ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………………….....3
Глава 1. Классическая модель
занятости …………………………………………5
Глава 2. Классическая модель
рынка товаров ……..………………………...…..11
Глава 3. Классическая модель
денежного рынка ..……………………………....15
Глава 4. Модель общего экономического
равновесия …………………………17
Заключение………………..……………………………………………………..….21
Библиографический список……………..……………………………………..…..22
ВВЕДЕНИЕ
Функционирование любой экономической
системы предполагает, в идеале, установление
равновесия, то есть такого состояния,
при котором субъектам ничего не хочется
изменять, все всех устраивает: спрос равен
предложению, объемы выпуска – потреблению,
фирма получает максимальную прибыль
и тому подобное. При этом сама экономическая
система, будь то домашнее хозяйство, фирма
или национальная экономика, «работает»
эффективно.
В отношении современной национальной
экономики, которая изучается макроэкономикой,
следует отметить, что основным субъектом
здесь выступает государство. Оно на протяжении
всей истории своего существования наряду
с задачами поддержания порядка,
законности, организации национальной
обороны и т.п. выполняло определенные
функции в сфере экономики.
Объектами государственного
управления в экономической сфере являются:
совокупный спрос, совокупное предложение,
цены, занятость, ставка банковского процента,
воздействие на которые (в совокупности)
призвано обеспечить макроэкономическое
равновесие. Необходимость поддержания
соответствия объемов и структуры совокупных
величин спроса и предложения составляет
основу объективного экономического закона
пропорционального развития макроэкономики.
При нарушении таких соотношений возникает
макроэкономическое неравновесие, которое
выражается в экономических кризисах,
ведет к массовой безработице, инфляции.
Проблема обеспечения равновесия является
краеугольным камнем любой национальной
экономики и до сих пор остается актуальной
для всего мирового сообщества. Ее решение
позволяет обеспечить экономический рост,
занятость, достичь сбалансированности
в экономике между ресурсами и потребностями
общества.
В экономической теории на различных
этапах ее развития существовали и существуют
различные модели макроэкономического
равновесия, которые по-разному объясняют
воздействие государства на регулирование
экономики для достижения сбалансированности
между совокупным спросом и совокупным
предложением.
Целью данной курсовой работы является
выяснение сущности макроэкономического
равновесия с позиции классической школы
экономической мысли и механизма, обеспечивающего
достижение этого равновесия. Основываясь
на фактах прошлого, на изучении механизмов
воздействия и инструментов макроэкономической
практики, мы можем понять и прогнозировать
будущее.
Задачи исследования определены следующими
положениями:
- выяснение понятия «равновесия»
и «полной занятости» в классической
школе;
- определение основных экономических
инструментов и механизмов, влияющих
на установление равновесия на рынках
труда, товаров и денег;
- анализ установления общего равновесия
на всех рынках.
Объект исследования – национальная
экономика; предмет - равновесие в условиях
полной занятости.
Цель и задачи курсовой работы
обусловили ее структуру, которая включает
введение, четыре раздела, заключение
и библиографический список.
ГЛАВА 1
КЛАССИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
ЗАНЯТОСТИ
В современной экономической
науке различают два теоретических подхода
к характеристике равновесия между совокупным
спросом и совокупным предложением. Первый
был изложен представителями классической
политэкономии в первой половине XIX в.
и развит их последователями – экономистами-неоклассиками
во второй половине XIX – первых десятилетиях
ХХ века. Второй подход был обоснован Дж.Кейнсом
и его последователями в начале 1936 года.
Условия совокупного равновесия совершенной
рыночной экономики были сформулированы
в самом общем виде еще в XVIII в. шотландским
экономистом А.Смитом. Смит считал, что
свободное взаимодействие индивидуумов
в рыночной экономике приводит не к хаосу,
а к определенному порядку. Действия хозяйствующих
субъектов, направленные, в первую очередь,
на получение личной выгоды «невидимой
рукой» направляются к общему благу [2,
с.281].
Проблема общего равновесия занимала
и К.Маркса. В «Капитале» им рассматриваются
схемы общественного воспроизводства,
анализ которых позволил ему сделать вывод
о том, что общее равновесие достигается
переливом ресурсов из отрасли с низким
уровнем доходности в отрасли с более
высокой прибылью [4, с.99].
