Государственная внешнеторговая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 00:03, реферат

Краткое описание

Рыночная экономика создала широкие возможности для осуществления внешнеэкономической деятельности предприятий и организаций всех форм собственности. Любая организация, любой гражданин получили право непосредственного налаживания связей с зарубежными партнёрами и вовсе не для праздного любопытства, а в силу хозяйственной необходимости. Всё более становится понятным, что вовлечённость в мирохозяйственные связи - важное условие полноценного экономического развития и что создать производство, отвечающее самым современным организационным и техническим требованиям, опираясь только на собственный опыт по существу невозможно.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРОБЛЕМЫ.......................................................4
2. ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ, И ЕЁ РЕГУЛИРОВАНИЕ...............................................................................................11
3. УЧАСТНИКИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ..................................................................................................17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Государственная внешнеторговая политика.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

С произношением связаны и другие проблемы: в названии торговой марки могут присутствовать звуки, которые вообще отсутствуют в языке другой страны, или же она может быть созвучна каким-либо не слишком приличным словам.

Такие языки, как английский, французский и испанский, настолько широко распространены (на них преимущественно говорят в 44, 27 и 20 странах соответственно), что носители этих языков обычно не очень расположены к изучению других языков. Коммерцию и другие связи через границы легче осуществлять с теми странами, в которых официальный язык одинаков с вашим. Когда выбирается для изучения иностранный язык, то выбор обычно делается на основе его полезности в установлении отношений с другими странами. В странах, не имеющих общего языка с другими странами, существует гораздо большая потребность в изучении второго языка для работы на международном уровне. Но английский, особенно его американский вариант, распространён по всему миру. С целью получения возможных преимуществ для торговли с Россией некоторые страны, например Франция, специально субсидируют изучение французского языка.

 

2. ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ, И ЕЁ РЕГУЛИРОВАНИЕ

 

Внешнеторговая деятельность представляет собой целый комплекс различных направлений, форм, методов и средств перемещения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов между странами. Это одна из наиболее сложных сфер экономики любой страны. Поэтому управление и регулирование этой деятельностью в России определяется её государственной внешнеэкономической политикой, которая во многом зависит от состояния платежного баланса страны. Важнейшими направлениями государственного регулирования внешнеэкономических связей являются валютное регулирование, экспортно-импортное регулирование, а также правовые формы осуществления внешнеэкономических операций. 3

Внешнеэкономическая политика - это целенаправленные действия государства и его органов по определению режима регулирования внешнеэкономических связей оптимизации участия страны в международном разделении труда. Основными составляющими являются внешнеторговая политика (включающая экспортную и импортную политику), политика в области привлечения иностранных инвестиций и регулирования национальных капиталовложений за рубежом, валютная политика.

Внешнеторговая политика - это регулирование государством экспортных и импортных операций.

Классическим инструментом внешнеторговой политики является тарифное регулирование, и прежде всего таможенные тарифы, которые по своему характеру (налоги) относятся к экономическим регуляторам. Таможенный тариф - это систематизированный перечень таможенных пошлин, взимаемых при пересечении товаром таможенной границы государства.

Однако большинство современных мер регулирования внешней торговли относится к так называемым нетарифным инструментам, роль которых в плане оказания влияния на структуру, объем и географическое направление импорта и экспорта значительно выше, чем у таможенных тарифов. Нетарифное регулирование включает широкий круг инструментов современной торговой и экономической политики, которые можно разделить на две группы.

К первой относятся внешнеторговые меры, направленные на прямое ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства: лицензирование и контингентирование импорта, антидемпинговые и компенсационные пошлины, так называемые добровольные ограничения экспорта, компенсационные сборы, системы минимальных импортных цен и т.д.

Вторая группа включает меры, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли и относящиеся больше к административным формальностям, действие которых, тем не менее, ограничивает торговлю: таможенные формальности, технические стандарты и нормы, санитарные и ветеринарные нормы, требования к упаковке и маркировке и т.п.

