Координация глобального сотрудничества с международными экономическими организациями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:25, реферат

Краткое описание

Целью дипломной работы является выявление новых факторов, оказывающих существенное воздействие на реализацию государством своих экономических функций в современных условиях и обосновании форм и поиск путей развития и решения проблем совершенствования взаимодействия России с международными финансово-кредитными организациями на современном этапе.
Исходя из поставленной цели, решаются следующие задачи:
- изучение международных финансово-кредитных организаций, как фактора, влияющего на развитие экономики России;
- исследование роли основных международных финансово-кредитных организаций в экономическом развитии России;
- изучение путей и проблем совершенствования сотрудничества России с международными финансово-кредитными организациями на современном этапе.

Содержание

Введение
Глава 1. Международные финансово-кредитные организации, как фактор, влияющий на развитие экономики России
1.1 Причины создания и основные задачи, решаемые международными финансово-кредитными организациями
1.2 Необходимость и формы экономического сотрудничества России с международными финансово-кредитными организациями
Глава 2. Исследование роли основных международных финансово-кредитных организаций в экономическом развитии России
2.1 Анализ влияния сотрудничества России с Международным Валютным Фондом на её экономическое развитие
2.2 Исследование роли Международного банка реконструкции и развития в экономике России
2.3 Анализ сотрудничества России с Европейским банком реконструкции и развития и его влияние на состояние экономики России
Глава 3. Пути и проблемы совершенствования сотрудничества России с международными финансово-кредитными организациями на современном этапе
3.1 Пути развития сотрудничества России с Международными финансово-кредитными организациями в интересах экономического развития России
3.2 Проблемы совершенствования взаимодействия России с Международными финансово-кредитными организациями на современном этапе
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

мировая экономика.doc

— 362.50 Кб (Скачать файл)

· потребность  совместного решения проблем  неустойчивости мировой экономики, в том числе мировой валютной системы, мировых рынков кредитов, валют, ценных бумаг, золота.

 Интенсивное  развитие процессов региональной экономической интеграции углубило содержание и разнообразило формы межгосударственного регулирования международных экономических отношений путем создания региональных регулирующих структур. Особенно ярко это проявилось на европейском экономическом пространстве.

Характерными  причинами возникновения региональных банков развития развивающихся стран  является:

· достижение этими  странами политической независимости;

· увеличение роли их в мировом развитии;

· стремление к  региональному сотрудничеству и экономической интеграции, для решения проблем национальной экономики.

К региональным валютным и кредитно-финансовым организациям относятся институты Европейского Союза (ЕС), созданные для стимулирования западноевропейской интеграции.

Целями создания международных организаций явились:

* объединение  усилий мирового сообщества, для  достижения стабильности мировой  экономики и международных финансов;

* необходимость  осуществлять межгосударственное  валютное и финансово-кредитное  регулирование;

* потребность  совместно разрабатывать и координировать тактику и стратегию мировой финансовой и валютно-кредитной политики.

Первый этап становления международных организаций  начинается с конца Второй мировой  войны и длится до 50-х годов. Этот период характеризуется экономическим и политическим лидерством США в мире.

К организациям, имеющим всемирное значение, относятся  такие крупнейшие международные  организации, как Организация Объединенных Наций (ООН), Международный валютный фонд (МВФ), организации группы Всемирного банка, а также Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), преобразованное во Всемирную торговую организацию (ВТО), Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС) и многие другие.

Многие специализированные органы ООН занимаются проблемами международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Главным экономическим органом, действующем в системе ООН и координирующим работу крупнейшей организации и ее специализированных учреждений и органов в экономической и социальной областях, является Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС). ОН выполняет функции развития сотрудничества и координации государств с разнообразным социальным строем.

 Важное значение  в системе ООН занимает Конференция  ООН по торговле и развитию -- ЮНКТАД. На конференции идет обсуждение валютно-кредитных вопросов одновременно с проблемами мировой торговли и развитием развивающихся стран. Сессии ЮНКТАД проводятся каждые четыре года. Исполнительным органом ЮНКТАД является Совет по торговле и развитию. Совет обеспечивает непрерывность работы организации в период между сессиями Конференции.

Основными функциями  ЮНКТАД являются:

· стабилизация экономических и торговых отношений  между государствами;

· создание мер  по урегулированию международной торговли сырьевыми товарами;

· подготовка мер и средств экономического сотрудничества и торговой политики;

· способствование  развитию экономического сотрудничества между развивающимися странами;

· координация  политики правительств и региональных экономических группировок по вопросам развития мировой торговли и прочих проблем;

· ведение аналитической  работы по широкому кругу проблем.

