Курсовая работа Ресурсы предприятий и пути повышения эффективности их использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 21:10, курсовая работа

Краткое описание

Рыночная экономика, при всем разнообразии ее моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль, как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют ресурсы предприятий. Они неотъемлемая часть рыночных отношений. Вот почему сегодня как никогда важно хорошо знать природу производственных ресурсов, глубоко разбираться в условиях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства.

Вложенные файлы: 1 файл

текст 1.docx

— 479.98 Кб (Скачать файл)

     3.2. Пути повышения эффективности использования финансовых ресурсов 

     Финансовые  ресурсы, представляющие собой денежные средства, предназначенные для финансирования развития предприятия в предстоящем  периоде, предполагают эффективное  использование с целью извлечение из них максимально возможной  прибыли.

     Эффективность использования финансовых ресурсов характеризуется оборачиваемостью активов и показателями рентабельности. Следовательно, эффективность управления можно повышать, уменьшая срок оборачиваемости и повышая рентабельность за счет снижения издержек и увеличения выручки.

     Ускорение оборачиваемости оборотных средств  не требует капитальных затрат и ведет к росту объемов производства и реализации продукции. Однако инфляция достаточно быстро обесценивает оборотные средства, предприятиями на приобретение сырья и топливно-энергетических ресурсов направляется все большая их часть, неплатежи покупателей отвлекают значительную часть средств из оборота.

     В качестве оборотного капитала на предприятии  используются текущие активы. Фонды, используемые в качестве оборотного капитала, проходят определенный цикл. Ликвидные активы используются для покупки исходных материалов, которые превращают в готовую продукцию; продукция продается в кредит, создавая счета дебиторов; счета дебитора оплачиваются и инкассируются, превращаясь в ликвидные активы.

     Любые фонды, не используемые для нужд оборотного капитала, могут быть направлены на оплату пассивов. Кроме того, они  могут использоваться для приобретения основного капитала или выплачены  в виде доходов владельцам.

     Один  из способов экономии оборотного капитала, а следовательно - повышения его оборачиваемости заключается в совершенствовании управления запасами. Поскольку предприятие вкладывает средства в образование запасов, то издержки хранения связаны не только со складскими расходами, но и с риском порчи и устаревания товаров, а также с временной стоимостью капитала, т.е. с нормой прибыли, которая могла быть получена в результате других инвестиционных возможностей с эквивалентной степенью риска.

     Повышение оборачиваемости оборотных средств сводится к выявлению результатов и затрат, связанных с хранением запасов, и подведению разумного баланса запасов и затрат. Для ускорения оборачиваемости оборотных средств на предприятии целесообразно:

     - планирование закупок необходимых  материалов;

     - введение жестких производственных  систем;

     - использование современных складов;

     - совершенствование прогнозирования  спроса;

     - быстрая доставка сырья и материалов.

     Второй  путь ускорения оборачиваемости  оборотного капитала состоит в уменьшении счетов дебиторов.

     Уровень дебиторской задолженности определяется многими факторами: вид продукции, емкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукцией, принятая на предприятии система расчетов и др. Управление дебиторской задолженностью предполагает прежде всего контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается как положительная тенденция. Большое значение имеют отбор потенциальных покупателей и определение условий оплаты товаров, предусматриваемых в контрактах.

     Таким образом, эффективность управления или использования финансовых ресурсов, в общем виде, заключается в грамотном и самое главное в своевременном обороте средств, что находит отражение в результатах хозяйственной деятельности предприятия [9].  
 

     3.3. Повышение эффективности  труда на предприятии 

     Одним   из  основных направлений  повышения  эффективности использования труда на предприятии является усиление мотивации труда. Именно мотивация труда и профессионально-квалификационный уровень работников обеспечивают действенность управления человеческими ресурсами. Мотивация труда – это одна из важнейших  функций менеджмента, представляющая собой побуждение  работников   к   деятельности   по  достижению  целей   предприятия через удовлетворение их собственных потребностей. В основе  этого процесса лежит использование разнообразных мотивов, среди которых следует выделить материальные, моральные, социально-психологические, духовные, творческие и др. Мотивация является формой использования мотивов поведения человека в практике управления его деятельностью. На мотивацию работников фирмы непосредственное  влияние оказывают содержание и  условия  труда  на  предприятии, организация труда и его оплаты, возможности продвижения по служебной лестнице и др.

