Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 12:39, контрольная работа
Задание 4. 1. Построить факторную модель и определить ее тип. 2. Рассчитать влияние факторов способом цепных подстановок. 3. Сделать выводы.
Задание 5. 1. Построить факторную модель и определить ее тип. 2. Рассчитать влияние факторов на изменение результативного показателя всеми возможными для данной модели способами. 3. Определить структуру прироста объема выручки и ее динамику. 4. Построить диаграмму, отражающую структуру прироста объема выручки и ее динамику.
Задание 1 3
Задание 2 7
Задание 3 9
Задание 4 13
Задание 5 15
Оглавление
Задание 1 3
Задание 2 7
Задание 3 9
Задание 4 13
Задание 5 15
Общее понятие об индексах и значение индексного метода анализа
В практике статистики индексы наряду со средними величинами являются наиболее распространенными статистическими показателями. С их помощью характеризуется развитие национальной экономики в целом и ее отдельных отраслей, анализируются результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, исследуется роль отдельных факторов в формировании важнейших экономических показателей, выявляются резервы производства, индексы используются также в международных сопоставлениях экономических показателей, определении уровня жизни, мониторинге деловой активности в экономике.
Индекс представляет собой относительную величину, получаемую в результате сопоставления уровней сложных социально-экономических показателей во времени, в пространстве или с планом. Обычно сопоставляемые показатели характеризуют явления, состоящие из разнородных элементов, непосредственное суммирование которых невозможно в силу их несоизмеримости. Например, промышленные предприятия выпускают, как правило, разнообразные виды продукции. Получить общий объем продукции предприятия в таком случае нельзя суммированием количества различных видов продукции в натуральном выражении. Здесь возникает проблема соизмерения разнородных элементов. В качестве меры соизмерения разнородных продуктов можно использовать цену, себестоимость или трудоемкость единицы продукции.
В развитии индексной
теории в нашей стране сложились
два направления: обобщающее, или
синтетическое, и аналитическое. Различие
между этими направлениями
Обобщающее, или так называемое синтетическое, направление трактует индекс как показатель среднего изменения уровня изучаемого показателя. В аналитической теории индексы - это показатели изменения уровня результативной величины под влиянием изменения индексируемой величины. Например, величина индекса цен продукции, равная 1,1536 может быть истолкована в обобщающем значении как величина, указывающая на то, что цены на продукцию возросли в целом на 15,36% или в 1,1536 раза, а в аналитическом значении как показатель того, что в связи с изменением цен стоимость продукции (или размер выручки) увеличилась на 15,36%. Развитие второго направления было обусловлено применением индексного метода в экономическом анализе. Аналитическое направление в развитии индексной теории в значительной степени сформировалось благодаря работам российский статистиков В.Н. Старовского, Н.М. Виноградовой, Л.В. Некраша, И.Ю. Писарева. В настоящее время индексный метод продолжает успешно развиваться в трудах многих отечественных статистиков и получил широкое применение в практике статистической работы.
Таким образом, с помощью индексных показателей решаются следующие основные задачи:
1) характеристика
общего изменения сложного
2) выделение в изменении сложного показателя влияния одного из факторов путем элиминирования влияния других факторов (например, увеличение выручки от реализации продукции, связанное с ростом цен или выпуска продукции в натуральном выражении). В качестве самостоятельной можно выделить задачу обособления влияния изменения структуры явления на индексируемую величину (например, при изучении динамики среднеотраслевой себестоимости продукции исследуется влияние изменения в распределении объемов выпуска продукции по предприятиям отрасли).
Способы построения индексов зависят от содержания изучаемых показателей, методологии расчета исходных статистических показателей, имеющихся в распоряжении исследователя статистических данных и целей исследования.
Для удобства восприятия индексов в теории статистики разработана определенная символика. Каждая индексируемая величина имеет свое символическое обозначение.
По степени охвата элементов совокупности различают индивидуальные и сводные (общие) индексы. Индивидуальными называются индексы, характеризующие изменение только одного элемента совокупности (например, изменение выпуска легковых автомобилей определенной марки). Индивидуальный индекс обозначается У. Сводный индекс отражает изменение по всей совокупности элементов сложного явления. Если индексы охватывают не все элементы сложного явления, а лишь часть, то их называют групповыми, или субиндексами. Например, общий индекс характеризует динамику объема промышленной продукции. К субиндексам в этом случае могут быть отнесены индексы продукции по отдельным отраслям промышленности.
Индексные показатели
в статистике вычисляются па высшей
ступени статистического
При вычислении индексов различают сравниваемый уровень и уровень, с которым производится сравнение, называемый базисным. Выбор базы сравнения определяется целью исследования. В индексах, характеризующих изменение индексируемой величины во времени, за базисную величину принимают размер показателя в каком-либо периоде, предшествующем отчетному. При этом возможны два способа расчета индексов - цепной и базисный. Цепные индексы получают сопоставлением текущих уровней с предшествующими. Таким образом, база сравнения непрерывно меняется. Базисные индексы получают сопоставлением с уровнем периода, принятого за базу сравнения.
При территориальных сравнениях за базу принимают данные по какой-либо одной части территории, например, при региональных сопоставлениях внутри России, или итоговый показатель по всей изучаемой территории в целом, как это имеет место в международных сопоставлениях.
При использовании индексов как показателей выполнения плана за базу сравнения принимаются плановые показатели.
В зависимости от методологии расчета различают агрегатные индексы и средние из индивидуальных индексов. Последние, в свою очередь, делятся па средние арифметические и средние гармонические индексы.
