Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 08:34, курсовая работа
Главная цель курсовой работы – это анализ себестоимости строительных работ предприятия.
Исходя из поставленной цели можно сформулировать задачи:
а) теоретически обобщить содержание понятия экономической категории «себестоимость»;
б) кратко изложить содержание методики анализа затрат на производство;
в) дать характеристику ООО «Сервер» по масштабам деятельности, уровню деловой активности, эффективности использования активов;
г) проанализировать и обобщить выводы о динамике и структуре себестоимости работ предприятия;
д) проанализировать себестоимость работ и факторы на нее влияющие;
е) разработать мероприятия по снижению себестоимости работ.
Введение 4
1 Теоретические аспекты себестоимости продукции и работ 6
1.1 Экономическая сущность понятий «затраты» и «себестоимость» 6
1.2 Классификация затрат и себестоимости продукции (работ, услуг) 10
1.3 Методика экономического анализа себестоимости продукции 14
2 Характеристика финансово-хозяйственной деятельности ООО «Сервер» 19
2.1 Краткая характеристика предприятия 19
2.2 Оценка финансового состояния 20
2.3 Анализ общей суммы затрат произведенной продукции по элементам 28
2.4 Анализ затрат на 1 рубль реализованной продукции 34
2.5 Анализ структуры себестоимости строительных работ по статьям затрат 37
3 Мероприятия по снижению себестоимости строительных работ 41
Заключение 43
Библиографический список
По данным таблицы видно, что затраты на 1 рубль строительных работ за 2010 год в целом снижены по сравнению с 2009 годом на 0,013 рубля. Это снижение достигнуто по таким статьям как основная заработная плата, ЕСН и материалы. Однако динамика за три года показывает, рост всех затрат по сравнению с 2008 годом на 1 рубль реализованной продукции. Затраты выросли по сравнению с 2008 годом на 0,016 рублей. Такие изменения затрат отрицательно характеризуют динамику издержкоемкости продукции.
Калькуляции себестоимости составляются по видам выпускаемой продукции ежеквартально. Выполним анализ динамики затрат на 1 рубль по отдельному виду продукции. Для этого исходя из таблицы возьмем работы, занимающие наибольшую долю в объеме строительных работ: это выполнение строительства под застройку. Для этих видов работ проведем анализ издержкоемкости поквартально за 2010 г.
Зт 1кв= 14 178,0 тыс. руб. : 510 тыс. руб. =27,80 руб/л.
Зт 2кв= 14392,0 тыс. руб. : 514 тыс. руб..= 28,0 руб/л.
Зт 3кв=15166,8 тыс. руб. : 515 тыс. руб.=29,45 руб/л.
Зт 4кв= 17534,8 тыс. руб. : 564 тыс. руб. = 31,09 руб/л.
На рисунке наглядно видно, что затраты на 1 рубль повышаются в течение всего года по сравнению с первым кварталом, прирост за год составил 3,29 руб или 11,8 процентных пункта. Это обусловлено в первую очередь ростом общего уровня цен.
2.5
Анализ структуры себестоимости
строительных работ
по статьям затрат
Важным анализом себестоимости является анализ структуры затрат, который начинается с определения удельных весов отдельных элементов затрат в общей сумме затрат. Для наглядности используем простую аналитическую таблицу, в которых перечисляются элементы затрат и отражается их величина в сумме и в процентах к итогу. Для упрощения расчетов воспользуемся данными за три года
Таблица 14 – Структура себестоимости строительства
Статья затрат | 2008 | 2009 | 2010 | Структура затрат, % | ||
2008 | 2009 | 2010 | ||||
Сырье и основные материалы | 8,45 | 9,67 | 10,64 | 35,97 | 37,67 | 36,58 |
Транспортно-заготовительные | 1,51 | 2,2 | 2,27 | 6,43 | 8,57 | 7,80 |
Вспомогательные материалы | 6,87 | 6,90 | 8,07 | 29,25 | 26,88 | 27,74 |
Топливо и энергия | 2,42 | 2,49 | 3,47 | 10,30 | 9,70 | 11,93 |
Заработная плата | 0,75 | 0,79 | 0,82 | 3,19 | 3,08 | 2,82 |
Единый социальный налог | 0,20 | 0,21 | 0,21 | 0,85 | 0,82 | 0,72 |
Общепроизводственные | 1,34 | 1,36 | 1,45 | 5,70 | 5,30 | 4,98 |
Общехозяйственные расходы | 1,25 | 1,33 | 1,36 | 5,32 | 5,18 | 4,68 |
Расходы на продажу | 0,70 | 0,72 | 0,80 | 2,98 | 2,80 | 2,75 |
Полная себестоимость | 23,49 | 25,67 | 29,09 | 100,00 | 100,00 | 100,00 |
По данным таблицы 15 видно, что за период 2008-2010 гг. наибольший удельный вес в себестоимости занимают прямые материальные расходы: затраты на сырье (35-37 %).
