Нематериальные активы предприятия торговли: понятие, обеспечение эффективности использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 12:53, курсовая работа

Краткое описание

Целями курсовой работы являются изучение теоретических аспектов оценки и анализа эффективности использования нематериальных активов и применения данного анализа на примере действующей организации.
Основными задачами, которые вытекают из цели курсовой работы, являются:
- дать определение понятию "нематериальный актив";
- изучить, как происходит оценка нематериальных активов при принятии их к учету;
- определить цели и задачи анализа эффективности использования нематериальных активов;
- проанализировать эффективность использования нематериальных активов на примере ОАО "Манак";

Содержание

Введение (3-4стр.)
1. Нематериальные активы. Понятие нематериальных активов. Оценка нематериальных активов. (5-11стр.)
2. Амортизация нематериальных активов. (12-15стр.)
3. Анализ и оценка эффективности нематериальных активов. Анализ и оценка эффективности использования нематериальных активов в ОАО "Манак". Анализ движения и использования нематериальных активов. (16-26стр.)
Заключение. (27стр.)
Список использованной литературы. (28стр.)

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 49.53 Кб (Скачать файл)

Рентабельность нематериального  актива оценивается по формуле:

 

RНА = Прибыль / Средняя за период  стоимость НА,

 

где RНА – рентабельность нематериального актива.

Величина этого показателя зависит  от рентабельности продаж и фондоотдачи  нематериального актива за период.

С помощью методов факторного моделирования  можно преобразовать исходную модель доходности нематериального актива:

 

RНА = Прибыль / Объем продаж (выручка  от реализации продукции, работ, услуг) * Объем продаж / Средняя стоимость НА

 

Таким образом, доходность нематериального  актива может быть увеличена за счет повышения рентабельности продаж и  увеличения их фондоотдачи (см. табл. 5).

 

Таблица 5. Расчет влияния факторов на изменения доходности нематериального  актива в 2012 году

 № п/п

Показатель

2007 год

2008 год

Изменение

1

Прибыль от реализации, млн. руб.

3884

11235

+7351

2

Выручка от реализации продукции (работ, услуг), млн. руб.

94756

226300

+131544

3

Средняя стоимость нематериального  актива, млн. руб.

15

23

+8

4

Рентабельность продаж, %

0,04

0,05

+0,01

5

Фондоотдача нематериального актива

6317

9839,13

+3522,13

6

Доходность нематериальных активов 

258,9

488,47

+229,57


 

Как видно из анализа эффективности  использования нематериального  актива улучшились (табл. 5.), доходность нематериального актива выросла  с 258,9 до 488,47, изменение составило +229,57, изменения рентабельности продаж незначительные +0,01%, фондоотдача нематериального  актива в 2008 году составила 9839,13.

Но следует отметить, что эффективность  нематериального актива возрастает при условии более высоких  темпов роста прибыли и выручки  над темпами роста нематериального актива.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 3.2 Анализ движения и использования нематериальных активов

 

Нематериальные активы – это  часть имущества организации, представляющая собой идентифицируемый, неденежный актив, не имеющий физической формы, который используется в производстве или при предоставлении товаров или услуг, для сдачи в аренду другим сторонам или в административных целях.

Экономические выгоды от использования  нематериального актива могут включать либо выручку от продажи товаров  и оказания услуг, либо снижения расходов компании, либо другие выгоды, например, доступ к некоторым ресурсам, осуществление  определенной деятельности. Каждая организация  должна оценивать вероятность будущих  экономических выгод, используя  обоснованные допущения, отражающие наилучшую  оценку экономических условий, которые  будут существовать в течение  срока полезного использования  нематериального актива.

Можно провести анализ динамики изменений  в объеме нематериальных активов  всего и по видам за отчетный период по сравнению с данными прошлого периода таблица 6.

 

Таблица 6. Анализ нематериальных активов  в общей структуре имущества

Показатели 

Остаток на начало года

Остаток на конец года

Изменения

Сумма, млн. руб.

Уд. Вес, %

Сумма, млн. руб.

Уд. Вес, %

Сумма, млн. руб.

Уд. Вес, %

Нематериальные активы

44

0,74

35

0,57

-9

-0,17

Основные средства

4500

75,4

4365

70,4

-135

-5

Оборотные активы

1421

23,86

1799

29,03

+378

+5,17

Итого

5965

100

6199

100

+234

0


 

         В анализируемой организации нематериальные активы составляют всего 0,74% от стоимости имущества. На конец отчетного периода их сумма уменьшилась на 9 млн. руб. или на 0,17 % за счет списания прочих нематериальных активов.