     Выделяют  три вида мотивации — прямую, властную  (принудительную) и опосредованную (стимулирование). Прямая мотивация представляет собой  непосредственное влияние на личность работника  и его систему  ценностей путем убеждения, внушения, психологического воздействия, агитации, демонстрации примера и др. Властная (принудительная) мотивация базируется на угрозе ухудшения удовлетворения каких-либо потребностей работника при невыполнении им установленных требований. Стимулирование труда как метод формирования мотивов предполагает право  выбора работником варианта поведения в соответствии с его интересами.

     Существуют  различные подходы  к мотивации персонала. Современные теории  мотивации можно  разделить  на две основные группы — содержательные и процессуальные. Содержательные теории мотивации в значительной степени основаны  на  результатах  психологических исследований и направлены в первую  очередь  на определение перечня и структуры  потребностей людей.  Потребности представляют собой  иерархическую структуру и разделяются на первичные (врожденные) и вторичные (образующиеся в ходе приобретения определенного жизненного опыта).

     Одной  из  наиболее распространенных за рубежом  классификаций  потребностей является пятиуровневая  иерархия потребностей по  Маслоу:   физиологические,  безопасности,  социальные,  уважения и самовыражения. К физиологическим потребностям относятся потребности в пище, тепле, жилище и Др.;  потребности безопасности — это потребность в защите  и порядке; социальные потребности  — потребность входить  в  какую-либо  группу, поддерживать с членами этой  группы  дружеские отношения  и др.;  потребность в уважении — это потребность в самоуважении и уважении других людей, престиже, славе и др.; потребность в самовыражении — потребность полностью развить  свой  творческий потенциал в работе, воспитании и  образовании детей  и др.  Согласно теории   Маслоу, пять основных типов потребностей людей определяют поведение человека. При этом  потребности более высокого уровня  не мотивируют его поведение, если хотя бы частично не удовлетворены потребности нижнего уровня.  Однако эта иерархическая структура  не является абсолютно жесткой, и относительная значимость потребностей  в различных странах  может меняться.

     Главными  рычагами мотивации являются потребности, стимулы  и  мотивы. Потребности рассматриваются в теории  мотивации как осознанное отсутствие  чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Под  стимулом обычно  подразумевается внешнее побуждение  к действию, причиной которого является интерес (материальный, моральный, личный или групповой), чаще всего материальное  вознаграждение определенной формы, например заработная плата.  В отличие  от стимула  мотив является внутренней побудительной  силой  (желание, влечение, ориентация,  внутренние установки и др.).

     Система материального и морального стимулирования труда представляет собой  совокупность мер, направленных на  повышение  деловой  активности  работающих и  как  следствие  — повышение эффективности труда и его качества. Стимулирование труда как метод управления дополняет административно-правовые методы управления, побуждая  работников и их коллективы работать  больше  и  лучше,  чем  это  предусмотрено  трудовыми  соглашениями.

     Стимулы могут быть материальными и нематериальными, а сочетание  материальных и моральных  стимулов  является одним  из важнейших  принципов стимулирования. В составе материальных можно выделить денежные и неденежные стимулы, в составе нематериальных — социальные (престижность труда, возможность роста), моральные (уважение со стороны окружающих, награды) и творческие  (возможность самореализации и самосовершенствования). Выделяют  следующие основные формы стимулирования работников предприятия:

     1. Заработная плата,  характеризующая оценку  вклада  работника в результаты деятельности предприятия (абсолютная величина и соотношение с уровнем  оплаты  других  работников предприятия). Она должна  быть сопоставима с оплатой труда на аналогичных предприятиях отрасли  и региона и конкурентоспособна. Заработок работника определяется в зависимости от его квалификации, личных способностей и достижений в труде  и  включает различные доплаты, надбавки и премии.

