Оборотные средства на предприятии и пути их улучшения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 08:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является: изучение особенности, обеспеченности и эффективности использования оборотных средств на предприятии.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
Изучить особенности формирования оборотных средств, их классификацию, нормирование, показатели использования;
Исследовать аналитический метод исчисления, пути ускорения оборачиваемости и улучшения использования оборотных средств.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по Экономике.doc

— 186.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

 

 


ФИЛИАЛ ДВФУ В Г. ДАЛЬНЕГОРСКЕ


 

 

 

Ярмак Анастасия Олеговна

 

ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА НА ПРЕДПРИЯТИИ, И ПУТИ ИХ УЛУЧШЕНИЯ

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

 

по дисциплине  «Экономика отрасли»

 

Специальность 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)»

 

очно-заочная форма обучения

 

 

 

Студент группы 12С-1072________________

                                                                     (подпись)

Руководитель

_______________                Л.Г. Макуха

              (подпись)                                               (и.о.ф)

Регистрационный №  ________

___________  ___________________

      подпись                      И.О.Фамилия

« _____» ___________________  20__г.

Оценка  _________________________

________________________________

_______________       ____________________

              (подпись)                                               (и.о.ф)

 «_____» ________________ 20__г.




 

 

 

 

Дальнегорск

2013

 

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Роль оборотных средств, эффективное их использование при различных рыночных экономических отношениях всегда важна. Это обусловлено тем, что главным источником прибыли любого предприятия является умелое, разумное и достаточно полное использование оборотных фондов и оборотных средств, со своевременной их модернизацией и обновлением.

В сочетании с человеческим трудом, развитым менеджментом на различных уровнях и маркетингом, достигается максимальная эффективность их использования.

С развитием рыночных отношений произошли существенные изменения, которые коснулись: состава и структуры оборотных средств, их финансирования, учета, порядка движения.

Наличие у предприятия достаточных оборотных средств является необходимой предпосылкой для его нормального функционирования в условиях рыночной экономики.

Целью курсовой работы является: изучение особенности, обеспеченности и эффективности использования оборотных средств на предприятии.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

  • Изучить особенности формирования оборотных средств, их классификацию, нормирование, показатели использования;
  • Исследовать аналитический метод исчисления, пути ускорения оборачиваемости и улучшения использования оборотных средств.

Предметом исследования служат оборотные средства предприятия.

Объектом исследования является ОАО «ГМК Дальполиметалл», транспортный цех.

 

 

 

 

1 Оборотные средства предприятия

1.1 Понятие оборотных средств предприятия, их состав и структура

Оборотные средства – это денежные средства, авансированные в оборотные производственные фонды и фонды обращения. Понятие оборотных средств определяется их экономической сущностью, необходимостью обеспечения воспроизводственного процесса, включающего как процесс производства, так и процесс обращения.

Под составом оборотных средств понимают совокупность элементов, образующих оборотные средства.

На автомобильном транспорте оборотными производственными фондами являются:

  • Горюче-смазочные материалы;
  • Запасные части;
  • Эксплуатационные материалы;
  • Хозяйственный инвентарь;
  • Незавершенное производство и др.

На автомобильном транспорте фондами обращения являются:

  • Краткосрочные финансовые вложения;
  • Денежные средства
  • Дебиторская задолженность за различные услуги, оказанные предприятием

Кругооборот оборотных средств на предприятии автомобильного транспорта разбивают на три стадии:

  • Стадия запасов – хранение оборотных средств на складах;
  • Стадия производственная – оборотные средства используются при эксплуатации, техническом обслуживании, ремонте подвижного состава;
  • Стадия расчетная – оборотные средства принимают денежную форму.

Особенность транспортного производства, в полной мере присущая автомобильному транспорту, налагает отпечаток на структуру его средств. Вследствие того, что автомобильный транспорт не даёт готового продукта, отделимого от процесса производства, на автотранспортном предприятии (АТП) нет основных материалов, составляющих материальную основу готового продукта, нет незавершённого производства по основной деятельности, нет готовой продукции как конечного результата производственной деятельности предприятий. Эта особенность автомобильного транспорта определяет относительно меньший удельный вес оборотных средств, в сумме всех средств предприятия по сравнению с другими предприятиями.

Состав оборотных средств представлен на рис.1

Рис.1 Состав оборотных средств

1.2 Производственные оборотные фонды

К оборотным производственным фондам относятся средства производства, которые участвуют, как правило, только в одном производственном цикле, при этом их стоимость полностью включается в затраты на производство продукции. На АТП к ним относятся: топливо, сырьё, основные и вспомогательные материалы, запасные части и агрегаты, автомобильные шины и другие предметы труда, составляющие производственные запасы предприятия.

Производственные запасы

Они составляют около 40-50% количества оборотных средств АТП и около 90% общего количества производственных оборотных фондов. Они не принимают участия в производственном процессе.

Создание запасов материалов, топлива, запасных частей, автомобильных шин и др. необходимо для обеспечения бесперебойной работы автомобилей на линии и своевременного выполнения технического обслуживания и ремонта автомобилей.

При планировании оборотных средств, производственные запасы разделяют на группы:

  • Топливо;
  • Материалы;
  • Автомобильные шины;
  • Запасные части и агрегаты;
  • Малоценный и быстроизнашивающийся инвентарь и инструменты.
  • Спецодежда.

Материалы для эксплуатации и ремонта автомобилей и других нужд составляют около 20% общего количества производственных запасов; топливо – около 6%.

