Стратегическое планирование
как неотъемлемая часть стратегического
управления вертикально-интегрированными
компаниями осуществляется с использованием
ряда инструментов: философия и миссия
Компании, стратегия Компании, постановка
задач, стандарты поведения и деятельности,
управленческие критерии, сценарии.
По-моему мнению, в конкурентных
условиях компания на основе методологии
стратегического планирования разрабатывает
стратегию своего развития, опираясь на
данные о собственных ресурсах и анализ
внешних факторов. Эффективность методологии
стратегического планирования в ВИНК,
по мнению авторов, возможна при учете
единства методологических принципов
разработки стратегических прогнозов,
проектов, планов, программ, системы показателей
и методов, используемых в процессе стратегического
планирования – всего того, что определяет
миссию ВИНК. В процессе стратегического
планирования учитывается масштаб ведения
бизнеса, скорость ведения бизнеса, базовая
структура бизнеса, отраслевые особенности
бизнеса, целевые клиенты, тип корпоративной
культуры, модель создания стоимости бизнеса.
Стратегическое
планирование «Калейдоскоп»: три кольца
модели
Реализация стратегического
планирования, представляющая собой процесс,
который состоит из следующих этапов:
– анализа перспектив компании;
– анализа позиций компании
в конкурентной среде;
– выбора стратегии;
– постановка задач: краткосрочных
и оперативных.
Для нефтяных компаний возможно
использование ранее предложенной модели
«Калейдоскоп», которая содержит 3 кольца:
внутренее, среднее и внешнее.
Факторы – масштаб общероссийский
на уровне правительства, средний на уровне
федерального округа, внутренний на уровне
субъекта федерации.
Внешнее кольцо модели охарактеризовано окружающей
средой (т.е. факторы, которые влияют на
разрабатывающую стратегию) и содержит:
–мировые рынки нефти и нефтепродуктов;
–взаимоотношения региональных
и федеральных органов госуправления
ТЭК;
– внутренний рынок нефти и
нефтепродуктов;
–развитие экономических отношений
с политическими союзами стран БРИК, изменения
во внешней политике.
– правовые, пoлитические и
экономические аспекты в стране.
Среднее кольцо модели
отвечает на вопросы – почему
и где нужны преобразования, захватывая
такие факторы, как ресурсный потенциал,
транспортная инфраструктура, создание
новых объектов, платежеспособность, нефтехимия,
нефтеперерабатывающая промышленность,
квалифицированные и профессиональные
кадры.
Внутреннее кольцо
модели позволяет выбрать из большого
количества основных проектных факторов
изменений, что- то определенное, например:
путь изменений, стартовую позицию,
стиль либо цель изменений, роль в изменениях,
сами механизмы и рычаги.
Внутренний и внешний спрос
на жидкое топливо, уровень мировых цен
на него, развитость транспортной инфраструктуры,
налоговые условия и научно-технические
достижения в разработке и разведке нефтяных
месторождений, состояние и качество сырьевой
базы- в основном вот этими факторами определяются
перспективные уровни добычи нефти в России.
Главные
стратегические цели для развития российского
нефтегазового комплекса, которые четко
обозначены энергетической стратегией
России, которая утверждена решением правительства:
- стабильное и экономически эффективное
удовлетворение внутреннего и внешнего
спроса на углеводородное сырье и продукты
его переработки;
- снабжение устойчивых и постоянных поступлений
в доходную часть бюджета и формирование
на продукцию соседних отраслей устойчивого
платежеспособного спроса;
-обеспечение геополитических интересов
России в мире.
Kонкретные
показатели добычи нефти и соответствующего
развития транспортной инфраструктуры,
которые были обозначены в ЭС 2020, рассчитывались
в 2002 году, о тенденциях развития мировой
экономики, о вероятной динамике спроса
на энергию и мировых цен на энергоносители,
в первую очередь нефти. Все участники
мирового энергетического рынка и авторитетные
международные организации предполагали
умеренную динамику мировых цен на нефть,
в частности они предполагали крупные
поступления нефти на рынок после урегулирования
ситуации возле Ирака.
При благоприятных вариантах
социально-экономического развития добыча
нефти в России Энергетической стратегией
прогнозировалась на уровне порядка 445
млн. т в 2005 году, 490 млн. т в 2010 году, 505 млн.
