Методы прогнозирования спроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 14:57, контрольная работа

Краткое описание

Цель моей контрольной работы заключается в изучении и разборе поставленных передо мной вопросов. Перед собой я ставлю следующие задачи:
1)Изучить методы прогнозирования спроса;
2)Разобрать понятие товарооборота и его состав.

Содержание

Введение 2
Методы прогнозирования спроса 3
Понятие товарооборота. Его состав 8
Заключение 14
Список используемой литературы 15

Вложенные файлы: 1 файл

эконом. и организация производства готовая.doc

— 82.50 Кб (Скачать файл)

    

Содержание

 

  1. Введение                                                                            2                      
  2. Методы прогнозирования спроса                                    3  
  3. Понятие товарооборота. Его состав                                8
  4. Заключение                                                                       14
  5. Список используемой литературы                                 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Экономика – это теоретическая  и методическая база для изучения прикладных дисциплин, связанных с планированием, анализом производственно-хозяйственной деятельности промышленных предприятий, включая маркетинг – дисциплину, обобщающую реальную практику рыночной экономики между производителем и потребителем.

Как уже было сказано то, что предприятие выступает основным субъектом хозяйственной деятельности, которой объединяет многообразные виды ресурсов: материальных, людских, технических, информационных, и других. Чтобы эффективно управлять этими ресурсами необходимо знать как они связаны друг с другом, так как рост эффективности производства обусловлен повышением отдачи применяемых ресурсов. Решение задач, которые стоят перед предприятием являются основной целью управления. Это задачи реализации товаров и услуг, обеспечения данного процесса факторами производства, финансовыми ресурсами, получения экономических результатов в форме доходов, расходов и осуществления капитальных вложений.

Цель моей контрольной  работы заключается в изучении и  разборе поставленных передо мной вопросов. Перед собой я ставлю следующие задачи:

1)Изучить методы прогнозирования  спроса;

2)Разобрать понятие  товарооборота и его состав.

 

 

 

 

 

 

 

Методы прогнозирования спроса.

 

   Спрос – это потребность покупателей в товарах и услугах, обеспеченная денежными доходами в общественном питании выступает в потребности на продукты питания особенностью спроса в общественном питании в том, что спрос имеет физиологические пределы.

На развитие спроса оказывают  влияние различные факторы, которые  классифицируются:

1. по природе возникновения;

2. по характеру воздействия;

3. по возможности количественного  измерения.

Рассмотрим все эти  факторы.

1. По природе возникновения  они подразделяются на экономические,  социальные, климатические, исторические.

К экономическим факторам относятся:

-экономическая ситуация в стране;

-инфляция;

-объем и состав продовольственных ресурсов;

-денежные доходы различных групп населению;

-цены на продукты общественного питания.

Социальные факторы включают:

1) социальная политика  государства;

2) определение социальных нормативов (минимальная заработная плата) уровень жизни населения, формирование культуры потребления, эстетики.

Климатические факторы – это продолжительность, времена года, t-воздуха, географические условия.

Исторические факторы – традиции условия быта.

Демографические факторы – включают численность населения, его состав, соотношение городского и сельского населения, состав семей.

 

2. По характеру воздействия  (факторы могут быть общие и  специфические).

К общим факторам относятся такие, которые оказывают влияние на все процессы развития спроса;

― уровень доходов;

― численность;

― цены.

Специфические – это факторы, влияющие на развитие спроса на отдельные виды продукции общественного питания.

Например, специфические  требования различных групп потребителей (дети, туристы, пенсионеры).

3. По возможности измерения влияния на спрос факторы подразделяются на количественно измеримые и факторы воздействия, которых не поддается количественной оценке или поддается очень трудно. Косвенно: предпочтений, рекомендаций врачей.

Спрос может принимать  различные виды.

Виды спроса:

Реализованный спрос – соответствует тому, что обмен денежных доходов соответствует спросу населения. Значит, размеры и структура спроса за определенный период времени характеризуется динамикой товарооборота, т.е. объем продаж.

Неудовлетворенный спрос – это та часть спроса, которая в определенный момент не была реализована по каким либо причинам (из-за низкого качества, высокого уровня цен).

Определение этого спроса основывается на материалах специальных обследований, проведения анкетирования, опросов специалистов.

Формирующий спрос – это совокупность новых требований, предъявляемых к потребителю.

Спрос характеризуется  объемом и структурой.

Объем спроса – это сумма денежных средств, которые население обменивает на товары и платные услуги. Он определяется покупательным фондом, миграцией денежных средств, неудовлетворенным спросом.

 Покупательский фонд – это часть денежных доходов, которые население предназначает для покупки товаров и оплате услуг – это расчетный показатель исчисленный на основе доходов и расходов населения.

                           

Баланс доходов  и расходов

Характеризует объем  и источники образования денежных доходов населения и направления  денежных расходов. С его помощью устанавливается соотношения доходов населения с различным товарооборотом, остатки денежных доходов. Для разработки баланса используют отчетные данные, материалы бюджетных обследований семей рабочих, экспертные оценки, наблюдения.

Баланс составляется по областям, районам,  группам населения (рабочие,    служащие, колхозники). Данные баланса используются для исчисления денежных доходов и покупательных фондов населения.

Общий объем спроса населения  определяется вычитанием из общей суммы  денежных расходов минус обязательные платежи.