Шины составляют 8% общего количества запасов и включают шины, находящиеся в запасе на складе АТП, в шинном цехе, на автомобилях тех.помощи, автостанциях и линейных пунктах. Шины, смонтированные на колёсах автомобиля (включая и запасное колесо), входят в состав основных средств и поэтому в оборотных средствах не учитываются.

Запасные части и оборотных фонд агрегатов для ремонта автомобилей составляют около 40% общего количества производственных запасов, включая всю номенклатуру запасных частей и фонд оборотных агрегатов, необходимый для организации агрегатного метода ремонта автомобилей, а также материалы для ремонта подвижного состава.

Малоценный и быстроизнашивающийся инструмент и инвентарь составляют около 30% общего количества производственных запасов. Сюда относятся инструменты и инвентарь невысокой стоимости, независимо от срока их службы,  и предметы более высокой стоимости со сроком службы менее одного года. Вследствие многократности использования инструмента и инвентаря, установлен следующий порядок отнесения стоимости их износа на себестоимость перевозок: 50% их стоимости списывается при первоначальной передачи их в эксплуатацию, и остальные 50% списываются при окончательном износе.

Незаконченные расчеты 

На АТП отсутствует незавершённое производство, связанное с основной деятельностью. Оно имеет место лишь в процессе выполнения текущих ремонтов.

К указанной категории средств относятся также расходы будущих периодов. Это связанно с тем, что некоторые затраты осуществляются в предыдущем периоде с отнесением их на себестоимость перевозок в последующие периоды. Суммарная величина оборотных средств по этой группе составляет менее одного процента от их общего количества.

1.3 Фонды обращения 

Денежные средства и средства в расчётах представляют фонды обращения предприятия и составляют значительную долю от общего количества оборотных средств.

В эту группу включаются средства, находящиеся в кассе, на расчетном счёте, в аккредитивах, в расчётных документах, в расчётах с груза отправителями и другими организациями.

Потребность в указанной группе средств обусловливается установленной системой расчёта за автомобильные перевозки, при которой оплата труда за перевозки не совпадает со временем их осуществления.

Структура оборотных средств зависит от состава автомобильного парка, организации транспортной работы, ремонта подвижного состава, технического снабжения и системы расчётов за перевозки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Планирование оборотных  средств

2.1 Необходимое количество  оборотных средств для АТП

Каждое АТП должно иметь достаточное количество оборотных средств в соответствии с их действительной потребностью. В случае недостатка оборотных средств может быть недостаток в топливе, шинах, запасных частях, и других производственных запасах, что может послужить причиной излишних простоев автомобилей, а, следовательно, причиной производительности автомобильного парка.

Недопустимы излишки производственных запасов и других видов оборотных средств, так как это приводит к снижению оборачиваемости оборотных средств к их чрезмерному накоплению на складах и в целом к нерациональному использованию материальных и денежных ресурсах.

АТП должно иметь в качестве оборотных средств минимально необходимое количество производственных запасов, необходимые затраты незавершённого производства и средства расходов будущих периодов, а также необходимые средства в сфере обращения. Потребность в оборотных средствах в отдельные периоды времени года различна, что обусловливается объемом выполняемой транспортной работы. В периоды снижения объема перевозок (зима) требуется минимальное количество оборотных средств; в периоды, связанные с увеличением транспортной работы, потребность в оборотных средствах повышается.

2.2 Формирование оборотных  средств

Оборотные средства АТП подразделяются на нормируемые и ненормируемые.

К нормируемым оборотным средствам относятся собственные оборотные средства, функционирующие в сфере производства, т.е. производственные запасы, незавершённое производство по ремонту автомобилей и расходы будущих периодов. Эти средства являются материальной базой деятельности АТП.

Нормативную потребность в оборотных средствах рассчитывают исходя из необходимости образования запасов материалов, топлива, запасных частей и агрегатов, автомобильных шин, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, незавершённого производства по ремонту автомобилей и расходов будущих периодов.

Ненормируемые оборотные средства включают денежные средства, расчёты по автомобильным перевозкам и разными дебиторами, а также другие элементы оборотных средств, функционирующих в сфере обращения.

Нормативы собственных оборотных средств определяют в рублях исходя из среднесуточного расхода отдельных видов оборотных фондов и необходимого их запаса в днях:

 Фоб = С*Н / Д,

где С — затраты производства согласно смете на планируемый период по данному элементу оборотных средств, рубли; Н — норма запаса по данному элементу оборотных средств, дни; Д — продолжительность планируемого периода, дни.

В состав норматива включаются запасы, находящиеся на складе АТП, и материальные ценности в пути.

Общий норматив запаса в днях по отдельным элементам оборотных средств складывается из текущего, технологического, транспортного и страхового (гарантийного) запасов.

Схема затрат АТП является основой для определения потребности в оборотных средствах. При планировании собственных оборотных средств большое значение имеет правильное установление нормы в днях по каждому виду оборотных средств.

2.3 Аналитический метод  исчисления нормативов оборотных  средств 

 Применяются различные методы исчисления нормативов оборотных средств.

Аналитический метод даёт возможность определить нормы в днях, на основе данных о фактических запасах по отельным элементам оборотных средств за предыдущие годы. Сложившиеся нормы в днях корректируют с учётом исключения имевшихся ненужных и сверхнормативных материалов, с учётом изменения условий поставок материальных ценностей, а также в соответствии с изменением условий производства, тех. обслуживания и ремонта подвижного состава.

Разновидностью этого метода является определение потребности в оборотных средствах, по отдельным элементам на основании нормативных данных за предшествующий период, с учётом поправок на изменение объема перевозок и ускорение оборачиваемости оборотных средств, в планируемом периоде.

Информация о работе Оборотные средства на предприятии и пути их улучшения