Кооперативная политика в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2014 в 19:23, доклад

Краткое описание

Кооперативная политика в России затруднена рядом факторов, которые спровоцировала грабительская приватизации 90-х.
Сегодня, когда в мире очень активно поддерживается коллективная организация труда в лице кооперативов, политика государственной власти России в области развития кооперативов, как социальных организаций, деятельность которых направлена на материальную поддержку своих членов, пока не совсем определена.

Вложенные файлы: 1 файл

Кооперативная политика в России.doc

— 81.00 Кб (Скачать файл)

6.Кооперативная  политика пока не в должной  мере обеспечивает превращение  системы кооперации в высоко  развитый сектор экономики и  соответствующую подготовку кадров для работы в кооперации. Возрастает и актуальность научного обеспечения исследований по проблемам кооперации. В связи с этим существенно увеличивается роль кооперативного образования, в котором ведущую роль играет Российский университет кооперации. В нем сегодня работает пятитысячный коллектив ученых и преподавателей, обучается 50 тысяч студентов. Университет располагает широкой сетью филиалов в регионах от Мурманска и Калининграда до Камчатки и Дальнего Востока и реализует все формы обучения, программы переподготовки и повышения квалификации.

Кооперативные учебные заведения Центросоюза[7] разрабатывают новую модель развития кооперативного бизнеса с учетом процессов глобализации, новых социально-экономических и политических аспектов в развитии страны, специфики развития сельского хозяйства. Особенность разрабатываемой модели заключается в том, что хотя законы и правила развития бизнеса универсальны, но в кооперации они особенные. Глобальными приоритетами развития кооперативного движения являются: кооперативная самобытность и кооперативный имидж, профессиональный менеджмент и руководство, основанные на кооперативных ценностях и принципах.

7. Кооперативная  политика пока не в полной  мере использует свои возможности  по обеспечению представительства  всех направлений кооперативного движения России в Международном Кооперативном Альянсе (МКА). Вопросы кооперации нашли отражение в новом Гражданском кодексе, были изданы федеральные законы об отдельных видах кооперативов. Осуществлялись общероссийские Программа развития сельскохозяйственной кооперации и Программа стабилизации и развития потребительской кооперации. Была учреждена Ассоциация кооперативных организаций России. Однако недостаточно широко осуществляется обмен опытом и распространение передового опыта лучших кооперативов страны. Между тем во всем мире велика роль кооперации в борьбе с бедностью, в решении важнейших вопросов социального характера. Есть чему поучиться нашим кооператорам и чиновникам у западных коллег.

В целях реализации резервов кооперативной политики на нынешнем этапе необходим серьезный проект на уровне национального. Такой проект позволит консолидировать совместные усилия федеральных органов власти, кредитно-финансовых институтов, научных и образовательных учреждений, всего общества и вертикали власти для подъема системы кооперации. Выявление сути проблем кооперативной политики и рассмотрение ее в комплексе с социально-экономической политикой государства позволит выработать адекватные меры политического, организационного, социально-экономического, управленческого и особенно законодательного характера, позволяющие возродить кооперацию в России, поднять ее на уровень, соответствующий ее предназначению.

 

Таким образом, сегодня кооперативная политика должна опираться на систему государственной поддержки кооперативных форм сотрудничества/объединения различных экономических субъектов.

Какова структура и социальное предназначение кооперативной политики?

Структура современной кооперативной политика государства составляет совокупность ее субъектов и объектов, которые между собой находятся в сложных отношениях. Субъектами современной кооперативной политики выступают: международные органы проведения кооперативной политики (например, МКА, ООН:МОТ[9], ФАТ[10], ЮНИДО[11] и др.), федеральные и региональные органы власти, местные (муниципальные) органы управления и самоуправления[12], институты гражданского общества, политические партии, бизнес-сообщества и т.п.

Основным субъектом кооперативной политики является государство. Государственные органы и кооперативы имеют общие интересы, например, по созданию социальной инфраструктуры села, что определяет возможности сотрудничества между ними на местном, региональном и национальном уровнях. Поэтому государство поддерживает кооперативы субсидиями, оказывает им техническую или иную реальную помощь.

Кооперативная политика в сфере взаимодействия государственных органов и кооперативов строится на принципах: общности интересов и партнерства. Основные направления государственной поддержки: развитие кооперативов и кооперативная деятельность[13].

