Мировые тенденции экономического развития Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 06:29, курсовая работа

Краткое описание

Экономист обязан точно и четко обозначить (хотя бы для себя), где в экономических понятиях мы имеем дело с собственно экономической «материей», а где начинается ее подмена политиканствующей идеологией. В частности, недопустимо отождествление таких понятий, как «рынок» и «демократия», «частная собственность» и «плюрализм». В таких построениях смешивается два качественно разных уровня предмета реальной жизни, далеких один от другого и не связанных между собой. В Древнем Риме в условиях рабовладельческих отношений была предельно развита и классифицирована система отношений частной собственности и соответствующим образом закреплена в гражданском праве, ставшем классическим для современников в XIX в.

Содержание

Введение
Взаимоотношения государства и экономики в современной смешанной экономике
Современная мировая экономика – система смешанной экономики
Мировые тенденции экономического развития Казахстана
Предпосылки и теоретическая база смешанной экономики
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Сем.раб№1.doc

— 360.00 Кб (Скачать файл)

Несмотря на то, что  высокие темпы экономического роста привели к заметному улучшению качества жизни людей, эти процессы коснулись лишь меньшой части населения страны. В целом по стране преодолен "второй порог" нищеты, которому, по стандартам ООН, соответствует доход в размере 2 доллара в день ("первый порог" - 1 доплар в день, квалифицируется ООН как абсолютная нищета).

По данным Агентства  РК по статистике, среднемесячная зарплата в октябре 2003 г. составляла 24 393 тенге и возросла по сравнению с аналогичным периодом 2002 г. на 15,1% в номинальном выражении (в реальном выражении на 7,9%). Традиционно, наиболее высокая заработная плата характерна для работников финансово-экономической и нефтегазовой сфер, самая низкая - в сельском и лесном хозяйствах. В частности, разрыв в уровне заработной платы в названных сферах в октябре 2003 г. составил 5,2 раза. В региональном аспекте наиболее высокий уровень заработной платы отмечается в Мангистауской, а наименьший - в Акмолинской области. Основываясь на цифрах можно предположить, что если в дальнейшем не будут приняты меры, то произойдет усиление процесса резкой социальной стратификации, поляризации общества на богатых и бедных.

Общепризнанным является тот факт, что рост базируется, в основном, на благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре на мировых сырьевых рынках, которая является генератором внутренних инвестиций. Подъем в экспортных отраслях стягивает на себя заказы в металлургии, машиностроении и по цепочке в других отраслях. Там же концентрируется и рост доходов. К примеру, сегодня, средняя заработная плата в нефтедобыче составляет 83 000 тенге, что является уже очень высоким показателем.

Предпосылки и теоретическая  база смешанной экономики

После второй мировой  войны, взорвавшей традиционный политический и экономический порядок, стали формироваться качественно новые экономические системы, в большей степени ориентированные на социально-экономическое и политическое согласие (консенсус) в современных зрелых обществах. Особенно это было характерно для стран Западной Европы, когда в движениях сопротивления против жестокого германского нацистского врага, ведущего войну на уничтожение народов, объединились разные политические силы – республиканцы, христианские партии, демократы, социалисты-националисты и коммунисты. Некоторое время послевоенные правительства были во многих европейских странах коалиционными, сформированными этими силами; это были правительства национального согласия, изменившие традиционный вектор политического течения жизни европейских стран. Программными задачами этих правительств выступали не просто задачи, связанные с восстановлением народных хозяйств, повсеместно разрушенных в ходе второй мировой войны, или социальных структур довоенных времен, а осуществление крупных реформ. При этом очевидна связь целого блока таких реформ с социалистическими преобразованиями в СССР. В частности, основными требованиями общества, которые осуществлялись коалиционными и другими демократическими правительствами Европы, являлись следующие:

• Проведение национализации основных промышленных отраслей.

• Организация системы планирования развития национальной экономики.

• Организация системы участия работников в управлении хозяйствующими организациями, в том числе и в советах директоров фирм, а также на отраслевом и национальном уровнях.

• Борьба с безработицей, обеспечение всеобщей занятости.

• Формирование нового, социально ориентированного законодательства.

• Создание доступного всем гражданам образования, медицинского обслуживания, пенсионного обеспечения, достойных условий жизни.