     2. Социальные выплаты, включающие субсидированное и льготное  питание, продажу  собственной продукции предприятия работникам со  скидкой, оплату  расходов  на  проезд  работника к  месту работы  и обратно, предоставление работникам беспроцентных ссуд или ссуде низким уровнем  процента, предоставление права  пользования  транспортом фирмы, оплату больничных листов  сверх определенного уровня, страхование здоровья работников и членов  их семей  за счет фирмы и др.;

     3. Нематериальные (неденежные) льготы и привилегии персоналу, в том числе предоставление права на скользящий, гибкий график работы, предоставление отгулов, увеличение продолжительности оплачиваемых отпусков за определенные достижения и успехи в работе, более ранний выход на пенсию и т. д.;

     4. Дивиденды по акциям фирмы  (участие  в акционерном капитале  предприятия) и участие  в  прибылях;

     5.Мероприятия, повышающие содержательность труда, самосто- ятельность и ответственность работника, стимулирующие его квалификационный рост. Привлечение работников к управлению предприятием  также   повышает  их  мотивацию,  поскольку  в  данном случае  решается проблема отчуждения от предприятия. Всемерное развитие  горизонтальных связей   и  горизонтальных структур  управления  является  организационной  основой  для   мотивации  работников;

     6.  Создание благоприятной социальной  атмосферы, устранение ста- тусных,  административных,   психологических  барьеров  между   отдельными группами работников, между рядовыми работниками и работниками  аппарата управления,  развитие доверия  и  взаимопонимания  внутри  коллектива.  Образование различных неформальных  функциональных групп  работников (например,  кружки  качества), участие в которых формирует чувство непосредственной  причастности к делам предприятия. Моральное поощрение работников;

     7. Продвижение работников по службе,  планирование их карьеры, оплата обучения и  повышения квалификации.

     Данные  мероприятия по  повышению мотивации  труда  позволяют более эффективно  использовать трудовой потенциал  предприятия  и  повысить его  конкурентоспособность на  рынке [1, с.192].  
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Финансовые ресурсы предприятий - это собственный, заемный и привлеченный денежный капитал, который используется предприятиями для формирования своих активов и осуществления производственно-финансовой деятельности в целях получения соответствующих доходов и прибыли.  
Состав финансовых ресурсов, их объемы зависят от вида и размера предприятия, рода его деятельности, объема производства. При этом объем финансовых ресурсов тесно связан с объемом производства, эффективной работой предприятия. Чем больше объем производства и выше эффективность работы предприятия, тем больше величина собственных финансовых ресурсов, и наоборот. 

     Наличие в достаточном объеме финансовых ресурсов, их эффективное использование, предопределяют хорошее финансовое положение предприятия платежеспособность, финансовую устойчивость, ликвидность. В этой связи важнейшей задачей предприятий является изыскание резервов увеличения собственных финансовых ресурсов и наиболее эффективное их использование в целях повышения эффективности работы предприятия в целом. 

     Эффективное использование основных фондов и производственных мощностей также имеет большое значение для предприятия. Решение этой задачи означает увеличение объемов производимой продукции. снижение ее себестоимости, рост рентабельности производства. Существенным направлением повышения эффективности основных фондов является совершенствование структуры основных производственных фондов.

     Рациональная организация оплаты труда на предприятии позволяет стимулировать результаты труда и деятельность его работников, обеспечивать конкурентоспособность на рынке труда готовой продукции, не обходимую рентабельность и прибыльность продукции.

     Кадры, и заработная плата – эти понятия тесно связаны между собой. На каждом предприятии должен разрабатываться план по труду и заработной плате, цель которого заключается в изыскании резервов по улучшению рабочей силы и на этой основе повышение производительности труда. При этом план должен быть разработан так, чтобы темпы роста производительности труда опережали темпы роста заработной платы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Курсовая работа Ресурсы предприятий и пути повышения эффективности их использования