Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 20:27, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение нематериальных активов как экономического потенциала организации.
Для её достижения поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие нематериальных активов организации;
- рассмотреть виды и оценку нематериальных активов;
- показать роль нематериальных активов в деятельности предприятия;
- провести анализ нематериальных активов в ОАО “Грузовое автотранспортное предприятие № 47”
Введение……………………………………………………………………………………………………………2
1. Понятие нематериальных активов………………………………………………….4
2. Классификация нематериальных активов…………………………………….6
3. Оценка нематериальных активов…………………………………………………….9
4. Роль нематериальных активов в деятельности предприятия...11
5. Анализ нематериальных активов в ОАО “Грузовое автотранспортное предприятие № 47”…………………………………………13
Заключение…………………………………………………………………………………………………….15
Список литературы……………………………………………………………………………………….16
Приложения……………………………………………………………………………………………………17
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие нематериальных активов………………………………………………….4
2. Классификация нематериальных активов…………………………………….6
3. Оценка нематериальных активов…………………………………………………….9
4. Роль нематериальных активов в деятельности предприятия...11
5. Анализ нематериальных активов в ОАО “Грузовое автотранспортное предприятие № 47”…………………………………………13
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
В настоящее время в имуществе предприятий неуклонно возрастает роль нематериальных (неосязаемых) активов. Это обусловлено волной поглощения одних предприятий другими, быстротой и масштабами технологических изменений, распространением информационных технологий, усложнением и интеграцией финансового рынка России.
Само понятие нематериального актива многогранно: это и бухгалтерское понятие, и экономическое, и юридическое. Разнообразен и состав нематериальных активов: наличие таких активов предприятия связано как с наличием конкурентных преимуществ, так и с использованием предприятием компонентов интеллектуального капитала.
Целью данной работы является рассмотрение нематериальных активов как экономического потенциала организации.
Для её достижения поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие нематериальных активов организации;
- рассмотреть виды и оценку нематериальных активов;
- показать роль нематериальных активов в деятельности предприятия;
- провести анализ нематериальных активов в ОАО “Грузовое автотранспортное предприятие № 47”
При проведении исследования предприятия использовались отчетные документы ОАО “Грузовое автотранспортное предприятие № 47”
1. Понятие нематериальных активов
Одно из самых кратких определений нематериального актива дано Барухом Левом: « … нематериальный актив обеспечивает будущие выгоды, не имея материального или финансового (как акция или облигация) воплощения».
В соответствии с ПБУ 14/2000 к нематериальным активам относят имущество, которое одновременно отвечает следующим условиям:
а) отсутствие материально-вещественной (физической) структуры;
б) возможность идентификации (выделения, отделения) организацией от другого имущества;
в) использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
г) использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
д) организацией не предполагается последующая перепродажа данного имущества;
е) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем;
ж) наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т.п.).[1]
Хотя существование нематериального актива подразумевает возможность получения с его помощью каких-либо текущих или будущих материальных выгод, сам факт существования НМА еще не говорит о наличии у него отличной от нуля стоимости. О ненулевой стоимости нематериального актива можно говорить в двух случаях:
- нематериальный актив приносит своему владельцу определенные измеримые экономические выгоды. Такими экономическими выгодами могут быть как снижение издержек, так и увеличение дохода по сравнению с ситуацией, в которой данный нематериальный актив не существовал бы вообще;
- нематериальный актив способствует увеличению стоимости других активов, с которыми он связан (материальных или нематериальных). При этом увеличение стоимости этих активов, однако, еще не характеризует величину стоимости рассматриваемого НМА, а скорее, говорит лишь о самом факте наличия ненулевой стоимости такого актива.
2. Классификация нематериальных активов
Можно выделить следующие виды нематериальных активов:
объекты интеллектуальной собственности;
отложенные затраты;
деловая репутация организации.
1) Объекты интеллектуальной собственности можно разделить на два вида: регулируемые патентным правом и регулируемые авторским правом.
К объектам, регулируемые патентным правом (объекты промышленной собственности), относятся:
- изобретение, если оно является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо;
- промышленный образец - художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид;
- полезная модель;
- товарный знак и знак обслуживания - обозначения, позволяющие различать соответственно однородные товары и услуги разных юридических и физических лиц;
- фирменное наименование - индивидуальное название юридического лица.
К объектам, регулируемым авторским правом, относятся:
- программа для ЭВМ - объективная форма совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств;
- база данных - объективная форма представления и организации совокупности данных (статей, расчетов и др.), систематизированных с целью нахождения и обработки этих данных;
- топология интегральных микросхем - зафиксированная на материальном носителе пространственно-геометрическое расположение совокупности элементов интегральной микросхемы и связей между ними.
2) Отложенные затраты - организационные расходы.
Организационные расходы состоят из затрат по оплате услуг консультантов, рекламы, по подготовке документации, регистрационных сборов и других расходов организации в период ее создания до момента регистрации. В состав организационных расходов, включаемых в нематериальные активы, входят расходы, связанные с образованием юридического лица и признанные в соответствии с учредительными документами вкладом участников (учредителей) в уставный капитал.
