Малые предприятия и их роль в экономике (Россия, регион)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 10:48, курсовая работа

Краткое описание

В условиях нестабильной экономической политики государства, тяжёлого
налогового бремени всё более широкое распространение получает малый бизнес.
Малый бизнес обычно характеризуется тем, что он более мобилен и легче
приспосабливается к изменяющимся условиям, хотя его инвестиционные
возможности невелики. Поэтому необходимо дать свободу развитию малых
предприятий. Они дают России необходимую насыщенность рынка, среду
конкурен­ции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за
чего страдало ка­чество, а процесс внедрения новых технологий всегда был
заторможен.

Содержание

Введение
Основная часть
1. Малый бизнес - сущность и его роль в экономике
2. Правовые основы деятельности малых предприятий
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

kosheleva_kursovaia_rabota (1).doc

— 191.00 Кб (Скачать файл)

от­ношений прежде всего в результате изменения количества субъектов рынка,

повыше­ния квалификации и степени приобщенности все более и более широких

слоев населе­ния к системе предпринимательства.

Крупные предприятия привлекают мелкие узкоспециализированные фирмы,

производящие для них отдельные детали и узлы. Вокруг монополий, особенно в

от­раслях машиностроения, электронной промышленности, группируются обычно по

не­сколько десятков тысяч мелких предприятий, которые пользуются финансовой и

тех­нической помощью монополий.

Важность малых предприятий еще и в том, что, ведя ожесточенную конкурент­ную

борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к

текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать, надо получать средства к

сущест­вованию, а значит, быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно

им.

Массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления (автомо­билей,

холодильников, телевизоров и т. п.) крупными предприятиями вызывает

по­требность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и

обслуживанию, которые часто осуществляют мелкие предприятия.

Деятельность малых предприятий в менее развитых районах западноевропей­ских

стран - это основа всей их социальной и экономической жизни и решающая

предпосылка их дальнейшего хозяйственного развития.

В то же время, на мелких предприятиях отмечается более высокая эффектив­ность

труда, малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в

де­фицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников

(сырья) и обеспечивает при этом большую  занятость. Они увеличивают размеры

поступлений в бюджеты, стимулируют НТП, выполняют другие важные для хозяйства

функции. На современном этапе повышение роли предприятий малого бизнеса в

экономике Германии, США и других развитых странах - не случайность, а

необходимая закономер­ность, вызванная самим ходом истории.

 

2 Правовые основы деятельности малых предприятий

 

2.1. Создание, государственная регистрация  и ликвидация малых предприятий

Нормативной базой для создания и ликвидации МП является закон РСФСР "О

предприятиях и предпринимательской деятельности", его глава IV.

Предприятие может быть создано либо по решению собственника имущества или

уполномоченного им органа, либо по решению трудового коллектива.

Учредительными документами предприятия являются устав предприятия, а также

решение о его создании или договор учредителей. В уставе предприятия

опре­деляются организационно правовая форма предприятия, его название, адрес,

органы управления и контроля, порядок распределения прибыли и образования

фондов пред­приятия, условия реорганизации и ликвидации предприятия. Устав

предприятия ут­верждается его учредителем, в некоторых случаях - совместно с

трудовым коллекти­вом.

Предприятие считается утвержденным и приобретает права юридического лица со

дня его государственной регистрации. [8, стр. 24, 53, 60]

Государственная регистрация предприятия независимо от его организационно-

правовой формы осуществляется местным Советом по месту учреждения

предпри­ятия. Деятельность незарегистрированного предприятия запрещается.

Доходы, полу­ченные от деятельности такого предприятия, взыскиваются через

суд и направляются в местный бюджет.

Решение о регистрации или отказ в регистрации предприятия должно быть принято

не позднее чем в месячный срок с момента подачи необходимых для этого

документов, договора учредителей и свидетельства об уплате госпошлины. О

регист­рации предприятия держатель реестра объявляет в местной печати не

позднее чем в недельный срок со дня регистрации. [15]

Прекращение деятельности предприятия может осуществляться в виде его

лик­видации или реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение,

преоб­разование в иную организационно-правовую форму). Ликвидация и

реорганизация предприятия производится по решению собственника или органа,

уполномоченного создавать такие предприятия, с согласия трудового коллектива

либо по решению суда.

Ликвидация предприятия осуществляется ликвидационной комиссией, обра­зуемой

собственником имущества предприятия или уполномоченным им органом, со­вместно

с трудовым коллективом. [15]

Закон РСФСР о предприятиях и предпринимательской деятельности разрешает

организацию и создание предприятий и ведение предпринимательской деятельности

на базе их индивидуальной (частной) собственности. Это может быть один

человек, несколько членов семьи (или) группа лиц, совместно ведущих трудовое

хозяйство. Любая группа физических лиц (не менее 2-х) может образовать

акционерное общество с ограниченной ответственностью, может создать

предприятие и без образования об­щества. И если такое предприятие будет

создано с соблюдением установленных пра­вил, иметь свой устав и

зарегистрировано в установленном порядке, оно признается юридическим лицом. А

это значит, что оно само от своего собственного имени будет заключать

договоры и иные сделки и вступать в обязательства. Оно не будет отвечать по

личным обязательствам своих учредителей, а учредители не будут отвечать по

обя­зательствам предприятия. Таким образом, учредители рискуют только тем

своим иму­ществом, которое они передали предприятию и закрепили за ним, т.е.

сделали имуще­ством предприятия. [3, стр. 18]

     2.2. Управление предприятием; хозяйственная и иная деятельность предприятия.

Управление предприятием осуществляется учредителем,

являющимся высшим органом предприятия - юридического лица.

