Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 22:35, контрольная работа
Основой формирования мировой экономики являются экономические различия, экономические преимущества стран, порождающие международную специализацию, определяющую место страны в международном разделении труда. Международное разделение труда является разновидностью общественного разделения труда и проявляется в территориальном обособлении отдельных производств, технологических процессов, элементов производственной инфраструктуры и др. в рамках национальных экономик. Международная специализация проявляется в отраслевой, меж- и внутриотраслевой формах.
Введение…………………………………………………………………….3
Мировой экономический порядок………………………………………...4
Кредитно-финансовая структура мирового хозяйства…………………..6
Заключение…………………………………………………………………9
Список литературы……………………………………………………….10
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Чувашский государственный университет
им. И.Н. Ульянова
(экономический факультет)
Кафедра «Региональной экономики и предпринимательства»
Контрольная работа по дисциплине
«Мировая экономика и международные экономические отношения»
Выполнила: студентка ЗЭК-57-14
Кузьмина Елена Валериановна
Проверил: к.э.н., доцент
Чебоксары 2014
Оглавление:
Введение.
Основой формирования мировой экономики являются экономические различия, экономические преимущества стран, порождающие международную специализацию, определяющую место страны в международном разделении труда. Международное разделение труда является разновидностью общественного разделения труда и проявляется в территориальном обособлении отдельных производств, технологических процессов, элементов производственной инфраструктуры и др. в рамках национальных экономик. Международная специализация проявляется в отраслевой, меж- и внутриотраслевой формах. Последняя появилась только в условиях НТР в виде подетальной и технологической международной специализации. Факторами развития и углубления международного разделения труда являются неравномерность распределения природных ресурсов по странам и регионам Земли, различия экономического и научно-технического развития, экономического потенциала стран, расположение относительно мировых транспортных путей, рынков сбыта и др. Углубление международной специализации требует координации действий специализированных предприятий, вызывает укрепление форм международного экономического сотрудничества.
Мировая финансовая система – это экономические отношения, связанные с функционированием мировых денег и обслуживающие различные виды хозяйственн ых связей между странами (внешняя торговля, вывоз капитала, инвестирование прибылей, предоставление займов и субсидий, научно-технический обмен, туризм, государственные и частные переводы и др.). Развитие и стабильное функционирование международной финансовой системы обусловлено ростом производительных сил, созданием мирового рынка, углублением международного разделения труда, формированием мировой системы хозяйства, интернационализацией хозяйственных связей. Которая не может существовать без развитых и стабильных международных финансовых институтов, потому что принципы формирования финансовой системы в мировом масштабе это - форма организации и регулирования денежных отношений, закрепленная национальным законодательством или межгосударственными соглашениями. Важной составной частью мировой финансового системы является рынок иностранных валют, который образуется из взаимодействия национальных денежных систем. Особенностью рынка иностранных валют является также и то, что он объединяет валюты с различным режимом национального регулирования. Объект этого рынка - свободно конвертируемая валюта. Валюты с ограниченной конвертируемостью играют незначительную роль, что в свою очередь не маловажно для формирования системы финансовых отношений на международном уровне.
Мировой экономический порядок.
Мировой порядок (режим)
представляет собой достаточно четко
выраженные условия, которые приняты на
многосторонней основе и базируются на
взаимоприемлемых нормах, определяющих
государственные и негосударственные
рамки поведения в какой-либо сфере международной
деятельности, это мировой порядок, в установлении
которого доминирует транснациональный
капитал и соподчиненные ему институты
сложившихся международных экономических
отношений.
Мировой экономический порядок
включает в себя международно-регулирующие
структуры:
• международную
валютную систему;
• общемировую
торговую систему;
• международные
принципы налогообложения.
Создание международных порядков накладывает
определенные обязательства и приводит
к издержкам для его участников. Оптимальный
порядок обеспечивает выгоды для всей
системы. В другом случае развиваются
процессы в соответствии с концепцией
несовершенной конкуренции.
На состояние мирового экономического
порядка значительное, если не определяющее,
влияние оказывает иерархичность мирового
хозяйства, когда одни страны обладают
большей мощью и, следовательно, влиянием,
чем другие. Даже среди ведущих западных
стран отсутствует «совершенная симметрия»,
так как на долю США приходится 45% ВВП
«семерки», и средние показатели, которые
принимаются во внимание при принятии
совместных решений, в значительной степени
определяются уровнем и масштабом развития
американской экономики. Таким образом,
при существующем способе координации
показатели и достижения США служат «точкой
равновесия», вокруг которой регулируется
политика других стран как в целом, так
и в международных организациях.
В истекшем столетии в мире произошли
значительные изменения. В его начале
мировой экономический порядок олицетворяли
шесть-семь метрополий с их колониальными
империями.
Сложившийся после Второй мировой войны
порядок держался на превосходстве США
при сохранении отношений метрополия —колония.
