Классическая модель занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2015 в 17:11, курсовая работа

Краткое описание

Объектами государственного управления в экономической сфере являются: совокупный спрос, совокупное предложение, цены, занятость, ставка банковского процента, воздействие на которые (в совокупности) призвано обеспечить макроэкономическое равновесие. Необходимость поддержания соответствия объемов и структуры совокупных величин спроса и предложения составляет основу объективного экономического закона пропорционального развития макроэкономики. При нарушении таких соотношений возникает макроэкономическое неравновесие, которое выражается в экономических кризисах, ведет к массовой безработице, инфляции.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….....3
Глава 1. Классическая модель занятости …………………………………………5
Глава 2. Классическая модель рынка товаров ……..………………………...…..11
Глава 3. Классическая модель денежного рынка ..……………………………....15
Глава 4. Модель общего экономического равновесия …………………………17
Заключение………………..……………………………………………………..….21
Библиографический список……………..

Вложенные файлы: 1 файл

моя курсовая 38 тема.docx

— 183.58 Кб (Скачать файл)

5) I=I(r) – функция инвестиций;

6) S=I – условие равновесия на рынке благ;

7) M=k×P×У – формула Кембриджской школы.

Приведенные выше уравнения в целом дают полную характеристику макроэкономических взглядов теоретиков классической школы. Однако, взятые вместе, эти уравнения не образуют единую систему. Первые три уравнения отражают реальные воспроизводственные потоки, а последние четыре уравнения характеризуют денежные потоки. Следует отметить, что первые три равенства дают возможность определить численность занятых в экономике (L), уровень дохода (Y) при заданной численности работающих и определенными технологическими условиями и реальную заработанную плату (W). Причем, равновесие на этом рынке устанавливается вся зависимость от рынка экономических благ и никак не влияет на уровень процентной ставки (r). Равновесие на рынке труда, которое устанавливается при полной занятости, оказывает определенное воздействие на уровень совокупного спроса и совокупного предложения. В свою очередь равновесное состояние между AD и AS формирует уровень цен, который и устанавливается в экономической системе [5, с.449].

Складывающиеся отношения на рынке товаров и услуг характеризуется уравнениями 4,5 и 6. Представление классической школы относительно того, что все товары на рынке экономических благ найдут своих покупателей (S=I) может быть реализовано лишь тогда, когда установится единая процентная ставка (r).

Наряду с алгебраической трактовкой классической макроэкономической модели классической школы последняя может быть представлена в графическом виде. Сведенные воедино рынки труда, товаров и денег дают графическую трактовку классической макроэкономической модели.

На графике (Рисунок 4.2) в третьем квадранте представлено равновесие на рынке труда. Равновесная занятость ( ) через производственную функцию (квадрант IV) определяет положение линии совокупного предложения (квадрант I). Функция совокупного спроса в классической теории зависит только от величины денег и выводится из количественной формулы денег. Изменение массы денег (М) оказывает влияние только на уровне цен (Р).


 

 

 

 

 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поэтому при увеличении денежной массы линия совокупного спроса      (АD) сдвигается вправо (квадрант I). Линия совокупного предложения (АS) остается неизменной (принцип классической дихотомии). Рост цен приводит к соответствующему увеличению номинальной заработной платы (W) при неизменности уровня реальной заработной платы (квадрант II).

Таким образом, классическая модель в целом иллюстрирует механизм саморегулирования: экономика находится в состоянии равновесия, государству нет необходимости вмешиваться в народно-хозяйственную сферу, поскольку гибкость цен, номинальной заработной платы и процентной ставки обеспечивает автоматическое приведение экономической системы в равновесие.

Полная и эффективная занятость в экономике согласно классической теории достигается не усилиями государства, а такими рычагами рыночного регулирования, как колебания процентной ставки, с одной стороны, и эластичность соотношения цен и заработной платы – с другой. Государственное вмешательство в экономику может только помешать эффективному функционированию рынка. Стремление к накоплению и бережливости экономических агентов возводилось классиками в ранг добродетели. Государству они предписывали охранять конкурентную среду, поддерживать устойчивость покупательной способности денег, ориентироваться на бездефицитность государственного бюджета, воздерживаться от всякого рода влияний на экономическое поведение частного бизнеса.

Денежно-кредитная политика государства, манипулирующая количеством денег, находящихся в обращении, в силу принципа дихотомии не способна существенно воздействовать на реальную экономику. Увеличение или уменьшение денежной массы, по решению правительства, может повлечь лишь соответствующие изменения общего уровня цен.

Затяжные кризисы в экономике невозможны, а имеют место лишь временные диспропорции, которые ликвидируются постепенно сами собой в результате действия рыночного механизма в условиях совершенной конкуренции. Классиками допускалось государственное вмешательство лишь в чрезвычайных обстоятельствах (войны, массовые эпидемии, стихийные бедствия и т.п.) в целях восстановления конкурентных отношений в экономической системе.

Для своего времени гипотетические выводы классической школы были политически смелыми, способствовали эффективному функционированию экономической системы в целом и широко используются в современных экономических исследованиях. Вместе с тем они подвергались и подвергаются серьезной критике, поскольку основываются на гипотезах, имеющих вполне очевидные пределы.