Расходы организации, связанные с необходимостью переоформления учредительных и иных документов (расширение организации, изменение видов деятельности, представление образцов подписей должностных лиц и др.), изготовление новых штампов, печатей и т.п., включается в состав общехозяйственных расходов организации. Организации, изменяющие организационно-правовую форму, указанные расходы производят за счет прибыли.
3) Деловая репутация организации - разница между покупной ценой организации (как приобретенного имущественного комплекса в целом) и балансовой стоимостью ее имущества.
При приобретении объектов приватизации на аукционе или по конкурсу деловая репутация организации определяется как разница между покупной ценой, уплачиваемой покупателем, и оценочной (начальной) стоимостью проданной организации.
Объектом нематериальных активов является положительная деловая репутация, которая рассматривается как надбавка к цене, уплачиваемая покупателем в ожидании будущих экономических выгод.
Отрицательная деловая репутация рассматривается как скидка с цены, предоставляемая покупателю в связи с отсутствием у предприятия стабильных покупателей, навыков маркетинга и сбыта, деловых связей, опыта управления и т.д.[2]
3. Оценка нематериальных активов
Нематериальные активы отражаются в учете по первоначальной и остаточной стоимости, отдельно учитывается амортизация нематериальных активов.
Первоначальная стоимость определяется для объектов:
- внесенных в счет вкладов в уставной капитал — по договоренности сторон (по согласованной стоимости);
- приобретенных за оплату у других организаций и лиц — по фактически произведенным затратам на приобретение объектов и доведению их до состояния, пригодного к использованию;
- полученных безвозмездно от других организаций и лиц — по рыночной стоимости на дату оприходования.
Затраты по приобретению нематериальных активов включают суммы, выплаченные продавцу объекта, посредникам, за информационные и консультационные услуги, регистрационные сборы и пошлины, таможенные расходы и другие расходы, связанные с приобретением объектов.
Расходы по созданию нематериальных активов и доведению их до состояния, пригодного к использованию, складываются из начисленной соответствующим работникам оплаты труда, отчислений на социальные нужды, материальных затрат и общепроизводственных и общехозяйственных расходов.
Нематериальные активы, поступающие в организацию в
порядке обмена на какое-либо имущество, оценивают исходя из стоимости обмениваемого имущества.[3]
4. Роль нематериальных активов в деятельности предприятия.
В условиях современного мира любой объект собственности — это возможный источник дохода и объект рыночной сделки. Таким же объектом являются и права собственника. Нематериальные активы (товарные знаки, бренд, технологии, ноу-хау, специальные маркетинговые разработки) оказывают существенное влияние на конкурентоспособность и эффективность ведения бизнеса — они способны приносить дополнительные доходы.
На стоимость компании, её конкурентоспособность, нередко влияет именно «деловая репутация», как принято говорить в России. В западных странах и в международной практике применяется термин «Гудвилл» (Goodwill).
Оценка репутации фирмы (гудвилла) состоит в определении совокупности тех элементов бизнеса или персональных качеств, которые стимулируют клиентов обращаться именно к данной компании, которые приносят фирме прибыль сверх требуемой для получения разумного дохода на все остальные активы компании.
Гудвилл в деловом мире рассматривается как стоимость деловой репутации фирмы. Деловая репутация в структуре нематериальных благ выделена согласно ст. 150 Гражданского кодекса РФ. Гудвилл возникает, когда компания получает стабильные, высокие прибыли, ее доходы превышающие средний уровень в данной отрасли. Гудвилл как экономическая величина оценивается и принимается на баланс только в момент смены владельца предприятия.
Большое количество сделок в мире по слиянию, при которых компании приобретались по гораздо большим ценам, чем стоимости активов - прямое доказательство того, что существует нечто нематериальное, возможно неотделимое от самой компании, но существенно изменяющее стоимость бизнеса. Для данного явления в корпоративном бизнесе используется термин "гудвилл", от английского Goodwill, что в дословном переводе означает "добрая воля", т.е. готовность покупателя заплатить больше общей стоимости активов.
Для большинства компаний гудвилл (деловая репутация фирмы) является самым значительным активом, которому не присущи идентифицируемость и обособленность.
Иногда гудвилл привязывают к эксклюзивным правам обладания торговым знаком. Такой вид нематериального актива будет иметь определенный срок службы и является амортизируемым.
Вообще гудвиллом может являться все, что помогает компании получать больше прибыли на единицу активов, чем у средней аналогичной компании. Например, это может быть грамотный руководитель, хорошо обученный дружный персонал или выгодное территориальное месторасположение.
5. Анализ нематериальных активов в ОАО “Грузовое автотранспортное предприятие № 47”
Форма собственности - открытое акционерное общество (ОАО)
Место нахождения: 196158, Санкт-Петербург, Московское шоссе, д.13-а
Дата государственной регистрации 07.09.1992г.
Основными (приоритетными) видами деятельности ОАО «АТП № 47» являются:
- аренда недвижимости, совершение всех действий, связанных с недвижимостью;
- оказание услуг по ремонту и восстановлению автомобилей любых марок, в том числе мойка и заправка автомобилей;