Коммерческая деятельность по закупкам материальных ресурсов на предприятии (по материалам ПРУП «Минский завод шестерен»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 14:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - раскрыть сущность закупки материальных ресурсов, изучить структуру, задачи и функции отдела материально-технического снабжения, установить организацию хозяйственных связей и выбор поставщика, и выявить направления совершенствования закупочной коммерческой деятельности на ПРУП «Минском заводе шестерен».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОДЕРЖАНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЗАКУПКАМ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ 5
2. ОРГАНИЗАЦИОННО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 12
3. КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ЗАКУПКАМ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ 15
3.1Структура, задачи и функции отдела материально-технического снабжения 15
3.2 Организация хозяйственных связей и выбор потенциального поставщика материальных ресурсов 17
4. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКУПОЧНОЙ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21
ПРИЛОЖЕНИЯ 22

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 104.55 Кб (Скачать файл)

Далее составляют список вероятных поставщиков и  для каждого вида материальных ресурсов. Источником информации для составления  списка поставщиков является изучение рынка сырья и материалов. Количество нужных поставщиков, которые будут  проводить заказ, зависит от знaчительности  материала, конъюнктуры рынка и  количества требуемого материала.

Если  поставщиков немного - два либо три, то критериями выбора наиболее подходящего  служат сравнительные цены на закупаемые материалы и надежность поставщиков  и, кроме того, производственные мощности. Выбирается поставщик, в наиболее полной степени соответствующий этим критериям.

При возрастании  конкуренции среди поставщиков  сырья следует принимать во внимание конъюнктуру сырьевых рынков (спрос, предложение, цены) и, кроме того, тарифы на перевозку, таможенное и налоговое  законодательство, определяющее стоимость  закупки у производителей внутри страны и вне ее.

Если  поставщиков много, выбор наиболее подходящего целесообразно производить  в два этапа. На первом этапе выполняется  предварительный отбор поставщиков.

Критерии  предварительного выбора поставщика:

  • производственная мощность
  • удаленность поставщика
  • форма расчетов
  • качество продукции
  • цена единицы изделия
  • возможность переналадки оборудования
  • комплектность поставки
  • упаковка затраты на перевозку груза,
  • надежность времени доставки,
  • сохранность груза при перевозке.

На втором этапе берется более расширенный  перечень критериев выбора поставщиков, которые дополняются иными специфическими для каждого определенного потребителя  критериями:

  • финансовые условия;
  • время поставки;
  • упаковка;
  • периодичность поставки;
  • наличие сервисного обслуживания после поставки;
  • коммуникационные условия;
  • складские условия поставщика и другие критерии.

Окончательный выбор поставщиков выполняется  с помощью системы балльной оценки, то есть проставлением баллов любoму поставщику по любoму критерию. Причем балл 4 означает «весьма хорошо», балл 3 свидетельствует о том, что по данному критерию поставщик в  основном соответствует требованиям  предприятия- покупателя, балл 2 характеризует  частичное удовлетворение требованиям  покупателя, балл 1 показывает полную неприемлемость поставщика для предприятия покупателя. Сложив все эти оценки по всем критериям, можно вывести среднее значение оценки. Предпочтение должно отдаваться тем поставщикам, которые имеют  наибольшее среднее значение оценки.

Система балльной оценки выбираемого поставщика достаточно эффективна, в то же время  как в ней присутствует некоторый  элемент субъективизма.

Более тщательный выбор поставщика можно сделать, лично посетив нескольких. Причем требуется выяснить следующие вопросы:

  • Каково качество продукции (соответствует ли качество продукции поставщика спецификации потребителя) ?
  • Существуют ли финансовые льготы?
  • Возможно ли модификация продукции?
  • Достаточно ли хорошо упаковка предохраняет закупаемую продукцию, экологична ли она?
  • Контролирует ли поставщик качество продукции на каждом этапе производства, какие методы контроля качества иcпoльзует?

Различают потребность предприятий в материальных ресурсах к расходу и к заготовке. Потребность к расходу – это, то количество материалов, которое  должно быть использовано для выполнения производственной программы и других плановых работ.

