Оборотные средства предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 15:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – оценить эффективность использования оборотных средств, а также рассчитать эффективность использования инвестиционного проекта в результате модернизации цеха.
Задачи – раскрыть сущность рационального использования и нормирования оборотных средств.

Содержание

Введение____________________________________________________ 3
Глава 1. Оборотные средства предприятия________________________ 4
Понятие, состав и структура оборотных средств__________ 4
Рациональное использование оборотных средств________ 9
Нормирование оборотных средств_____________________ 11
Эффективность использования оборотных
средств предприятия________________________________ 20
Пути повышения эффективности использования
оборотных средств предприятия______________________ 25

Глава 2. Оценка эффективности проекта._________________________ 28
Расчет объема перевозок, грузооборота, общего пробега
автомобилей за плановый год________________________ 28
Расчет себестоимости 1 м3 перевозок за базовый период__ 28
Расчет изменения заработной платы ремонтных рабочих__ 31
Расчет суммарной экономии (перерасхода) себестоимости в
результате модернизации____________________________ 32
Расчет себестоимости 1 м3 перевозок в плановом периоде_ 33
Расчет экономической эффективности проекта
от модернизации цеха_______________________________ 33
Заключение__________________________________________________ 35
Список использованных источников и литературы_________________ 37

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 413.00 Кб (Скачать файл)

          На стадии незавершенного производства – ускорение научно-технического прогресса (внедрение прогрессивной техники и технологии, особенно безотходной и малоотходной, роботизирование комплексов, роторных линий, химизация производства); развитие стандартизации, унификации, типизации; совершенствование форм организации промышленного производства, применение более дешевых конструкционных материалов; совершенствование систем экономического стимулирования, экономного использования сырьевых и топливно-энергетических ресурсов; увеличение удельного веса продукции, пользующейся повышенным спросом.

          На стадии обращения – приближение потребителей продукции к ее изготовителям; совершенствование системы расчетов; увеличение объема реализованной продукции вследствие выполнения заказов по прямым связям, досрочного выпуска продукции, изготовление продукции из сэкономленных материалов; тщательная и своевременная подборка отгружаемой продукции по партиям, ассортименту, транзитной норме, отгрузка в строгом соответствии с заключенными договорами.

 

 

          1.5. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ

 

         В условиях переходной экономики одной из важнейших задач каждого предприятия становится экономия оборотных средств, так как именно материальные затраты составляют большую часть издержек производства, от которых непосредственно зависит величина прибыли.

          Различают источники и пути экономии материальных ресурсов. Источники экономии показывают, за счет чего может быть достигнута экономия. Пути (направления) экономии показывают, каким образом, при помощи каких мероприятий может быть достигнута экономия.

          На каждом предприятии имеются резервы экономии материальных ресурсов. Под резервами следует понимать возникающие или возникшие, но еще нереализованные (полностью или частично) возможности улучшения использования материальных ресурсов.

          С точки зрения сферы возникновения и использования резервов экономии материальных ресурсов они могут подразделятся на три группы:

  • Народнохозяйственные;
  • Общепромышленно – межотраслевые;
  • Внутрипроизводственные (цеховые, заводские, отраслевые).

          К народнохозяйственным относятся резервы, которые имеют важное для народного хозяйства и всех его отраслей: установление прогрессивных народнохозяйственных пропорций в отраслевой структуре промышленности (в целях ускоренного развития прогрессивных отраслей), в добыче и производстве экономичных, искусственных и синтетических видов сырья и материалов; совершенствование структуры топливно – энергетического комплекса; совершенствование всего хозяйственного механизма в условиях рыночной системы.

