Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 16:29, курсовая работа
Розничная торговля – это завершающая форма продажи товаров конечному потребителю в небольших объемах через магазины, павильоны, лотки, палатки и другие пункты сети розничной торговли. Розничные торговые предприятия реализуют товары непосредственно населению, то есть физическим лицам, применяя свои, специфические способы и методы розничной продажи, окончательно завершают обращение от изготовителя продукции.
1.Введение. 3
2. Сущность и функции предприятий розничной торговли. 3
3. Классификация предприятий розничной торговли. 7
3.1 Классификация предприятий розничной торговли по виду реализуемого ассортимента. 7
3.2 Классификация предприятий розничной торговли по формам торгового обслуживания. 8
3.2.1 Классификация предприятий розничной торговли по методам продажи. 8
3.2.2 Классификация предприятий розничной торговли по персональным методам продажи.11
3.3 Классификация предприятий розничной торговли по уровню цен.13
3.4 Классификация предприятий розничной торговли по типам. 14
3.5 Классификация предприятий розничной торговли по формам и видам интеграции.18
3.6 Классификация предприятий розничной торговли по концентрации. 21
4.Повышение эффективности розничной торговли. 23
5.Заключение. 25
6.Список использованной литературы. 26
В зависимости от уровня концентрации магазинов возможны следующие варианты:
При изолированном размещении торговые предприятия географически удалены от других точек. Изолированные точки тем не менее могут располагаться рядом с другими формами экономической и социальной активности. Изолированная точка располагается таким образом, чтобы не делить поток потребителей с другими продавцами. При этом различают монопольную и операционную изоляцию.
Монопольная изоляция — это месторасположение, дающее продавцу уникально удобное и доступное положение для потребителей. Расположенная таким образом точка изолирована от конкурирующих точек, но очень удобна для транспортных сообщений, — например, книжный магазин на территории учебного заведения.
Операционная изоляция обеспечивает изоляцию в отдельных «операциях» — например, в специализации ассортимента, использовании каких-либо форм продаж и т. п.
Групповое размещение предполагает близкое нахождение предприятий или даже их тесное соседство. Группа — это два или более близко расположенных продавцов розничной торговли, имеющих общую клиентуру при минимальных усилиях.
В настоящее время во всем мире получают распространение торговые комплексы, в частности моллы.
Молл — это огромный (100—200 тыс. кв. м) торговый комплекс с парковкой, включающий в себя сотни различных магазинов, супермаркет, универмаг, службы быта и автосервиса, центр развлечений, рестораны, кафе и прочее. Молл рассчитан на то, чтобы покупатель приехал и провел в нем целый день, имея возможность купить все — от гвоздя до машины. Как правило, моллы строятся вдали от центра. В настоящее время в России уже функционирует первый торговый молл «Рамстор», который построила турецкая компания «Энка» совместно с турецкой торговой компанией «Мигрос». Комплекс по европейским меркам небольшой — порядка 18 000 кв. м, включающий в себя гипермаркет общей площадью 5000 кв. м и торговый центр площадью 6000 кв. м с различными специализированными магазинами, а также стоянку на 400 парковочных мест. В Москве ведется строительство еще нескольких моллов: в частности «Гвоздь», в котором можно будет купить любые товары для дома — от стройматериалов до текстиля и бытовой техники. По мнению специалистов, торговые моллы должны прийти на смену оптово-розничным ярмаркам-рынкам, которые занимают лидирующие позиции в торговой инфраструктуре России в силу низкого уровня цен и большого ассортимента товаров.
В Москве и Московской области вдоль МКАД построены торговые комплексы, которые занимают площадь от 10 до 25 га и включать в себя одно- или двухэтажный гипермаркет площадью 20—25 тыс. кв. м, торговые галереи площадью 15—30 тыс. кв. м, торговые площади для продажи стройматериалов размером 10—25 тыс. кв. м, парковку для автомобилей, предприятие быстрого питания и т.д.
В России в зависимости от месторасположения различают торговые предприятий в центре города и в жилых районах (функциональная классификация).
За рубежом в некоторых странах принята ступенчатая система расположения магазинов, например в Великобритании различают:
Американские исследователи чаще всего пользуются так называемой классификацией Гарриса, которая различает девять типов городов .
4.Повышение эффективности
Из-за неравномерности продаж, неустойчивости экономического роста, повышения расходов на зарплату, жесткой конкуренции и других факторов для многих розничных торговцев приоритетное значение имеет повышение эффективности, т.е. умелой реализации стратегии розничной торговли. Эффективность можно выразить как отношение затрат к объему продаж в процентах; как время, необходимое кассиру на выполнение трансакции; процент клиентов, которые делают покупки в "средний" день; размеры прибыли; объем продаж на квадратный метр; оборачиваемость товарных запасов; рост объемов продаж и т.д.