Различают следующие методы потребности в  материальных ресурсах:

  1. Метод прямого счёта, он основан на нормах расхода и программе выпуска продукции. Потребность определяется по каждому виду сырья и материалов путём умножения планового объёма производства продукции на норму расхода материалов.

 (1)


где П — потребность в материалах, натур. показателях;

      Р — объём работ, натур. показатели (шт., ед.);

      Н — норма расхода материала на единицу работы.

  1. Метод расчёта по аналогии. Применяется в случаях, когда планируется производство изделий, на которые нет норм расхода материалов. Планируемое изделие приравнивается к другим аналогичным изделиям, на которые имеются нормы расхода материалов, при этом учитывают особенности новых изделий с помощью поправочного коэффициента.

 (2)


где Нан — норма расхода материалов на аналогичное изделие,

       Кп — поправочный коэффициент.

  1. Метод расчёта по типовым представителям. Применяется при большом разнообразии производственных изделий и отсутствии программы по каждому из них. Из группы изделий выбирается один типовой представитель, норма расхода материалов на его производство распространяется на все остальные изделия.

(3)


 

(4)

 

где Нср – средняя норма расхода материалов, натур. показатель;

       Н1, Н2 Нn – нормы расхода материалов на типовые представители, натур. показатель;

       Z1, Z2 Zn – удельный вес данной группы изделий в общем объёме производства, %.

  1. Метод расчёта на основе материалоёмкости. Применяется в случае производства продукции, для которой используется несколько разновидностей сырья и материалов. В этих случаях, разрабатываются рецептуры, в которых указывается процент соотношения каждого материала используемого для производства этой продукции, т. е. материалоёмкость.


(5)

 

 (6)


 

 


(7)

 


(8)

 

где Кг.п. – коэффициент выхода годного продукта, %;

      Кр – коэффициент расхода материалов;

      Ки – коэффициент использования материалов.

  1. Метод динамических коэффициентов:

 (9)


 

где Пфр — фактический расход материалов в предыдущем периоде, натур. показатель;

       Ко — коэффициент, характеризующий изменение объёма производства в плановом периоде;

       Кн — коэффициент, характеризующий изменение нормы расхода материалов в плановом периоде.

Специальные методы расчета потребности:

  1. Расчет потребности в автопокрышках:


  (10) 

 

где N — среднесписочный парк машин, ед.;

      Нк  — число колес на одном автомобиле, штук;

      Lср — среднегодовой пробег автомобиля, км;

      Lа — амортизационный пробег автопокрышки, км.

 

  1. Потребность в инструменте:


(11)

 

где Тпл — плановый фонд машинного времени работы станков, машино-час;

      Км — коэффициент машинного времени;

      Ку — коэффициент удельного участия инструмента в работе станков;

      Тч — срок службы инструмента (стойкость), ч.

 

  1. Расчет  потребности в спецодежде:

3.1.Потребность для фактического контингента:


                                                                                                                                   (12)

     

        где Кф — фактический контингент, чел.;

              Нв — норма выдачи спецодежды, нат. показателях;

              Т — срок службы, лет.

 

3.2. Потребность для поступающих на работу сотрудников:

                                                                                                                         (13)


 

       где Кпост — количество поступающих на работу, чел.

 

3.3. Общая потребность:  


                                                (14)                                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ОРГАНИЗАЦИОННО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

 

 

 

25 апреля 1952 года было принято решение  о строительстве предприятия  по производству запасных частей. Так началась история Минского  завода шестерен.

Предприятие ПРУП «Минский завод шестерён» - республиканское  унитарное предприятие. Форма собственности – государственная. Принадлежность – Министерству промышленности Республики Беларусь.

Юридический адрес: город Минск, Заводской  район, ул. Долгобродская, 17 [http://www.mgw.by].