Английский экономист Маршалл также
обращался к вопросу о достижении общего
равновесия в рамках национальной экономики.
Он рассматривал общее равновесие как
совокупность частичных равновесий по
каждому товару [1, с.256].
Французский экономист Л.Вальрас разработал
математический метод подхода к анализу
экономики как единого целого, связав
воедино различные рынки товаров. Он разработал
свою теорию общего равновесия, охватив
ею сферу обмена, производства, капитала
и денег. Вальрас впервые построил математическую
модель общего экономического равновесия
[4, с.99].
Классическая модель общего экономического
равновесия базируется на основных постулатах
классической концепции, а именно:
1. Экономика представляется как
экономика совершенной конкуренции
и является саморегулируемой в силу абсолютной
гибкости цен, рационального поведения
субъектов и в результате действия автоматических
стабилизаторов. На рынке капитала встроенным
стабилизатором является гибкая ставка
процента, на рынке труда – гибкая ставка
номинальной зарплаты.
Саморегулируемость экономики означает,
что равновесие на каждом из рынков устанавливается
автоматически, а любые отклонения от
равновесного состояния вызываются случайными
факторами и являются временными. Система
«встроенных» стабилизаторов позволяет
экономике самостоятельно, без вмешательства
со стороны государства восстановить
нарушенное равновесие.
2. Деньги служат счетной единицей
и посредником в товарных сделках,
но не являются богатством, то
есть не имеют самостоятельной
ценности (принцип нейтральности денег).
В результате рынки денег и благ не являются
взаимосвязанными, и при анализе денежный
сектор отделяется от реального, к которому
классическая школа относит рынки благ,
капитала (ценных бумаг) и труда. В соответствии
с этим утверждается, что в реальном секторе
определяются реальные переменные и относительные
цены, а в денежном секторе – номинальные
переменные и абсолютные цены.
3. Занятость, в силу саморегулирования
рынка труда, представляется как полная,
а безработица может быть только естественной.
При этом рынок труда играет ведущую роль
в формировании условий общего экономического
равновесия в реальном секторе экономики
[5, с.31].
Для
представителей классической школы был
характерен микроэкономический анализ,
но их взгляды и выводы достаточно верно
отражают функционирование рыночной системы.
Следует отметить, что классики
рассматривали общеэкономическое равновесие
только в краткосрочном периоде для условий
совершенной конкуренции. Они считали,
что в основе развития экономики лежит
предложение. Жан-Батист Сэй впервые
сформулировал так называемый «закон
рынка», сущность которого сводится к
следующему утверждению: предложение
товаров создает свой собственный спрос,
или, другими словами, произведенный объем
продукции автоматически обеспечивает
доход, равный стоимости всех созданных
товаров, а, следовательно, он достаточен
для ее полной реализации. Это означает
что, во-первых, целью владельца дохода
является не получение денег как таковых,
а приобретение различных материальных
благ, то есть получаемый доход, расходуется
целиком. Деньги при таком подходе играют
чисто техническую функцию, упрощающую
процесс обмена товарами. Во-вторых, расходуются
только собственные денежные средства
[8, с.338].
Представители классического
направления разработали достаточно стройную
теорию общего экономического равновесия,
автоматически обеспечивающего равенство
доходов и расходов при полной занятости,
которая не вступает в противоречие с
действием закона Сэя. Исходным моментом
этой теории является анализ таких категорий,
как процентная ставка, заработная плата,
уровень цен в стране. Эти ключевые переменные,
которые в представлении классиков, являются
гибкими величинами, обеспечивают равновесие
на рынке капитала, рынке труда и денежном
рынке. Процент уравновешивает спрос и
предложение инвестиционных средств;
гибкая заработная плата уравновешивает
спрос и предложение на рынке труда, так
что сколько-нибудь продолжительное существование
вынужденной безработицы просто невозможно;
гибкие цены обеспечивают «очищение»
рынка от продукции, так что длительное
перепроизводство также оказывается невозможным;
увеличение денежной массы в обращении
ничего не меняет в реальном потоке товаров
и услуг, оказывая лишь влияние на номинальные
стоимостные величины [8, с.287].
