сеть компании Google"
Это обеспечивается демократией, на которой базируется политика компании, а также отсутствием жесткой иерархии и необходимости подчинения.[8]
2.5 Методы преодоления коммуникационных барьеров компании Google
С целью преодоления индивидуальных барьеров руководство Google уделяет особое внимание внутрикорпоративной культуре. [11] В созданной руководством атмосфере сотрудники компании могут спокойно пообщаться не только на рабочие темы. Также для развития системы внутриорганизационных коммуникаций компания Google активно практикует стажировку сотрудников в офисах других стран. [4] Каждый сотрудник имеет право высказать свою собственную точку зрения процессе еженедельного ужина, что способствует ослаблению субъективного мнения и уменьшению различий в восприятии.
Компания Google эффективно борется с барьерами, возникающими на организационном уровне. Так, каждый сотрудник имеет свой личный рабочий ноутбук, офисы Google оборудованы автоматами со снеками и водой. В офисах компании практически нет личных кабинетов, рабочее пространство поделено на секторы, оснащенные закрытыми и открытыми переговорными комнатами, а также локальными пространствами, оснащенными белыми досками. [16]