Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 22:32, курсовая работа
Оценка трудовой деятельности персонала представляет собой целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик личности (характера, способностей, навыков, мотивации) требованиям исполняемой организационной роли. Проведение такой оценки включает (см. рис. 1):
текущий контроль результатов деятельности,
проведение различных аттестационных мероприятий,
анализ результатов текущего контроля и аттестаций,
доведение результатов текущего контроля и аттестаций до сотрудников
Введение
1.Необходимость оценки деятельности персонала предприятия, ее взаимосвязь с деятельностью предприятия.
2.Характеристика методов оценки деятельности персонала.
3.Инновационные методы оценки деятельности персонала.
Заключение
Список использованных источников
Задача
содержание:
Введение
1.Необходимость оценки
деятельности персонала
2.Характеристика методов оценки деятельности персонала.
3.Инновационные методы оценки деятельности персонала.
Заключение
Список использованных источников
Задача
1.Необходимость оценки деятельности персонала предприятия, ее взаимосвязь с деятельностью предприятия.
Оценка трудовой деятельности
персонала представляет собой
целенаправленный процесс
Рисунок 1 Аспекты оценки персонала
Основной целью оценки и анализа трудовой деятельности является получение объективной информации о:
Оценка трудовой деятельности дает возможность решить следующие задачи:
Все многообразие показателей оценки деятельности персонала можно разделить на три группы (см. рис. 2):
Рисунок 2 Показатели оценки персонала
Показатели личностных качеств наиболее сложно определить, поскольку, во-первых, из всего многообразия качеств личности необходимо выбрать те, которые в наибольшей степени определяют результаты профессиональной деятельности, во-вторых, качества личности нельзя непосредственно наблюдать и измерять.
Показатели
профессионального поведения
В оценке результатов труда можно выделить объективные и субъективные показатели. Объективные показатели достаточно легко измеримы и, как правило, охватываются информационной системой предприятия. Такие показатели используются для оценки производственного персонала предприятия и тех функциональных подразделений, результаты деятельности которых могут иметь количественное выражение. Например, для отдела главного механика - это соблюдение сроков планово-предупредительного ремонта оборудования, время реагирования на поломку оборудования, время устранения неисправностей и т.п. Для отдела материально-технического снабжения - это сроки поставок и цены.
Субъективные показатели используются при оценке деятельности в тех подразделениях, где достаточно сложно установить численные критерии эффективности деятельности (плановый отдел, юридическая служба, отдел главного конструктора).
Методы, используемые для субъективной оценки результатов труда, профессионального поведения и личных качеств персонала, можно разделить на две основные группы:
В качестве оценивающих данного сотрудника могут выступать руководители, коллеги и подчиненные. Если в оценке сотрудника участвуют люди всех названных категорий, то такой метод называется "360-градусной аттестацией". Он позволяет получить всестороннюю аттестацию сотрудника.
Методы индивидуальной оценки по сути своей представляют собой ранжирование, когда оценивающим предлагается заданная шкала с балльными значениями оцениваемых показателей. Эти показатели могут быть равноценными или неравноценными. В последнем случае каждый из них получает определенный вес, например по пятибалльной системе. Используемые шкалы для оценки показателей могут быть разными, в зависимости от оцениваемых показателей. Наиболее распространенными являются:
описательная шкала,
номинальная шкала,
шкала
рейтингов поведенческих
Описательная шкала используется при необходимости подробного описания качественных значений оцениваемого показателя (пример на рис. 3).
Оцениваемый показатель: способность принимать решения
Рисунок 3 Пример описательной шкалы
Номинальная шкала используется в том случае, если оцениваемый показатель достаточно хорошо описывается понятиями (пример на рис. 4):
Оцениваемый показатель: пунктуальность
Рисунок 4 Пример номинальной шкалы
Шкала
рейтингов поведенческих
Оцениваемый показатель: преобладающий стиль руководства
Ситуация: получение срочного задания
Рисунок 5 Пример шкалы рейтингов поведенческих установок
Методы групповой оценки дают возможность сравнивать между собой результативность деятельности сотрудников внутри коллектива. Шкалы, используемые при групповой оценке, идентичны шкалам индивидуальной оценки.