Теоретическая база под  эти программные направления  первоначальных структурных реформ была подведена Дж. М. Кейнсом, концепции  которого практически апробировались в мобилизованных планах военной  экономики США и Великобритании. Восприятию новых подходов (уже распространившихся на Западе) способствовало то, что они не только стали достоянием левых партий, но и поддерживались предпринимателями, банкирами, интеллектуалами, центристами, а также партиями правой ориентации и профсоюзами, имеющими большое влияние в обществе. Академические круги, в которых шли дискуссии относительно кейнсианской доктрины еще в довоенные времена, в послевоенной обстановке уже не только стали на путь их признания, но и основательно развили их с точки зрения практического приложения и к каждой стране, и к общей экономической ситуации в мире.

Тем самым государство  стало рассматриваться в не свойственной ему ранее функции – регулятора эффективного спроса, вызывающего оживление деловой активности. Спрос стимулировался возросшими государственными расходами за счет бюджета (в том числе за счет бюджетного дефицита). В периоды застоя (рецессии) государство способствовало росту инвестиций, как правило, расширяя расходы на дорогостоящую инфраструктуру и публичные работы, а также жилищное строительство. В эффективный инструмент регулирования были превращены налоги, которые в зависимости от складывающейся конъюнктуры повышались или снижались, стимулируя или, наоборот, сокращая спрос. Во всех странах значительно расширились задачи центральных банков как инструментов регулирования денежной массы. Таким образом, была разработана и активно использовалась антициклическая политика, непосредственно воздействующая на динамику делового цикла в краткосрочном и среднесрочном аспектах. Эта политика имела серьезные преимущества перед антикризисной политикой, поскольку в ее рамках правительства располагали значительным набором инструментов, которые позволили нейтрализовать кризисные спады и депрессии, препятствовали росту безработицы.

Деловые круги, хотя и  не были в восторге от масштабной национализации и появления мощного государственного сектора экономики, в целом поддерживали активную роль государства, поскольку они были не в состоянии восстановить производственные мощности и осуществить послевоенную реконструкцию и модернизацию промышленности, для этого были нужны огромные инвестиционные капиталы и волевые действия правительств; ни теми, ни другими не обладал в те времена предпринимательский класс, ослабленный нацистами, подорванный последствиями многолетней войны. Успешная реконструкция на основе новых кейнсианских подходов, с одной стороны, и плодотворность сотрудничества профсоюзов и собственников предприятий частного сектора и директоров государственных предприятий, с другой стороны, показали преимущества активной экономической политики государства. С этого периода политика государственного регулирования в западноевропейских странах получила общественное признание независимо от того, участвуют или не участвуют левые силы в правительстве, формируют их социал-демократы, социалисты или правые партии. Правительства стремились обеспечить высокие и стабильные темпы экономического роста, сократить безработицу, сдерживать инфляцию, осуществлять политику доходов, повышая уровень материальной обеспеченности населения своих стран, развивать науку, культуру, образование, институты социального обеспечения и здравоохранения. Так были сформированы основы смешанной экономики, которые ныне существуют, и изменение приоритетов экономической политики, использование иных инструментов регулирования в духе активизации монетарных рычагов, изменения соотношения между собственно государственными инвестициями и частными, или сокращение государственного предпринимательского сектора, не направлены на демонтаж смешанной экономики, поскольку ее иное существование в современных условиях представить невозможно.

Вместе с тем кейнсианская революция (так часто определяют политику в рамках идей Дж. М. Кейнса) не выступала некой догмой с ограниченным набором регулирующих мероприятий. Сокращая первоначально риски, связанные с новыми капиталовложениями в условиях научно-технической революции, кейнсианское регулирование «дополняло микростатическое равновесие рыночной системы системой макростатического равновесия, опирающееся на активное и всеобщее вмешательство государственной власти. Более того, комбинация этих двух элементов позволила преодолеть новый порог, такая, как теперь дублированная статистическая эффективность, дополнялась динамическим измерением, что выражалось в возможности государства регулировать долгосрочные инвестиции и применять стратегию планирования для оптимизации экономического роста».

Постепенно, по мере выполнения задач восстановительного характера, осуществления структурных реформ и первого этапа крупной модернизации, стратегия ускорения экономического роста стала играть главную роль, заменив задачи антициклического регулирования (резкие спады и депрессии и «большие безработицы» ушли в прошлое и потеряли былую актуальность). Государства расширяли свои возможности влиять на сферу занятости в будущем, что требовало проведения единой структурной политики, брало на себя обязательства в области технологического прогресса (инвестиции в науку и знания), модернизации предприятий и производства сложного оборудования и машин в промышленности. Существенному пересмотру подверглась распределительная сфера: в соответствии с политикой доходов социальные группы стали получать свою доходную часть процветания через трансферты; одновременно расширялась сеть общественных служб – коммунальное жилье, образование, социальное обеспечение, инфраструктура, законодательно был определен порядок о фиксированном минимуме заработной платы, была установлена прогрессивная шкала налогообложения прибыли.

