Значение нематериальных активов для эффективного развития пред-приятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 13:03, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы курсовой работы заключается в том, что в на-стоящее время проблемы управления нематериальными активами постепенно пе-реходят с уровня теоретического обоснования на организационно-методический уровень.
И вот такую своеобразную субстанцию бухгалтерам приходиться совершенно осязаемо учитывать, потому что она, как это ни странно, не только вполне реально существует, но и достаточно ощутимо участвует в хозяйственном обороте, произ-водственной или, по меньшей мере, управленческой деятельности множества ак-тивно функционирующих компаний.

Содержание

Введение………………………………………………………….……….…..…..3
1. Теоретические основы управления нематериальных активов, основные требования и усло-вия……………………………………………...…….…….….5
1.1 Нормативно-правовая база, основные требования и условия разви-тия.….5
1.2. Понятие, состав и классификация нематериальных акти-вов………….....12
1.3. Методы оценки нематериальных активов………………………………...16
1.4. Основные методы управления нематериальными актива-ми………….....18
2. Управление нематериальными активами на предприятии………………....25
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия и анализ основных экономических показате-лей……………………………...…25
2.2 Анализ эффективности использования нематериальных акти-вов……….30
2.3. Управление нематериальными активами на предприятии……………….32
2.4 Пути совершенствования управления нематериальными активами на предпри-ятии……………………………………………………………………...35
Заключение……………………………………………………………………….39
Список литерату-ры………………………………………………………………41

Вложенные файлы: 1 файл

Значение нематериальных активов для эффективного развития предприятия - курсовая работа 2 (1).doc

— 247.50 Кб (Скачать файл)

 

Учтя все вышеприведенные данные, получаем, что прибыль до налогообложения в отчетом периоде составила 276,32 тыс. руб., что более чем на 7% больше аналогичного показателя предыдущего года. Уровень же данного показателя немного снизился на 0,2% и составил 1,35%. Ставка налога на прибыль за два последних периода не менялась и составляла 24%, поэтому изменение суммы налога произошло только за счет увеличения налогооблагаемой базы.

Т.о. в 2013 году сумма налога составила 66,32 тыс. руб., что на 4,74 тыс. руб. выше, чем в 2012 году.

Чрезвычайных доходов и расходов предприятие за анализируемый период времени не имело, следовательно, прибыль от обычной деятельности предприятия и его чистая прибыль равны.

Чистая прибыль предприятия в отчетном периоде возросла в абсолютном выражении на 15 тыс. руб. и составила 210 тыс. руб., что расценивается как положительное явление. Рентабельность конечной деятельности предприятия увеличилась, хотя и осталось на достаточно низком уровне. В отчетном периоде данный показатель составил 1,02%, по сравнению с 1,01% прошлого года.

В целом деятельность предприятия моно охарактеризовать положительно, путь развития предприятия экстенсивный.

ОАО «Владхлеб» использует автоматизированную форму бухгалтерского учета, которая обеспечивает:

- автоматизацию учетного процесса;

- высокую точность учетных данных;

- оперативность данных учета;

- освобождение работников бухгалтерии  от выполнения простых технических функций и предоставление большей возможности заниматься контролем и анализом хозяйственной деятельности.

 

 

 

 

2.2 Анализ эффективности  использования нематериальных активов  

 

Для управления организацией особе значение имеют показатели эффективности использования нематериальных активов.

При анализе эффективности использования нематериальных активов необходимо провести анализ структуры и динамики нематериальных активов. Информационной базой для проведения анализа эффективности использования нематериальных активов служил бухгалтерский баланс ОАО «Владхлеб»за 2013 год.

При наличии отчетных данных за ряд периодов проводится трендовый анализ, то есть рассчитываются абсолютные и относительные отклонения по отношению к предыдущим периодам, а также определяются средние отклонения

Проведем анализ структуры и динамики нематериального актива (табл. 2). Очевидно, что объем нематериальных активов возрос на 53,3% и составил 23 тыс.руб, что на 8 тыс руб больше, чем в 2012 году 

Таблица 2 - Анализ объема и динамики нематериальных активов за 2013 год

Показатели

Базисный год 

Отчетный год 

Абсолютное отклонение

Темпы роста, в % к баз. году

1.НМА, тыс. руб.

