Доходы коммерческого предприятия: анализ и экономическое обоснование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 16:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ доходности деятельности коммерческого предприятия.
Предметом исследования в курсовой работе является процесс формирования и использования прибыли.
Объектом исследования является ООО «Дальтехмонтаж».

Содержание

Введение 6
1 Доходы как основной источник финансирования деятельности коммерческого предприятия 8
1.1 Понятие, состав, источники получения доходов коммерческого предприятия в современных условиях 8
1.2 Методика анализа и экономическое обоснование доходов предприятия 11
1.3 Направления повышения доходности коммерческого предприятия 14
2 Анализ формирования доходов предприятия 18
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия 18
2.2 Анализ объема реализации товаров, оценка эффективности использования ресурсов предприятия 21
2.3 Анализ состава и динамики доходов предприятия 24
3 Рекомендации по увеличению доходности деятельности предприятия 30
Заключение 33
Библиографический список 36

Вложенные файлы: 1 файл

Доходы коммерческого предприятия исправлен (2).docx

— 119.13 Кб (Скачать файл)

В таблице 1 приведены основные технико-экономические показатели предприятия.

 

Таблица 1 – Основные показатели деятельности за 2009-2011гг.

Наименование показателя

Год

2009

2010

2011

1

2

3

4

Выручка

95736

148642

140998

Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

Среднесписочная численность (чел.)

21

23

23

служащие

9

11

11

рабочие

10

10

10

Моп

2

2

2

Выработка на 1 служащего (руб.)

10637

13513

12818

Выработка на 1 рабочего (руб.)

9574

14864

14100

Фонд оплаты труда (тыс. руб.)

315000

391000

506000

Среднемесячная зарплата (руб.)

15000

17000

22000

Среднегодовая стоимость  основных фондов (тыс. руб.)

5482

3296

1162

Себестоимость (тыс. руб.)

68988

114642

105370

Прибыль (тыс. руб.)

2981

5630

7296


 

Увеличился показатель себестоимости  проданных товаров.

Положительно характеризует  деятельность предприятия увеличение прибыли практически в два раза в течение исследуемого периода.

Аппарат управления предприятия  представляет собой систему взаимосвязанных органов и работников управления. Организационная структура предприятия ООО « Дальтехмонтаж» представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Организационная  структура ООО «Дальтехмонтаж»

 

Численность ООО «Дальтехмонтаж» составляет 23 человека.

Основу коммерческой деятельности торгового предприятия на потребительском рынке составляет процесс продажи товаров. Экономическое содержание этого процесса отражает товарооборот, который является одним из основных экономических показателей хозяйственной деятельности предприятия.

2.2 Анализ объема реализации  товаров, оценка эффективности  использования ресурсов предприятия

Анализ объема реализации товаров предприятия ООО Дальтехмонтаж по реализации продукции характеризуется показателем рентабельности затрат. Он определяется отношением прибыли от продажи продукции к полной себестоимости реализованной продукции. формула (1):

 

R = Р: S, (1)

 

где    R – рентабельность затрат;

Р – прибыль от продажи продукции;

S – общая сумма затрат  на реализацию продукции.

Рассчитаем показатель рентабельность затрат в исследуемом периоде.

R2011 = 10 993 тыс. руб. : 130 005 тыс. руб. = 8,4 %

R2010 = 9 370 тыс. руб. : 139 272 тыс. руб. = 6,7 %

R2009 = 6 541 тыс. руб. : 89 195 тыс. руб. = 7,3 %

Данный коэффициент показывает уровень прибыли на один рубль  затраченных средств. В результате можно сделать вывод, что рентабельность затрат в период с 2009 по 2011 год увеличилась на 1,1 %. Так же из представленных данных мы видим, что темпы роста прибыли от продаж на данном предприятии за анализируемый период выше темпов роста себестоимости продаж.

Для осуществления контроля не только за себестоимостью реализованной  продукции, но и за изменениями в  политике ценообразования на предприятии  рассчитывают показатель рентабельности продаж. Он определяется отношением величины прибыли к объему продаж, формула (2):

 

R = Р: N, (2)

 

где    R – рентабельность продаж;

 Р – прибыль от продажи продукции (прибыль до налогообложения или чистая прибыль);

 N – выручка от продажи продукции за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей.

Рассчитаем значение показателя рентабельность продаж за период 2009 – 2011 год:

R2011 = 7 296 тыс. руб. : 140 998 тыс. руб. = 5,1 %

R2010 = 5 630 тыс. руб. : 148 642 тыс. руб. = 3,8 %

R2009 = 2 981 тыс. руб. : 95 736 тыс. руб. = 3,1 %

В результате мы видим существенный рост рентабельности продаж на предприятии  в период с 2009 года по 2011 год. Рост показателя рентабельности продаж связан с тем, что темпы роста чистой прибыли  выше, чем темпы роста себестоимости  продукции. Это является положительным  моментом в деятельности предприятия.

