Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 10:00, курс лекций
В связи с развитием рыночных отношений в сферах деятельности субъектов хозяйствования существенно возрастают требования к экономическим знаниям молодых специалистов – будущих руководителей и работников органов государственного управления, предприятий и организаций, которые должны обладать новым типом экономического мышления и уметь принимать самостоятельные эффективные решения на основе анализа и оценки текущей и перспективной экономической ситуации.
ВВЕДЕНИЕ 7
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ КАК НАУКА. ПРЕДМЕТ, МЕТОД, ЦЕЛИ
И ЗАДАЧИ КУРСА 7
ТЕМА 1. ПРЕДПРИЯТИЕ КАК СУБЪЕКТ
ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ 10
ЛЕКЦИЯ 1. ПРЕДПРИЯТИЕ КАК СУБЪЕКТ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ 10
ПОНЯТИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ, ЕГО ПРИЗНАКИ И ПРИНЦИПЫ
ОРГАНИЗАЦИИ 10
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ 17
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПРЕДПРИЯТИЯ 28
СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ДОБРОВОЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ 32
Контрольные вопросы к теме №1 32
ТЕМА 2. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ 32
ЛЕКЦИЯ 2. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ 32
ПОНЯТИЕ, СОСТАВ И СТРУКТУРА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 32
МЕТОДЫ УЧЕТА И ОЦЕНКИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 32
ИЗНОС И АМОРТИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 32
ЛИЗИНГ КАК ФОРМА ОБНОВЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 32
ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 32
Контрольные вопросы к теме №2 32
ТЕМА 3. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ И ИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ 32
ЛЕКЦИЯ 3. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ И ИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ 32
ПОНЯТИЕ, СОСТАВ И СТРУКТУРА ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ
ПРЕДПРИЯТИЯ 32
ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ 32
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВАХ 32
ПОКАЗАТЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ 32
Контрольные вопросы к теме №3 32
ТЕМА 4. ПЕРСОНАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 32
ЛЕКЦИЯ 4. ПЕРСОНАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 32
ПОНЯТИЕ, СОСТАВ И СТРУКТУРА ПЕРСОНАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ 32
РАСЧЕТ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ 32
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИКУ ПРЕДПРИЯТИЯ 32
ФАКТОРЫ И РЕЗЕРВЫ РОСТА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА 32
Контрольные вопросы к теме №4 32
ТЕМА 5. ОПЛАТА ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ 32
ЛЕКЦИЯ 5. ОПЛАТА ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ 32
СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И ФУНКЦИИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ, ПРИНЦИПЫ
ЕЕ ОРГАНИЗАЦИИ 32
ФОРМЫ И СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА 32
ТАРИФНАЯ СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА 32
ЗНАЧЕНИЕ ТАРИФНЫХ КОЭФФИЦИЕНТОВ 32
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЛАТЫ ТРУДА 32
Контрольные вопросы к теме №5 32
ТЕМА 6. СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 32
ЛЕКЦИЯ 6. СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЯ 32
СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ 32
МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ 32
ВИДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ 32
БИЗНЕС-ПЛАН: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, СТРУКТУРА 32
Контрольные вопросы к теме №6 32
ТЕМА 7. ИЗДЕРЖКИ И СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ 32
ЛЕКЦИЯ 7 ИЗДЕРЖКИ И СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ 32
ПОНЯТИЕ, ВИДЫ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА И СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ 32
КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ
(РАБОТ, УСЛУГ) 32
КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ И ЦЕНЫ 32
ПУТИ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ 32
Контрольные вопросы к теме №7 32
ТЕМА 8. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 32
ЛЕКЦИЯ 8. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 32
СУЩНОСТЬ, ВИДЫ ДОХОДА И ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ 32
ФОРМИРОВАНИЕ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ 32
ПОКАЗАТЕЛИ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ И МЕТОДИКА ИХ РАСЧЕТА 32
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ 32
Контрольные вопросы к теме №8 32
ТЕМА 9. ИНВЕСТИЦИИ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ 32
ЛЕКЦИЯ 9. ИНВЕСТИЦИИ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ 32
СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ИНВЕСТИЦИЙ 32
ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 32
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ: ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ 32
ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА 32
Контрольные вопросы к теме №9 32
ТЕМА 10. АДАПТАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ К РЫНОЧНЫМ УСЛОВИЯМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ 32
ЛЕКЦИЯ 10. АДАПТАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ К РЫНОЧНЫМ УСЛОВИЯМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ 32
РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ 32
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА 32
БАНКРОТСТВО: ПОНЯТИЕ, ПРИЧИНЫ И ФАКТОРЫ ЕГО ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ 32
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ БАНКРОТСТВА. САНАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 32
Контрольные вопросы к теме №10 32
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
Эффективность управления оборотными средствами предприятия оказывает большое влияние на результаты его финансово-экономической деятельности.
