Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 13:03, курсовая работа
Актуальность выбранной темы курсовой работы заключается в том, что в на-стоящее время проблемы управления нематериальными активами постепенно пе-реходят с уровня теоретического обоснования на организационно-методический уровень.
И вот такую своеобразную субстанцию бухгалтерам приходиться совершенно осязаемо учитывать, потому что она, как это ни странно, не только вполне реально существует, но и достаточно ощутимо участвует в хозяйственном обороте, произ-водственной или, по меньшей мере, управленческой деятельности множества ак-тивно функционирующих компаний.
Введение………………………………………………………….……….…..…..3
1. Теоретические основы управления нематериальных активов, основные требования и усло-вия……………………………………………...…….…….….5
1.1 Нормативно-правовая база, основные требования и условия разви-тия.….5
1.2. Понятие, состав и классификация нематериальных акти-вов………….....12
1.3. Методы оценки нематериальных активов………………………………...16
1.4. Основные методы управления нематериальными актива-ми………….....18
2. Управление нематериальными активами на предприятии………………....25
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия и анализ основных экономических показате-лей……………………………...…25
2.2 Анализ эффективности использования нематериальных акти-вов……….30
2.3. Управление нематериальными активами на предприятии……………….32
2.4 Пути совершенствования управления нематериальными активами на предпри-ятии……………………………………………………………………...35
Заключение……………………………………………………………………….39
Список литерату-ры………………………………………………………………41
Вторая - работа с «посредственными» сотрудниками. Эта стратегия работает тогда, когда в компании действуют прозрачные процедуры работы, документоборота, оценки производительности и оплаты труда. На отработанные процессы можно принимать менее профессиональных и соответственно дешевых работников.
Идеальный вариант для ОАО «Владхлеб» - держать дорогих профессионалов для выполнения специфической и сложной работы (главные механизаторы, начальники производственных и ремонтных цехов), а на работу, не требующую больших интеллектуальных затрат (конвейер), нанимать дешевый персонал, но с условием подготовленной для них почвы (процессов).
3) Оценка сотрудников. Директору ОАО «Владхлеб» следует оценить своих сотрудников. И выделить среди них:
«Золотой резерв» – это
именно те, кто «несет золотые
яйца в корзину». Как правило,
к ним относятся узкие или
высокопрофессиональные специал
Как правило, таких сотрудников около 20% и они приносят 80% результатов (принцип Паретто). Задача директора - не терять их ни в коем случае. Предоставлять комфортные условия работы, «особые» привилегии, личное отношение. Но важно – контролировать их работу, не отдавать все карты, растить учеников, создавать конкуренцию, иметь рычаги давления.
«Основной персонал» - чистые исполнители. Работают по команде, не любят брать на себя лишнее, но должностные инструкции выполняют исправно. Их в компании большинство – около 60%. Это фундамент предприятия - трудяги, которые выполняют текущую необходимую работу, и тянут на себя львиную долю затрат.
Задачи директора: 1) обеспечить условия работы - четкие инструкции, среднерыночная заработная плата, прозрачная оплата труда; 2) «выжимать» эффективность - система премирования по результатам, показатели работы.
«Текучка» - низко квалифицированные или начинающие работники. Выполняют «механическую» работу, не требующую особых знаний – делают то, что другие не хотят. Хоть зарплата и небольшая, но зачастую затрат на них больше, чем пользы. Такие работники часто меняются.
Задача директора предприятия – избавляться от таких. Их работу лучше автоматизировать или распределить по остальным сотрудникам. Но совсем избавиться от такого груза трудно и каждый случай нужно рассматривать отдельно.
Основным фактором, способным снизить материальные издержки на персонал, и на которой следует обратить особое внимание директору «Владхлеб», выступает нематериальная мотивация: комфортная психологическая обстановка, прозрачные процедуры работы, объективная оценка труда. Сейчас многие люди больше ценят комфорт на работе, чем оплату на 10% больше, но с ежедневной нервотрепкой.
4) Корпоративный дух. Именно корпоративный дух, сплоченность, настрой сотрудников помогает выводить компанию в трудные времена, решать сложные задачи, делать невозможное возможным.
Формирование такой культуры о
Основа корпоративного духа – оценка нужности сотрудника. Все хотят быть необходимыми, все хотят приносить пользу, все хотят хорошего отношения. Часто сотрудники чувствуют себя «пустым местом»на предприятии, от которого ничего не зависит – отсюда и отношение к работе. Работа за зарплату: «не будете платить, уйдем к другому; не будете работать – наймем другого». Не нужны пышные празднования, дорогие корпоративы.
Реально работнику нужна комфортная психологическая обстановка во время работы и лучше вместо такого «праздника» – выходной день.