Первые послевоенные годы были вершиной
положения США в мировой экономике. За 30—40-е
годы американская доля в мировом доходе
увеличилась с 29 до 33%, а доля второй по экономической
мощи страны на Западе — Британии — сократилас
Пользуясь резким ослаблением сил других западных стран, США в послевоенные годы обеспечили себе такое положение, которым не обладала даже Британия в период своего наивысшего расцвета.
США целенаправленно использовала свое
экономическое превосходство первых послевоенных
лет для утверждения своего влияния в
мире. Так, политика формирования послевоенной
системы международных союзов включала
в себя в качестве экономического компонента
«план Маршалла» для Западной Европы,
расширение капиталовложений в Латинской
Америке, создание системы влиятельных
международных экономических организаций — МВФ,
ГАТТ, МБРР, где США заняли ведущее положение.
Другая характерная черта послевоенного
мирового экономического порядка заключалось
в том, что он состоял из обособленных
экономических режимов, существовавших
в рамках экономических взаимоотношений
внутри колониальных империй, а также
обособленной системы экономических отношений,
сложившейся в Восточной Европе, где в 1949 г.
был создан Совет Экономической Взаимопомощи
(СЭВ).
Восстановление хозяйств участвовавших
во Второй мировой войне стран и неравномерность
экономического развития привели к изменению
положения в рамках сложившегося мирового
экономического режима. Усилились позиции
стран Западной Европы и Японии, которые
стали противостоять США по многим мировым
экономическим вопросам. Образование
ЕС привело к созданию отдельного экономического
порядка в рамках Общего рынка, что не
могло не отразиться на мировом экономическом
порядке. За годы своего существования
ЕС переросло в мощный блок, бросивший
вызов многосторонней системе торговли
под эгидой ГАТТ.
С распадом
колониальных империй развивающиеся страны
пытались кардинально изменить существовавшую
международную экономическую систему.
Они провели через Генеральную Ассамблею
ООН в мае 1974 г. резолюцию о Новом международном
экономическом порядке (НМЭП) и в сентябре
этого года — резолюцию, которая одобрила
Хартию экономических прав и обязанностей
государств.
В основу НМЭП были положены принципы
суверенного равенства государств в международных,
политических и экономических отношениях,
суверенитета и эффективного контроля
государств над своими хозяйственными
ресурсами. Одно из главных мест в концепции
НМЭП занимали требования справедливого
соотношения цен на сырьевые и промышленные
товары и смягчения резких колебаний спроса
на сырье. В качестве одного из путей изменения
механизма ценообразования предлагалась
система индексации —увязки цен на важнейшие виды
сырья с ценами на готовую и обрабатывающую
продукцию, предоставления преференций
для экспорта этой продукции. В число требований
вошли предложения о ежегодной передаче
по каналам помощи средств в размере 1%ВВП
промышленно развитых стран без условий.
Выдвигались требования о создании системы
передачи развивающимся странам новых
технологий, предоставлении им суверенного
права контролировать всю экономическую
деятельность на своей территории, включая
право на национализацию иностранных
компаний.
НМЭП признавал, что в мировое хозяйство
и международные экономические отношения,
в частности, не могут далее складываться
стихийно под влиянием международной
конкуренции, что предоставленные самим
себе тенденции развития не могут обеспечить
рациональное размещение производственных
средств в планетарном масштабе, что мирохозяйственные
связи нуждаются в определенном межгосударственном
регулировании. При этом должны учитываться
интересы стран, которых лишают выгод
стихийные силы мирового рынка.
Концепция нового мирового порядка (НМП)
имеет различные толкования. Согласно
одному из них она подразумевает многостороннюю
коллективную безопасность, включающую
действительное объединение государств
по поддержанию порядка во всех подсистемах
при направляющей роли США. Этот подход
в той или иной мере находит понимание
в большинстве стран Запада, буржуазно-либеральный
гуманизм которых имеет узкие рамки и
зачастую используется как средство в
борьбе за сохранение привилегированного
положения в мировом хозяйстве наиболее
развитой и сильной группы стран. На Западе
опасаются, что возвышение новых индустриальных
стран, обострение конкуренции подорвут
процветание промышленно развитых стран.
Другое толкование связывается с поддержанием
главенствующего положения единственной
сверхдержавы — США и утверждением американской
исключительности. Оно учитывает приверженность
США опоре на силу. После развала социалистического
содружества и Советского Союза США остались
единственной сверхдержавой в мире. Данное
толкование подтверждается высадкой американских
войск в Сомали и на Гаити в 1993 г., на территории бывшей Югославии
в 1996 г. под флагом ООН, военной агрессией
ведущих стран НАТО против Югославии весной 1999 г.
и фактической оккупацией части ее территории.
Новый мировой порядок представляет собой
концепцию, рассчитанную на длительный
период времени, по созданию инфраструктуры
для осуществления США своего влияния
в мире. Она опирается на положение о том,
что стабильность экономического режима
можно поддержать только в специальной
мирохозяйственной структуре, где доминирует
ярко выраженный лидер. Эта концепция
соответствует положению, выдвинутому
еще в 70-е годы, о происходящей замене демократии
господством элит в обществе.