Некоторые из приведенных мер, в особенности связанные с мероприятиями, направленными на экономический рост и распределение доходов, как отмечали исследователи, выходили за пределы кейнсианских подходов государственного регулирования. Но и они являлись и являются логическим развитием теории и практики кейнсианства (неокейнсианства) и в целом, несомненно, укладываются в эту школу, которая отличается способностью абсорбировать рациональные элементы иных подходов, если они не отторгаются базовыми краеугольными постулатами смешанной экономики.

 

Заключение

Мировое хозяйственное  развитие в определенной степени  детерминирует экономические процессы в Казахстане. Перспективы внешнеэкономической деятельности Казахстана на среднесрочный период определяются как инерционными, так и некоторыми новыми факторами, вносящими значительную степень неопределенности в развитие внешней торговли. Среди этих факторов:

• сохраняющаяся нестабильная мировая общехозяйственная и товарная конъюнктура, имеющая тенденции улучшения, но одновременно несущая серьезные риски в своем развитии;

• высокий удельный вес топливно-сырьевых товаров в структуре казахстанского экспорта в страны дальнего зарубежья, что делает экономику страны особенно чувствительной к колебаниям мировой конъюнктуры;

• прогрессирующее старение отечественной материально-технической базы и деградация сферы НИОКР;

• возможное ухудшение конкурентных позиций Казахстана на некоторых традиционных рынках;

• значительное увеличение физических объемов импорта в условиях устойчивого расширения внутреннего спроса, изменения структуры потребления в пользу импортной продукции, снижения средних контрактных цен и реальное удорожание тенге.

Кроме того, прогнозируемый рост ВВП и промышленного производства в течение рассматриваемого периода приведет к расширению внутреннего потребления экспортируемых сырья и материалов, что в силу ограниченности ресурсно-производственной базы будет оказывать сдерживающее влияние на объемы экспортных поставок этой продукции.

Неизбежное (в условиях продолжения структурных реформ и роста внешней открытости казахстанской экономики) повышение цен на энергоносители, тарифов на продукцию и услуги естественных монополий приведет к росту производственных издержек и снижению ценовой конкурентоспособности широкого круга товаров. Прежде всего, продукции обрабатывающей промышленности, если не будет проводиться политика энергосбережения. В то же время положительный эффект роста тарифов, связанный в том числе и с проведением политики энергосбережения и соответствующей модернизации мощностей, будет сдерживаться дефицитом инвестиций и проявится за рамками прогнозируемого периода.

Номинальное, а в отдельные  периоды и реальное удорожание тенге  по отношению к доллару США, который  является основной валютой расчетов в казахстанском экспорте, будет оказывать заметное понижающее давление на показатели эффективности зарубежных поставок. Многие отечественные экспортеры, выручка которых преимущественно формируется в долларах США, могут столкнуться с увеличением расходов на закупку инвестиционных товаров в странах зоны евро, курс которого к доллару на протяжении последних лет растет.

В области импортной  деятельности опережающий рост денежных доходов населения и инвестиций по отношению к динамике ВВП и промышленного производства будет способствовать дальнейшему расширению физических объемов ввоза товаров. Ожидаемое существенное увеличение внутренних цен на продукцию и услуги естественных монополий, повышающее издержки отечественных производителей, в среднесрочной перспективе приведет к росту ценовой конкурентоспособности зарубежной продукции. Повышению эффективности импортной деятельности в 2005г. будет способствовать реальное удорожание тенге -существенное по отношению к доллару США. Динамика реального курса тенге в 2005-2007 гг. будет в сильной степени зависеть от внутриэкономической ситуации и состояния платежного баланса страны, определяемых совокупностью труднопрогнозируемых факторов развития мировой товарной конъюнктуры.

 

Список используемой литературы:

  1. и.а. бибатырова. Государственное регулирование национальной экономики. // Астана , Данакер,2006. С.14-16.
    1. Саясат. Информационно-аналитический журнал. 2005  №6. С.49.
    1. Жусупов С., Хусаинов Б. Определение ориентиров. // Эксперт-Казахстан. 2003. №2 С. 7-8.
    2. Казахстанская правда. 2004. 6 января; Экспресс К. 2004. 10 января.
    3. Жусупов С.,Хусаинов Б. Указ. соч.



Информация о работе Мировые тенденции экономического развития Казахстана