Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 21:11, курсовая работа
Собственно инвестиционная деятельность является содержанием первой стадии «инвестиционные ресурсы - вложение средств». Вторая стадия «вложение средств - результат инвестирования» характеризует взаимосвязь затрат и достигаемого эффекта. Воспроизводственный подход к анализу инвестиций предполагает рассмотрение инвестиций в движении, которое носит повторяющийся характер, поскольку доход, образующийся в результате вложения инвестиционных ресурсов, распадается на потребление и накопление, а накопление является основой следующего инвестиционного цикла. С позиций структурного подхода инвестиции выступают как единство субъектов, объектов и экономических отношений, связанных с движением инвестиций. Роль инвестиций в экономике проявляется в их воздействии на экономический рост, объем производства и занятости, структурные сдвиги, развитие отраслей и сфер хозяйства. Изменение объема чистых инвестиций в соответствии с эффектом мультипликатора ведет к нарастающему изменению доходов в экономике.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава1 Инвестиционная деятельность в России…………………………….5
Инвестиционная деятельность: понятие, принципы……………..5
Субъекты и объекты инвестиционной деятельности……………10
Источники, методы и формы финансирования инвестиционной деятельности………………………………………………………..12
Глава 2 Проблемы и перспективы инвестиционной деятельности………..20
2.1 Государственное регулирование инвестиционной деятельности в
России………………………………………………………………20
2.2 Проблемы инвестиций в современной экономике России……...22
2.3 Законодательное обеспечение инвестиционной деятельности…25
2.4 Основные направления и перспективы развития инвестиционной
политики……………………………………………………………29
Заключение…………………………………………………………………...36
Список использованной литературы………………………………………..38
Приложение А………………………………………………………………..39
Основополагающие законы, регулирующие инвестиционную деятельность в Российской Федерации "Об инвестиционной деятельности в РСФСР", "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", характеризуются различиями в трактовке определений, отсутствием реальных правовых норм и их декларативностью. Затрудняет работу и отсутствие четкого разграничения полномочий между органами государственной власти.
Бездействующим остается Закон "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" в части гарантирования деятельности субъектов инвестиционной деятельности, требующей установления четких и понятных принципов осуществления государственной поддержки инвестиционной деятельности.
Не получил должного развития механизм предоставления государственных гарантий Правительства Российской Федерации за счет бюджета развития Российской Федерации. В 2003 году было приостановлено действие Федерального закона "О бюджете развития Российской Федерации".
Одним из наиболее высоких барьеров на пути инвестиций в России является чрезмерная усложненность процедуры согласования технико-экономических обоснований и проектов строительства, а также получения разрешительной документации на реализацию инвестиционных проектов.
Сдерживающим является и отсутствие федерального закона "О свободных экономических зонах", определяющего единый подход и критерии создания свободных экономических зон в субъектах Федерации.
Созданная в предыдущие годы система свободных экономических зон поставила в неравные условия отдельные субъекты Российской Федерации и не стимулировала рост инвестиционной активности на этих территориях.
Отмена в 2002 году льгот по налогу на прибыль в части средств, направляемых на осуществление капитальных вложений, явилась серьезным препятствием для дальнейшего развития большинства предприятий. Инвестиционная льгота по прибыли являлась основным стимулом капитальных вложений.
Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности отражены в статье 10 федерального закона «Об инвестиционной деятельности».
Регулирование инвестиционной деятельности в законе формулируется следующим образом: проведение инвестиционной политики, направленной на социально-экономическое и научно-техническое развитие, обеспечивается государственными органами, республик в составе РФ, местными Советами народных депутатов в пределах их компетенции.
2.2 Проблемы инвестиций в современной экономике России
Будущее России и её статус как промышленной державы зависят от модернизации экономики на современной технологической основе. На передний план выдвигается проблема обеспечения устойчивого экономического роста. Это необходимо, чтобы достичь среднего уровня 25 стран-членов ЕС по ВВП на душу населения, который на 300% выше, чем в России.
Удвоение ВВП к 2010 году - цель, которая объективно требует всё больших усилий и труднодостижима, - продолжает рассматриваться руководством страны как приоритетная задача. Поэтому особо остро стоит вопрос о поиске инвестиционного механизма, чтобы дать мощный импульс развитию реального сектора экономики. Отсюда вытекает необходимость масштабных притоков инвестиций - отечественных и иностранных.