На данных момент  ПРУП «Минский завод шестерён»  является одним из крупнейших предприятий  шестерён в Республике Беларусь и  странах СНГ. «ПРУП Минский завод шестерен» входит в производственное объединение «Минский тракторный завод» и является одним из крупнейших поставщиков комплектующих запасных частей для тракторов на конвейер МТЗ.

На предприятии  собственное заготовительное, кузнечно-штамповое, инструментальное, химико-термическое  и обрабатывающее производства.

Основной  вид деятельности – Производство общемашиностроительных узлов и  деталей.

На предприятия  изготавливаются:

  • шестерни для промышленных предприятий Республики Беларусь, производство запасных частей к тракторам «Беларус» Минского тракторного завода, ЮМЗ, САЗ, К-700, ДТ-75 и др.;
  • выпуск тракторных плугов (пропашные, оборотные навесные и полунавесные плуги для гладкой пахоты, плуги с рессорной защитой для каменистых почв);
  • штампы для листовой штамповки формообразующие, штампы для объемной штамповки;
  • колеса зубчатые;
  • метчики из углеродистой стали ручные и машинные, а также твердосплавные;
  • оборудование к автобусам «Икарус»;
  • плоскогубцы;
  • зенкеры, из быстрорежущей стали;
  • свёрла и резцы из быстрорежущей стали и твердосплавные;
  • поковки стальные;
  • спортивные товары;
  • и другие различные запчасти к тракторам, автомобилям и сельхозмашинам;

По итогам работы хозяйственная деятельность  была направлена на поиск и привлечения  потенциальных покупателей, осуществление  рекламной кампании, расширение ассортимента выпускаемой продукции, увеличение объемов производства, покупку оборудования, создание новых рабочих мест и  проведение мероприятий по улучшению  условий труда работников предприятия.

Таблица 1 «Анализ результатов деятельности ПРУП «Минского завода шестерён за 2009-2010 года» (Приложение 2, 3, 4).

Фондоотдача рассчитывается по формуле: объём выпуска  продукции /  среднегодовая стоимость  основных производственных фондов – (107000/ 41197,5= 2,597 р.)

Затраты на один рубль продукции определяется по формуле: затраты на производство продукции / объём выпуска продукции  –(100400/100700=0,938 р.)

Рентабельность  продукции рассчитывается по формуле: прибыль от реализации продукции / затраты  на производство продукции*100 – (7468/100400*100=7,4%).

Производительность  труда можно рассчитать по формуле (1) гл. 1.2             «Показатели эффективности использования  трудовых ресурсов» - (107000/1865=5737,3).

Отклонение  рассчитывается по формуле: отчётный период – прошлый период – (132909-107000=25909).

Темп  роста: отчётный период / прошлый период * 100 – (132909/107000*100=124,21%).

Анализируя  таблицу 1 можно сделать вывод, что  в 2010 году по сравнению с 2009 годом  увеличился объём выпуска продукции  на 25909 млн. р., выручка на 36499 млн.р., среднегодовая  стоимость основных производственных фондов на 418825 млн.р., увеличилась общая  прибыль организации на 4164 млн. р.

 

3. КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ЗАКУПКАМ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

3.1Структура,  задачи и функции отдела материально-технического  снабжения

 

 

 

Отдел снабжения  ПРУП «Минского завода шестерен» в своей деятельности руководствуется законодательством Республики Беларусь, нормативными актами и Положением об отделе материально-технического снабжения (Приложение 5).

Основными задачами отдела материально-технического снабжения на ПРУП «Минском заводе шестерен» являются:

  • Организация снабжения подразделений организации необходимыми материалами требуемого качества в заданные сроки;
  • Организационно-методическое руководство, координация и контроль деятельности структурных подразделений организации по вопросам материально-технического снабжения и рационального использования материальных ресурсов;
  • Совершенствование и внедрение новых методов организации работы, в том числе на основе использования современных информационных технологий;
  • Подготовка и представление руководству информационно-аналитических материалов о состоянии и перспективах развития материально-технического обеспечения деятельности организации.

Информация о работе Коммерческая деятельность по закупкам материальных ресурсов на предприятии (по материалам ПРУП «Минский завод шестерен»)