15

23

8

153,3

В том числе:

       

Товарные знаки и знаки обслуживания

15

23

8

153,3


 

 

Как видно из таблицы 2, структура НМА на предприятии представлена одним видом нематериального актива: товарные знаки и знаки обслуживания.

Товарные знаки и знаки обслуживания были внесены учредителями ОАО «Владхлеб» в счет вклада в уставный капитал (табл.3) 

 

Таблица 3 - Анализ структуры нематериальных активов по источникам поступления

 

Базис. год

тыс.руб.

Отчет. год

тыс.руб.

Изме-нение

Базис.

год

Отчет. год

Изме-нение

НМА, всего

15

23

       

в том числе по источникам поступления:

           

внесенные учредителями

15

23

8

100%

100%

-

приобретенные за плату

-

-

-

-

-

-

полученные безвозмездно от юридических или физических лиц

-

-

-

-

-

-


 
По степени правовой защищенности выделяют несколько групп нематериальных активов. Они могут быть защищены:

- патентами на изобретение;

- зарегистрированными лицензиями;

- патентами на промышленные  образцы;

- свидетельствами на товарный  знак;

- свидетельствами на право пользования  наименованием места происхождения товара;

- авторскими правами;

- свидетельствами об официальной регистрации программ ЭВМ, баз данных.

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Структуры управление нематериальными активами на предприятии

 

ОАО «Владхлеб» владеет нематериальными активами на основе свидетельства на товарный знак (табл. 4):

Таблица 4 - Анализ структуры нематериальных активов по степени правовой защищенности

Показатели

Базис. год

тыс.руб.

Отчет. год

тыс.руб.

Изме-нение

Базис.

год

Отчет. год

Изме-нение

НМА,

защищённые:

15

23

       

Свидетельством на товарный знак

15

23

8

100%

100%

-


 

Однако эта классификация относительна, т.к. оценить престижность или значимость нематериального актива можно только экспертным путем. А эксперты используют в качестве основного критерия престижности нематериального актива спектр возможного полезного использования их свойств на трех уровнях – международном, общенациональном и отраслевом.

Вообще нематериальные активы при оценке ликвидности имущества предприятия принято относить к низколиквидным, так как реализовать их значительно труднее, чем основные средства и оборотные активы. Необоснованное увеличение доли нематериального актива в активах предприятия приводит к снижению показателей текущей ликвидности, снижению фондоотдачи внеоборотных активов и замедляет оборот всего капитала предприятия. Из-за уменьшения величины собственного оборотного капитала ухудшаются показатели обеспеченности предприятия оборотными средствами, что создает финансовое напряжение и вызывает трудности в финансировании текущей деятельности предприятия.

Эффект от использования нематериального актива выражается в общих результатах хозяйственной деятельности - в снижении затрат на производство, увеличении объемов сбыта продукции, увеличении прибыли, повышении платежеспособности и устойчивости финансового состояния. Поэтому необходимо наращивать темпы роста отдачи капитала, а это возможно в том случае, если динамика темпов роста выручки от реализации продукции будет опережать темпы роста нематериального актива.

Так как нематериальные активы приобретаются с целью получения экономического эффекта от их использования в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг, то эффективность этих вложений необходимо рассматривать с точки зрения повышения доходности производства. А именно, по уровню дополнительного дохода на рубль вложенного в нематериального актива капитала (рентабельность нематериального актива).

Рентабельность нематериального актива оценивается по общепринятой формуле:

RНА = Прибыль / Средняя за период  стоимость НМА,

где RНА – рентабельность нематериального актива. 

 

Величина этого показателя зависит от рентабельности продаж и фондоотдачи нематериального актива за период.

