Государственная внешнеторговая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 00:03, реферат

Краткое описание

Рыночная экономика создала широкие возможности для осуществления внешнеэкономической деятельности предприятий и организаций всех форм собственности. Любая организация, любой гражданин получили право непосредственного налаживания связей с зарубежными партнёрами и вовсе не для праздного любопытства, а в силу хозяйственной необходимости. Всё более становится понятным, что вовлечённость в мирохозяйственные связи - важное условие полноценного экономического развития и что создать производство, отвечающее самым современным организационным и техническим требованиям, опираясь только на собственный опыт по существу невозможно.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРОБЛЕМЫ.......................................................4
2. ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ, И ЕЁ РЕГУЛИРОВАНИЕ...............................................................................................11
3. УЧАСТНИКИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ..................................................................................................17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Государственная внешнеторговая политика.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

По своей организационной форме и форме собственности производителями товаров и услуг могут быть государственные, муниципальные, частные, смешанные предприятия, акционерные общества, товарищества и производственные кооперативы, холдинги и консорциумы, ассоциации и союзы предпринимателей. Крупные экспортёры-производители создают свои внешнеторговые фирмы (отделы), имеющие право на совершение экспортно-импортных операций.

Кроме российских предприятий, в группу производителей-экспортеров входят совместные предприятия и предприятия с иностранными инвестициями (СП). СП действуют в России с 1987 г. В 1995 г. зарегистрировано около 16 тыс. СП, основная часть которых небольшие (70%). Большинство иностранных инвесторов предпочитают присутствовать в России в качестве хозяйствующих субъектов, не рискуя при этом капиталом. Почти 80% СП в России одновременно ведут внешнеторговую посредническую деятельность. Многие СП производственного профиля стремятся перестроиться на предоставление услуг, расширяя процесс диверсификации своей деятельности, насчитывающей часто до 20-30 направлений. В результате продукция СП занимает чуть более 4,5% экспорта и 8,6% - импорта.

Основными причинами низкой доли СП в производственной сфере являются отсутствие рынка сырья и средств производства, отсталая материально-производственная база отечественных предприятий и отсутствие у них крупных начальных капиталовложений. Однако при известных помехах развитию СП в России можно выделить 300- 400 из них, которые были созданы еще в режиме благоприятствования для иностранного инвестора (1987-1991 гг.) и, несмотря на последовавший затем экономический спад и резкое ужесточение условий деятельности, остаются устойчивыми производителями товаров и услуг. Основные инвесторы в российскую экономику сосредоточены в США и Западной Европе (три четверти иностранных инвестиций); наряду с США и Германией в тройку наиболее крупных инвесторов входит Швейцария, выполняющая роль одного из крупнейших в мире финансово-кредитных центров.

В состав первой группы участников ВТД входят всевозможного рода предприятия, объединения, организации, которые не являются производителями и владельцами экспортной продукции и услуг, а лишь обеспечивают внешнеторговые операции на внешнем рынке от лица производителей и выполняющие посреднические внешнеторговые операции (предмет деятельности организаций-посредников будет рассмотрен отдельно).

По характеру совершаемых внешнеторговых операций участников ВТД можно разделить на экспортеров и импортеров, а также специализированных посредников. Экспортерами выступают в основном производители экспортной продукции, самостоятельно работающие на внешнем рынке, отраслевые внешнеэкономические объединения, спецэкспортеры специализированные внешнеэкономические организации Министерства внешнеэкономических связей (В/О МВЭС) и акционерные общества внешнеэкономического профиля, получившие право с процессе регистрации внешнеторговых контрактов на экспортные поставки по межправительственным соглашениям и международным обязательствам, а также другие участники ВТД, рассмотренные выше.

Группа импортёров включает:

а) государственные организации (например, В/О МВЭС), обеспечивающие по решению правительства закупки критического импорта (медицинских препаратов и оборудования, отдельных видов пищевого сырья, продуктов питания, зерна и т.д.) за счет государственных валютных средств и кредитов;

б) региональные органы самоуправления, имеющие возможность за счет местных валютных фондов обеспечивать импортные закупки потребительских товаров с целью пополнения внутреннего рынка и развития социальной сферы региона;

в) коммерческие структуры в числе нескольких сотен крупных торгово-посреднических фирм и торговых домов, занимающихся исключительно импортными закупками и вытесняющих полугосударственный дотационный импорт. Они обеспечивают в настоящее время до 70% импорта товаров народного потребления, производя закупки за свой счет непосредственно у экспортёров, чаще - через закупочные конторы импортных фирм за рубежом, а затем продают эти товары на внутреннем рынке оптовым и розничным торговцам. Примером может служить известная фирма "Союзконтракт", крупнейший поставщик импортных продуктов питания на российский рынок;

г) различные хозяйственные организации, расположенные в регионах приграничной и прибрежной торговли, которые способствуют увеличению импортных поставок товаров массового спроса за счет валютной выручки в результате экспортных операций с использованием возможностей местных ресурсов.