Обострение глобальных проблем развития человеческой цивилизации (охрана окружающей среды, угроза ядерной  войны, демографическая, продовольственная, сырьевые и другие проблемы) также является важной предпосылкой создания таких элементов системы межгосударственного регулирования международных экономических отношений, как Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и другие.

В целях координации  экономической политики ведущих  стран мира в 1948 году была создана  Организация европейского экономического сотрудничества, преобразованная в 1961 году в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В настоящее время в состав ОЭСР входит 31 страна. Россия обладает статусом наблюдателя в 13 комитетах и 13 рабочих группах ОЭСРОрганизация Экономического Сотрудничества и Развития (http://oecdru.org/oecd_com.html). Это дает право России высказывать свою позицию по обсуждаемым вопросам, участвовать в разработке решений и рекомендаций.

Целью ОЭСР является способствование финансовой стабилизации и экономическому развитию стран-членов, а также свободной торговле и развитию молодых государств. ОЭСР представляет собой специфический клуб развитых стран. Он создан для обмена мнениями и координацией экономической политики, включая финансово-кредитную и валютную, ведет научно-исследовательскую работу, является центром международных сопоставлений и прогнозирования на базе эконометрических моделей мировой экономики.

Парижский клуб стран-кредиторов -- неформальное финансовое объединение правительств развитых государств, где рассматриваются  проблемы регулирования, в том числе отсрочки платежей по государственному долгу стран-заёмщиков. Деятельность Клуба начинается с 1956 года, когда кредиторы Аргентины были приглашены в Париж на переговоры со своими должниками. Главной идей деятельности Парижского клуба является проявление заботы о наиболее бедных странах, имеющих явно безнадежную внешнюю задолженность. Важнейшей функцией Клуба является реструктуризация задолженности развивающихся стран.

В настоящее  время Парижский клуб преобразовался в очень активную организацию, действенность его работы оценивается предельно высоко. На заседаниях Парижского Клуба находятся представители из МВФ, МБРР, ЮНКТАД и рассматриваются вопросы той части внешнего долга, которую необходимо погасить в текущем году.

Ныне в состав Парижского клуба входят 19 стран-кредиторов. Россия является членом Парижского клуба с 1997 года. Членство в Клубе дает России бесспорные преимущества. Парижский клуб может при желании списать сколько угодно долгов и выдавать сколько угодно кредитов. И поэтому именно от него в наибольшей степени зависит экономическая политика развивающихся стран. Вступив в Клуб, Россия получила возможность влиять на мировую экономику. Во-первых, контролировать экономическую политику развивающихся и постсоциалистических стран, задолжавших клубу. Во-вторых, позволяет России повысить свой кредитный рейтинг и еще успешнее размещать еврооблигации. Задолженность России перед странами - членами Парижского клуба на 1 марта 2010 составляет $1,819млрд.

Лондонский клуб - неинституциализированное объединение коммерческих банков-кредиторов, где происходит обсуждение проблем урегулирования частной внешней задолженности стран-должников. Членами Клуба являются около 1000 банков-кредиторов из разных стран. Клуб сотрудничает с МВФ и Парижским клубом. Лондонский клуб занимается реструктуризацией долгов только коммерческих структурБородулина Л.П. Международные экономические организации. М. Изд-во ЭКОНОМИСТЪ,2005.- С.239.

Лондонский клуб является международным объединением с целью решения долговых проблем  путем реструктуризации задолженности, отсрочки погашения долга и предоставления возобновляемых кредитов.

В настоящее  время задолженность России перед  Лондонским клубом кредиторов погашена. Она представляла собой обязательства  бывшего СССР перед частными коммерческими банками стран Западной Европы, США и Японии по кредитам, привлеченным до 31 декабря 1991 года. В начале 2000-х, сумма достигала нескольких миллиардов долларов, однако по инициативе российского Минфина почти весь долг был переведен в еврооблигации. Теперь процесс урегулирования долга по этим инструментам завершен.

Урегулирование  отношений с Лондонским клубом банков-кредиторов явилось одним из первых сигналов положительного изменения в общей  позиции международных финансовых кругов по отношению к России.

Невозможность согласования и координирования  экономической политики ведущих  индустриальных государств в рамках ОЭСР, привело к созданию в 1975 году нового международного форума -- совещания  стран «Большой семерки» (США, Канада, Япония, Германия, Великобритания, Франция и Италия), преобразовавшейся в «Восьмерку» после присоединения России.