т в 2015 году и к 2020 году подняться до 520
млн. т.
Экспорт нефти и нефтепродуктов,
млн. т: 310 – 2005 г., 340 млн. т – 2010 г.; 345 – 2015
г.; 350 – 2020 г.
Энергетической стратегией
(ЭС 2020) предполагалось развитие нефтедобычи
не только в коренных и традиционных нефтедобывающих
районах, таких как Западная Сибирь, Поволжье,
Северный Кавказ, но и в новых осваиваемых
нефтегазовых провинциях: на Европейском
Севере (Тимано-Печорский район), в Восточной
Сибири и на Дальнем Востоке, на юге России
(Северо-Каспийская провинция). При этом
за Западно-Сибирская нефтегазоносная
провинция прогнозировала сохранение
положения главной нефтяной базы страны
на весь рассматриваемый период и это
несмотря на снижение добычи до 290-315 млн.
т к 2020 году.
Энергетическая стратегия предполагает,
что внешнее сотрудничество возможно
станет важным фактором стабилизации
положения в ТЭК страны, а так же его дальнейшего
эффективного развития, одновременно
обеспечивая важную роль России в удовлетворении
потребностей в энергоресурсах (особенно
в природном газе) большинства европейских
стран и ряда других регионов мира.
Стратегия была направлена
на рост масштабов переработки нефти.
Показания должны были к 2005 году достигнуть
195 млн. т; к 2010 году – 200 млн. т, а к 2020
году - 215 млн. т/год и это с одновременным
повышением глубины переработки. Эта же
стратегия была направлена на обеспечение
стабильного и сбалансированного развития
перерабатывающих и нефтедобывающих и
мощностей.
Для дальнейшего
развития транспортной инфраструктуры
нефтяного комплекса России требовалось
расширение нефтеналивных терминалов
для морских поставок нефти на экспорт;
создание новых экспортных маршрутов
российской нефти и нефтепродуктов; появление
новых месторождений нефти на востоке
страны (Восточная Сибирь, Республика
Саха (Якутия), шельф острова Сахалин) и
в Каспийском регионе. Предусматривалось
дальнейшая транспортировка нефти
по российской системе магистральных
трубопроводов, а также необходимостью
иметь резерв нефте-транспортных мощностей
для обеспечения транзита нефти по российской
системе трубопроводов. Энергетическая
стратегия (ЭС 2020) также предусматривает
расширение эффективного нефтепродукта
проводного транспорта.
Для того чтобы оптимизировать
экспортные поставки нефтепродуктов с
крупнейших нефтеперерабатывающих заводов
предусматривалось новое строительство
нефтепродуктопроводов, соединяющих такие
города как Сызрань - Саратов - Волгоград
- Новороссийск, Андреевка - Альметьевск,
а также Кстово - Ярославль - Кириши - Приморск
и перевалочного комплекса в городе Приморске.
После четырех лет с момента
утверждения ЭС 2020 возникает интерес и
практическая важность рассмотреть фактическое
развитие нефтяной отрасли за данный период.
Важно отметить, что в текущей ситуации
в российском нефтегазовом комплексе,
отмечается динамичное развитие в последние
годы. Так добыча нефти возросла приблизительно
на 48 %, а ее экспорт – на 68 % это за 6 лет
(начиная с 2000 года). С 2000 года и на протяжении
4 лет нефтяная промышленность Российской
Федерации снабжала устойчивым ростом
(на 42 % за период) добычи нефтяного сырья.
Причем темпы, кратно превышали мировое
производство (7%) и добычу странами ОПЕК
(4,5%). Благодаря тому, что восстановление
в 2000-2004 гг. было достаточно стремительно
быстрым, так как раннее российской нефтяной
промышленностью были утрачены позиции
в мировой добыче, удалось поднять мирового
прироста спроса до 60% и обеспечить умеренную
динамику мировых цен на нефть в указанный
промежуток времени.
Заметно в последние три года
замедлились темпы роста добычи нефти
в России. Но даже при таком раскладе стоит
заметить, что темпы мирового спроса на
нефть остаются на уровне, равном или несколько
превышающем. Из-за того, что резко замедлились
темпы добычи нефти, в России создалось
неверное представление об исчерпании
резервов роста российской нефтяной добычи
и неадекватности ресурсной базы нефтяной
отрасли, которые реализовались и планировались
проектам развития нефтетранспортной
инфраструктуры. Чтобы обосновать данное
утверждение, необходимо вспомнить причины
быстрого роста нефтедобычи в 2000-2004 гг.
