Оборотные средства на предприятии и пути их улучшения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 08:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является: изучение особенности, обеспеченности и эффективности использования оборотных средств на предприятии.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
Изучить особенности формирования оборотных средств, их классификацию, нормирование, показатели использования;
Исследовать аналитический метод исчисления, пути ускорения оборачиваемости и улучшения использования оборотных средств.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по Экономике.doc

— 186.00 Кб (Скачать файл)

Расчёты производятся по каждой статье оборотных средств и по каждому отдельному виду товарно-материальных ценностей в пределах каждой статьи с учётом всех факторов, определяющих размер отдельных видов запасов.

По отдельным элементам оборотных средств методика определения норматива может быть различной.

На основании расчётов норм и нормативов собственных оборотных средств по каждому отдельному элементу определяют общую потребность АТП в собственных оборотных средствах, т.е. норматив собственных оборотных средств в целом по АТП.

Одновременно определяют прирост или снижение норматива собственных оборотных средств на планируемый период как разницу между суммой норматива на начало и конец планируемого периода. Для характеристики предоставляемых предприятию оборотных средств в целом определяют общую норму путем отнесения общего норматива собственных оборотных средств в денежном выражении к однодневному расходу по смете затрат на перевозки планируемого года.

В АТП рассчитывают норматив по всем элементам оборотных средств с учётом конкретных условий и факторов, определяющих их величину.

3 Показатели оборачиваемости оборотных средств

3.1 Расчет показателей  оборотных средств транспортного цеха «ГМК Дальполиметалл»

Оборотные средства совершают непрерывный кругооборот, постепенно меняя свою натуральную форму. Они проходят три стадии: обращения, в которой переходят из денежной формы в форму производственных запасов; производства, в которой материальные запасы расходуются в производстве и превращаются в транспортную работу; обращения, в которой производственная продукция превращается в денежные средства, которые вновь используются для пополнения производственных запасов.

Кругооборот оборотных средств на автомобильном транспорте имеет свои особенности, обусловленные экономической природой транспортной продукции и процессом ее производства. Так как продукция транспорта имеет только стоимостную форму и не имеет вещественной, то на третьей стадии кругооборота реализации транспортной продукции совпадает по времени с ее производством, т.е. со второй стадией. В связи с этим на автомобильном транспорте оборотные средства имеют две стадии оборота.

Оборачиваемость оборотных средств характеризуется тремя взаимно связанными показателями: скоростью и временем оборота, а также величиной оборотных средств, приходящихся на 1 руб. доходов предприятия.

Скорость оборота определяется количеством оборотов (коэффициентом оборачиваемости) за месяц (квартал, год), совершаемых оборотными средствами:

nоб = ∑Д/Фоб 

где ∑Д—сумма доходов предприятия за рассматриваемый период времени без отчислений от доходов в размере 2 %, направляемых на строительство дорог, Фоб — сумма оборотных средств, привлеченных для выпуска продукции, руб.

       Время оборота tоб  определяется в днях путем деления числа календарных дней отчетного периода Тк , на количество оборотов

tоб = Тк/nоб

Показатель, обратный коэффициенту оборачиваемости и называемый коэффициентом загрузки оборотных средств, характеризует величину оборотных средств, приходящихся на 1 руб. доходов и определяется по формуле:

Кз= Фоб/∑Д

За 2011 год Транспортный цех получил за перевозку грузов 6200.0 тыс.руб., при этом использовало оборотных средств на сумму 275,о тыс.руб.

Показатели оборотных средств с учетом отчислений от доходов в размере 2% на строительство дорог, рассчитываются:

nоб = 6200,0 * 0,98/275000 = 22,0 оборота; 
tоб = 360/22,0= 16,4 дня;

кз= 275 000/6 200 000 * 0,98 = 0,045 р. на 1 р. доходов. (2011 год)

кз= 265 000/5 620 000 * 0,98 = 0,046 р. на 1 р. доходов. (2010 год)

Эффективность использования оборотных средств определяется отношением валовых доходов от автомобильных перевозок к сумме оборотных средств. Это отношение определяет стоимость выполненных перевозок на 1 руб. оборотных средств. Следовательно, улучшение использования оборотных средств достигается за счет повышения их оборачиваемости.

3.2 Пути ускорения оборачиваемости оборотных средств

В Транспортном цехе основными путями ускорения оборачиваемости оборотных средств являются:

  • Рост производительности подвижного состава за счет улучшения организации перевозок т.е.увеличение коэффициентов использования грузоподъемности и пробега, время простоя, улучшение технико-эксплуатационных материалов и др.
  • Строгое соблюдение режима экономии в расходовании материальных и денежных средств на основании норм расхода топливо-смазочных материалов, запасных частей, автомобильных шин и за счет ликвидации бесхозяйственного расходования и потерь материальных ценностей.
  • Улучшение организации материально-технического снабжения, нормирования и планирования оборотных средств.
  • Своевременное заключение договоров на перевозки и на поставку материальных фондов, а также строгое соблюдение порядка расчетов.
  • Снижение времени простоя подвижного состава в периоды технического осмотра (ТО)-2 и текущих ремонтов (ТР).