          Мобилизация общепромышленно – межотраслевых резервов зависит от установления рациональных производственно – экономических связей между ведущими отраслями промышленности (черная металлургия, машиностроение, химическая промышленность). Эти резервы обусловлены особенностями развития отдельных отраслей промышленности и экономических районов. Важнейшие из них имеют народнохозяйственное значение. Вместе с тем масштабы их практической мобилизации более ограничены и распространяются большей частью на взаимосвязанные отрасли промышленности или крупные промышленные или производственно – территориальные комплексы. К общепромышленно – межотраслевым резервам относятся: внедрение новых эффективных способов и систем разработки месторождений полезных ископаемых, прогрессивных технологических процессов их добычи, обогащения и переработки в целях повышения степени извлечения полезных ископаемых из недр, обеспечение более полной и комплексной переработки минерального сырья; развитие специализации, кооперирования и комбинирования в промышленности; создание и развитие предприятий различных форм собственности; повышение качества исходного сырья и конструкционных материалов в отраслях – производителях в целях выполнения задач по экономии материальных ресурсов в народном хозяйстве и в отраслях – потребителях; ускоренное развитие производства наиболее эффективных видов сырья и материалов.

          К внутрипроизводственным резервам относятся возможности улучшения использования материальных ресурсов, непосредственно связанные с совершенствованием техники, технологии и организации процессов производства, освоением более совершенных типов и моделей изделий, повышением качества продукции в конкретных отраслях и подотраслях промышленности.

          В зависимости от характера мероприятий основные направления реализации резервов экономии ресурсов в промышленности и на производстве подразделяются на производственно – технические и организационно – экономические.

          К производственно – техническим направлениям относятся мероприятия, связанные с качественной подготовкой сырья к его производственному потреблению, совершенствованием конструкции машин, оборудования и изделий, применением более экономичных видов сырья, топлива, внедрением новой техники и прогрессивной технологии, обеспечивающих максимально возможное уменьшение технологических отходов и потерь материальных ресурсов в процессе производства изделий с максимально возможным использованием вторичных материальных ресурсов.

          К основным организационно – экономическим направлениям экономии материальных ресурсов относятся: мероприятия, связанные с повышением научного уровня нормирования и планирования материалоемкости промышленной продукции, разработкой и внедрением технически обоснованных норм и нормативов расхода материальных ресурсов; комплексы мероприятий, связанных с установлением прогрессивных пропорций, заключающихся в ускоренном развитии производства новых, наиболее эффективных видов сырья и материалов, топливно – энергетических ресурсов, совершенствовании топливного баланса страны.

          Главное направление экономии материальных ресурсов на каждом предприятии – увеличение выхода конечной продукции из одного и того же количества сырья и материалов на рабочих местах (в бригадах, участках, цехах). Оно зависит от технического оснащения производства, уровня мастерства работников, умелой организации материально – технического обеспечения, количества норм расхода и запасов материальных ресурсов, обоснованности их уровня.

          Немалое значение имеет сокращение потерь в производственном процессе, за счет которого можно достичь 15-20 % всей экономии материальных ресурсов. Для этого необходимо обеспечить строгое соблюдение правил хранения и перевозки продукции, рационально подготовить топливо, сырье, материалы к дальнейшей переработке в процессе производства, усилить внимание трудовых коллективов к вопросам качества работы и выпускаемых изделий. Решению этой задачи будут способствовать развитие акционерной формы хозяйствования и приватизация предприятий.5

 

 

ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА

 

          2.1.РАСЧЕТ ОБЪЕМА ПЕРЕВОЗОК, ГРУЗООБОРОТА, ОБЩЕГО ПРОБЕГА АВТОМОБИЛЕЙ ЗА ПЛАНОВЫХ ГОД

 

         1. Определяем коэффициент выпуска автомобилей на линию в плановом периоде (αп )

αп =Дэкс / Дкал

Дэкс =Дкал –Двых – Дпр

Дэкс = 365-105-10 = 250 дней

αп =250/365 = 0,68

     2. Определяем общий пробег автомобилей в плановом периоде по формуле:

Lп = Lб * αп / αб

Lп = 1023000*0,68 / 0,8 = 869550 км

     3. Определяем грузооборот в плановом году по формуле:

Рп = Рб * αп / αб

Рп = 687445 *0,68 / 0,8 = 584328,25 м3*км

     4. Определяем объем перевозок в плановом году по формуле:

Qп = Qб * αп / αб

Qп =23705 * 0,68 / 0,8 = 20149,25 м3

 

     2.2. РАСЧЕТ СЕБЕСТОИМОСТИ 1М3 ПЕРЕВОЗОК ЗА БАЗОВЫЙ ПЕРИОД

 

          Для расчета себестоимости 1м3 перевозок за базовый период необходимо определить следующие затраты предприятия в базовом периоде:

  1. Расход топлива

Общий пробег автомобилей в базовом периоде 1023000 км, а норма расхода топлива на 100 км –34л, стоимость 1л. топлива – 6руб., сумма расхода топлива равна: 1023000 *0,34 * 6 = 2086920 руб.