Формы государственной поддержки кооперативов:

Организационно-экономические: создание режимов благоприятствования для развития кооперативов; включение кооперативов в сферы приоритетного развития; оформление кооперативного сектора экономики; содействие международному кооперативному сотрудничеству. Способы организационно-экономической поддержки излагаются в доктринах.

Финансово-экономические: компенсация объективно высоких издержек и затрат на сельском рынке; предоставление доступных кредитов; оптимизация налогов и платежей; установление льготных тарифов и цен. Способы реализации финансово-экономической поддержки закладываются в государственные комплексные планы и в бюджет.

Правовые: принятие законов, подзаконных актов, содержащих нормы о кооперации; пересмотр и обновление нормативно-правовой базы. Способы правовой поддержки оформляются в виде выработанной стратегии, общенациональных и региональных программ. Одним из примеров такого сотрудничества можно назвать опыт разработки и принятия Правительством Российской Федерации Программы социального развития села на период до 2010 года. В этой программе учтены предложения Центросоюза России и потребительских кооперативов по их участию в развитии социально-бытовой инфраструктуры села и определены меры государственной поддержки согласованных мероприятий. Центросоюз Российской Федерации привлекает к этой деятельности, имеющиеся в его ведении научные силы, профессорско-преподавательский состав Российского университета кооперации и других кооперативных учебных заведений страны.

Основным объектом кооперативной политики является кооперативная система России. За годы экономических преобразований в России сформировалась многоукладная экономика. В кооперативную систему входят различные виды кооперативов и их объединений, порядка 60 млн. граждан России, так или иначе, вовлечены в кооперацию. Это, прежде всего, потребительские общества системы Центросоюза и потребительские организации, не вошедшие в эту систему. А именно: сельскохозяйственные производственные кооперативы (на долю которых приходится 48,7% общего числа сельскохозяйственных организаций) и их союзы, активно развивающиеся сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы и их союзы, сельскохозяйственные снабженческо-сбытовые, перерабатывающие, социальные и иные виды обслуживающих потребительских кооперативов и их союзы, производственные промышленные, строительные, обслуживающие кооперативы, артели старателей и их союзы, жилищно-строительные, молодежные жилищные кооперативы, кредитные потребительские кооперативы граждан в городах, общества взаимного кредита, кассы взаимопомощи, жилищные кооперативы и другие формы кооперативной инициативы[14].

Необходимость защиты интересов миллионов кооператоров и их организаций, выработки и осуществления современной кооперативной политики в условиях рыночных преобразований, усиления влияния кооперативного сектора в экономике и общественной жизни России породила идею создания единого координационного центра всех видов кооперации страны. Его инициатором выступил Центросоюз России.

Предметом деятельности Ассоциации кооперативных организаций России (АКОР) являются: представление и защита интересов организаций потребительской, производственной, сельскохозяйственной и других кооперативных организаций в федеральных органах государственной власти; участие в разработке государственных программ для обеспечения финансовой, материально-технической и иной государственной поддержки кооперативных организаций России; определение экономической, социальной, научно-технической политики развития кооперативных организаций страны, содействие совершенствованию и развитию их деятельности; представление интересов кооперативных организаций России в международном кооперативном движении; пропаганда идей кооперативного движения и обобщение его опыта.

На пути преодоления прежней раздробленности кооперативных организаций страны и формирования целостной системы кооперативов явилось образование АКОР. Ассоциация возрождает систему кооперации России на основе ценностей и принципов международного кооперативного движения.

Социальное предназначение современной кооперативной политики в первую очередь определяется теми функциями, которые она выполняет для граждан, кооперативного сектора, общества и власти. Выделим основные из них.

1. Социальное  регулирование. Кооперативная политика ставит перед собой целью решение ряда важных вопросов в социальной сфере:

Социальное переустройство региона, города, села.

Улучшение условий жизни и труда населения, особенно в сложных условиях проживания.

Обеспечение занятости населения, повышение профессионального уровня, особенно молодежи.

Реализация доходов населения, их денатурализация.

Социальное обслуживание населения, членов-пайщиков и работников, социальное возрождение села.

Кооператив как социальный институт благоприятствует повышению образовательного, культурного уровня участников кооперативного движения.

2.Повышение  эффективности экономической системы  демократическими методами. Кооперативная  политика всемерно способствует  развитию демократических принципов  существования как системы кооперативов в целом, так и внутри кооперативов. Механизм осуществления демократии находится внутри самой кооперации.

