Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 15:36, курсовая работа
Цель – исследовать воздействие научно-технического прогресса на развитие предприятия.
В соответствии с поставленной целью в ходе исследования были определены следующие задачи:
- дать определение НТП;
- рассмотреть сущность и виды НТП;
- определить взаимосвязь НТП и инновационного процесса.
- определить место НТП в структуре производства.
- выявить влияние НТП на экономический рост предприятия.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Научно-технический прогресс, его сущность и виды……………...5
1.1 Сущность научно-технического прогресса и его виды……………………5
1.2 Инновации и их роль в научно-техническом прогрессе…………………..9
1.3 Эффективность научно-технического прогресса………………………….17
Глава 2. Научно-технический прогресс и его роль в развитии предприятии..21
2.1 Воздействие инноваций на структуру производства……………………..21
2.2 Влияние научно-технического прогресса на показатели эффективности работы предприятия……………………………………………………………..27
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованных источников…………………………………………36
Выделяют следующие источники инноваций [12]:
· Неожиданное событие, которым может быть неожиданный успех, неожиданная неудача.
· Несоответствие между реальностью, такой, каковой она является, и её отражением во мнениях и в оценках людей.
· Изменение потребностей производственного процесса.
· Изменения в структуре отрасли или рынка.
· Демографические изменения.
· Изменения в восприятии и в ценностных установках.
· Новые знания, научные и ненаучные.
Общая (традиционная) классификация
инноваций и инновационных
Основу ее составляют следующие признаки.
1. Как источник идеи
для инновации могут выступать:
а) открытие, научная идея, научная теория, явление;
б) изобретение, ряд изобретений, лицензии;
в) рационализаторские предложения;
в) прочие ситуации.
2. Вид новшества.
Новшество в материальном, осязаемом виде может принимать форму:
а) продукта, его конструкции или устройства, системы и механизма;
б) технологии, метода, способа; в) материала, вещества;
г) живых организмов, растений;
д) постройки, здания, сооружения, офиса, цеха или участка, другого архитектурного решения;
е) информационного продукта (проекта, исследования, разработки, программы и т.п.; ж) услуги;
з) прочих решений.
3. По областям применения
в научно-производственном
- научно-исследовательские, которые изменяют процесс в сфере НИОКР;
- технические или продуктовые появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами, ведут к изменению технологий деловых процессов у потребителя;
- технологические возникают
при применении улучшенных, более
совершенных способов
- информационно-
- маркетинговые, которые
ведут к изменениям в
- логистические, ведут к изменениям в сфере организации движения потоков, снабжении и сбыте.
- организационно-управленческие, которые ведут к изменениям в организационном механизме и системе управления, совершенствуют их;
- социально-экономические,
правовые и другие, которые изменяют
социальные, экономические и правовые
условия функционирования
4. По областям применения в сферах обслуживания:
а) образование;
б) питание;
в) спорт и молодежь;
г) культура и шоу;
д) здравоохранение;
е) правовое обслуживание и охрана;
ж) туризм;
з) торговля;
и) финансовое обслуживание;
к) другие.
5. По уровню новизны инновационные товары и услуги могут распределяться на обладающие признаками:
а) мировой новизны;
б) отечественной новизны;
в) отраслевой новизны;
г) новые для фирмы;
д) расширение имеющейся гаммы товаров, ассртимента, портфеля товаров и услуг;
е) обновленные товары и услуги;
ж) товары и услуги с измененным позиционированием;
з) с сокращенными издержками (производственные инновации).
6. Масштабы распространения инноваций:
а) транснациональные;
б) народнохозяйственные и федеральные;
в) региональные;
г) муниципальные;
д) в рамках объединений и ассоциаций;
е) в рамках организации;
ж) в рамках подразделения.
7. Широта воздействия инноваций:
а) глобальное, мировое;
б) народнохозяйственное, национальное;
в) отраслевое;
г) локальное.
8. Темпы осуществления инноваций:
а) быстрые, нарастающие;
б) замедленные, равномерные;
в) медленные, затухающие.
9. Стадии жизненного цикла
инноваций, с которых
а) исследования;
б) разработки;
в) промышленное производство;
г) маркетинг;
д) логистика;
е) диффузия;
ж) рутинизация;
з) сервисная поддержка.
10. По глубине вносимых изменений выделяют инновации:
а) радикальные или базовые;
б) улучшающие;
в) модификационные или частные.
11. По преемственности:
а) открывающие, за которыми может следовать поток новых инноваций, на которых основан мультипликационный эффект;
б) закрывающие, инновации закрывающие ряд отраслей;
в) замещяющие;
г) отменяющие;
д) ретровведения.
Инновация может быть определена в терминах спроса и предложения,– как изменения в ценности и удовлетворённости, получаемых потребителем из используемых им ресурсов (или же нововведения в их использовании).