В I полугодии 2008 г. уровень инвестиционной активности крупных и средних организаций оставался высоким. За указанный период инвестиции в основной капитал увеличились на 10,6% (График 1 Приложение А)
Высокая инвестиционная активность в экономике во многом поддерживалась за счет расширения капитальных вложений в энергетический сектор, транспортный комплекс (дорожное строительство), отдельные виды машиностроительного комплекса, металлургическое производство, в жилищное строительство, производство удобрений, нефтехимию и индустрию строительных материалов (стекло, кирпич, цемент).
Вместе с тем следует отметить, что темпы прироста инвестиций в основной капитал значительно замедлились по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. По итогам I полугодия прошлого года вложения в объекты основных фондов возросли на 17,5%. Как видно из Графика 2 (Приложение) во многом причинами подобного «охлаждения» на рынке основного капитала в текущем году связаны со снижением инвестиционной активности в добывающем секторе, в АПК (сокращение инвестиций в животноводство и мясопереработку), машиностроении, в жилищном строительстве, в образовании (высшее образование). В торговле значительно упали вложения в сооружение объектов по продаже и ремонту автотранспортных средств, что обусловило отрицательную динамику по данному виду деятельности.
Благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура способствуют продолжению притока иностранных инвестиций в основной капитал.
По оперативной информации Росстата (по данным организаций, представивших статистическую отчетность (без учета органов денежно-кредитного регулирования, коммерческих банков), включая рублевые поступления, пересчитанные в доллары США), по состоянию на конец июня 2008 г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 242,1 млрд. долларов США, что на 35,6% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе (кредиты международных финансовых организаций, торговые кредиты и пр.) - 48,7% (на конец июня 2007 г. - 52,8%), доля прямых - 48,4% (45,2%), портфельных - 2,9% (2,0%).
Основные страны-инвесторы в I полугодии 2008 г. - Кипр, Соединенное Королевство (Великобритания), Нидерланды, Германия, Франция, Люксембург, Швейцария, на долю которых приходилось 77,0% от общего объема накопленных иностранных инвестиций, 80,8% общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций.
В I полугодии 2008 г. в экономику России поступило 46,5 млрд. долларов иностранных инвестиций, что на 22,9% меньше, чем в I полугодии 2007 года.
Обрабатывающие производства остаются более привлекательными для инвестирования. Доля иностранных инвестиций в обрабатывающие производства по состоянию на конец июня составила 31,9% от общего объема иностранных инвестиций в экономику России. Следующими по инвестиционной привлекательности объектами остаются оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 21,8%, добывающие производства - 18,6%, а также операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 11,4%.
К сожалению, достоверных непосредственных данные о географии российских ПИИ отсутствуют. Оценки Росстата, Центробанка России, ЮНКТАД, статистических ведомств стран, принимающих российский капитал, различаются многократно. В целом, можно говорить об объеме российских инвестиций на уровне 70-72 млрд. долл. в конце 2007г. На крупные соседние с Россией страны СНГ - Украину и Казахстан - приходилось 12 и 8% соответственно. Еще около10% составляла суммарная доля остальных стран СНГ. На 10 новых восточноевропейских стран СНГ (включая Болгарию и Румынию) приходилось около 10%, на все остальные государства ЕС - около 30%.
Таким образом, налицо проявление «эффекта соседства» для ПИИ. Вместе с тем по мере роста российских ТНК, они все чаще осуществляют капиталовложения в отдаленных регионах (Северной Америке, богатых сырьем странах Третьего мира).
2.3 Законодательное
обеспечение инвестиционной
В условиях реформирования экономики определяющая роль в данном процессе принадлежит государственному регулированию инвестиционной сферы. Однако анализ законодательного регулирования инвестиционной деятельности свидетельствует о наличии определенных правовых и нормативных пробелов. Важно подчеркнуть, что законодательные неточности при осуществлении инвестиционного процесса не только снижают эффективность инвестиций, но и не способствуют созданию благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности как со стороны государства, так и со стороны иных инвесторов, например, в действующем законодательстве не приведено четкого определения государственных инвестиций и государственных капитальных вложений.
Для успешного развития инвестиционной сферы необходимо формирование четкой стратегии инвестиционного развития региона на долгосрочную перспективу. Отсутствие такой стратегии приводит к тому, что руководящие органы при определении направлений и пропорций распределения бюджетных средств, привлечении и размещении инвестиций, выборе приоритетных инвестиционных проектов не имеют надежного механизма, позволяющего оценить принятое решение с учетом перспектив развития региона, обеспечения его комплексного развития, организации действия всех его подсистем, наиболее эффективного использования инвестиционного потенциала.