Для удовлетворения каждого из этих критериев эффективности розничный торговец должен максимально квалифицированно реализовать свою стратегию. Основной вопрос заключается в следующем: можно ли получить запланированные объемы продаж и прибыли, одновременно сохраняя контроль над затратами? Поскольку разным комплексам стратегий соответствуют разные потребности в ресурсах, касающиеся размещения магазина, его оборудования, количества и квалификации персонала и т.д., критерии эффективности должны соответствовать нормам каждого типа комплекса стратегий (например, универмага или дисконтного магазина с полным ассортиментом).
Кроме того, рост объема продаж нужно оценивать корректно, сравнивая показатели для одинаковых сезонов и магазинов. В противном случае данные будут искаженными за счет сезонных колебаний и/или разной площади магазинов.
Меня заинтересовал пример компании Circuit City: у компании Circuit City есть четыре прототипа магазинов, параметры которых (например, метраж и товарный ассортимент) соответствуют конкретным торговым зонам, т.е. характеристикам населения и ожидаемому объему продаж. Формат D предназначен для самых густонаселенных районов; площадь торгового помещения магазина такого формата в среднем составляет 2500 квадратных метров. Формат С — самый распространенный; к нему относится большинство магазинов компании. Площадь торгового помещения магазина формата С составляет около 1660 квадратных метров. Формат В чаще используется для рынков меньшего масштаба или тех, которые находятся на окраине рынков крупных городов; площадь торгового помещения магазина такого формата в среднем составляет 1390 квадратных метров. В магазинах формата В предлагают широкий ассортимент товаров, стремясь максимально увеличить прибыль на инвестированный капитал в районах, для которых характерны более низкие объемы продаж. Магазины формата А располагаются в самых малонаселенных районах; площадь торгового помещения магазина такого формата в среднем составляет 1050 квадратных метров. Магазины формата А имеют такие планировку, структуру персонала и ассортимент товаров, которые позволяют достичь высокой эффективности даже на самых мелких рынках.
Эффективность можно повысить двумя способами: улучшить производительность работы сотрудников, увеличить объем продаж в расчете на квадратный метр площади магазина, а также другие показатели с помощью более совершенных программ обучения, масштабной рекламы и т.д.; снизить затраты за счет автоматизации, передачи поставщикам некоторых задач, использования скидок, поиска поставщиков с более низкими ценами на товары, проявляя большую гибкость в работе и т.д. Например, в спокойные периоды розничный торговец использует основной немногочисленный штат сотрудников, занятых полный рабочий день, а в периоды "пиков" продаж нанимает дополнительных сотрудников, занятых неполный рабочий день.
Но розничные торговцы должны понять, что эффективность нельзя рассматривать только с точки зрения сокращения затрат. Чрезмерная экономия может привести к потере приверженных клиентов.
Одна из самых сложных проблем, с которыми сталкиваются компании, торгующие одновременно в обычных "настоящих" магазинах и на своих Web-сайтах в режиме "on-line", — это ситуация, когда покупатель хочет вернуть товар. Чтобы хранить контроль над затратами, некоторые компании решили не принимать в своих магазинах возвращенные товары, приобретенные в онлайновом режиме. Такая политика огорчила многих покупателей. К тому же нужно отметить, что информация о такой политике не доводится до сведения потенциальных покупателей должным образом. Чтобы узнать на Web-сайте о политике компании при возврате покупок, посетитель должен зайти в раздел Help, а затем прокрутить страницу вниз до самого конца. Понятно, что это делают немногие.
Я бы хотел привести две стратегии, которые используют розничные торговцы для повышения эффективности на примере компаний Sears и Tuesday Morning:
• Sears больше внимания уделяет эффективности использования торговых площадей. Компания освободила десятки тысяч квадратных метров площадей в своих магазинах. Для этого она переместила некоторые мебельные отделы в отдельные магазины, стала использовать для розничной торговли площади, которое раньше занимали фирмы — подрядчики по ремонтным работам, а также более эффективно осуществлять менеджмент категорий и размещать товары.
• Сеть Tuesday Morning, торгующая качественными уцененными товарами, открывает свои магазины только на четыре сезонные распродажи, что составляет примерно 225 дней в год. Ее магазины закрыты весь январь и июль, а также частично в некоторые другие месяцы (для пополнения запасов). У компании Tuesday Morning довольно низкие операционные расходы за счет экономии на зарплате сотрудников (поскольку очень многие из них заняты неполный день), коммунальных услугах и страховании. Фирма продолжает снижать затраты, размещая магазины в районах с низкой арендной платой. В компании Tuesday Morning понимают, что их магазины стали целевыми для многочисленных приверженных покупателей.
Информация о работе Классификация предприятий розничной торговли