Члены кооператива управляют им по принципу самоуправления, контроль в кооперативе тоже является прерогативой этих пайщиков. Высшая власть в кооперативе принадлежит его членам. Кооперативы могут заключать соглашения с другими организациями, включая государственные, или привлекать средства из внешних источников лишь на таких условиях, которые гарантируют сохранение самостоятельности в управлении и демократического контроля.

Добровольное и открытое членство – характеризует свободу выбора. Как вступление в кооператив, так и выход из него является вполне свободным. Кооперативы как добровольные организации открыты для всех лиц, кто может пользоваться услугами кооператива и готов нести ответственность, вытекающую из членства. При приеме в кооператив не допускается дискриминация по соображениям половой, социальной, расовой, политической или религиозной принадлежности людей.

Взаимная помощь как условие всестороннего индивидуального развития человека. Путем объединения друг с другом и через взаимную ответственность люди могут добиться многого, особенно для усиления своего влияния на рыночную ситуацию и на политику правительства, а через это – для улучшения своего материального благосостояния. Успех кооператива, его рост также способствуют развитию индивидуальности кооператоров.

Достижение справедливости считается непрерывно решаемой задачей. Члены одного кооператива являются его работниками, и в данном случае справедливость обнаруживает себя в равной оплате равного трудового вклада каждого; это же правило распространяется на людей, работающих в кооперативе по найму, по трудовому договору. Во многих кооперативах олицетворением справедливости считается принятый самими пайщиками порядок распределения между ними некоторой части кооперативной прибыли, дохода.

Причем внутрикооперативная демократия является преимущественно экономической, неполитической. Последовательная приверженность демократии позволяет кооперативной политике не только сохранить, но и постоянно подтверждать в условиях рыночной экономики свою демократическую суть.

3. Регулирование  экономических отношений. Кооперативная  политика в экономической сфере  проявляется в организации товарообмена  между городом и селом, формировании многоукладной производственной инфраструктуры, экономическая интеграция, реализации доходов населения, развитии экономических связей и закреплении на товарных рынках отечественных товаропроизводителей.

4. Образование, повышение квалификации и информационное обеспечение кооператоров и кооперативных объединений. Кооперативы самостоятельно и в сотрудничестве с иными организациями и органами власти осуществляют образование и повышение квалификации своих членов и лиц, занимающих выборные должности, а также управляющих и служащих в целях обеспечения эффективного участия в развитии своего кооператива. Кооперативы информируют широкую общественность, особенно молодежь и людей, формирующих общественное мнение, о пользе и сущности кооперации. Нужна гласность и внутри кооператива: информация о его работе, успехах или неудачах должна быть достоверной, своевременной и доступной всем его членам.

5. Сотрудничество  кооперативных организаций между  собой, называемое иногда кооперацией  кооперативов. Кооперативная политика в целях усиления кооперативного движения способствует тому, чтобы каждая кооперативная организация активно сотрудничала всеми возможными практическими способами с другими кооперативными организациями на местном, национальном, региональном и международном уровнях. Такое сотрудничество особенно актуально в современных условиях глобализации рынков.

 

6. Забота  о региональном развитии. Кооперативная  политика, будучи нацеленной, на  удовлетворение нужд и запросов  в первую очередь системы кооперации и членов кооперативов, в то же время заботится об устойчивом развитии экономики и социальной сферы на местах, участвует в создании дополнительных рабочих мест, содействует сохранению окружающей среды обитания человека, благоустройству и т. д. В свою очередь, развитие общества, местной общины обычно создает благоприятные условия для самой кооперативной деятельности.

Таким образом, разработка кооперативной политики и программы сотрудничества государства и системы кооперативов на принципах общности интересов позволяет активизировать кооперативное движение при решении экономических и социальных проблем общества. Для всех видов и форм кооперации политика государственной поддержки предусматривает финансово-экономическое, правовое, внешнеэкономическое содействие. Сегодня в нашей стране кооперативная система имеет все основные виды кооперативов по международной классификации и закладывается фундамент солидного кооперативного сектора. Содействие добровольным и независимым кооперативам приобретает общенациональное значение. Социальное предназначение кооперативной политики способствует решению ряда социальных проблем, укреплению экономики, повышению трудовой занятости населения, борьбе с безработицей и бедностью.

Информация о работе Кооперативная политика в России