Эта проблема актуальна и на уровне муниципальных образований.
Таким образом, в настоящее время функции государственного регулирования, координации и контроля инвестиционной деятельности на территории Российской Федерации размыты и рассредоточены между многими федеральными министерствами, ведомствами и учреждениями, каждое из которых реализует их в пределах своей предметной компетенции и по своим направлениям. Зачастую выполняемые этими органами функции либо им не свойственны, либо дублируются другими органами и государственными учреждениями. В результате за формирование и реализацию общегосударственной инвестиционной политики до сих пор ни один из федеральных органов исполнительной власти не отвечает.
Объясняется это тем, что в России не было соблюдено в должной мере главное из названных выше условий необходимость долгосрочной политики государства в инвестиционной сфере была озвучена избранным Президентом РФ Медведевым Д.А. лишь в последнее время. При отсутствии же объявленных и гарантированных государством, хотя бы на несколько лет вперед, четких и ясных «правил игры» с отечественными и иностранными инвесторами, серьезного притока крупномасштабных частных капиталовложений в российскую экономику ожидать не приходится.
Особое значение для иностранных инвесторов имеет правовая система, позволяющая ориентироваться на законодательство страны, в которую осуществляются инвестиции. К сожалению, в России правовая система не обеспечивает такой защищенности в должной мере.
Новые правовые формы, будь то законы или подзаконные нормативные акты, часто вступают в силу без должной огласки. Поэтому нередко даже специалисты не имеют возможности своевременно получать информацию об изменении законодательства. Планирование экономической деятельности осложняется и тем, что законы, как правило, вступают с момента их опубликования, поэтому субъекты хозяйственной деятельности и органы исполнительной власти не имеют времени перестроиться в соответствии с изменившимися правовыми условиями. Во многих случаях юридические нормы имеют обратную силу.
Наряду с конституцией и федеральными законами в РФ существует огромное количество подзаконных нормативных актов - указов, распоряжений, инструкций, писем, которые часто противоречат друг другу. Отсутствует четкий механизм, регламентирующий, какой именно нормативный акт из множества правовых положений, существующих по одному и тому же вопросу, применяется в каждом конкретном случае. Отсюда ни инвесторы, ни исполнительные органы не могут быть уверены в правильности своего решения. В итоге планирование инвестиций в значительной мере затрудняется, поскольку последствия конкретных решений и связанные с этим расходы становятся непредсказуемыми. Пример тому закон «Об обществах с ограниченной ответственностью», согласно которому минимальный размер уставного капитала должен составлять не менее 100 минимальных размеров оплаты труда, в то время как изданный ранее Указ Президента РФ предусматривает для компаний с иностранным участием минимальный уставный капитал в размере не менее 1000 месячных минимальных окладов.
Многими законами РФ в недостаточной степени учитываются экономические интересы инвесторов. Вместо всеобъемлющего учета они поддерживают интересы только отдельных экономических групп.
Не менее важным, чем принятие надежных правовых положений, является применение на практике разработанных правовых норм. К сожалению, сложившаяся в РФ административная практика не способствует установлению отношений сотрудничества, основанных на доверии.
Административные органы, прежде всего таможенные и налоговые, часто не соблюдают принципы, признанные в западных странах в качестве основополагающих. Речь, в частности, идет о равенстве всех перед законом, соразмерности административных мер, запрете произвольных действий. Особый ущерб деятельности иностранных инвесторов наносит безоговорочное придание обратной силы правовым актам. Поэтому первым шагом по пресечению подобных действий могло бы стать принятие закона о регулировании административной деятельности, в котором должны содержаться положения об административной соразмерности при рассмотрении вопросов, по которым законодательство не обеспечивает полного регулирования, а также об ответственности государства за нарушение его структурами законов и других правовых актов. Предусмотренная в этом случае ответственность побудит исполнителей к строго правовым действиям.
Препятствием на пути капиталов в Россию является также недостаточная защищенность инвестора от экономических преступлений и коррупции.
Таким образом, можно отметить, что Россия, с множеством недостатков и проблем в инвестиционной сфере, имеет шанс занять достойное место в мировом сообществе при условии грамотного подхода правительства к этой проблеме.