На протяжении 5 лет с 1995 года,
добыча нефти удерживалась на уровне,
незначительно превышающем 300 млн. тонн
в год. Падение добычи нефти, было связано
с острым уменьшением геологоразведочных
работ и эксплуатационного бурения. Даже
несмотря на то, что были открыты перспективные
месторождения в Западной и Восточной
Сибири, ввод новых мощностей практически
прекратился, а возможность разработки
в данных условиях рассматривалась только
в рамках льготного режима соглашений
о
разделе продукции (СРП).
Ситуация, которая сложилась
в 2000 году, вопреки всем прогнозам, пробудила
нефтяные компании стремительно быстро
нарастить добычу и экспорт нефти за счет
увеличения объемов эксплуатационного
бурения и увеличения ввода скважин из
бездействующего фонда. Это способствовало
быстрой окупаемости инвестиций. В какой-то
мере этому содействовала отмена году
инвестиционных льгот в 2002 при снижении
налога на прибыль.
Наблюдавшееся в этот период
времени повышение добычи нефти российскими
нефтяными компаниями в большей мере было
определено ресурсной базой, снижением
издержек на добычу нефти, общим улучшением
экономической ситуации в стране подготовленной
СССР в те времена. В этот период динамика
добычи нефти в России значительно превысила
рост добычи в стране, начиная с 70-х годов.
Даже значительное повышение мировых
цен на нефть (по сравнению со средним
уровнем 90-х годов) не воспринималось.
Все среднесрочные и долгосрочные прогнозы
международных организаций и нефтяных
компаний предусматривали снижение
мировых цен на нефть и умеренную динамику
этих цен. Это и послужило нефтяным компаниям
стремиться в максимальном объеме использовать
текущую благоприятную конъюнктуру, снижая
свои операционные затраты, за счет сокращения
затрат на ГРР при наблюдавшемся недостаточно
эффективном контроле за недропользованием.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Такой вид топлива, как нефть,
имеет уникальное и огромное значение.
Она обеспечивает все население страны
и все отрасли экономики
большим выбором горючих и смазочных
материалов, моторных видов топлива, сырьем
для нефтехимии, котельно-печным топливом
и прочими нефтепродуктами. Благодаря
ресурсной базе нефтяной и газовой отраслей
ТЭК страны, удалось обеспечить бесперебойное
снабжение экономики и населения топливом.
В курсовом проекте выявили перспективы
развития нефтяного комплекса России,
рассмотрели основные стратегии развития
этого комплекса в России. Каковы же
перспективы развития отрасли? Если продолжать
хищническую эксплуатацию месторождений
вместе с большими потерями при транспортировке
и нерациональной нефтепереработкой,
то будущее нефтяной промышленности представляется
весьма мрачным. Уже сегодня сокращение
темпов производства составляет в среднем
12 - 15% в год, что чревато полным развалом
стратегически важной для державы отрасли.
Дальнейшее экстенсивное развитие нефтяной
промышленности уже невозможно. Например,
большие объемы нефти Восточной Сибири
труднодоступны из-за сложного геологического
строения, требуют огромных инвестиций
в добычу. Эффект от геологоразведки выше
в Западной Сибири, однако в этом регионе
высокопродуктивные месторождения уже
значительно истощены.
По этим и другим причинам России
необходимо реформировать нефтяную промышленность.
Для этого в первую очередь нужно:
- Пересмотреть систему налогообложения,
существенно снизив
налоги на нефтепроизводителей,
но установить высокие штрафы за нерациональное
использование природных богатств и нарушение
экологии.
- Менее жестко регулировать
цены внутри страны, поддерживая их
несколько ниже мирового уровня.
Экспорт же нефти за рубеж вести только
по мировым ценам.
-Частично восстановить
централизованное управление отраслью,
вытекающее из самой структуры
нефтяной промышленности и имеющее
много положительных моментов (рациональная
система нефтепроводов).
-Создать необходимую систему
нормативных актов, обеспечивающую твердую
законодательную базу для работы с иностранными
компаниями по совместной разработке
наиболее сложных месторождений.