В 2009 году затраты на сырье и основные материалы самые высокие – 37,67 %. В 2008 году затраты на материалы составили 35,97 % от себестоимости выполненных работ 3,2 %, а в 2008 году – 36,58 %, то есть удельный вес затрат на сырье в себестоимости работ вырос за три года на 0,61 %.
Вспомогательные материалы также занимают внушительную долю: от 26,88 % до 29,25 % от общей суммы затрат, сюда включаются затраты на лабораторные исследования и замеры.. 9,7% - 11,9 % в себестоимости занимают расходы топливо и энергию.
Транспортно-
Удельный вес заработной платы и ЕСН в течение трех лет почти не изменился и составил 2,8%-3,2% и 0,72-0,85 % от общей суммы затрат соответственно.
Также практически не меняется удельная величина расходов на продажу – ежегодно 2,75-3,0 %.
Структура себестоимости строительства по статьям затрат за рассмотренные годы наглядно показана на рисунках 8-10
Рисунок 8 – Структура себестоимости
Рисунок
9 – Структура себестоимости
Рисунок
10 – Структура себестоимости
Произведем анализ отклонений за 2008-2010 гг. методом абсолютных разниц в таблице 15
Таблица 15 – Анализ динамики себестоимости 1 вида работ за 2008-2010 гг
Статья затрат | 2008, руб | 2009, руб | 2010, руб. | Отклонение | ||
Абсолютное, руб | Темп
роста за 2008/
2010 гг, % | |||||
2009/2008 | 2010/2008 | |||||
Сырье и основные материалы | 8,45 | 9,67 | 10,64 | 1,22 | 0,97 | 125,92 |
Транспортно-заготовительные | 1,51 | 2,2 | 2,27 | 0,69 | 0,07 | 150,33 |
Вспомогательные материалы | 6,87 | 6,90 | 8,07 | 0,03 | 1,17 | 117,47 |
Топливо и энергия | 2,42 | 2,49 | 3,47 | 0,07 | 0,98 | 143,39 |
Заработная плата | 0,75 | 0,79 | 0,82 | 0,04 | 0,03 | 109,33 |
Единый социальный налог | 0,20 | 0,21 | 0,21 | 0,01 | - | 105,00 |
Общепроизводственные | 1,34 | 1,36 | 1,45 | 0,02 | 0,09 | 108,21 |
Общехозяйственные расходы | 1,25 | 1,33 | 1,36 | 0,08 | 0,03 | 108,80 |
Расходы на продажу | 0,70 | 0,72 | 0,80 | 0,02 | 0,08 | 114,29 |
Полная себестоимость | 23,49 | 25,67 | 29,09 | 2,18 | 3,42 | 123,84 |
Из таблицы 15 видно, что за 2008-2010 гг. произошел рост себестоимости выполненных работ на 23,84 %.
Из данных таблицы 9 следует, что рост себестоимости был вызван ростом транспортно-заготовительных и расходов на топливо и энергию, что в первую очередь связано со значительным ростом цен на ресурсы в последние годы. В абсолютной величине все расходы в течение анализируемого периода росли, наибольшие темпы роста также у основного сырья (на 25,92 %), вспомогательных материалов (на 17,5 %) и расходов на продажу ( на 14,3 %).
На
основе проведенного анализа выявлены
положительные и отрицательные стороны
деятельности предприятия, в которых заключаются
резервы снижения себестоимости.
3 МЕРОПРИЯТИЯ
ПО СНИЖЕНИЮ СЕБЕСТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ
РАБОТ
Из
анализа себестоимости
Обычно строительная продукция (здания, сооружения) неподвижна, но при прокладке газо- и нефтепроводов вместе с передвижением самого объекта строительства необходимо перемещать и орудия труда, и кадры рабочих, и материалы, и конструкции.
Все это приводит к значительным расходам на ГСМ. А зависимость строительства от рельефных, гидрогеологических и климатических условий еще больше увеличивает эти расходы.
