Необходимость оптимизации системы налогообложения в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 12:12, курсовая работа

Краткое описание

Определение оптимальных объемов налоговых платежей - проблема каждого конкретного предприятия или физического лица. В настоящее время налогоплательщики предпринимают множество усилий по снижению налоговых выплат. Предприниматели, руководители и рядовые налогоплательщики рассматривают налоги как «потери» для бизнеса.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
Понятие, виды и функции системы налогообложения..………..5
Состояние налоговой системы в РФ……..………………………15
Необходимость оптимизации системы налогообложения в РФ.........................................................................................21
Заключение………………………………………………………………….30
Список литературы………………………..………………………………32

Вложенные файлы: 1 файл

курсач эк предприятия.doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)

К региональным налогам на 1 января 2011 года Налоговый кодекс РФ относит 3 платежа:

  • налог на имущество организаций;
  • налог на игорный бизнес;
  • транспортный налог.

Налог на игорный  бизнес, как и федеральные налоги, устанавливается Налоговым кодексом РФ и взимается на всей ее территории. Налог на имущество организаций и транспортный налог вводятся в действие представительными органами государственной власти субъектов РФ. При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ определяются налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются только Налоговым кодексом РФ. Кроме того, законодательными органами субъектов РФ могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения. Региональные налоги зачисляются в бюджеты субъектов РФ, а также могут быть переданы полностью или частично в местные бюджеты.

К местным налогам на 1 января 2011 года Налоговый кодекс РФ относит 2 платежа:

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц.

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных  образований в соответствии с  Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

При установлении местных налогов представительными  органами муниципальных образований  определяются налоговые ставки, порядок  и сроки уплаты налогов в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются только Налоговым кодексом РФ. Кроме того, представительными органами муниципальных образований могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Необходимо  подчеркнуть, что законодательство РФ закрепляет исчерпывающий перечень налогов, сборов и других платежей, отнесенных к налоговой системе. Органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей. Следовательно, на территории России действует единая система налоговых доходов, перечень которых, независимо от их уровня, закрепляется законодательством РФ. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Необходимость оптимизации системы  налогообложения в РФ.

3.1. Понятие и сущность оптимизации  налогообложения

Основная  задача налогового планирования –  организация системы налогообложения  для достижения максимального финансового результата при минимальных затратах.

Оптимизация налогообложения - это организационные мероприятия в рамках действующего законодательства, связанные с выбором времени, места и видов деятельности, созданием и сопровождением наиболее эффективных схем и договорных взаимоотношений. Оптимизация налогообложения - это процесс, который рекомендуется проводить как при создании бизнеса, так и на любом из этапов функционирования предприятия.[8;49]

Оптимизация налогообложения - главная задача финансового менеджмента, это выбор наилучшего пути управления финансовыми ресурсами предприятия. Оптимизация налогообложения - процесс, связанный с достижением определенных пропорций всех финансовых аспектов сделки или проекта. Существует распространенное мнение, что оптимизация проводится только с целью максимального законного снижения налогов. В этом случае ее часто называют налоговой минимизацией.[12]

Оптимизация налогообложения - это более крупная  задача, стоящая перед финансовым управлением предприятием, чем минимизация налогов. Оптимизация налогообложения намного шире: помимо минимизации, ее инструментами являются отсрочка уплаты налогов, уменьшение суммы выплачиваемых в бюджет «живых» средств и другие.[2;32]

Все они выгодны  с точки зрения финансового менеджмента: денежные средства остаются в распоряжении предприятия и дают прибыль, не уменьшается сумма оборотных средств (а это особенно актуально, когда их не хватает), что также содействует увеличению прибыли, и т. п.

Современные методы оптимизации налогообложения не так эффективны, как методы агрессивной оптимизации и, прежде всего это связанно с тем, что налог на добавленную стоимость, как косвенный налог, фактически невозможно оптимизировать, не нарушая действующее законодательство.

Современные методы налоговой оптимизации основаны на сочетании специальных налоговых режимов (упрощенная система налогообложения и ЕНВД) с общим режимом налогообложения. Эти методы обладают одним неоспоримым преимуществом – они законны.