Методы индивидуальной и групповой оценки, по сути, представляют собой ранжирование, то есть процесс упорядочения каких-либо объектов (в нашем случае сотрудников) в порядке предпочтений руководителя или привлекаемых для этого специалистов (экспертов). Можно говорить о попарном и последовательном ранжировании.[11, c.102]
Суть последовательного ранжирования заключается в установлении отношений предпочтения между сотрудниками. В зависимости от вида отношений возможны следующие варианты упорядочения работников:
1) если среди сотрудников нет одинаковых по сравниваемым показателям, т.е. эквивалентных, то можно говорить, что между ними существует отношение строгого порядка. Обозначается как Ai Aj или Ai Aj, где Ai, Aj - сотрудники. В результате сравнения всех сотрудников по отношению строгого порядка составляется упорядоченная последовательность A1 A2 ... An, где сотрудник с первым номером является наиболее предпочтительным из всей совокупности, сотрудник со вторым номером - менее предпочтительным, чем первый, но предпочтительнее остальных и т.д.
В
практике чаще всего применяется
числовое представление
r1 = f(А1) = 1; r2 = f(А2) = 2; ...rn = f(Аn) = n
или наоборот
r1 = f(А1) = n; r2 = f(А2) = n-1; ...rn = f(Аn) = 1,
где числа r1, r2..., rn называются рангами.
2) если, по мнению руководителя, среди сотрудников есть эквивалентные, то упорядоченная последовательность имеет вид:
A1>A2>A3=A4=A5>...>An-1=
Работники А3,, А4, А5 эквивалентны между собой, а работники Аn-1, Аn - между собой. В данном случае числовое представление для рангов эквивалентных сотрудников определяется одинаковым числом, равным среднему арифметическому значению рангов присваиваемых одинаковым объектам. Такие ранги называют связанными рангами.
Например, в нашей последовательности при n = 10 ранги сотрудников А3, А4, А5 будут r3 = r4 = r5 = (3 + 4 + 5) / 3 = 4, а r9 = r10 = (9 + 10) / 2 = 9, 5, т.е. связанные ранги могут оказаться нецелыми числами.
Удобство использования связанных рангов заключается в том, что сумма рангов и объектов равна сумме натуральных чисел от единицы до n. При этом любые комбинации связанных рангов не изменяют эту сумму.
Достоинством последовательного ранжирования как метода является простота процедур. Недостаток такого ранжирования - сложность упорядочения более 7-8 сотрудников и практическая невозможность работать с более чем 15 сотрудниками (например, крупная производственная бригада или отдел учреждения).
Если число работников столь велико, то используется метод попарного ранжирования.
Суть попарного ранжирования может быть представлена в виде следующего алгоритма:
1) каждый сотрудник последовательно сравнивается со всеми остальными. Результатом сравнения сотрудников Ai и Aj является одно из трех отношений предпочтения
Ai>Aj, Ai=Aj, или Ai<Aj;
2) в зависимости от результатов сравнения определяются величины
aij={1,Ai>=Aj, i,j = 1,n
{0,Ai<Aj
3) полученные величины aij заносятся в таблицу, аналогичную таблице 2.12;
4) выбор работника с наибольшим рангом (в примере это сотрудник А3).
Таблица 1
Пример попарного сравнения четырех альтернатив
А1 | А2 | А3 | А4 | Ранг сотрудника | |
А1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 2 |
А2 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
А3 | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
А4 | 1 | 1 | 0 | 1 | 3 |
При формировании системы показателей необходимо учитывать следующие моменты:
Информация о работе Инновационные методы оценки деятельности персонала