Транспортно-заготовительные расходы – 7%, 2086920 * 7% = 146084,40руб.

  1. Смазочные материалы

Норма расхода смазочных материалов на 100л. топлива - 0,4л, цена 1л. – 18руб.

Стоимость смазочных материалов равна 1023000*0,34/100*0,4*18 = 25043,04руб.

  1. Затраты на восстановление шин

Цена одной шины 600руб,амортизационный пробег шины 50000км, т.е. предприятие за каждые 50000км пробега включает в затраты следующую сумму: 600*4*21=50400руб, следовательно за 1023000км пробега в затраты на восстановление шин необходимо включить 1023000/50000*50400 = 1031184руб.

     4. Затраты на оплату труда водителей

     Определим годовой фонд рабочего времени (365-105-10)*8+10*7=2070ч

          - зарплата одного водителя по ЧТС: 11*2070 = 22770 руб.

          - доплата за классность 15%: 22770*15% = 3415,50 руб.

          - доплата 20% за перевозку вредных грузов каждым водителем 200ч. в году 200*11*20% = 440 руб.

          - премия 35% - 22770 * 35% = 7969,50 руб.

          - районный коэффициент 15% - (22770 + 3415,50 + 440 + 7969,50) *15%=5189,25руб.

          За год зарплата одного водителя 22770 + 3415,50 + 440 + 7969,50 + 5189,25 = 39784,25 руб., т.к. водителей на предприятии 21, то 39784,25 * 21 = 835469,25 руб.

     5. Затраты на оплату отпуска водителей

          Определяем среднедневной заработок всех водителей 835469,25 / 365 = 2288,96 руб, т.к. продолжительность очередного отпуска каждого водителя 24 дня, то 2288,96*24 = 54934,96 руб.

          Продолжительность прочего отпуска 18 дней на всех водителей – 2288,96*18 = 41201,22руб.

          6.Отчисления на социальные нужды 39%: (835469,25 + 54934,96 + 41201,22)*39% = 363326,12 руб.

     7. Амортизация подвижного состава

          Определяем норму амортизации 1 автомобиля, если цена 120000руб, а амортизационный пробег 260000км

НА = Сб / Сб *нормат. пробег/1000км *100%

НА =120000/120000*260000/1000*100% = 120000/31200000*100% = 0,4%

Пробег 1 автомашины: 1023000/21 = 48714км

          Определяем сумму амортизации 1 машины: А=Сб*НА/100%*факт.пробег/1000км

А = 120000*0,4%/100%*48714/1000 = 23383руб.

Сумма амортизации всех автомобилей: 23383*21 = 491043 руб.

          8. Затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт

          Исходя из исходных данных, определяем стоимость затрат на ТО и ТР

1023000/1000*(4+9+12+16+25) = 67518 руб.

          9. Определим количество ремонтных рабочих – отношение трудоемкости производственной программы ремонтного подразделения к годовому фонду рабочего времени.

21*(13*7+3*12+250*0,4+1*28) /2070 = 3 чел.

          10. Затраты на оплату труда ремонтных рабочих

  • зарплата 1 рабочего за год – 9*1,4*2070 = 26082 руб.
  • Доплата 50% за работу в ночное время- 60часов на всю производственную программу, 60*1,4*9*50% = 378 руб.
  • Районный коэффициент 15% - (378,60 + 26082)*15% = 3969 руб.
  • Определяем среднедневной заработок, для расчета отпускных, если продолжительность отпуска ремонтного рабочего 26 дней-

    (26082 + 378 + 3969)/365 * 26 = 2167,55руб.

  • Социальные отчисления 39% - (26082+378+3969+2167,55)*39%=12712,65руб.