 Ценность  «Восьмерки» в нынешнем мире  состоит в том, что главы  государств до того заняты, что  не имеют шанса выйти за  рамки общения с тесным кругом  приближенных лиц для рассмотрения актуальных и текущих проблем. Саммиты «Большой восьмерки» избавляют их от этой обыденности и позволяют шире, по новому взглянуть на международные проблемы, подавая реальную возможность для координации и понимания действий. На этих совещаниях большое внимание уделяется валютно-кредитным проблемам.

 В мировой  политике роль «Большой восьмерки»  формируется военным и экономическим  потенциалом входящих в нее  стран. Клуб ведущих держав  заинтересован в сотрудничестве  с Россией, поскольку без нас  ни одну военно-политическую проблему (ядерная война, борьба с терроризмом, война в Афганистане) решить не удастся. Тем не менее, хотя геополитическая значимость России не вызывает сомнений, ее экономическая мощь все еще не отвечает уровню остальных стран «Восьмерки», а потому российские представители лишь частично участвуют в заседаниях министров финансов и глав центральных банков членов «Группы восьми». «Стопроцентное» участие России в работе «Восьмерки» неосуществимо до тех пор, пока она не станет членом двух других ключевых международных организаций - ВТО и ОЭСР. 

С конца 90-х годов  обсуждается вопрос о вступлении России в ВТО. Главной задачей  ВТО является либерализация мировой  торговли. Участие в соглашениях  ВТО предоставляет государствам-членам ясную, стабильную и доступную правовую основу для осуществления торговых операций национальными импортерами и экспортерами, гарантирует всем участникам международной торговли режим наибольшего благоприятствования и защищает от торгово-политической дискриминации со стороны экономически более сильных государств. Деятельность ВТО оказывает большое влияние на развитие международной торговли и мирового хозяйства в целом.

Условия членства России должны в первую очередь учитывать  потребности развития отечественной  экономики, устранять дискриминацию российского экспорта, облегчать доступ российских товаров и услуг на мировые рынки, доступность к многосторонним механизмам решения споров.

Необходимо отдавать отчет в том, что вступление России в ВТО имеет целый ряд как  плюсов, так минусов, неблагоприятное воздействие которых наше правительство стремится минимизировать.

Отрицательные моменты состоят в том, что  Россия будет сдержана в применении средств государственного регулирования  экономических субсидий и обменов. Возможности защиты внутреннего рынка товаров и услуг от внешней конкуренции будут сдержаны четырьмя инструментами, таковыми, как экспортные тарифы, защитные, компенсационные и антидемпинговые тарифы.

К положительным  моментам, несомненно, относится, введение в российское законодательство стабильных, доступных правил «игры» и всеобщих подходов в использовании механизмов регулирования внешнеэкономической деятельности. Что позволит России повысить свою инвестиционную привлекательность для иностранных инвесторов и сделает более доступным правовой и экономический климат для российских субъектов экономики. Значительно повысятся условия доступа на мировые рынки российских товаров и услуг, что положительно скажется на экономической деятельности отечественных предприятий, а следовательно на доходах российского бюджета. К тому же, Россия получит право участвовать в создании новых правил международной торговли и доступ к механизму урегулирования торговых конфликтов.

 Все переговоры  по вопросу вступления России  планируется завершить в 2010 году. Эта цель остается приоритетом для России. Решение этой задачи является необходимым условием продвижения российских реформ, поскольку сопровождающая этот процесс либерализация экономики существенно улучшит предпринимательский и инвестиционный климат в России.

Современный миропорядок  демонстрирует резко возросшую  взаимосвязь внутренних и внешних  аспектов развития государств, формирование новых механизмов управления, связанных, в том числе, с двусторонним и  многосторонним партнерством и создающих  возможности противостоять новым угрозам и рискам Шубкина Н.П. К новой модели евразийского сотрудничества // Государственная служба - 2006.- № 6.- С. 43.

Активный рост международных экономических связей привел к тому, что мировая экономика  превратилась в целостный глобальный организм.

1.2 Необходимость  и формы экономического сотрудничества  России с международными финансово-кредитными  организациями

Международные валютно-кредитные и финансовые организации исполняют все более  значительную роль в мировой экономике. Во-первых, деятельность международных организаций дает необходимое регулирующее начало и четкую стабильность в функционировании финансово-кредитных и валютных отношений. Во-вторых, они призваны служить форумом для установления финансово-кредитных и валютных отношений между странами, притом эта функция постоянно возрастает. В-третьих, расширяется значение международных валютно-кредитных и финансовых организаций в сфере изучения, обобщения и анализа информации по тенденциям развития и разработки рекомендаций по главнейшим проблемам мирового хозяйства.

Информация о работе Координация глобального сотрудничества с международными экономическими организациями