При определении полного  объема спроса учитываются и размеры  неудовлетворенного спроса. Неудовлетворенный  спрос – это разность между  общим объемом сбережений и совокупных доходов.

                        

Прогнозирование спроса 

Осуществляется в целом  и по товарным группам, соотношение  расходов населения на приобретение различных групп товаров в  пределах общего платежеспособного  спроса представляет товарно-групповую  структуру спроса, составным элементом  этой группы является спрос на продукцию общественного питания.

Задача данной группы состоит в определении развития предприятия или отрасли, прогнозирование  товарооборота.

На предприятии эта  группа спроса нужна для текущего планирования и оперативного управления.

Определение различных вариантов предлагаемого объема спроса на продукцию  общественного  питания  называется  прогнозированием.

Прогнозирование осуществляется путем построения нескольких вариантов  и выбора из них оптимального. Прогнозы бывают:

- краткосрочные (год,  квартал);

- среднесрочные (до 5 лет);

- долгосрочные (свыше  5 лет).

Предназначение:

Краткосрочные прогнозы предназначены для оперативного управления.

Среднесрочные для обоснования  перспектив развития.

Долгосрочные для определения  соотношений в структуре спроса, обоснования экономической стратегии развития предприятия.

Существует  несколько методов прогнозирования в зависимости от задач прогноза:

1. Нормативные, которые  базируются на нормах потребления  продукта и распределения суточного  рациона. Недостатки метода: не учитывается размер денежных доходов, уровень цен и учитывается только обеденная продукция.

2. Второй метод - это  структурные модели спроса. С  ее помощью определяются среднегодовые  расходы на одного члена семьи  на продукцию общественного питания.  При увеличении среднедушевых доходов расходы на продукцию общественного питания увеличиваются. Недостатки метода: не в полной мере отражают реальный спрос, т.к. обследования выборочные, не охватывают все социальные группы населения.

3. Метод с расчетом  коэффициента эластичности. Эластичность спроса – это  способность изменяться под влиянием факторов. Коэффициент эластичности определяется отношением изменения спроса на продукцию к изменению определяющего фактора. Он приказывает насколько изменится спрос при изменении определяющего фактора (например, денежных доходов) и рассчитывается по формуле:

КЭ = ΔУ / У:  ΔХ / Х, 

 

где     У –  среднедушевой размер спроса на продукцию  общественного питания;

ΔУ – прирост среднедушевого спроса;

Х – среднедушевой  размер денежных доходов, тыс. руб.;

ΔХ – прирост среднедушевого дохода.

 

Среднедушевой размер спроса рассчитывается по формуле:

                      

СДСПР=СДСОТГ*(100+ТПС)/100,

где     СДСПР – среднедушевой размер за прогнозируемый период;

СДСОТГ – среднедушевой размер за отчетный период.

 

Общий объем спроса определяется по формулу:

                     

СПР=СДСПР* ЧПР,

где     ЧПР  - численность населения в планируемом году.

 

Экономико-математический метод моделирования. Этот метод  включает направления:

1) Прогнозирование на основе многофакторных экономико-математических моделей;

2)      Их разработка  состоит из нескольких этапов.

Сейчас применяют модели на основе регрессии.

 

Понятие товарооборота. Его состав.

 

Товарооборот - показатель, характеризующий объем продаж.

Розничный товарооборот - это продажа потребительских товаров населению, юридическим лицам. Продажа товаров осуществляется по безналичному расчету, кредитным карточкам и за наличный расчет. Розничный товарооборот делится на розничный товарооборот и товарооборот общественного питания. Рассмотрим товарооборот общественного питания: он выражает экономические отношения,  возникающие при реализации собственной продукции, покупных товаров, организации услуг по организации питания.

Товарооборот предприятия  питания состоит из 2 частей:

1. реализация продукции  собственного производства;

2. продажа покупных товаров.

К продукции собственного производства относятся продукты, изготовленные  на предприятии или которые подверглись  обработке. Сюда входят горячие блюда, холодные напитки, кулинарные, кондитерские, личные изделия.

По степени  готовности  продукция  собственного  производства подразделяется на готовые блюда и кулинарные изделия. А в зависимости от форм потребления на обеденную и прочую продукцию.

Из всей продукции  собственного производства на 1, 2 и 3 блюда  приходится  80%, а остальная продукция  относится к прочей продукции  собственного производства.

Продукция собственного производства планируется в натуральных  и стоимостных покупателях обеденная  продукция учитывается в натуральном выражении, а остальная в стоимостном.

Реализация продукции  собственного производства в стоимостном  выражении представляет собой товарооборот по продукции собственного производства.

На предприятиях общепита осуществляется продажа покупных товаров (это товары, не требующие кулинарной обработки). К покупным товарам относятся товары, приобретенные в других организациях (хлеб, консервы, мороженое), алкогольные напитки, пиво, спички, табак, которые не являются продуктами питания. Их реализация составляет оборот по покупным товарам. Реализация 2-х оборотов этих составляют розничный товарооборот предприятия питания.

В товарооборот общественного  питания не включаются:

- бесплатная выдача  продуктов отдельным видам населения,  оплачиваемыми

органами социальной защиты;

- стоимость питания  на банкетах, оплачиваемого юридическими  лицами;

- стоимость возвращенной  тары;

Информация о работе Методы прогнозирования спроса