Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 08:41, курсовая работа
Целью курсовой работы является: изучение особенности, обеспеченности и эффективности использования оборотных средств на предприятии.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
Изучить особенности формирования оборотных средств, их классификацию, нормирование, показатели использования;
Исследовать аналитический метод исчисления, пути ускорения оборачиваемости и улучшения использования оборотных средств.
Расчёты производятся по каждой статье оборотных средств и по каждому отдельному виду товарно-материальных ценностей в пределах каждой статьи с учётом всех факторов, определяющих размер отдельных видов запасов.
По отдельным элементам оборотных средств методика определения норматива может быть различной.
На основании расчётов норм и нормативов собственных оборотных средств по каждому отдельному элементу определяют общую потребность АТП в собственных оборотных средствах, т.е. норматив собственных оборотных средств в целом по АТП.
Одновременно определяют прирост или снижение норматива собственных оборотных средств на планируемый период как разницу между суммой норматива на начало и конец планируемого периода. Для характеристики предоставляемых предприятию оборотных средств в целом определяют общую норму путем отнесения общего норматива собственных оборотных средств в денежном выражении к однодневному расходу по смете затрат на перевозки планируемого года.
В АТП рассчитывают норматив по всем элементам оборотных средств с учётом конкретных условий и факторов, определяющих их величину.
3 Показатели оборачиваемости оборотных средств
3.1 Расчет показателей оборотных средств транспортного цеха «ГМК Дальполиметалл»
Оборотные средства совершают непрерывный кругооборот, постепенно меняя свою натуральную форму. Они проходят три стадии: обращения, в которой переходят из денежной формы в форму производственных запасов; производства, в которой материальные запасы расходуются в производстве и превращаются в транспортную работу; обращения, в которой производственная продукция превращается в денежные средства, которые вновь используются для пополнения производственных запасов.
Кругооборот оборотных средств на автомобильном транспорте имеет свои особенности, обусловленные экономической природой транспортной продукции и процессом ее производства. Так как продукция транспорта имеет только стоимостную форму и не имеет вещественной, то на третьей стадии кругооборота реализации транспортной продукции совпадает по времени с ее производством, т.е. со второй стадией. В связи с этим на автомобильном транспорте оборотные средства имеют две стадии оборота.
Оборачиваемость оборотных средств характеризуется тремя взаимно связанными показателями: скоростью и временем оборота, а также величиной оборотных средств, приходящихся на 1 руб. доходов предприятия.
Скорость оборота определяется количеством оборотов (коэффициентом оборачиваемости) за месяц (квартал, год), совершаемых оборотными средствами:
nоб = ∑Д/Фоб
где ∑Д—сумма доходов предприятия за рассматриваемый период времени без отчислений от доходов в размере 2 %, направляемых на строительство дорог, Фоб — сумма оборотных средств, привлеченных для выпуска продукции, руб.
Время оборота tоб определяется в днях путем деления числа календарных дней отчетного периода Тк , на количество оборотов
tоб = Тк/nоб
Показатель, обратный коэффициенту оборачиваемости и называемый коэффициентом загрузки оборотных средств, характеризует величину оборотных средств, приходящихся на 1 руб. доходов и определяется по формуле:
Кз= Фоб/∑Д
За 2011 год Транспортный цех получил за перевозку грузов 6200.0 тыс.руб., при этом использовало оборотных средств на сумму 275,о тыс.руб.
Показатели оборотных средств с учетом отчислений от доходов в размере 2% на строительство дорог, рассчитываются:
nоб = 6200,0 * 0,98/275000 = 22,0 оборота;
tоб = 360/22,0= 16,4 дня;
кз= 275 000/6 200 000 * 0,98 = 0,045 р. на 1 р. доходов. (2011 год)
кз= 265 000/5 620 000 * 0,98 = 0,046 р. на 1 р. доходов. (2010 год)
Эффективность использования оборотных средств определяется отношением валовых доходов от автомобильных перевозок к сумме оборотных средств. Это отношение определяет стоимость выполненных перевозок на 1 руб. оборотных средств. Следовательно, улучшение использования оборотных средств достигается за счет повышения их оборачиваемости.
3.2 Пути ускорения оборачиваемости оборотных средств
В Транспортном цехе основными путями ускорения оборачиваемости оборотных средств являются:
В результате перечисленных мероприятий достигается повышение оборачиваемости оборотных средств и происходит их высвобождение из процесса производства и обращения.
Для определения суммы высвобожденных оборотных средств вследствие ускорения их оборачиваемости необходимо установить потребность в оборотных средствах за отчетный период, исходя из фактической оборачиваемости за этот период, и параллельно определить потребность, в оборотных средствах исходя из оборачиваемости за предшествующий период. Разница между суммой оборотных средств при втором и первом подсчетах составит количество высвобожденных оборотных средств вследствие ускорения их оборачиваемости.
На основании имеющихся данных, рассчитывается сумма оборотных средств, высвобожденная вследствие ускорения их оборачиваемости в Транспортном цехе:
2010г. 2011г.
Валовые доходы предприятия, тыс. р.…………………..5620 6200
Сумма привлеченных оборотных средств, тыс.р.……..265 275
Оборачиваемость оборотных средств…………………20,8 22,0
Продолжительность оборота, дней …………………..17,3 16,4
Потребность в оборотных средствах в 2011 г. исходя из оборачиваемости 2010 г. составит 292,0 тыс. р. (6200 • 0,98 • 17,3/360). Таким образом, в результате ускорения оборачиваемости в 2011 г. высвобождено оборотных средств на сумму 292,0 - 275,0= 17,0 тыс. р.
Такая методика расчета предполагает неизменные цены на материальные ценности и тарифы в сравниваемые периоды.
Из приведенных данных следует, что эффективность использования оборотных средств возросла: так как наблюдается увеличение оборачиваемости в 2011 году по сравнению с предыдущим годом, произошло уменьшение продолжительность оборотов в днях, величина оборотных средств приходящихся на 1 руб. доходов в 2011 году уменьшилась.
Следовательно, состояние предприятия можно назвать предкризисным и финансово неустойчивым. Существует реальный риск стать банкротом.
Такая методика расчета предполагает неизменные цены на материальные ценности и тарифы в сравниваемые периоды.
4 Пути улучшения использования оборотных средств
На стадии создания производственных запасов:
На стадии незавершенного производства:
На стадии обращения:
Заключение
На основании изучения теоретического материала и проделанной работы можно сделать следующие выводы:
Оборотные средства предприятия, участвуя в кругообороте рыночной экономики, представляют собой органически единый комплекс.
Используемая литература
Информация о работе Оборотные средства на предприятии и пути их улучшения