С помощью методов факторного моделирования можно преобразовать исходную модель доходности нематериального актива: 

 

RНА = Прибыль / Объем продаж (выручка  от реализации продукции, работ, услуг) * Объем продаж / Средняя стоимость НМА

Таким образом, доходность нематериального актива может быть увеличена за счет повышения рентабельности продаж и увеличения их фондоотдачи (табл. 5).

 

 

 

 

 

 

 Таблица 5 - Расчет влияния факторов на изменения доходности нематериального актива в 2013году

№ строки

Показатель

2012 год

2013

год

Изменение

1

Прибыль от реализации, тыс. руб.

3884

11235

+7351

2

Выручка от реализации продукции (работ, услуг), тыс. руб.

94756

226300

+131544

3

Средняя стоимость нематериального актива, тыс. руб.

15

23

+8

4

Рентабельность продаж

(стр. 1/стр. 2), %

0,04

0,05

+0,01

5

Фондоотдача нематериального актива (стр. 2/стр. 3)

6317

9839,13

+3522,13

6

Доходность нематериальных активов (стр.1/стр.3)

258,9

488,47

+229,57


 

Как видно из проведённого анализа, эффективности использования нематериального актива улучшились (табл.5), доходность нематериального актива выросла с 258,9 до 488,47, изменение составило +229,57, изменения рентабельности продаж незначительные +0,01%, фондоотдача нематериального актива в 2013 году составила 9839,13.

Но следует отметить, что эффективность нематериального актива возрастает при условии более высоких темпов роста прибыли и выручки над темпами роста нематериального актива.

В ОАО «Владхлеб» в составе нематериального актива - товарные знаки и знаки обслуживания, которыми оно владеет на основе свидетельства.

На основе проведенного анализа можно сказать, что нематериальные активы являются фактором повышения эффективности деятельности организация, с помощью них организация может получить дополнительный доход, который в будущем может помочь увеличить прибыль организации. Нематериальные активы представляют собой бесспорное конкурентное преимущество. Их стоимостная оценка и отражение в учете – приемлемый инструмент капитализации, с помощью которого можно формировать привлекательный с маркетинговой точки зрения образ компании.  

 

 

 2.4 Пути совершенствования управления нематериальными активами на предприятии 

Очень распространенной ошибкой в решении задачи повышения эффективности работы ОАО «Владхлеб» является игнорирование директором нематериальных активов. А нематериальные ресурсы тем и ценны, что приносят результаты, не требуя финансовых вложений. Напомним, что нематериальные активы предприятия – это его инновационные возможности, интеллектуальный капитал, а так же человеческие ресурсы. Вот несколько рекомендаций по повышению эффективности управления нематериальными активами, которыми может воспользоваться директор ОАО «Владхлеб».

1) Имидж, бренд, или восприятие компании потребителем. Что дает ей новых клиентов.    

 Принято считать, что формирование  бренда – очень дорогое занятие. Но ведь не обязательно тратить огромные деньги на продвижение рекламы, не малых результатов можно добиться и от работы с клиентами. «Сарафанное радио» никто не отменял, и для относительно небольших компаний это самый эффективный способ сделать себе имя. Сейчас набирает популярность уже успешное на западе направление партизанского или директивного маркетинга. Это философия эффективного и малозатратного продвижения компании, в основе которой лежит принцип нестандартности и внимания клиенту – «продавай другу» - а не массированная реклама за огромные деньги.

2) Работа с персоналом. Что дает  предприятию – скорость и качество  выполнения работ, результат.

Можно выделить две основные стратегии работы с персоналом.

Первая - работа с профессионалами. Держать хорошего сотрудника дорого, но гораздо дешевле, чем двух «посредственных». Такой подход целесообразен для небольших и развивающихся компаний, для специфической работы, также для руководящих должностей. Критерий - работа, требующая принятия решений, знаний специфики или управление людьми.

Информация о работе Значение нематериальных активов для эффективного развития пред-приятия