В условиях разбалансированности внутреннего рынка и экономики в импортной политике России, целесообразно руководствоваться следующими принципами:

1) импорт - традиционный  источник таможенных доходов  государства, но он не должен  определяться сугубо фискальными  соображениями. Чрезмерное обложение  импорта (пошлины, НДС, акцизы) и усложненная  бюрократическая процедура могут  привести к его резкому сокращению и вздорожанию, что подстегивает инфляцию и усиливает диспропорции на внутреннем рынке. Поэтому в отношении импорта оправдан дифференцированный подход в зависимости от экономической и социальной значимости того или иного конкретного товара;

2) регулируя импорт, ограничивая ввоз в страну продукции, которая может нанести ущерб национальному производству, необходимо учитывать конкурентообразующее и антимонопольное значение импорта, не дающего дремать нерадивым отечественным производителям. Протекционизм должен быть умеренным, соотносящимся с реальным уровнем цен на внутреннем рынке и в производстве, с тем, чтобы не превратиться в систему поощрения монополистов и отсталых отечественных производителей.

Для формирования эффективной внешнеэкономической политики необходимо чётко и ясно определить ее основные принципы. Так, центральное место во внешнеэкономической политике уделяется экономико-правовому регулированию поведения участников, с тем чтобы оно отвечало общегосударственным интересам.

Раньше, в условиях государственной монополии на ВЭД, когда в СССР господствовала государственная собственность, а число участников ВЭС не превышало несколько десятков, практически вся эта деятельность управлялась из одного центра на базе государственного плана, что и приводило к незаинтересованности непосредственных производителей в экспорте, к закупкам продукции, в которой нет особой нужды, и в результате к огромной массе неустановленного импортного оборудования и другим негативным последствиям.

В условиях перехода к рынку и плюрализму форм собственности, предоставления всем предприятиям независимо от форм собственности права заниматься ВЭД Россия отказалась от государственной монополии и связанных с ней форм государственного регулирования. Главная задача государства в современных условиях - выработка ВЭП, адекватной рыночным принципам функционирования российской экономики и её последовательной интеграции в мировое хозяйство. 4

Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности (ВТД) в Российской Федерации являются:

1) единство  внешнеторговой политики как  составной части внешней политики  России;

2) единство  системы государственного регулирования  ВТД и контроля за её осуществлением;

3) единство  политики экспортного контроля, осуществляемой в целях реализации государственных задач обеспечения национальной безопасности, политических, экономических и военных интересов, а также выполнения международных обязательств РФ по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия;

4) единство  таможенной территории РФ;

5) приоритет  экономических мер государственного  регулирования внешнеторговой деятельности;

6) равенство  участников ВТД и их недискриминация;

7) защита  государством прав и законных  интересов участников ВТД;

8) исключение  неоправданного вмешательства государства  и его органов во ВТД, нанесения  ущерба её участникам и экономике  РФ в целом.

Отношения РФ с иностранными государствами в области ВТД строятся на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права и обязательств, вытекающих из международных договоров РФ.

В целях интеграции экономики РФ в мировую экономику РФ в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права участвует в международных договорах о таможенных союзах и зонах свободной торговли, основанных на установлении единой таможенной территории без применения мер таможенного и нетарифного регулирования торговли между странами-участницами этих союзов и странами-участницами деятельности, осуществляемой в зонах свободной торговли.

Если дипломатия не служит войне, она служит торговле, и поэтому создание благоприятных условий для российских экспортеров на мировом рынке призвано стать одной из центральных задач российской внешней политики.

Традиционные инструменты внешнеэкономического регулирования, используемые обычно в странах с рыночной экономикой, становятся главными в России. Последовательный отказ от экспортного тарифа (не применяемого, кстати, в промышленно развитых государствах) должен, безусловно, сопровождаться стимулированием экспортной деятельности, которая, в конечном счете, обеспечит увеличение бюджетных доходов от внешней торговли. Одновременно регулирование экспорта будет осуществляться через общепринятую в мировой практике систему прогрессивного налогообложения, а не путем использования экспортных пошлин.

Рыночной системе хозяйства в принципе больше соответствуют экономические инструменты регулирования ВТД. Но эффективность их использования имеет определенные рамки. В периоды значительного ухудшения состояния экономики, инфляции и резких различий между внутренними и мировыми ценами правительства (и об этом свидетельствует зарубежный опыт) в интересах мобилизации и лучшего использования ограниченных ресурсов вынуждены прибегать к административным инструментам регулирования экспортно-импортных операций.