Агрегатные индексы качественных показателей могут быть рассчитаны как индексы переменного состава и индексы фиксированного (постоянного) состава. В индексах переменного состава сопоставляются показатели, рассчитанные на базе изменяющихся структур явлений, а в индексах фиксированного состава - на базе неизменной структуры явлений.
Решение:
В зависимости от типа шкалы, в которой измерены переменные, используют различные виды коэффициентов корреляции.
Если исследуется зависимость
между двумя переменными, измеренными
в интервальной шкале, наиболее подходящим
коэффициентом будет
Формально коэффициент корреляции Пирсона вычисляется следующим образом:
r12 = [S(Yi1 - Y_1) x (Yi2 - Y_2)] / [S (Yi1 - Y_1)2 x S(Yi2 - Y_2)2]1/2,
Y_1 — среднее переменной Y1
Y_2 — среднее переменной Y2
Итак, коэффициент парной корреляции изменяется в пределах от -1 до +1. Крайние значения имеют особенный смысл. Значение -1 означает полную отрицательную зависимость, значение +1 означает полную положительную зависимость, иными словами, между наблюдаемыми переменными имеется точная линейная зависимость с отрицательным или положительным коэффициентом.
Значение 0,00 интерпретируется как отсутствие корреляции. Корреляция определяет степень, с которой значения двух переменных пропорциональны друг другу.
Говорят, что две переменные положительно коррелированы, если при увеличении значений одной переменной увеличиваются значения другой переменной.
Две переменные отрицательно коррелированны, если при увеличении одной переменной другая переменная уменьшается
При использовании способов парной корреляции связь между корреляционным фактором и результативным показателем характеризуется прежде всего коэффициентом корреляции, который может изменяться от нуля до единицы. Чем ближе он к единице, тем более тесная связь между анализируемыми показателями. Коэффициент корреляции с плюсом указывает на прямую связь, с минусом – на обратную:
R=
где R – число наблюдений;
у – результативный показатель;
x – факторный показатель.
Далее корреляционный анализ дополняется регрессионным анализом. Зависимость исследуемого показателя от одного фактора в простейшем виде можно представить формулой у = а + bx. Для определения параметров (а и b) этого уравнения используется метод наименьших квадратов, решается такая система уравнений:
Размер влияния фактора на результат оценивается по параметру b (коэффициент регрессии), что показывает, на сколько единиц изменяется хозяйственный результат при изменении размера фактора на единицу.
Таблица 1
y |
32 |
40 |
44 |
28 |
50 |
56 |
50 |
х |
60 |
68 |
80 |
76 |
74 |
87 |
96 |
Решение:
Построение линейной модели парной корреляции.
Определим линейный коэффициент парной корреляции по следующей формуле:
По данным вычислениям видно, что связь между объемом капиталовложений и выпуском продукции прямая и достаточно сильная.
Уравнение линейной регрессии имеет вид:
Уравнение линейной регрессии имеет вид:
С увеличением объема капиталовложений на 1 млн. руб. объем выпускаемой продукции увеличивается в среднем на 558 тыс.руб. Это свидетельствует об прямой связи данных показателей и эффективности работы предприятия.
Расчеты производились исходя из данных, указанных в таблице 2,3
Таблица 2
№п/п |
Y |
X |
Y-Yср |
(Y-Yср)кв |
X-Xср |
(X-Xср)кв |
(Y-Yср)(X-Xср) |
1 |
32 |
60 |
-10,857 |
117,878 |
-17,286 |
298,796 |
187,673 |
2 |
40 |
68 |
-2,857 |
8,163 |
-9,286 |
86,224 |
26,531 |
3 |
44 |
80 |
1,143 |
1,306 |
2,714 |
7,367 |
3,102 |
4 |
28 |
76 |
-14,857 |
220,735 |
-1,286 |
1,653 |
19,102 |
5 |
50 |
74 |
7,143 |
51,020 |
-3,286 |
10,796 |
-23,469 |
6 |
56 |
87 |
13,143 |
172,735 |
9,714 |
94,367 |
127,673 |
7 |
50 |
96 |
7,143 |
51,020 |
18,714 |
350,224 |
133,673 |
Сумма |
300 |
541 |
0,000 |
622,857 |
0,000 |
849,429 |
474,286 |
Среднее |
42,86 |
77,29 |
88,980 |
121,347 |
67,755 |
Таблица 3
№п/п |
YX |
Xкв |
Yкв |
В |
А |
Yрасч |
е=Y-Yрасч |
e/Y*100% |
1 |
1920,000 |
3600,000 |
1024,000 |
0,558 |
-0,268 |
33,212 |
-1,212 |
-3,788 |
2 |
2720,000 |
4624,000 |
1600,000 |
37,676 |
2,324 |
5,810 | ||
3 |
3520,000 |
6400,000 |
1936,000 |
44,372 |
-0,372 |
-0,845 | ||
4 |
2128,000 |
5776,000 |
784,000 |
42,140 |
-14,140 |
-50,500 | ||
5 |
3700,000 |
5476,000 |
2500,000 |
41,024 |
8,976 |
17,952 | ||
6 |
4872,000 |
7569,000 |
3136,000 |
48,278 |
7,722 |
13,789 | ||
7 |
4800,000 |
9216,000 |
2500,000 |
53,300 |
-3,300 |
-6,600 | ||
Сумма |
23660,000 |
42661,000 |
13480,000 |
300,002 |
-0,002 |
-24,182 | ||
Среднее |
3380,000 |
6094,429 |
1925,714 |
42,857 |
-3,455 |