Инфляция и безработица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 19:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение взаимосвязи инфляции и безработицы, а также текущего влияния данного аспекта на экономику России.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
1 Теоретические основы инфляции и безработицы
2 Анализ инфляции и безработицы в Российской Федерации

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая1.docx

— 121.47 Кб (Скачать файл)

Инфляция наказывает людей, которые  получают относительно фиксированные  номинальные доходы. Иначе говоря, она перераспределяет доходы, уменьшая их у получателей фиксированных  доходов и увеличения их у других групп населения.

Люди, живущие на нефиксированные  доходы, могут выиграть от инфляции. Номинальные доходы таких групп  населения могут обогнать уровень  цен, или стоимость жизни, в результате чего их реальные доходы увеличатся.

С ростом цен реальная стоимость, или  покупательная способность сбережений, отложенных на черный день, уменьшится.

Во время инфляции уменьшается  реальная стоимость срочных счетов в банке, страховых полисов, ежегодной  ренты и других бумажных активов  с фиксированной стоимостью, которых  когда-то хватало ,например, было вложено 1000 у.е. в коммерческий банк или в  ссудо-сберегательную ассоциацию или  куплена облигация за 1000 у.е. при 6%-ной ставке, но если инфляция достигает 13%, то в конце года стоимость, или  покупательная способность этой тысячи уменьшится до 938, то есть вкладчик получит 1060 у. е., но дефилирование этих 1060 у.е. с учетом 13%-ной инфляции означает, что реальная стоимость 1060 у.е. составляет лишь около 938

 

 

3 Методы регулирования инфляции и безработицы и пути их решения

 

 

3.1 Антиинфляционная политика государства

 

 

Правительство каждой страны, находящейся в кризисе, должно проводить антиинфляционную политику.

Антиинфляционная политика - комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией.

Опыт борьбы с инфляцией  показывает, что основной целью государственной антиинфляционной политики должно являться не искоренение инфляции, а превращение её в управляемый процесс, доведение до умеренного уровня.

Можно выделить несколько  вариантов государственной антиинфляционной политики в зависимости от целей, основных инструментов, ориентации на решение тактических или стратегических задач.

В зависимости от цели выделяют два направления такой политики.

Первое – адаптивная политика, ориентированная на смягчение негативного  влияния высокой инфляции на уровень  жизни населения и ослабление социально-политической напряженности  в обществе. Инструментами для  этого является индексация заработной платы и некоторых других денежных доходов.

Второе направление –  политика, нацеленная на снижение высоких  темпов инфляции путем воздействия  на факторы, их обусловливающие. концептуальные основы такого регулирования различны у сторонников кейнсианской и  монетаристской теории. Кейнсианская концепция выделяет в качестве приоритетного  направления обуздание инфляции увеличением совокупного предложения  путем увеличения эффективного спроса, представители же монетаристской школы  первоочередные меры регулирования  инфляции нацеливают на сокращение совокупного  спроса, то есть проведение конфискационной  денежной реформы, замораживание сбережений и заработной платы.

Кроме того, необходимо выделить и некоторые стабилизационные программы, используемые для борьбы с галопирующей и гиперинфляцией. Это:

  1. ортодоксальные программы финансовой стабилизации, приоритетами которых являются ликвидация бюджетного дефицита и поддержание темпов прироста денежной массы в обращении в соответствии с реальными возможностями увеличения производства;
  2. гетеродоксальные программы, исходящие из параллельного действия механизмов инфляции спроса и инфляции издержек (проведение политики доходов, стимулирование производства с помощью низких процентных ставок и снижения налогов, государственное регулирование внешнеэкономической деятельности и валютных операций).

Негативные социально-экономические  последствия инфляции вынуждают правительство проводить определенную экономическую политику. Различают две их части: антиинфляционную стратегию и антиинфляционную тактику.

Составляющие антиинфляционной стратегии:

1. гашение антиинфляционных ожиданий путем информирования населения;

2. долгосрочная денежная политика (введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы);

3. сокращение бюджетного дефицита (увеличение налогов или уменьшение расходов государства).

Антиинфляционная тактика  должна быть направлена на увеличение предложения товаров без повышения спроса или на снижение спроса без падения предложения. Важную роль здесь может сыграть повышение степени товарности народного хозяйства. Этому содействует льготное налогообложение предприятий, продающих побочные продукты производства, услуги, информацию, формирующие новые рынки. Мощным фактором снижения инфляции является приватизация государственной собственности, реализация государственных стратегических запасов, материальных ресурсов предприятий, массированный потребительский импорт. Регулирование спроса предусматривает повышение норм сбережений, и уменьшение уровня их ликвидности. Для этого значительно повышаются процентные ставки по вкладам, по государственным облигациям, форсируется приватизация. Иногда даже вводится временное замораживание вкладов. Когда полностью исчерпаны все способы противодействия инфляции, может быть проведена денежная реформа конфискационного типа.

Таким образом, можно сделать  следующий вывод: последствия инфляции регулируются с помощью определенной антиинфляционной политики, представляющей собой несколько отдельно существующих, но взаимосвязанных части – адаптивная политика, стабилизационные программы, антиинфляционная стратегия и антиинфляционная тактика.

Методы борьбы с инфляцией  могут быть прямые и косвенные.

Косвенные методы включают:

1. регулирование общей  массы денег через управление  «печатным станком»;

2. регулирование процентных  ставок коммерческих банков через  управление ими Центробанком;

3. обязательные денежные  резервы коммерческих банков;

4. операции центрального  банка на открытом рынке ценных  бумаг.