Изменение рентабельности продаж за счет изменения цен на реализованную продукцию (N) определяется по формуле (3):

 

DR(N) =(N1 – S0 / N1 ) – (N0 – S0 / N0) , (3)

 

Рассчитаем изменение  рентабельности продаж за счет изменения  цен на реализованную продукцию  в исследуемом периоде:

DR(N)2011 = (140 998 – 139 272 / 140 998) – (148 642 – 139 272 / 148 642) = - 5,1 %

DR(N)2010 = (148 642 – 89 195 / 148 642) – (95 736 – 89 195 / 95 736) = 33,16 %

В результате можно сделать  вывод, что снижения выручки от продажи  товаров в 2011 году отрицательно сказалось  на показателе рентабельности продаж и это является отрицательным моментом в деятельности предприятия.

Влияние фактора изменения  себестоимости (S) на рентабельность продаж определяется по формуле (4):

 

DR(S) =(N1 – S1 / N1 ) – (N1 – S0 / N1), (4)

 

где  S – полная себестоимость реализованной продукции;

N – выручка от продажи  продукции.

Рассчитаем, как отразилась себестоимость на значении показателя рентабельности продаж в исследуемом периоде:

DR(S) 2011 = (140 998 – 130 005 / 140 998) – (140 998 – 139 272 / 140 998) = 6,57 %

DR(S) 2010 = (148 642 – 139 272 / 148 642) – (148 642 – 89 195 / 148 642) = - 33,7 %

Расчеты показывают, что  в 2010 году изменение себестоимости  отрицательно повлияло на значение показателя рентабельности продаж, однако в 2011 году себестоимость снизилась и оказала положительное влияние на рентабельность продаж.

 

Таблица 2 - Анализ рентабельности затрат и продаж

Показатели

Год

2009

2010

2011

абсл. откл 2010 к 2009

абсл. откл 2011 к 2010

Выручка от продажи товаров, тыс. руб.

95 736

148 642

140 998

52 906

-7 644

Себестоимость продукции, тыс. руб.

68 988

114 642

105 370

45 654

-9 272

Коммерческие расходы, тыс. руб.

20 207

24 630

24 635

4 423

5

Управленческие расходы, тыс. руб.

0

0

0

0

0

Полная себестоимость  реализованной продукции, тыс. руб.

89 195

139 272

130 005

50 077

-9 267

Прибыль от продажи продукции, тыс. руб.

6 541

9 370

10 993

2 829

1 623

 Рентабельность затрат

7,30 %

6,70 %

8,40 %

-0,6 %

1,7 %

Рентабельность продаж по чистой прибыли

3,10 %

3,80 %

5,10 %

0,7 %

1,3 %


Рентабельность затрат выросла  в 2011 году по сравнению с предыдущим на 1,7 % и составила 8,4 %, т.е. предприятие  получило 8,4 копеек прибыли с одного рубля затрат. Рентабельность продаж, соответственно выросла на 1,3 % и  составила в отчетном году 5,1 %, т.е. предприятие получило 5,1 копеек прибыли с одного рубля продаж.

2.3 Анализ состава и динамики  доходов предприятия

Проведем анализ прибыли и рентабельности на предприятии, который проведем путем анализа структуры и динамики показателей прибыли по формуле (2), факторного анализа прибыли, а так же расчета и анализа показателей рентабельности.

В течение анализируемого периода, ежегодно чистая прибыль увеличивается. В 2009 году чистая прибыль увеличилась 18,29 %, в 2010 году 88,86 %, в 2011 году 29,59 %.

Выручка в 2009 году увеличилась  на 6,44 %, в 2010 году увеличилась на 55,26 %, в 2011 году снизилась на 5,14 %.

Из приведенных данных можно сделать вывод, что прибыль  растет опережающими темпами по сравнению с выручкой предприятия.

Так же следует отметить, что в 2009 году себестоимость продукции  увеличилась на 66,18 %, а в 2010 году снизилась на 8,09 %.

В 2009 году обращает на себя внимание рост прочих доходов практически  в 35 раз, с 146 тыс. руб. до 4 932 тыс. руб.