Парк автомобилей ООО «Сервер» на 01.01.2010 г. составил 57 единиц, в том числе:
грузовые автомобили – 28 ед. (МАЗ-5040, ГАЗ-66, ГАЗ–53 А, МАЗ-500, ЗИЛ-ММЗ-45021 и т.д.);
автобусы – 4 ед. (КАВЗ-685, ПАЗ-3205 и т. д.);
специальные – 25 ед. (ЗИЛ-313 А, автолаборатория ГАЗ-66, УАЗ-3962, ГАЗ-66 рентг. лаборатория, ТРАЛЛ ЧМЗАП-4005 и т.д.)
Чтобы снизить расходы на топливо, можно часть автомашин, работающих на бензине перевести на газомоторное топливо.
Рассчитаем
экономическую эффективность
Таким образом, по данным таблицы, при переводе 20 единиц АТС ООО «Сервер» на использование газомоторного топлива вместо нефтяного затраты предприятия снизятся на 1 574 тыс. руб. в год.
Рассчитаем срок окупаемости затрат на переоборудование автотранспортных средств на газомоторное топливо. Результаты расчета представим в таблице 16.
Таблица 16 – Расчет окупаемости затрат
Марка АТС | Количество АТС, ед. | Стоимость перехода одного АТС на ГТ, тыс. руб. | Стоимость перевода
всех АТС на ГТ, тыс. руб.
(гр.2xгр.3) |
Ежегодный экономический эффект от использования газового топлива вместо нефтяного топлива, тыс. руб. | Срок окупаемости
затрат на переоборудование АТС на ГТ,
год
(гр.4:гр.5) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
МАЗ | 2 | 26 | 52 | 66 | 0,79 |
ПАЗ | 2 | 29 | 58 | 129 | 0,45 |
ГАЗ-53 | 3 | 25 | 75 | 245 | 0,31 |
ГАЗ-66 | 12 | 25 | 300 | 1 024 | 0,29 |
ЗИЛ | 1 | 48 | 48 | 111 | 0,43 |
Итого | 20 | - | 533 | 1 574 | 0,33 |
По
данным таблицы 10 видно, что затраты
по переоборудованию автотранспортных
средств окупятся в среднем за 4 месяца.
Это значит, что, начиная, с пятого месяца
и до конца года экономия за счет переоборудования
автотранспортных средств составит 1 041
тыс. руб., а в дальнейшем годовые затраты
на приобретение топлива будут ниже на
1 574 тыс. руб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность темы заключается в том, что существует достаточно большое количество способов, с помощью которых предприятие может зарабатывать прибыль и в последствии превращать ее в деньги. И для каждого способа наиболее важным фактором является фактор издержек, т.е. тех реальных расходов, которые должно понести предприятие в процессе своей деятельности, направленной на получение прибыли. Если предприятие не уделяет должного внимания издержкам, они начинают вести себя непредсказуемо, вследствие чего величина прибыли закономерно уменьшается и зачастую становится отрицательной, т.е. деятельность начинает приносить убытки.
На
основе изучения основных показателей
результатов финансово-
Происходит значительное увеличение выручки от реализации работ. В Одновременно наблюдается увеличение себестоимости работ. Рост выручки от реализации и себестоимости оказали непосредственное влияние на значение показателя прибыли от продаж.
Рост
себестоимости работ и
Рост себестоимости был вызван ростом транспортно-заготовительных и расходов на топливо и энергию, что в первую очередь связано со значительным ростом цен на ресурсы в последние годы. В абсолютной величине все расходы в течение анализируемого периода росли, наибольшие темпы роста также у основного сырья (на 12,81 %), транспортно-заготовительных расходов (на 34,51 %) топлива и энергии (на 28,29 %). Рост себестоимости строительства в целом и отдельных объектов за рассматриваемый период сопровождался увеличением суммы расходов по всем статьям затрат.
Таким образом, проанализировав себестоимость строительных работ ООО «Сервер», мы пришли к выводу, что стоит острая необходимость поиска резервов ее снижения.
Одним из методов снижения себестоимости является перевод части автотранспортных средств на газомоторное топливо.
Таким
образом, если ООО «Сервер» обратит
внимание на мероприятия, предложенные
в данной курсовой работе, то эффективность
его финансово-экономической
Информация о работе Мероприятия по снижению себестоимости строительных работ