Прямые методы борьбы с инфляцией, включают в себя:

1. прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым - денежной массы;

2. государственное регулирование цен;

3. государственное (по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы;

4. государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса.

На основе вышесказанного, мы можем сделать следующий вывод: методы борьбы с инфляцией делятся на косвенные и прямые, последние из которых наиболее эффективно влияют на замедление темпов развития инфляции в современной экономике.

 

 

3.2 Меры, принимаемые  для регулирования уровня безработицы

 

 

Последствия безработицы  негативны для развития экономики  любой страны и непосредственно  для самого человека. Поэтому разрабатывается  ряд законодательных и экономических мер по снижению безработицы. Основная цель систем сокращения безработицы и управления занятостью состоит в стимулировании спроса на рабочую силу и в приближении структуры предложения труда к структуре спроса на труд. Практически это означает разработку и реализацию комплекса мер по обеспечению соответствия структуры рабочей силы изменяющейся структуре рабочих мест.

Управление занятостью является важнейшей частью экономической  и социальной политики страны. Эта  политика осуществляется Министерством  экономического развития и торговли, Федеральной службой по труду  и занятости (которая подведомственна  Министерству здравоохранения и  социального развития), Федеральной  миграционной службой, другими министерствами и ведомствами.

В отношении безработицы  государство располагает тремя  видами политики: социальной, макроэкономической и в сфере занятости. Функция  социальной политики состоит в оказании помощи безработным с целью поддержания  их жизненного уровня. Макроэкономическая политика предполагает использование  денежно-кредитных и бюджетно-налоговых  мер для сокращения безработицы. Политика в сфере занятости направлена на создание новых рабочих мест, системы переподготовки кадров, центров  по трудоустройству и т.д.

Принято выделять два типа политики занятости: пассивную и  активную. При пассивной функция  государства сводится к регистрации  безработных и оказании им всесторонней социальной поддержки. Активная политика предполагает сохранение и увеличение занятости через стимулирование создания новых рабочих мест, поддержку  самозанятости, стимулирование предложения  рабочей силы. Активная политика занятости  проявляется по следующим основным направлениям:

помощь в трудоустройстве;

содействие в профессиональной подготовке и переподготовке;

содействие самозанятости  и предпринимательству;

организация общественных работ;

помощь людям, испытывающим особые объективные трудности в  трудоустройстве: инвалидам, молодежи, пожилым и др.

Помощь в трудоустройстве  в России обеспечивается на основе Закона о занятости населения  РФ. Согласно ст.12 (п.1)"государство  гарантирует гражданам… бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве".

В настоящее время Роструд (Федеральная служба по занятости  и трудоустройству) через свои отделения  по всей России реализует следующие  мероприятия по содействию занятости  населения:

Организация временного трудоустройства  безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников  учреждений начального и среднего профессионального  образования, ищущих работу впервые.

Организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии)

Организация профессионального  обучения

Оказание содействия самозанятости  безработных граждан

Социальная адаптация  безработных граждан на рынке  труда

Организация временного трудоустройства  безработных граждан, особо нуждающихся  в социальной защите

Организация общественных работ

Информирование населения  и работодателей о положении  на рынке труда

Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест

Организация временного трудоустройства  несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет

Рассматриваемые направления  активной политики на рынке труда  осуществляются через федеральные, региональные и местные подразделения  службы занятости. В России действуют  около 2.5 тыс. центров занятости, в  которых работает свыше 40 тыс. штатных  сотрудников.

Также помочь в борьбе с  безработицей могут следующие меры: создание новых рабочих мест, причем именно достойных и производительных и реализация механизма социального  страхования, включающего в себя, в том числе, и страхование  от безработицы;

А в борьбе с трудовой миграцией принято Постановление Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 г. № 683 "Об установлении на 2007 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли на территории Российской Федерации", по которому с 15 января 2007 года количество иностранных работников на розничных рынках может составлять не более 40 процентов, а с 1 апреля работать там им будет запрещено. Кроме того, с 15 января иностранцы не могут работать в сфере торговли алкогольными напитками и фармацевтическими товарами. С этой целью в Трудовом кодексе предусмотрено новое основание для увольнения - пункт 12 части 1 статьи 83. При этом выплата выходного пособия при увольнении не предусмотрена.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

В данной курсовой работе я  рассмотрела одну из самых сложных  проблем макроэкономической политики - одновременное регулирование инфляции и безработицы.

В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и  опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.

В данной работе мы дали понятие инфляции, выделили ее типы, закономерности развития, рассмотрели такие важные понятия, как ползучая, галопирующая инфляции и гиперинфляция. Также привели определения сбалансированной и несбалансированной, ожидаемой и неожидаемой, открытой и подавленной инфляций, раскрыли основные причины, следствием которых является инфляция, ее характерные черты и методы её регулирования.

Истоки инфляционных явлений  коренятся в сложившихся и  постоянно воспроизводимых макроэкономических диспропорциях; в созданной в  административной экономике форме  управления, предопределяющей модель ценообразования, способ принятия инвестиционных и внешнеэкономических решений; в специфической модели бюджетно-финансовой и кредитно-денежной политики.

Глубинные причины инфляции находятся как в сфере обращения, так и в сфере производства и очень часто обуславливаются  экономическими и политическими  отношениями в стране, а её последствия  могут проявляться в течение  многих десятилетий. Но важно знать  не то, каким последствиям может  привести инфляция, а то, как избежать этих негативных последствий. Именно поэтому  разработка антиинфляционных программ становиться одной из важнейших  задач государства, в котором  неистовствует инфляция.

Информация о работе Инфляция и безработица