Место оперативно-производственного планирования в планировании на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 06:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – на основе исследования теоретико-методологических положений разработать оперативно-производственный план предприятия. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы процесса разработки оперативно-производственного плана;
изучить основные нормы и нормативы в оперативно-производственном планировании;
рассмотреть основные виды оперативно-производственного планирования;
изучить спрос на продукцию предприятия и на его основе разработать план производства продукции;
разработать оперативно-производственный план предприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

n3.docx

— 120.14 Кб (Скачать файл)

 

Виды продукции

Объем реализации продукции (с НДС)

Объем производства

Изменение

2009

2010

Абсолютное изменение.

в % к предыдущему году

Основная продукция

328 634

360 428

31 794

109,7

Гражданская продукция

98 145

106 221

8 076

108,2

Комплекты ТНП

28 720

29 098

378

101,3

ВСЕГО ОАО «ПРИБОР»

463 575

503 823

40 248

108,7





Таблица 1 – Объем реализации продукции ОАО «Прибор» в 2009-2010 гг.

 

Исходя из данных объема реализации можно сделать вывод о том  что предприятие наращивает объемы производства по всем направлениям деятельности. Наибольший прирост объема производства наблюдается по основной продукции предприятия, которой является приборы для военной и гражданской авиации.

Кооперирование в изготовлении и поставках комплектующих, инструмента, запасных частей, производство которых  не соответствует профилю предприятия  или экономически нецелесообразно  из-за ограниченного масштаба производства, исключает необходимость иметь  в составе предприятия соответствующие цехи, склады и другие подразделения. Чем выше уровень специализации предприятия и кооперирования его производства, тем ограниченнее номенклатура выпускаемой продукции, однороднее технология производства и проще производственная структура завода.

В последние годы предприятие строит свою работу со все большей ориентацией на условия рынка и конкуренции. Процесс переориентации предприятия осложняется масштабами производства, широтой ассортимента, и тем, что на предприятии параллельно развивается несколько перспективных направлений. По этим же причинам маркетинг предприятия основан на нескольких стратегиях, разработанных для разных групп товаров.

Курское ОАО «Прибор» производит и успешно реализует широкий  ассортимент товаров народного  потребления (ТНП).

В настоящее время производством  и реализацией товаров народного  потребления занимается ООО «ЗЭБИ  «Спектр-Прибор».

ООО «ЗЭБИ «Спектр-Прибор»  — это единый производственный комплекс, обеспечивающий весь цикл работ, начиная  от конструкторской разработки изделий  до отгрузки готовой продукции потребителю.

За время работы предприятия  создана разветвленная товаросбытовая сеть, охватывающая 62 региона России, насчитывающая более чем 200 предприятий оптовой и розничной торговли.

Для ОАО «Прибор» наибольший интерес представляет рынок бытовой  техники, который в России занимает первое место на рынке товаров  народного потребления.

 

 

 

 

 

 

 

    1. Изучение спроса и формирование плана производства

 

 

Производственная деятельность предприятий характеризуется системой показателей. Важнейшим из них в  условиях свободных рыночных отношений  являются такие, как спрос на продукцию  и объем производства, величина предложения  и производственная мощность предприятия, издержки и цены на продукцию, потребность  ресурсов и инвестиций, объем продаж и общий доход.

Спрос показывает количество товаров, которые потребители готовы и в состоянии приобрести по действующим  рыночным ценам в течение определенного  периода времени. А для предприятия  или фирмы спрос определяет объем  продукции, который они могут  продать на рынке в данное время  и, следовательно, должны произвести в  планируемом периоде. Чтобы величины спроса имели существенное экономическое  значение в ходе планирования, они  должны относиться к определенному  отрезку времени – дню, неделе, месяцу, кварталу, году и т.п.

План производства определяет генеральное направление перспективного роста всех подразделений фирм и  организаций, основной профиль плановой, организационной и управленческой деятельности предприятия, а также  главные цели и задачи текущего планирования, организации и управления производством. Планирование производства продукции, товаров и услуг должно удовлетворять  на всех действующих предприятиях конкретные потребности покупателей, заказчиков или потребителей и быть тесно  связанным с разработкой общей  стратегии развития фирмы, проведением  маркетинговых исследований, проектированием  конкурентоспособной продукции, организацией ее производства и реализации, а  также с выполнением других функций  и видов внутрихозяйственной  деятельности.

План производства формируется  на основе прогноза спроса на продукцию. По имеющимся данным за предыдущие три года необходимо спрогнозировать спрос на продукцию в течение первых четырех месяцев 2011 года. Значения спроса представлены в таблице.

 

Таблица 1 – Спрос на электроутюг УТоПк 1000-1.6.220 «Василек» в 2008-2010 гг.

Месяц

Год

2008

2009

2010

Январь

960

964

973

Февраль

1020

1025

1033

Март

1040

1045

1056

Апрель

1030

1037

1041

Май

1050

1055

1063

Июнь

930

934

942

Июль

895

905

911

Август

780

786

790

Сентябрь

750

761

770

Октябрь

740

746

752

Ноябрь

690

697

704

Декабрь

830

834

840


 

Так как значения спроса во времени значительно отличаются то необходимо использовать мультипликативную модель. Для того чтобы использовать эти данные для осуществления прогноза необходимо выделить сезонную составляющую.

После выделения сезонных составляющих можно строить уравнение регрессии.