Следует остановиться на некоторых видах инноваций, различающихся по областям применения и этапам НТП:
- технические появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами;
- технологические возникают
при применении улучшенных, более
совершенных способов
- организационно-управленческие связаны прежде всего с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения;
- информационные решают
задачи организации
- социальные направлены
на улучшение условий труда,
решение проблем
1.3 Эффективность научно-технического прогресса
Научно-технический прогресс оказывает весьма существенное влияние на повышение темпов экономического роста, обеспечивая сбережение энергоносителей и сырья, высвобождение рабочей силы, решение социальных задач путем улучшения условий труда и быта, повышения качества потребительских товаров.
Эффективность научно-технического прогресса – степень достижения цели НТП, измеряемая отношением эффекта к обусловившим его затратам. В соответствии с целью НТП эта эффективность по своему содержанию является социально-экономической.
Показатели эффективности – количественный измеритель, значение которого обеспечивает эффективность нововведений. Эффект НТП – его результат, специфический продукт нововведения, являющегося органической составляющей частью и основой эффекта производства [5, с. 52].
Эффекты НТП различаются по содержанию, уровню и этапам процесса. По содержанию выделяются информационный (научно-технический), экономический, ресурсно-экологический и социальный эффекты НТП.
Информационный эффект НТП – непосредственный результат исследований, разработок и освоения нововведений, связанных с накоплением новых знаний, передового технического и организационного опыта и трудовых навыков. Он развивает научный, научно-технический и интеллектуальный потенциал общества, отдельных трудовых коллективов и регионов.
Экономический эффект НТП – результат использования и распространения нововведений, выражающихся в приросте конечного общественного продукта и национального дохода
Ресурсный эффект НТП связан с его способностью возмещать дефицитные ресурсы народного хозяйства, высвобождать их для расширенного производства, а также вовлекать в оборот ранее неиспользованные ресурсы.
Социальный эффект НТП
заключается в создании более
благоприятных условий для
Соизмерение указанных видов эффектов в стоимостной форме невозможно. В то же время частично экономия общественного труда, сопутствующая структурному, ресурсному, экологическому и социальному эффекту, может быть подсчитана [10, с. 37].
Специфика планирования издержек в сфере НТП обусловлена их особенностями. По своей экономической природе все эти издержки, как единовременные, так и текущие, являются авансированными, т.е. отвлекают на длительный период ресурсы от непосредственного производства. Лаг времени – период от вложения средств до получения конечного эффекта – составляет примерно 10 лет. Здесь велика доля сопряженных затрат – на производственные капиталовложения, подготовку и переподготовку кадров, охрану природы. Издержки включают расходы в сфере производства новой техники и ее использования за расчетный период.
Социально-экономическая эффективность на уровне предприятия определяется не НТП в целом, а отдельных нововведений и их комплексов. При этом эффективными считаются новшества, абсолютная эффективность которых (Эабс) не ниже нормативной (Ен) и базовой [8, с. 26]:
Эабс = Дчп / Кнт,
где Дчп – прирост чистой продукции (хозрасчетного дохода в результате нововведений; Кнт – прирост затрат на НТП.)
Прирост прибыли (ΔП) в результате
внедрения новой техники
ΔП = (Ц2 – С2) * А2 – (Ц1 – С1) * А1,
где Ц1, Ц2 – оптовая цена единицы продукции до и после нововведений;
С1, С2 – себестоимость единицы продукции до и после нововведений;
А1, А2 – производство продукции, штук.
При этом устанавливается влияние различных факторов на прибыль. НТП обеспечивает прирост прибыли за счет двух факторов – снижения себестоимости (снижение удельных расходов заработной платы, материальных затрат, страховых платежей за единицу продукции, изменение амортизационных отчислений, расходов на содержание и эксплуатацию оборудования) и повышения качества продукции (надбавки к оптовой цене и увеличение объема производства в связи с удешевлением и повышением качества продукции).
Расчеты эффекта НТП на
этапе формирования планов НИОКР
выполняют разработчики на основе технико-экономических
показателей нововведения, согласованных
с основным потребителем. На последующих
этапах при формировании плана экономического
и социального развития расчет ведет
разработчик совместно с
При сравнении вариантов и оценке их экономической эффективности необходимо учитывать влияние на затраты и результаты фактора времени. Это вызвано различием сроков проектирования, строительства, освоением производства продукции по вариантам, а также различием в структуре затрат по годам проектирования и создания необходимых основных фондов и оборотных средств.
Капитальные вложения, осуществляемые в период проектирования, строительства и освоения производства, на ряд лет "замораживаются", что приводит к утрате возможностей производить нужную продукцию и получать при этом экономию на затратах в других сферах народного хозяйства. Чем больше период замораживания капитальных вложений, тем менее целесообразна их структура по годам строительства, тем больше такие потери [5, с. 72].
Кроме того, рост производительности общественного труда приводит к уменьшению стоимости тех средств производства, в которых заключены капиталовложения.
Глава 2. Научно-технический прогресс и его роль в развитии предприятии
2.1 Воздействие инноваций на структуру производства
Развитие и рост современных
мировых технологий производства обусловлен
внедрением новшеств, которые обладают
высоким уровнем эффективности
по сравнению с предыдущими