Оптимизация налогообложения начинается с анализа:

  • обстоятельств, которые влияют на формирование налоговых обязательств организации (юридических фактов, с которыми связано возникновение налоговых обязательств);
  • методик исчисления налоговых платежей (порядок формирования налогооблагаемой базы и использование льгот), существующей системы хозяйственных взаимоотношений организации. [20;33]

Процесс работы по созданию и внедрению схемы  оптимизации налогообложения состоит  из нескольких ключевых этапов[20;34]:

1-ый этап  оптимизации налогообложения - проверка бухгалтерского и налогового учёта, базы договоров и первичных документов; устранение обнаруженных ошибок, обеспечение необходимого объёма и качества первичных документов. Данный этап позволяет обезопасить деятельность предприятия за предыдущий период деятельности от возможных штрафов в процессе выездных налоговых проверок.

2-ой этап  оптимизации налогообложения –  разработка собственно схемы  оптимизации налогообложения. Схема  оптимизации налогообложения - определенный  порядок взаимоотношений между  несколькими субъектами хозяйственных отношений, направленных на уменьшение бюджетных платежей в рамках действующего законодательства. Довольно часто схема предусматривает разделение функций  бизнеса между несколькими юридическими лицами и/или ликвидацию лишних звеньев бизнес-процессов.

3-ий этап  оптимизации налогообложения - обновление  и оптимизация договорной базы, внутренних организационных документов  предприятия, создание системы  автономного внутреннего контроля; разработка новых форм договорных  отношений с контрагентами и между несколькими контролируемыми юридическими лицами. Также, если это необходимо, происходит корректировка учётной политики.

4-ый этап  оптимизации налогообложения –  «тонкая настройка» работы схемы.  Задачей данного этапа является  разработка необходимых инструментов регулирования равномерности и размеров уплаты налогов для созданной схемы.

 

3.2. Принципы оптимизации налогообложения  на предприятии

1. Принцип адекватности затрат. Стоимость внедряемой схемы не должна превышать суммы уменьшаемых налогов. Допустимое соотношение затрат на созданную схему и ее обслуживание к сумме экономии налоговых издержек имеет индивидуальный порог, который может зависеть и от степени риска, связанного с данной схемой, и от психологических факторов. На практике такой порог составляет 50-90% от размера уменьшаемых налогов. Следует также помнить и о том, что большинство схем, помимо затрат на создание и обслуживание, требуют и определенных расходов по их ликвидации. При этом ликвидационные расходы могут значительно превышать первоначальные вложения. Так, например, ни для кого не секрет, что зарегистрировать любое хозяйственное общество гораздо "проще", чем его ликвидировать[14;28].

2. Принцип юридического соответствия. Схема оптимизации должна быть, бесспорно, легитимной в отношении как отечественного, так и международного законодательства. Этот принцип иногда еще называют тактикой "наименьшего сопротивления". Суть его заключается в недопустимости построения схем оптимизации, основанных на коллизиях или "пробелах" в нормативных актах. В тех случаях, когда отдельные положения законодательства являются спорными и могут трактоваться как в пользу налогоплательщика, так и в пользу государства, возникает вероятность возникновения в будущем судебных разбирательств, либо необходимость дорабатывать схему, или идти на затраты, связанные с неформальными платежами контролерам и т. д. Основной риск в этой ситуации связан с тем, что данные незапланированные издержки могут привести к нарушению принципа 1[14;31].

3. Принцип конфиденциальности. Доступ к информации о фактическом предназначении и последствиях проводимых трансакций должен быть максимально ограничен. На практике это означает, что, во-первых, отдельные исполнители и структурные единицы, участвующие в общей цепи оптимизации, не должны представлять себе картину в целом, а могут руководствоваться только определенными инструкциями локального характера. Во-вторых, должностные лица и собственники должны избегать отдавать распоряжения и хранить общие планы с использованием средств личной идентификации (почерк, подписи, печати)[22;59].

4. Принцип подконтрольности. Достижение желаемых результатов от использования схемы оптимизации налоговых платежей зависит от хорошо продуманного контроля и существования реальных рычагов воздействия на всех исполнителей и на всех этапах. Соблюдение принципа конфиденциальности "таит" в себе возможность утраты полного контроля над всеми звеньями, участвующими в схеме. Одной из особенностей большинства структур по оптимизации налогов является неформальность отношений внутренних участников процесса и тех прав и обязательств, которые возникают в связи с договоренностью с внешними контрагентами. Решение вопросов безопасности в данных условиях может быть построено на синхронизации тех договорных отношений, которые возникают де-факто с теми, которые оформляются де-юре. Наиболее "тонким" остается момент рационального соотношения в использовании принципов 3 и 4. Данные принципы хотя и действуют в противоположных направлениях, но не являются взаимоисключающими. Напротив их разумное сочетание представляет собой одну из важнейших составляющих в системе обеспечения безопасности управления запланированным процессом[20;38].