С одной стороны, необходимо более рационально использовать имеющиеся оборотные средства (оптимизация производственных запасов, сокращение незавершенного производства, совершенствование форм расчета).
С другой стороны, в настоящее время предприятия имеют возможность выбирать разные варианты списания затрат на себестоимость.
Например, в зависимости от конъюнктуры спроса и прогнозирования объемов продаж, предприятия могут быть заинтересованы в интенсивном списании затрат либо в их более равномерном распределении в течение какого-либо периода. Для этого важно выбрать из перечня вариантов, тот который будет отвечать поставленным целям. Необходимо проследить, какое влияние окажут принятые решения на себестоимость, размеры прибыли и налогов. Значительная часть указанных альтернативных возможностей относится к сфере управления оборотными средствами предприятия.
Материально-производственные запасы отражаются в соответствии с правилом низшей из двух оценок - по себестоимости и по рыночной цене.
В зарубежной практике используются следующие методы оценки запасов:
Несмотря на то, что метод ЛИФО обеспечивает уменьшение налоговых платежей, многие фирмы отказываются от его использования, так как невысокий финансовый результат деятельности предприятия оказывает негативное воздействие на положение компании на финансовом рынке, так как одним из основных показателей, влияющих на котировку ценных бумаг компании, является показатель чистой прибыли на 1 акцию в обращении.
Основные понятия:
персонал предприятия; промыщленно – производственный и непромышленный персонал; рабочие; руководящие работники; специалисты; другие служащие; младший обслуживающий персонал; ученики; охрана; профессия; специальность; квалификация; структура персонала; производительность труда; выработка; факторы и резервы роста производительности труда.
Персонал предприятия - это совокупность всех работников предприятия, обеспечивающих реализацию его функций. Это основной ресурс предприятия, от использования которого зависит эффективность функционирования предприятия.
Персонал предприятия по характеру участия в производственном процессе подразделяется на промышленно–производственный и непромышленный. Состав и классификация персонала предприятия представлена на рисунке 4.1.
Промышленно-производственный персонал (ППП) занят непосредственно выполнением производственного процесса и обслуживанием производства. Это работники основных и вспомогательных подразделений, заводоуправления, научно–исследовательских и опытно–конструкторских отделов и бюро, бухгалтерии, планово–финансового отдела и др.
Непромышленный персонал включает работников, занятых на предприятиях общественного питания, в медицинских учреждениях, жилищно-коммунальном хозяйстве, в детских дошкольных учреждениях, домах отдыха и пансионатах, подсобных хозяйствах, числящихся на балансе предприятия.
В зависимости от характера выполняемых функций выделяются следующие категории промышленно – производственного персонала: рабочие, руководящие работники, специалисты, другие служащие, младший обслуживающий персонал, ученики и охрана.
Рабочие непосредственно участвуют в производственном процессе. Они делятся на основных и вспомогательных. Основные рабочие осуществляют производство продукции, вспомогательные заняты обслуживанием производственных процессов. В современных условиях вследствие автоматизации и компьютеризации производства, использования гибких производственных систем и робототехнических комплексов основным содержанием деятельности рабочих становится наблюдение за оборудованием, его наладка, регулировка, ремонт, поэтому изменяется соотношение основных и вспомогательных рабочих.
Руководящие работники – персонал, осуществляющий техническое, организационное и экономическое руководство производственным процессом и трудовым коллективом. Они подготавливают, принимают и реализуют управленческие решения. Это руководители предприятия (директор и его заместители, главный инженер, главный бухгалтер, главный экономист, главный энергетик и т.д.), руководители структурных подразделений (начальник отдела, бюро, сектора), линейные руководители (начальники участков, смен, цехов, производств, мастера).
Специалисты обеспечивают сбор и обработку всей управленческой информации, заняты выполнением экономических, бухгалтерских, технических и научно–исследовательских функций. Это инженеры, экономисты, нормировщики, бухгалтера, технологи, конструкторы.
Другие служащие (технические исполнители) - работники, осуществляющие подготовку и оформление документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание. К ним относятся: работники канцелярии, секретари–референты, декларанты, диспетчера, кассиры, табельщики, учетчики, старший кладовщик и др.
Младший обслуживающий персонал (МОП) составляют работники, осуществляющие функции по уходу за служебными помещениями, обслуживанию рабочих, руководящих работников и специалистов. Это уборщики, кладовщики, гардеробщики, операторы копировальных, множительных и вычислительных машин, курьер и т.д.;
Ученики – это работники предприятия, проходящие производственное обучение с целью овладения определенной профессией.