Следует ещё раз отметить, что в ОАО «Владхлеб» в составе нематериального актива - товарные знаки и знаки обслуживания, которыми оно владеет на основе свидетельства. Как видно из проведённого анализа, эффективности использования нематериального актива улучшились (табл.10), доходность нематериального актива выросла с 258,9 до 488,47, изменение составило +229,57, изменения рентабельности продаж незначительные +0,01%, фондоотдача нематериального актива в 2013 году составила 9839,13.
Поэтому директору предприятия не стоит в дальнейшем кардинально менять образ и внешний вид товарного знака. Ему стоит учесть, что за 60 лет деятельности предприятия, товарные знаки и знаки обслуживания могли в чём-то устареть, или потерять актуальность. В этом случае их можно дополнить, подкорректировать, но, ни в коем случае, не подвергать кардинальным изменениям. Это может привести к потере клиентов, утраты их ассоциаций и восприятия данного торгового знака.
Заключение
Рассматривая сферу управления нематериальными активами (НМА), можно сделать вывод о том, что вопросы формирования и использования таких активов, а также определение степени их влияния на эффективность функционирования предприятия и инновационный рост в целом являются одной из проблемных областей современного предприятия. Для обеспечения эффективного управления инновационным развитием необходима оценка экономических последствий принимаемых управленческих решений, связанных с НМА. Стоимость нематериальных активов, получаемая в результате оценки, является величиной вероятностной, прогнозной, ожидаемой. Оценку стоимости нематериальных активов следует рассматривать как результат аналитического исследования и обобщения условий, порядка и характера использования таких активов в финансово-хозяйственной деятельности конкретного предприятия.
Инновационный подход стратегически ориентированного управления нематериальными активами определяет данные активы как ключевые факторы развития предприятия и позволяет строить систему управления, ориентируясь именно на них, а не на материальные средства производства.[11]
Исследование содержания и роли нематериальных активов производственных предприятий в становлении инновационной экономики выявило важность и необходимость определения их системообразующих, системоразвивающих и системорезультирующих функций в рыночно ориентированной реструктуризации и модернизации отечественного производственного комплекса. Именно эти качества нематериальных активов способны оказывать существенное влияние на создание новой стоимости в форме технологических, продуктовых и процессных (управленческих) инноваций, формирующих возможность их коммерциализации и капитализации в процессе производства и реализации конкурентоспособной продукции.
Итак, в конце всего вышесказанного отметим, что цель и задачи данной курсовой работы были достигнуты.
В первой главе были широко представлены теоретические аспекты нематериальных активов и определено их место в эффективном развитии предприятия. Особое внимание было уделено раскрытию понятие нематериальных активов, их структуры, характеристики как интеллектуальной промышленной собственности. Целый пункт курсовой работы был уделён нематериальным активам в России и за рубежом. После чего были выявлены основные виды и методы оценки нематериальных активов, и раскрыта суть управления ими.
Во второй главе курсовой работы упор был сделан на подробный анализ эффективности управления нематериальными активами на конкретном предприятии. После чего были предложены пути повышения эффективности управления имеющимися объектами интеллектуальной собственности.
В заключение, ещё раз отметим, что важность интеллектуального капитала, интеллектуальной собственности и непосредственно нематериальных активов в современных условиях сомнений не вызывает. Сегодня это важнейший резерв роста капитализации любой компании. В жестких условиях мировой конкуренции деятельность на рынках капитала не прощает ошибок. В этих условиях постоянно возрастает роль нематериальных активов предприятия - его инновационных возможностей, интеллектуального капитала, человеческих ресурсов, организационного капитала и тому подобных активов - в качестве ключевых факторов выживания и успеха. По мере того, как центральное место в завоевании доминирующих конкурентоспособных позиций будет отводиться инновации, предприятиям придется инвестировать все больше средств в нематериальные активы и более внимательно их контролировать.[11] Таким образом, смело можно заявить, что эффективное управление интеллектуальной собственностью - это залог процветания предприятий.
Список литературы
Специальная литература
Дополнительная литература
1 Ковалев В.В. Управление финансами – Москва: ФБК – ПРЕсс, 2006, 521 с
2 Ковалев В.В. Управление финансами – Москва: ФБК – ПРЕсс, 2006, 521 с
3 Грузинов В. П., Грибов В. Д. Экономика предприятия: Учеб. пособие. – М: Изд-во МИК, 2008. – 201 с.
4 Грузинов В. П., Грибов В. Д. Экономика предприятия: Учеб. пособие. – М: Изд-во МИК, 2008. – 201 с
5 Остапенко В и др. Финансовое состояние предприятия: оценка, пути улучшения// Экономист 2007.- №7.-С.37-43
6 Остапенко В и др. Финансовое состояние предприятия: оценка, пути улучшения// Экономист 2007.- №7.-С.37-43
7 Астринский Д. Экономический анализ финансового положения предприятия // Экономист. - 2007.- №12.- С. 34-47
Информация о работе Значение нематериальных активов для эффективного развития пред-приятия