5. Принцип допустимого сочетания формы и содержания. Синхронизация юридических и фактических действий важна не только для обеспечения защиты от "недобросовестных" участников процесса, но имеет также непереоценимое значение и для "отражения" возможных подозрений со стороны проверяющих. Это связано, в частности, с существованием в Гражданском кодексе таких понятий, как недействительная сделка, притворная сделка, мнимая сделка, недееспособный гражданин и т. д., а также с наличием в Уголовном кодексе статей, посвященных уклонению от налогов, фиктивному предпринимательству, фиктивному банкротству, отмыванию денежных средств и имущества. [20;47]

6. Принцип нейтралитета. Оптимизацию налоговых платежей необходимо производить за счет своих налоговых платежей, а не за счет увеличения отчисления независимых контрагентов. Данный принцип можно также назвать принципом взаимовыгодного сотрудничества. Некоторые налоговые платежи устроены по принципу сообщающихся сосудов: увеличение платежей у одного участника договорных отношений приводит к уменьшению платежей у другого и наоборот - уменьшение базы налогообложения у одного контрагента ведет к ее увеличению у второго (НДС, налог на прибыль). Поэтому следует принимать во внимание и интересы независимых поставщиков и покупателей[14;33].

7. Принцип диверсификации. Оптимизация бюджетных отчисления, как один из видов экономической деятельности, связанный с движением и хранением материальных ценностей, может быть подвержен влиянию различных внешних и внутренних факторов неблагоприятного характера. Это могут быть и постоянные изменения в законодательстве, и просчеты первоначальных планов, и форс-мажорные обстоятельства. При этом следует иметь в виду и тот факт, что, в связи с последними изменениями в уголовном законодательстве, юридические последствия от развития событий по пессимистическому сценарию имеют значительные различия в зависимости от размеров негативных трансакций.[14;34]

8. Принцип автономности. Действия по оптимизации налогообложения должны как можно меньше зависеть от внешних участников. Принципы 3 и 4 во многом являются производными от данного принципа, но имеют свою особую сферу применения, т. к. конфиденциальность и подконтрольность не синонимичны понятию автономности, а могут только рассматриваться как ее отдельные компоненты. На практике обеспечение принципа автономности требует проведения дополнительных затрат, но в то же время обеспечивает повышение безопасности существующей схемы и уменьшение уязвимости со стороны недобросовестных контрагентов[14;35].

 

3.3 России нужна  прогрессивная шкала налогообложения.

 

Нынешняя налоговая  система РФ не просто ущербна, но она вредоносна. Так называемый плоский налог с физических лиц стал для всего мира предметом изумления: дело в том, что никакой «плоской» системы налогообложения в России нет. Это первый взгляд кажется, будто все граждане страны платят с каждого рубля своих доходов 13 копеек в бюджет государства. РФ – единственное в мире государство, в котором применяется регрессивная шкала налогообложения: чем выше доход, тем ниже налог. Одни и те же 13% взимаются нынешним государством не со всех доходов, а только с зарплаты. Доход от предпринимательской деятельности облагается 9-процентным налогом. Налог с дивидендов, то есть с прибыли частных собственников, составляет тоже только 9%. Вот и выходит, что наёмный работник с каждого начисленного ему рубля платит в казну почти в полтора раза больше, чем платит частный собственник с рубля своего дохода.

Вводить такую  шкалу нельзя. Но, казалось бы, что же несправедливого в том, что все платят в государственный бюджет с получаемых доходов одинаковый процент? А несправедливо то, что наёмный работник и работодатель получают доход разным способом. Рабочему в виде зарплаты оплачивается не весь вновь произведённый им продукт, а только часть его. Остальное становится прибылью владельца завода, шахты, стройки… Из прибыли какая-то доля уходит на замену старого оборудования, иногда – на расширение производства, но большая часть прибыли российских дельцов в виде дивидендов попадает на их счета. В большинстве крупных частных компаний в последние годы дивиденды их собственников оказываются больше, чем фонд оплаты труда всей компании, из которого выплачивается зарплата наёмным работникам. Вот почему несправедлива плоская шкала подоходного налога.

Информация о работе Необходимость оптимизации системы налогообложения в РФ