В результате перечисленных мероприятий достигается повышение оборачиваемости оборотных средств и происходит их высвобождение из процесса производства и обращения.

Для определения суммы высвобожденных оборотных средств вследствие ускорения их оборачиваемости необходимо установить потребность в оборотных средствах за отчетный период, исходя из фактической оборачиваемости за этот период, и параллельно определить потребность, в оборотных средствах исходя из оборачиваемости за предшествующий период. Разница между суммой оборотных средств при втором и первом подсчетах составит количество высвобожденных оборотных средств вследствие ускорения их оборачиваемости.

На основании имеющихся данных, рассчитывается сумма оборотных средств, высвобожденная вследствие ускорения их оборачиваемости в Транспортном цехе:

2010г.  2011г.

Валовые доходы предприятия, тыс. р.…………………..5620     6200

Сумма привлеченных оборотных средств, тыс.р.……..265      275

Оборачиваемость оборотных средств…………………20,8      22,0

Продолжительность оборота, дней …………………..17,3      16,4

Потребность в оборотных средствах в 2011 г. исходя из оборачиваемости 2010 г. составит 292,0 тыс. р. (6200 • 0,98 • 17,3/360). Таким образом, в результате ускорения оборачиваемости в 2011 г. высвобождено оборотных средств на сумму 292,0 - 275,0= 17,0 тыс. р.

Такая методика расчета предполагает неизменные цены на материальные ценности и тарифы в сравниваемые периоды.

 

Из приведенных данных следует, что эффективность использования оборотных средств возросла: так как наблюдается увеличение оборачиваемости в 2011 году по сравнению с предыдущим годом, произошло уменьшение продолжительность оборотов в днях, величина оборотных средств приходящихся на 1 руб. доходов в 2011 году уменьшилась.

Следовательно, состояние предприятия можно назвать предкризисным и финансово неустойчивым. Существует реальный риск стать банкротом. 

Такая методика расчета предполагает неизменные цены на материальные ценности и тарифы в сравниваемые периоды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Пути улучшения использования оборотных средств

На стадии создания производственных запасов:

    • Внедрение экономически обоснованных норм запаса;
  • Приближение поставщиков сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий и др. к потребителям;
  • Широкое использование прямых длительных связей;
  • Расширение складской системы материально-технического обеспечения, а также комплексная механизация и автоматизация погрузочно-разгрузочных работ на складах.

На стадии незавершенного производства:

  • Ускорение научно-технического прогресса (внедрение прогрессивной техники и технологии, особенно безотходной и малоотходной, роботизированных комплексов, роторных линий, химизация производства);
  • Развитие стандартизации, унификации, типизации; совершенствование форм организации промышленного производства, применение более дешевых конструкционных материалов;
  • Совершенствование системы экономического стимулирования экономного использования сырьевых и топливно-энергетических ресурсов;
  • Увеличение удельного веса продукции, пользующейся повышенным спросом.

 

 На стадии обращения:

  • Приближение потребителей продукции к ее изготовителям;
  • Совершенствование системы расчетов;
  • Увеличение объема реализованной продукции вследствие выполнения заказов по прямым связям, досрочного выпуска продукции, изготовления продукции из сэкономленных материалов;
  • Тщательная и своевременная подборка отгружаемой продукции 
    по партиям, ассортименту, транзитной норме, отгрузка в строгом 
    соответствии с заключенными договорами.

Заключение

На основании изучения теоретического материала и проделанной работы можно сделать следующие выводы:

  • Каждое предприятие, осуществляющее хозяйственную деятельность, должно иметь оборотные средства в достаточном объеме, которые обеспечивают бесперебойный процесс производства;
  • Улучшение использования оборотных средств с развитием предпринимательства приобретает все более актуальное значение, т.к. высвобождаемые при этом материальные и денежные ресурсы являются дополнительным внутренним источником дальнейших инвестиций;
  • Эффективность использования оборотных средств характеризуется системой экономических показателей, одним из которых является соотношение размещения их в сфере производства и сфере обращения; чем больше оборотных средств обслуживает сферу производства, а внутри последней – цикл производства, тем более рационально они используются;
  • Рациональное и эффективное использование оборотных средств способствует повышению финансовой устойчивости предприятия.

Оборотные средства предприятия, участвуя в кругообороте рыночной экономики, представляют собой органически единый комплекс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература

 

  1. Борисов Е.Ф. Основы экономики. – М.: Высшая школа, 2002.
  2. Сергеев И.В. Экономика предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2001.
  3. Пястолов С.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Мастерство, 2002.
  4. Куликов Л.М. Основы экономики: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2004.
  5. Борисов Е.Ф. Основы экономики: Практикум. – М.: Высшая школа, 2001.
  6. Михайлушин А.И. Экономика: Практикум. – М.: Высшая школа, 2001. 

 

 


 



Информация о работе Оборотные средства на предприятии и пути их улучшения