Уравнение регрессии имеет  вид: y = 0,006x2 + 0,348x + 894,8, значение коэффициента аппроксимации R2 = 0,901. Необходимо провести проверку достоверности полученного коэффициента аппроксимации с помощью             F-критерия Фишера.

Для того чтобы уравнение  регрессии было статистически значимо  расчетное значение Fрасч должно быть больше значения Fтабл. Значение Fтабл находиться по таблице значений F - критерия Фишера. Fтабл(0,05;1;34) = 4,13. Fрасч определяется на основе коэффициента аппроксимации.

 

где n – количество исследуемых периодов.

Значение Fрасч получилось равным Fрасч = 30,94, что значительно больше значения Fтабл = 4,13. Полученные результаты свидетельствует о достоверности построенной модели регрессии и позволяет на основе этой модели прогнозировать значение спроса на продукцию. Предполагаемый спрос на продукцию определяется путем подстановки в уравнение регрессии порядковых номеров требуемых периодов:

y = 0,006x2 + 0,348x + 894,8 = 0,006*372 + 0,348*37 + 894,8 = 916 шт.

y = 0,006x2 + 0,348x + 894,8 = 0,006*382 + 0,348*38 + 894,8 = 917 шт.

y = 0,006x2 + 0,348x + 894,8 = 0,006*392 + 0,348*39 + 894,8 = 918 шт.

y = 0,006x2 + 0,348x + 894,8 = 0,006*402 + 0,348*40 + 894,8 = 919 шт.

 

Рисунок 4 – График спроса без учета сезонной составляющей

 

Приведенные значения спроса рассчитаны без учета сезонной составляющей, для того чтобы определить спрос  с учетом сезонных колебаний необходимо полученные значения умножить на соответствующие  коэффициенты:

yс = y * S,                                                                                                     (5)

где yс – размер спроса с учетом сезонных колебаний;

S – коэффициент сезонных колебаний.

Разработка оперативно-производственного  плана будет осуществляться для  апреля 2011 года. Следовательно, предполагаемый уровень спроса составит:

yc(январь) = y * S = 918 * 1,071 = 981 шт.

yc(февраль) = y * S = 919 * 1,138 = 1043 шт.

yc(март) = y * S = 920 * 1,61 = 1065 шт.

yc(апрель) = y * S = 921 * 1,15 = 1060 шт.

Таким образом предполагаемый уровень спроса на продукцию составит 1057 штук.

За предыдущие периоды  на предприятии были накоплены запасы готовой продукции в размере 60 штук. С учетом запасов готовой  продукции план производства на апрель составит: 1060– 60 = 1000 шт.

Таким образом, целесообразно принять производственную программу в размере 1000 штук.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Разработка оперативного плана производства

 

 

Разработку оперативного плана производства следует начать с определения оптимального размера  передаточных партий деталей. Для того чтобы определить оптимальный размер партии деталей необходимо определить минимальный размер партии. Затем его корректируют, руководствуясь конкретными производственными условиями. Минимальный размер партии определяется двумя способами в зависимости от характера оборудования, на котором обрабатываются детали.

Первый способ, когда для обработки деталей применяется оборудование, требующее значительного времени на переналадку, более 30 минут. Этому требованию отвечает штамповочная операция, для выполнения которой требуется 60 мин подготовительно-заключительного времени. В данном случае для обработки контакта и корпуса минимальный размер партии определяется по формуле:

 

где tп-з — подготовительно-заключительное время, мин;

tшт — норма штучного времени (с учетом выполнения норм), мин.;

aоб допустимые потери времени на переналадку оборудования, доли единицы.

Второй способ, когда для обработки деталей применяются оборудование, не требующее значительного времени на переналадку. Этому требованию отвечают все остальные операции технологического процесса, требующие 20 мин. подготовительно-заключительного времени. Для этих деталей минимальный размер партии рассчитывается по формуле:

 

где tсм — продолжительность смены, мин;

tшт — норма штучного времени (минимальная из всех выполняемых операций), мин.

Расчет минимального размера  партии деталей представлен в  приложении А.

Периодичность запуска-выпуска  партии деталей определяется по формуле:

 

где Ncpд — среднедневная потребность в деталях.

Последняя рассчитывается по формуле:

 

где Nм – месячный выпуск изделий, шт

Др – число рабочих дней в месяце.

Подставив в формулу данные получим среднедневную потребность в деталях равную 50 штукам. Периодичность запуска-выпуска для подошвы утюга равна 1,5. Планируемый ритм производства принимаем равным 2. Все данные по деталям приведены в таблице А.1

После расчета периодичности  запуска-выпуска необходимо определить оптимальный размер партии деталей. Расчет производится по формуле:

 

где - принятая периодичность запуска-выпуска.

Затем необходимо определить количество партий деталей в месяц.

Количество партий деталей  в месяц определяется путем деления месячного выпуска изделий на принятый размер партии деталей. Для подошвы, электронагревателя и корпуса будет 10 партий деталей, а для контакта 5 партий.

Затем необходимо определить потребное количество станков. Расчет производится по формуле:

 

где mз – число запусков партий деталей в производство;

Fэ – эффективный фонд времени работы одного станка

Эффективный фонд времени  работы одного станка определяется по формуле:

 

где Ксм – коэффициент сменности;

Информация о работе Место оперативно-производственного планирования в планировании на предприятии