д) частные предприниматели ("челноки"), которые обеспечивают насыщение российского потребительского рынка путём челночных поездок с коммерческими целями в Китай, Турцию, Республику Корея, Польшу и другие страны. Начиная с 1991 г. и особенно в 1992-1993 годах в челночный бизнес вовлечены сотни тысяч россиян, объём импортируемых ими товаров сопоставим с импортом крупных регионов. Если учесть количество "челноков", а также то, что стоимость товаров, ввезённых одним частным предпринимателем в 1995 г. за одну поездку оценивалась в 1,5-5 тыс. долларов США, ежегодный общий объём челночного импорта в Россию составляет, видимо, 3-5 млрд. долларов. Основные виды ввозимых товаров - одежда и обувь. В 1994 г. на долю "челноков" приходилось до 70% поступающей в Россию одежды, 30%-аудио и видеотехники. Официальная статистика плохо отражает реальное состояние участия частного бизнеса во внешнеторговых операциях, доля же частного сектора в структуре внешней торговли, особенно в импорте растёт.

Каждый из участников ВТД, к какой бы сфере деятельности он не относился, имеет определённую организационно-правовую форму, перечень которых закреплён в Гражданском кодексе РФ.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ (Статья 50) юридические лица могут быть как коммерческими, так и некоммерческими организациями. Юридические лица, преследующие в своей деятельности извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, признаются коммерческими организациями. Организации, не имеющие цели извлечения прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками, считаются некоммерческими организациями.

Коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. В свою очередь, хозяйственные товарищества делятся на полные товарищества и товарищества на вере (коммандитные товарищества), а хозяйственные общества могут выступать в форме акционерного общества (открытого и закрытого), общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью.

Самой распространённой организационно-правовой формой организаций в сфере ВТД является общество с ограниченной ответственностью (ранее товарищество с ограниченной ответственностью).

Некоммерческие организации, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций, финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.

Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность, в том числе и внешнеторговую, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Законодательством допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих объединений в форме ассоциаций и союзов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Для стабильного развития российской экономики в целом, необходимо сделать внешнеторговую политику органичной частью структурной (промышленной) политики, которую также надо разработать и начать наконец-то практически осуществлять. Подход к внешнеторговой политике в таком контексте придаст ей необходимую "стратегичность", устойчивость, предсказуемость.

Факторы торгово-политического характера — унификация и снижение импортных пошлин, активизация переговорного процесса по присоединению России к ВТО, расширение сотрудничества с Евросоюзом и другие — формируют благоприятную основу для дальнейшего развития внешнеторговых связей, повышения их стабильности и предсказуемости.

 

СПИСОК ИСПОЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Ломакин В.К. «Мировая экономика». М.: ЮНИТИ, 2000г. - 718с. 
2. Международные экономические отношения. / Под. ред. И.П. Фаминского. М.: ЮРИСТ, 2001г. - 840с.

3. Мировая экономика и международная торговля./ Под ред. Капустиной Л.М.  М.: Экономика, 2003 г. -400с.

4. Устинов И.Н. «Внешнеторговые  связи. Статистико-аналитический справочник». М.: Международные отношения, 2001 г.- 425с.

5. Наговицин А.Г. «Внешняя торговля». М.: Приор, 2001г. - 527с.

6. Экономика внешних связей России: учебник./Под ред. А.С. Булатова. – М.: Дрофа, 2001г. – 455с.

 

1 Ломакин В.К. «Мировая экономика». М.: ЮНИТИ, 2000г. - 718с.

2 Устинов И.Н. «Внешнеторговые связи. Статистико-аналитический справочник». М.: Международные отношения, 2001 г.- 425с.

3 Мировая экономика и международная торговля./ Под ред. Капустиной Л.М.  М.: Экономика, 2003 г. -400с.

4 Наговицин А.Г. «Внешняя торговля». М.: Приор, 2001г. - 527с.

5 Международные экономические отношения. / Под. ред. И.П. Фаминского. М.: ЮРИСТ, 2001г. - 840с.


Информация о работе Государственная внешнеторговая политика