Для осуществления текущего руководства деятельностью предприятия учреди­телем

назначается директор предприятия, действующий на основании и в пределах

доверенности, выданной от имени предприятия его высшим органом.

С приглашенным директором заключается контракт (трудовой договор).

Ди­ректором может быть назначен один из учредителей. Учредитель, действуя в

качестве руководителя предприятия, самостоятельно решает все вопросы

деятельности пред­приятия. [15]

Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность, определяет

пер­спективы развития. Учредитель или с его согласия директор предприятия

самостоя­тельно в соответствии с законодательством о труде определяет порядок

найма и увольнения работников, формы, системы и размеры оплаты труда,

распорядок рабоче­го дня, сменность работы, порядок предоставления выходных

дней и отпусков, их продолжительность. Предприятие в соответствии с

действующим законодательством осуществляет социальное и обязательное

медицинское и иное обязательное страхова­ние. Предприятие обеспечивает

работникам безопасные условия труда в соответствии с установленными правилами

и нормами.

Предприятия могут приобретать необходимые ему ресурсы, реализовывать свою

продукцию и услуги любым, не противоречащим законодательству способом по не

противоречащим законодательству ценам. Предприятие вправе открывать

расчет­ный и другие счета в любом банке и осуществлять все виды расчетных,

кредитных кассовых и иных операций. Предприятие может самостоятельно

осуществлять внеш­неэкономическую деятельность в соответствии с

законодательством РФ, входящих в нее республик и иметь валютный счет в

соответствующем банке.

Прибыль, остающаяся у предприятия после уплаты налогов и других платежей в

бюджет (чистая прибыль), поступает в полное его распоряжение. Направления

ис­пользования чистой прибыли определяются учредителем.

  Проблемы становления малого  бизнеса в России        

Нельзя с уверенностью сказать, что для страны таких масштабов как Россия

малый бизнес может стать основой экономики: в наших условиях он может стать

лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных

промышленных пред­приятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и

сферы экономики, в ко­торых предприятия малого бизнеса играют решающую роль.

Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая

ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные

услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых - торгово-закупочные

операции, а также посредническая деятельность.

Поэтому одним из решающих условий углубления проводимых в России

эко­номических реформ, способных вывести страну из кризиса, добиться

эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие

малого предпри­нимательства. Этот сектор экономики создает необходимую

атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения

рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере,

создает дополнительные рабочие мес­та, является основным источником

формирования среднего класса.

В условиях инфляции, налоговой нестабильности, отсутствия рынка сырья и

материалов начинающие предприниматели, почувствовав вкус "легких денег",

быстро перекочевали в сферу улично-палаточной торговли, спекуляции, ушли в

другие ком­мерческие структуры. Источниками товаров для торговли стали

импортные закупки, челночные рейсы в развивающиеся страны, а также товары из

государственной тор­говли, включая продукты питания. Уходя от

налогообложения, не вкладывая каких-либо средств в помещения, оборудование,

культуру торговли многие бизнесмены по­лучили благоприятные возможности для

обогащения.

Анализ развития предпринимательства показывает, что доля предприятий,

ра­ботающих в сфере торговли и посреднических услуг, преобладает (см.

Приложение 1) Кроме того, существует большое количество предприятий,

зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаров

народного потребления, оказа­ния различных услуг), но, тем не менее,

занимающихся торгово-посреднической дея­тельностью как основной.

Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудова­ние -

все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает

на­правлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за

выживание.

Все это приводит к тому, что часть зарегистрированных предприятий малого

бизнеса оказывается не в состоянии приступить к реальному производству

продукции.

  Государственная поддержка малого  предпринимательства

Как показывает изучение зарубежного опыта, непременным условием успеха в

развитии малого бизнеса является положение о том, что малые предприятия и

малое предпринимательство нуждаются во всесторонней и стабильной

государственной под­держке. Она осуществляется в различных формах, в первую

очередь, путем стимули­рования производства наиболее приоритетных видов

продукции, предоставления на­логовых льгот, дотаций, льготного банковского

кредитования, создания информацион­но-консультативных и научно-технических

центров, развития системы страхования, организации материально-технического

снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение законодательства,

разработка и реализация конкретных комплексных про­грамм.

Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по

следующим направлениям:

1.     Формирование инфраструктуры поддержки  и развития малого

предпринимательства;

2.     Создание льготных условий использования  субъектами малого

предпринимательства государственных финансовых материально-технических и

информационных ресурсов, а также научно-технических и информационных

ресурсов, разработок и технологий;

3.     Установление упрощенного порядка  регистрации субъектов малого

предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их

продукции, предоставления государственной статистической и бухгалтерской

отчётности, поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого

предпринимательства.

4.     Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров

для малых предприятий.

Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих     полномочий при

проведении политики, направленной на государственную поддержку малого

предпринимательства:

1.     разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства  РФ в

области государственной поддержки малого предпринимательства;

2.     проводят анализ состояния малого  предпринимательства, и эффективности

применения мер по его государственной поддержке;

3.     организуют разработку и реализацию Федеральной программы

государственной поддержки малого предпринимательства;

4.     подготавливают предложения об  установлении для субъектов малого

предпринимательства льгот  по налогообложению и иных льгот, а также об

использовании средств федерального бюджета и специализированных внебюджетных

фондов РФ для поддержки малого предпринимательства;

5.     оказывают содействие органам  исполнительной власти субъектов  РФ при

разработке и реализации мер по поддержке малого предпринимательства.

Государством принимается федеральная программа поддержки малого

предпринимательства. Такая программа принималась на  1998-1999г, 2000-2001г.

Информация о работе Малые предприятия и их роль в экономике (Россия, регион)