Кредитно-финансовая структура мирового хозяйства.
Прежде всего, необходимо отметить, что мировое хозяйство складывается из национально-государственных экономик, находящихся между собой в постоянной и взаимной связи в той мере, которая обеспечивает выгодность участия страны в мировом хозяйстве. Результатом функционирования мирового хозяйства является повышение эффективности использования ресурсов в каждом государстве, ускорение темпов экономического роста во всем мире. Мировое хозяйство представляет собой глобальный экономический организм, состоящий практически из всех стран и народов планеты. Мировое хозяйство развивается по законам рынка. Это преимущественно рыночная система. Однако она пока еще не представляет собой однородного единства. В систему мировой экономики входят государства с различными укладами хозяйства.
Мировое хозяйство характеризуется наличием развитой рыночной инфраструктуры, которую образуют мировые рынки: товаров и услуг, факторов производства, капиталов, а также мировая валютная и финансовая системы.
В настоящее время четко просматривается следующая структура мирового хозяйства:
Основные тенденции развития институциональной структуры МРСК:
* Понижение роли банков в МРСК.
* Повышение роли государства в экспорте капитала.
* Повышение роли международных
экономических и валютно-
* Географическая структура
МРСК отражает движение
Основные предпосылки формирования международных финансовых центров:
* высокий уровень развития страны
* активное участие в МЭО
* высокоразвитый национальный рынок капиталов
* либеральное (льготное) валютное и налоговое законодательство
* выгодное географическое положение
* политическая стабильность в стране.
Основные международные финансовые центры:
Главный международный финансовый центр — Нью-Йорк. Там действует наибольшая финансовая биржа мирового сообщества. Основная функция этого центра — реализация ценных бумаг.
Лондон — первое место в мире по объему валютных и кредитных операций.
Цюрих, Франкфурт-на-Майне, Люксембург — финансовые центры, которые занимаются среднесрочными кредитными операциями.
Помимо указанных, существуют и другие подходы к выявлению тенденций и уровней интернационализации рынков капитала. Один из них исходит из наличия барьеров на пути движения капитала.
При другом изучается размер выравнивания прибыли на соответствующие активы, реализуемые на различных рынках.
Третий подход исходит из сравнения внутренних инвестиционных портфелей ценных бумаг с высоко интернационализированными портфелями подобных ценных бумаг, которые обычно относят к мировым рынкам капитала. Соотношение операций, пересекающих границы, и создание портфелей иностранных ценных бумаг подтверждают тенденцию к интернационализации рынков капитала.
Объединенные общими закономерностями исследования показывают, что инвесторы в ведущих промышленно развитых странах до сих пор привязаны к своей стране, позволяя ограниченную международную диверсификацию активов. Так, инвесторы США держат 94% пакетов активов в форме американских ценных бумаг, в Японии, Германии и Британии эта доля превышает 85%. 300 крупнейших пенсионных фондов мира в 1991 г. имели только 7% активов в иностранных ценных бумагах. Об этом же говорит и доля иностранного владения государственным долгом западных стран. Во Франции она не превышает 32%, в США, Канаде и Германии - 20-28%, Великобритании - 12.5%, Японии - 5.6%. Национальное владение ценными бумагами также является высоким на фондовых биржах: 96% - в США, 92% -в Японии, 76% - в Германии, 89% - во Франции. На это влияют многие факторы, включая высокую стоимость международных операций, неуверенность в отношении ожидаемых прибылей, незнание иностранных рынков и законов о налогообложении. Но остается фактом, что процесс интеграции рынков капитала развивается.
Заключение.
Несмотря на драматические перемены в мировой системе, нельзя забывать о том, что многие учреждения, составляющие международную валютно-финансовую и торговую систему, были созданы в результате государственных решений и подлежат ревизии и реформированию. Учитывая взаимозависимость торговли и финансовой сферы, приходится констатировать, что реформа мировой системы торговли, которая предоставила бы развивающимся странам более широкий доступ на рынки ресурсо- и трудоемких промышленных товаров, в существенной мере способствовала бы преодолению пропасти между потребностью во внешнем финансировании развития и наличием такого финансирования.
Не менее важна реформа мировой финансовой системы. Недавние кризисы на растущих рынках привели к широкому взаимопониманию по двум ключевым пунктам: с одной стороны, существуют структурные и институциональные пробелы в системе предупреждения и преодоления финансовых кризисов, а с другой стороны, системные дефекты в современном режиме регулирования потоков капитала и валютных курсов, который отражает политические подходы крупных промышленно развитых стран, могут вызывать серьезные финансовые кризисы в развивающихся странах (несмотря на все институциональные и стратегические различия между ними). Такие кризисы могут свести на нет усилия по мобилизации внутренних финансовых ресурсов и практически все другие меры, направленные на финансирование развития. Поэтому глобальная финансовая реформа - это абсолютно приоритетный вопрос.