Так как организация имеет несколько  нематериальных активов, то показатели таблицы 7 позволят их проанализировать достаточно полно.

 

Таблица 7. Анализ объема, структуры  и динамики нематериальных активов

Показатели 

Остаток на начало года

Остаток на конец года

Изменения

Сумма, млн. руб.

Уд. Вес, %

Сумма, млн. руб.

Уд. Вес, %

Сумма, млн. руб.

Уд. Вес, %

Организационные расходы

29

65,9

29

82,86

-

+16,96

Прочие 

15

34,1

6

17,14

-9

-16,96

Итого

44

100

35

100

-9

0


 

В структуре нематериальных активов  организации основную долю занимают организационные расходы более 80% (82,86%).

 

Таблица 8. Структура нематериальных активов по срокам полезного использования

Показатели 

Срок полезного использования (лет)

итого

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

И.т.д

20

 

Нематериальные активы

   

6

 

29

             

35

В % к итогу

   

17,1

 

82,9

             

100


 

Из таблицы 8 видно, что средний  срок полезного использования нематериальных активов 3-6 лет.

Приобретение нематериальных активов  имеет своей целью получение  экономического эффекта от их использования.

Расчет эффективности использования  патентов, «ноу-хау», лицензий сопряжен с большими трудностями в механизме  их оценки и требует комплексного подхода. Например, эффект от приобретения патента или «ноу-хау» может быть определен только по результатам  реализации продукции, произведенной  по этому патенту. А объем продаж, в свою очередь, зависит от множества  иных факторов (цены, спроса, качества, емкости рынка и т. д).

Для принятия какого-либо решения  необходимо руководствоваться общими расчетами таблица 9.

 

Таблица 9. Анализ эффективности нематериальных активов (тыс. руб.)

№ п/п

Показатели

Прошлый период

Отчетный период

Темп роста, %

1

Среднегодовая стоимость нематериальных активов

45

40

88,89

2

Выручка от продажи продукции (Работ, услуг)

12000

15000

125

3

Чистая прибыль

1300

1550

119,2

4

Доходность нематериальных активов  млн. руб.

28,89

38,75

134,1

5

Оборачиваемость нематериальных активов, в оборотах

266,7

375

140,6

6

Рентабельность продажи продукции, %

10,8

10,3

95,4


 

Основными принципами управления динамикой  нематериальных активов являются следующие  показатели:

- темп роста отдачи нематериальных  активов (п4) должен опережать темп роста используемых нематериальных активов (п.1);

- темп роста выручки или прибыли  (п.2, п.3) должен опережать темп  роста нематериальных активов  (п.1).

В нашем примере эффективность  использования нематериальных активов  в отчетном году были выше, чем в  прошлом, что соответствует условиям основным принципам управления динамикой  нематериальных активов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Заключение

 

Нематериальные активы отличаются от других видов реального имущества  предприятия:

— от основных средств – отсутствием  материально-вещественной формы;

— от товаров – предназначением  не для продажи;

— от производственных запасов –  длительным сроком полезного использования (свыше года);

— от монетарных активов – более  низкой ликвидностью, свойственной всем внеоборотным активам.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что нематериальные активы – наиболее перспективная и управляемая  часть имущества капитального характера. Посредством наращивания нематериальных активов достигается эффект капитализации  имущества компании.

Нематериальные активы представляют собой бесспорное конкурентное преимущество. Их стоимостная оценка и отражение  в учете – приемлемый инструмент капитализации, с помощью которого можно формировать привлекательный  с маркетинговой точки зрения образ компании.

 

 

                                     Список литературы

 

  1. Гражданский кодекс РФ
  2. Налоговый кодекс РФ
  3. Положение по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2007 (приказ Минфина РФ от 27 декабря 2007 г. № 153н).
  4. План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению (приказ Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н).
  5. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – М.: Финансы и статистика. – 2005. – 248 с.
  6. Горфинкель В. Экономика предприятия: Учебник для вузов . 5-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 767 с.
  7. Любушин Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 448 с.
  8. Астахов В. П. Теория бухгалтерского учета. – Ростов на Дону, 2005. – 300 с.
  9. Бланк, И.В. Управление активами и капиталом предприятия / И.В. Бланк – выпуск 2. – К.: Ника – Центр, Эльга, 2005. – 448 с.
  10. Гетьман, В.А., Терехова, Л.З., Шнейдман. Финансовый учет / В.А. Гетьман, Л.З. Терехова, Шнейдман. – М.: ИНФА-М, 2008. – 816 с.

 


Информация о работе Нематериальные активы предприятия торговли: понятие, обеспечение эффективности использования