     Затраты на заработную плату 3-х ремонтных рабочих – (26082+378+3969+2167,55+12712,65)*3=135927,60 руб.

     11. Амортизация оборудования

НА =100%/срок службы

А = Сб * НА/100%

НА1 =100%/15=6,67%

А1 = 350000*6,67%/100%=23345руб

НА2 =100%/10=10%

А2 =210000*10%/100%=21000руб.

НА3 =100%/11=9,09%

А3 = 290000*9,09%/100% = 26361руб.

     НА4 = 100%/22 = 4,55%

     А4 = 420000 * 4,55%/100% = 19110 руб.

НА5 = 100%/24 = 4,17%

А5 = 110000*4,17%/100% = 4587 руб.

Аобщ = А1+А2+А3+А4+А5

Аобщ = 23345+21000+26361+19110+4587 = 94403 руб.

     12. Накладные расходы составляют 250% от основной заработной платы водителей

835469,25*250% = 2088673,10руб.

     Общая сумма затрат в базовом периоде при перевозки груза объемом 23705 м3 составляет – 2086920 + 25043,04 + 146084,40 + 1031184 + 835469,25 + 54934,96 + 41201,22 + 363326,12 + 491043 + 67518 + 135927,60 + 94403 + 2088673,10 = 7461727,69руб.

     Себестоимость 1м3 перевозок в базовом году равна 7461727,69/23705 = 314,77руб.

 

     2.3. РАСЧЕТ ИЗМЕНЕНИЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ РЕМОНТНЫХ РАБОЧИХ

 

         В планируемом периоде в результате модернизации ремонтного подразделения изменилась трудоемкость производственной программы.

          Рассчитываем количество ремонтных рабочих в плановом году:

21*(13*4+3*5+250*0,4+1*19)/2070 = 2чел.

          Затраты на оплату труда ремонтных рабочих в плановом периоде составляют – (26082+378+3969+2167,55+12712,65) * 2 = 90618,30 руб.

          В результате модернизации ремонтного цеха в плановом периоде затраты на оплату труда ремонтных рабочих уменьшились на 45309,30 руб. при этом уровень заработной платы рабочих не изменился.

 

          2.4.РАСЧЕТ СУММАРНОЙ ЭКОНОМИИ (ПЕРЕРАСХОДА СЕБЕСТОИМОСТИ В РЕЗУЛЬТАТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ

 

          Рассчитаем общую сумму затрат в плановом периоде

  1. Расход топлива

869550*0,34 = 295647- литров на пробег 869550км

295647*6= 1773882 руб.

Транспортно – заготовительные расходы – 7%: 1773882*7% = 124171,74руб.

  1. Смазочные материалы

295647*0,4/100 * 18 = 21286,58руб.

  1. Затраты на восстановление шин

869550*50400/50000 = 876506,40 руб.

  1. В плановом периоде изменение графика рабочего времени не планируется, поэтому затраты на оплату труда водителей останутся прежними 1294931,55руб.
  2. Затраты на оплату труда ремонтных рабочих составляют 90618,30руб.
  3. Амортизация подвижного состава

     Пробег каждой автомашины составляет:869550/21 = 41407,14км

Ап = (120000*0,4%/100%*41407,14/1000)*21 = 417383,97руб.

  1. Затраты на ТО и ТР

869550/1000*(4+9+12+16+25) = 57390,30руб.

  1. Амортизация оборудования

Амортизация оборудования, установленного в плановом периоде 90000*10%/100%= 9000 руб.

Общая сумма амортизации в плановом периоде 94403+9000 = 103403руб.

  1. Накладные расходы – 2088673,10 руб. (как в отчетном периоде)

     Общая сумма затрат в плановом году:

1773882+124171,74+21286,58+876506,40+1294931,55+90618,30+417383,97+57390,30+103403 +2088673,10= 6848246,94руб.

     Определим сумму затрат предприятия с учетом модернизации, т.е. все затраты, кроме, амортизации оборудования и заработной платы ремонтного подразделения, будут такими же как в базовом периоде.

Информация о работе Оборотные средства предприятия