Во-первых, как показывает реальная действительность, восстановление равновесия при полном использовании ресурсов, осуществляемое с помощью механизма цен, не является ни автоматическим, ни мгновенным. Свободная мобильность факторов производства во многом сдерживается структурой современной экономики, контролем над рынками благ и производственных ресурсов со стороны монопольных и олигополистических компаний. В этих условиях регулирующая функция цен и их роль как инструмента ориентирования, стимулирования и выбора ставятся под большой вопрос.

Во-вторых, эффективность и надежность регулирующей роли системы цен могут быть слишком низкими и даже приближаться к нулю из-за неверных оценок спроса фирмами, особенно в секторах, где преобладают долгосрочные инвестиции. Таким образом, рыночный механизм оказывается слишком уязвимым способом координации поведения экономических субъектов перед лицом неопределенного будущего.

В-третьих, адаптация совокупного предложения, совокупного спроса и полного использования ресурсов, осуществляемая посредством механизма цен, связана с существованием совершенной конкуренции – идеального состояния, которого в реальной жизни, по существу, нет.

В-четвертых, система цен представляет собой отличный двигатель долгосрочного экономического роста, однако на коротких отрезках времени заработная плата, процентные ставки и цены на блага становятся малоподвижными, а значит, непригодными для выполнения регулирующей макроэкономической роли [6, с.126].

Мировой экономический кризис (1929–1933) зримо показал несостоятельность классической модели о саморегулировании экономики, которая оказалась не в силах дать положительные объяснения новому состоянию рынка. Появилась необходимость в новой экономической модели, которая и была разработана английским экономистом Дж.Кейнсом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проведенные исследования по теме курсовой работы позволили сделать следующие выводы.

  1. Классическая модель макроэкономического равновесия предполагает следующее: выдвижение на первый план совокупного предложения в качестве двигателя экономического роста; равенство сбережений и инвестиций, достигаемое за счет свободного ценообразования на денежном рынке; абсолютную эластичность заработной платы и цен (на факторы производства и экономические блага); постоянно сохраняющуюся тенденцию к совпадению объема совокупного предложения и потенциальных возможностей экономики (кривая AS – вертикальная линия); способность рыночной экономики балансировать совокупный спрос и совокупное предложение с помощью внутренних механизмов при полной занятости и полном использовании других факторов производства.

  1. Экономисты классической школы не только создали теорию частичного рыночного равновесия, но и сформулировали теорию общего равновесия рынков и цен. Согласно их концепции общего равновесия в экономике может существовать лишь равновесие при полной занятости. Такой вывод опирается на закон рынков Ж.Б.Сэя, согласно которому в экономике, базирующейся на разделении труда, производство каждого субъекта одновременно представляет собой спрос на результаты производства других субъектов. В конечном счете, совокупный спрос окажется равным совокупному предложению. Возникающие случаи неравновесия носят временной характер, и рыночные механизмы их быстро корректируют.

  1. Классическая модель макроэкономического равновесия предполагает, что объем производства является функцией занятости ресурсов и технологии производства и поддерживается на потенциальном уровне механизма гибких цен. Благодаря этому механизму рыночная экономика способна поддерживать полную занятость всех имеющихся ресурсов.

  1. Особенностью классической макроэкономической модели является принцип нейтральности денег, предполагающий отсутствие какого-либо воздействия денежной массы на реальное производство. Деньги в модели классиков нужны рыночным агентам лишь для обслуживания сделок, т.е. для выполнения чисто технической функции при совершении купли-продажи. На этом основании классиками была сформулирована концепция классической дихотомии – системы функционирования двух параллельных рынков: реального и денежного, равновесие между которыми поддерживается через автоматические стабилизаторы. Отсюда делается вывод о нецелесообразности вмешательства государства в экономическую жизнь.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Макроэкономика: учеб. пособие / А.В.Бондарь [и др.].– 2-е изд. –  Минск: БГЭУ, 2007.-415с.
  2. Макроэкономика: учеб. пособие / И.В. Новикова [и др.]; под ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинского. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2006. – 391 с.
  3. Введение в макроэкономику: учеб. пособие / Т.Ю. Матвеева. – Минск: ГУ ВШЭ, 2007. – 511с.
  4. Макроэкономика: учеб. пособие. / Э.А. Лутохина [и др.]; под ред. Э.А. Лутохиной.– Минск: ИВЦ Минфина, 2005. –400с.
  5. Экономика:  учеб. пособие  / А.С. Булатов [и др.]; под ред. А.С. Булатова.– Минск, 2005. –734с.
  6. Макроэкономика: учеб. пособие / Н.И. Базылев, С.П. Гурко, М.Н. Базылева. – Минск: Соврем. школа, 2004. – 190 с.
  7. Экономическая теория: учебник / А.Г Грязнова, Т.В. Чечелева. –Минск, 2005. – 592с.
  8. Макроэкономика: учебник / С.Н. Ивашковский. – Минск: Дело, 2004. – 472с.
  9. Макроэкономика: учеб. пособие / А.В. Луссе. – СПб.: Питер, 2001. – 240с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Классическая модель занятости