Таким образом, рыночный механизм в теории
классиков сам способен исправлять дисбалансы,
возникающие в масштабах национальной
экономики, и вмешательство государства
оказывается ненужным. Принцип невмешательства
государства – это макроэкономическая
политика классиков, и рекомендации современных
экономистов – сторонников неоклассического
направления базируются на выводах классической
школы.
Формирование условий общего экономического
равновесия в классической модели происходит
по принципу саморегулирования, без вмешательства
государства, что обеспечивается тремя
встроенными стабилизаторами: гибкими
ценами, гибкой номинальной ставкой зарплаты
и гибкой ставкой процента. При этом денежный
и реальный сектор независимы друг от
друга.
Классическая модель либеральной
экономики, предложенная А. Смитом и развитая
его последователями, предполагает безраздельное
господство частной собственности и свободной
конкуренции; распределение богатства
с учетом неравенства способностей людей
и различной величиной вклада каждого
в производство; стимулирование увеличения
производства и рост его эффективности
(обеспечение максимума прибыли) [6, с.121].
Неоклассики утверждали, что
«закон рынка» обеспечивает равенство
объемов предложения и спроса (значит,
экономические кризисы невозможны), сбалансированность
величин сбережений и инвестиций и полную
занятость рабочей силы (исключается безработица).
Уровень процента, устанавливающийся
в зависимости от соотношения спроса и
предложения денег и спроса на них, саморегулирует
и уравновешивает объемы сбережений и
инвестиций, делая выгодным обращение
сбереженных денег в инвестиции. Однако
эта концепция оказалась верной только
на бумаге и не выдержала испытания на
практике, что подтвердил экономический
кризис 1929 – 1933 гг.
Возникла необходимость в обновлении
экономической теории и поиске нового
макроэкономического регулятора, который
был предложен Кейнсом.
Равновесие, таким образом,
выступает лишь как особый, идеальный
случай нормального состояния, для которого
характерна своя логика взаимосвязей
и взаимозависимостей количественных
экономических параметров (характеристик)
и свой специфический способ восстановления
устойчивого равновесного состояния между
имеющимися в обществе средствами и потребностями.
При этом частичное равновесие соответствует
состоянию равновесия между спросом и
предложением на отдельных локальных
рынках.
Понятие общего равновесия,
в свою очередь, отражает сбалансированное,
согласованное функционирование всех
рынков. Оно было разработано Л.Вальрасом.
Ученый сформулировал основные условия
структурного соответствия спроса и предложения
товаров, количественно описал взаимосвязь
между ключевыми экономическими параметрами
производства и обмена [4, с.99].
Рассмотрим обобщенную модель
макроэкономики с помощью графического
анализа кривых совокупного спроса и совокупного
предложения
Уровень AD1
AD2
AS
цен
Р1
Р2 AD3 AD4
Q1
Q2
Реальный ВНП
Рисунок 1.1 – Макроэкономическое
равновесие [2, с.282].
Под совокупным предложением
понимаются все товары и услуги, которые
производит экономика, или реальный объем
производства, при каждом возможном уровне
цен. На графике совокупное предложение
представлено в виде кривой AS. Соответственно
совокупный спрос – это тот объем товаров
и услуг, который потребители, предприниматели
и правительство планируют приобрести
при любом возможном уровне цен. На графике
кривая совокупного спроса представлена
линией AD.
Классическая школа утверждает,
что вся кривая совокупного предложения
является вертикальной, то есть экономика
работает на полную мощность при полной
занятости материальных и людских ресурсов.
За короткий срок при этих условиях невозможно
достичь увеличения объема производства,
поэтому реакцией на увеличение совокупного
спроса будет рост цен (АD1 – АD2, точки Р1 и Р2).
Кейнсианская школа утверждает,
что кривая совокупного предложения –
горизонтальная либо восходящая, что соответствует
состоянию недоиспользования трудовых
и производственных ресурсов (неполной
занятости). Повышение спроса здесь ведет
к увеличению объема производства и предложения
товаров без влияния на цены (AD3 – AD4, точки Q1 и Q2).
Промежуточный отрезок кривой
AS предполагает ситуацию, когда при повышении
совокупного спроса растет и объем ВНП
и незначительно - цены.