Рассчитаем показатели уровня затрат и рентабельности продаж за три года, формула (5):

 

Уровень затрат = полная с/с : выручку от продаж, (5)

 

2009 = 68988 : 95736 = 0,72

2010 = 114642 : 148642 = 0,77

2011 = 105370 : 140998 = 0,75

Рентабельность продаж = прибыль от продаж / выручку

2009 = 6541 : 95736 = 0,07

2010 = 9370 : 148642 = 0,06

2011 = 10993 : 140998 = 0,08

Общий финансовый результат  по стр.140 (прибыль до налогообложения) оценивается положительно, т.к. прибыль  по данной строке в 2009, 2010 и 2011 годах  была положительной. Итого результат  работы предприятия за три года составил – 15 907 тыс.руб.

Чистая прибыль отчётного  периода оценивается положительно. В 2009 году чистая прибыль составила 2981 тыс. руб., в 2010 году 5630 тыс. руб., в 2011 году 7296 тыс. руб.

Проведем факторный анализ прибыли до налогообложения в 2011 году за счет:

- изменения прибыли от продаж

- изменения себестоимости

1) расчет влияния фактора «Выручка» на изменение прибыли (∆П) : учитывая, что выручка зависит от объема продаж и цен на продукцию, раскладываем фактор «Выручка» на 2 составляющих:

а) фактор «Цена»;

б) фактор «Количество продаж»

Расчет влияния фактора  «Цена»

Условные обозначения:

В1 – это выручка 2011 года в ценах 2011 года

Yц – индекс роста цен в отчетном периоде по сравнению с 2010 годом (принимаем равным 10 %)

В′1 = В1 : Yц = 140 998 : 1,10 = 128 180– это выручка 2011 года в ценах 2008 года.

Тогда, изменение выручки  от продаж в 2011 году по сравнению с 2010 годом только за счёт изменения цен, будет равно:

ΔВ «цена» 1 = В1 – В1 : Yц. = 140 998 – 128 180 = 12 818 тыс. руб.

Для расчета влияния этого  фактора (изменение цен) на прибыль  от продаж, используем следующую исходную модель (на уровне 2010 года):

R продаж 0 = Прибыль от продаж 0 / Выручка от продаж 0

R продаж 0 = 9 370 / 148 642 = 0,063 = 6,3 %

R продаж 0 – рентабельность продаж 2010 года или размер прибыли, получаемый на 1 руб. выручки. Рентабельность берётся на уровне 2010 года, поскольку переменная величина «Выручка» является количественным показателем, формула (6):

 

Δ П цена = Δ В цена 1 × R продаж 0 : 100 % , (6)

 

Δ П цена = 12 818 тыс. руб. × 6,3 % : 100 % = 807,53 тыс.руб.

Расчет влияния фактора  «Количество продаж»

Общее изменение выручки, формула (7):

 

ΔВ = В1 – В0, (7)

 

Изменение выручки за счет роста цен, формула (8):

 

ΔВ цена 1 = В1 – В1/Yц, (8)

 

Тогда, изменение выручки  от продаж за счет изменения количества продаж будет равно, формула (9):

 

Δ В кол.прод = (В1 – В0) – Δ В цена 1, (9)

 

Δ В кол.прод = ( 140 998 – 148 642) – 12 818 = - 20 462 тыс.р.

Тогда влияние фактора  «Количество продаж» на Δ П, будет равно, формула (10):

 

Δ П кол.прод = Δ В кол.прод × R0, (10)

Δ П кол.прод = - 20 462 × 6,3 % : 100 % = - 1 289 тыс.руб.

Общее изменение прибыли за счёт фактора «Выручка», формула (11):

 

Δ П = Δ П цена + Δ П кол.прод., (11)

 

Δ П = 807,53 – 1 289 = - 481,47 тыс. руб.

Расчет влияния фактора  «С/с продаж» на изменение прибыли (∆П), формула (12):

 

Δ П С/с = (УС1 – УС0) × В1, (12)

 

где   УС – удельная себестоимость (с-ть на единицу продукции)

УС0 = С/с0 : В0 = 114 642 : 148 642 = 0,77

УС1 = С/с1 : В1 = 105 370 : 140 998 = 0,75

Δ П С/с = (0,75 – 0,77) × 140 998 = - 2 104,47 тыс. руб.

В расчётах принимаем В1, поскольку переменный фактор (УС) является качественным показателем. В расчётах необходимо учитывать, что удельные расходы – это фактор обратного влияния по отношению к прибыли, поэтому, если в расчётах получен положительный результат, это означает снижение прибыли на данную сумму. В данных расчетах получен отрицательный результат, это означает увеличение прибыли на 2 104,47 тыс. руб.

Информация о работе Доходы коммерческого предприятия: анализ и экономическое обоснование