Однако активное применение административного регулирования ни в коем случае не должно сводиться к использованию наиболее жестких инструментов репрессивного характера. Важно задействовать весь разработанный мировой практикой арсенал таких средств (в зарубежных странах применяются десятки видов лишь квотирования и лицензирования) и создать с их помощью комплексную систему управления внешнеэкономическими операциями. Её целью должно быть не столько ограничение торговли, сколько контроль за ее развитием. Мировой опыт использования ВЭС для преодоления отставания от стран-лидеров даёт две базовые модели ВЭП. Первая предполагает преимущественную ориентацию на экспорт, вторая - на замещение импорта. Первой модели следовали в конце прошлого века США, после Второй мировой войны – западно - европейские страны, Япония, а за ними - новые индустриальные государства. Вторую модель выбрали в последние два десятилетия некоторые латиноамериканские страны. Многие ее черты были свойственны ВЭП СССР, что привело к глубокой зависимости отечественной промышленности от импорта оборудования и запчастей, некоторых видов сырья, материалов и компонентов.

Наиболее действенной и эффективной стратегией интеграции России в мировую экономику является сочетание структурной перестройки экономики с ее ориентацией на активный рост экспорта. Как показывает мировой опыт, основой эффективной ВЭД и залогом экономической безопасности страны в условиях движения к открытой рыночной экономике является развитие экспортного потенциала и всемерное содействие национальным экспортёрам. Для России это имеет особую важность, так как только через развитие экспорта может быть достигнуто положительное сальдо торгового баланса без сокращения импорта жизненно важных товаров и решены проблемы погашения внешней задолженности и укрепления курса рубля.

 

3. УЧАСТНИКИ  ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Правом осуществления внешнеторговой деятельности обладают все российские юридические лица и граждане (физические лица).

Субъектами внешнеторговой деятельности могут быть как российские, так и иностранные участники. К российским участникам относятся юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, имеющие постоянное местонахождение на территории России, а также физические лица, имеющие постоянное или преимущественное место жительства на территории РФ и зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. 5

Юридическим лицом, согласно Главе 4 Гражданского кодекса Российской федерации, признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и иные неимущественные права , нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. Гражданин (физическое лицо) вправе заниматься предпринимательской деятельностью ( в том числе и внешнеторговой) без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Иностранными участниками внешнеторговой деятельности могут быть юридические лица и организации в иной правовой форме, а также физические лица, включая лиц без гражданства, гражданская правоспособность (т.е. способность иметь гражданские права и нести обязанности), которых определяется по праву иностранного государства.

Всех участников ВТД России можно классифицировать по трём признакам:

1) по профилю  внешнеторговой деятельности;

2) по характеру  совершаемых внешнеторговых операций;

3) по организационно-правовым  формам.

Классификация по профилю деятельности предполагает учёт функционально-целевой направленности: производство экспортной продукции и её реализация на внешнем рынке; обмен информацией; посреднические услуги; торговля результатами интеллектуальной собственности; страховые, транспортные и другие услуги.

Принадлежность субъектов ВТД к какой-либо сфере деятельности по данному критерию имеет большое значение. Она определяет дифференциацию воздействия механизма государственного внешнеторгового регулирования через налогообложение, таможенные сборы и таможенный режим, инвестиционные льготы, а также через определение приоритета среди участников ВТД. Кроме того, это необходимо для сбора внешнеэкономической информации, на базе которой формируется статистика внешней торговли, а также банк данных о составе участников, численности экспортёров стратегического сырья, объеме прохождения товаров через таможенную границу и репатриации валютной выручки в уполномоченные банки экспортеров.

По профилю деятельности субъектов ВТД в первую очередь следует выделить её участников, работающих на внешнем рынке без посредников. К ним относятся промышленные, сельскохозяйственные, строительные предприятия (организации), производственные кооперативы, научно -исследовательские, транспортные и иные организации, обеспечивающие производство экспортной продукции, работ и услуг. Эту группу участников ВТД образуют производители конкурентоспособных на внешнем рынке товаров, работ и услуг, обеспечивающие весь технологический цикл производства и реализации. Являясь производителями и одновременно владельцами экспортной продукции, они самостоятельно реализуют её на внешнем рынке, становясь также собственниками валютных средств, полученных в результате внешнеторговых операций. Формируя валютные фонды, эти организации создают возможность обеспечения импортных поставок необходимого оборудования, сырья, материалов для дальнейшего расширения конкурентоспособного экспортного производства, а также развития социальной базы.

Информация о работе Государственная внешнеторговая политика