Охрана - данная категория работников обеспечивает безопасность предприятия, сохраняя его материальные ценности от хищений и стихийных бедствий, обеспечивая неприкосновенность информации, составляющей коммерческую тайну предприятия.
Персонал предприятия можно охарактеризовать с помощью количественных и качественных показателей. Количественные показатели связаны с оценкой численности работников, в том числе по категориям ППП. К качественным показателям относятся профессия, специальность и квалификация.
Под профессией понимается вид трудовой деятельности, требующий теоретических знаний и практических навыков. Понятие “специальность” определяет вид трудовой деятельности в рамках данной профессии, имеющий специфические особенности и требующий дополнительных навыков и знаний.
Например, профессия слесарь, специальность – слесарь механосборочных работ, слесарь контрольно-измерительных приборов; профессия токарь, а специальность – токарь–карусельщик, токарь–расточник и др.).
Квалификация – это способность специалиста выполнять работу определенной сложности. Квалификация определяется теоретической подготовкой, зависящей от уровня образования, и опыта приобретаемого в практической деятельности. Каждая профессия требует своего сочетания теоретической подготовки и опыта. По уровню квалификации рабочие делятся на низкоквалифицированных, квалифицированных и высококвалифицированных.
Для специалистов также можно выделить два вида квалификации в зависимости от:
Для характеристики уровня квалификации работников применяются тарифные разряды. Основными факторами, оказывающими влияние на квалификационный разряд, являются уровень образования конкретного работника и сложность работы, требующей соответствующей квалификации. Эти требования заложены в квалификационных характеристиках, предусмотренных квалификационными справочниками “Единый тарифно–квалификационный справочник работ и профессий” и “Квалификационный справочник должностей служащих”.
Распределение работников предприятий Республики Беларусь по тарифным разрядам производится на основе Единой тарифной сетки, которая содержит диапазон тарифных разрядов от 1 до 23.
Уровень квалификации работников предприятий оценивается следующими тарифными разрядами:
Отнесение работников к категориям рабочих, руководителей, специалистов и других служащих производится в соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь “Профессии рабочих и должности служащих (ОКПД).
Специфика предприятия, его размер,
организационно–правовая форма и отраслевая
принадлежность обуславливают требования
к профессионально–
Структуру персонала предприятия характеризует соотношение численности отдельных категорий работников в их общей численности. Наибольший удельный вес в структуре кадров промышленных предприятий занимают рабочие.
К основным факторам, оказывающим влияние на структуру персонала относятся:
Для обеспечения соответствия образовательного и квалификационного уровня работников требованиям современного производства постоянно совершенствуется система их подготовки и переподготовки. Причинами, вызывающими необходимость обучения персонала, являются: нехватка достаточно квалифицированных рабочих кадров, технологические изменения, требующие овладения новыми знаниями и переподготовки персонала, развитие рыночных отношений и потенциала работников, усиление конкуренции со стороны зарубежных фирм, обеспечение выпуска конкурентоспособной продукции и др.
Обучение может проводиться по следующим направлениям:
Определение потребности в трудовых ресурсах включает расчет численности как в целом по предприятию, так и по категориям промышленно – производственного персонала, определение дополнительной потребности и источников ее покрытия.
Численность работников в целом по предприятию определяется укрупнено, исходя из объема производства продукции (Qпл) и производительности труда в плановом периоде (ПТпл) либо дифференцированно по категориям промышленно-производственного персонала.
Планирование численности персо
Рпл = Рб * Ко +(-) Э или Рпл = Qпл / ПТпл,
где: Рпл - планируемая численность персонала в расчетном периоде, чел.;
Рб - фактическая численность персонала в базисном периоде, чел.;
Ко - индекс изменения объема производства;
Э – изменение численности за счет повышения производительности труда, чел.
В качестве базисного выбирается календарный период, одноименный и предшествующий плановому, для которого известны все необходимые для расчета показатели.
Индекс изменения объема производства может определяться на основе стоимостных и натуральных показателей объема производства.
Как видно из приведенной формулы
численность персонала изменяет
Приведенный метод расчета используется в тех случаях, когда предприятие работает в условиях стабильного развития и стабильной экономической системы. В этих условиях по приведенной формуле можно планировать численность промышленно - производственного персонала предприятия в целом, либо численность работников отдельных категорий ППП, как правило, рабочих. В отдельных случаях подобным образом можно планировать численность и более мелких групп специалистов, например, численность персонала цеха.