Организация как система открытого сбыта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 16:02, реферат

Краткое описание

Некая группа должна соответствовать нескольким обязательным требованиям, чтобы считаться организацией. Это:
– наличие, по крайней мере, двух людей, которые считают себя частью этой группы;
– наличие, по крайней мере, одной цели (т.е. желаемого конечного состояния или результата), которую принимают как общую все члены данной группы;
– наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.
Таким образом, организация — это относительно автономная группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели.

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 1. Организация как система открытого типа.doc

— 350.50 Кб (Скачать файл)

Тема 1. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СИСТЕМА ОТКРЫТОГО ТИПА

 

1. Организация: определение и основные черты

Некая группа должна соответствовать нескольким обязательным требованиям, чтобы считаться организацией. Это:

– наличие, по крайней мере, двух людей, которые считают себя частью этой группы;

– наличие, по крайней мере, одной цели (т.е. желаемого конечного состояния или результата), которую принимают как общую все члены данной группы;

– наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

Таким образом, организация — это относительно автономная группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели.

В этом и состоит ее главная функция (задача), выполняя которую организация преобразует с помощью соответствующих технологий материальные, информационные, трудовые ресурсы в требуемые конечные результаты.

Организации функционируют в форме предприятий, фирм, компаний и корпораций. Организациями являются частные и государственные фирмы, государственные учреждения, общественные объединения, учреждения культуры, образования и т.п.

 

Признаки организации

1) Главным признаком организации, как и коллектива, лежащего в ее основе, считается наличие цели. Последняя придает смысл ее существованию, определенность и конкретную направленность действиям персонала.

Цель объединяет и сплачивает участников, поскольку ее реализация обеспечивает решение ими собственных задач (иначе люди не согласятся терять свободу и подчиняться требованиям, которые, быть может, внутренне и не принимают).

В то же время достижение целей организации возможно только при наличии некоторой «критической массы» участников, объединении их сил и способностей.

Заметим, что роль целей для различных организаций неодинакова. В одном случае они официально задаются, а поэтому их достижение специально стимулируется. В другом случае цель выступает лишь в качестве общего смысла их существования, не ориентируя людей ни на какие специальные действия.

В качестве примера можно взять, скажем, населенный пункт. Совместное проживание людей облегчает их повседневное жизнеобеспечение (водой, теплом, продуктами питания), делает возможным постоянное общение, при необходимости - взаимопомощь.

2) Другим признаком организации является обособленность, выражающаяся в замкнутости внутренних процессов и наличии границ, отделяющих ее от внешнего окружения. Эти границы могут быть материальными в виде стен и заборов или идеальными (запреты, нормы, права, предписания и проч.).

Примером обособленности может быть замкнутость кругооборота средств предпринимательской фирмы, которая сможет нормально функционировать только тогда, когда все затраты на производство полностью вернутся в результате продажи продукции.

3) Третий признак организации — системность, наличие связей между ее отдельными элементами, с помощью которых те взаимодействуют и влияют друг на друга. Связи могут быть экономическими, технологическими, административными, социальными, информационными и т. д.

4) Четвертым признаком организации можно считать саморегулирование, позволяющее ей в определенных рамках самостоятельно решать многие вопросы внутренней жизни и с учетом конкретных обстоятельств выполнять внешние команды.

Саморегулирование осуществляется внутриорганизационным центром, координирующим деятельность людей, осуществление тех или иных процессов, обеспечивающим их интеграцию, а в конечном итоге целостность организации (таких центров может быть несколько, но один из них всегда должен выполнять функции главного).

5) Наконец, в качестве еще одного признака организации следует назвать наличие специфической культуры, считающейся сегодня фактором конкурентоспособности первого порядка. Культура (в том числе и управления) представляет собой сплав ценностей, традиций, верований, норм поведения и проч., которые во многом определяют отношения в коллективе и направленность поведения людей.

6) Характерной чертой современной организации является ее устойчивость, т. е. способность функционировать и развиваться в условиях внешних и внутренних помех и вопреки им, либо возвращаться в прежнее, либо переходить в качественно более высокое состояние.

Устойчивость относится к структуре организации и к ее функциям. Структурная устойчивость первична, ибо позволяет ей восстанавливать свои функции при их нарушениях.

Устойчивость структуры достигается за счет: ее простоты; избыточности ресурсов; стабильности состава элементов и связей между ними (однако это усиливает организационную инерцию, консерватизм и требует высоких затрат на их преодоление); предприимчивости, самостоятельности участников (что составляет основу механизма саморегуляции), их постоянной готовности к изменениям.

7) Еще одной особенностью современных организаций является их сложность. Она обусловлена их масштабами, количеством и автономностью элементов, разнообразием функций и свойств организаций, связей между ними.

Крупные фирмы включают в себя множество самостоятельных подразделений, разбросанных по всем уголкам Земли, имеют десятки тысяч партнеров, на них заняты сотни тысяч работников, а объемы производства сопоставимы с величиной национального продукта целых государств.

Итак, организации, в которых для достижения общих целей применяется совместный труд людей, являются социально-экономическими институтами со следующими общими чертами:

  • целями, отражающими их предназначение и те виды продукции и услуг, которые они производят для удовлетворения потребностей общества;
  • персоналом или работниками, обладающими квалификацией, знаниями и умениями, необходимыми для достижения поставленных целей;
  • разделением труда, осуществляемым в соответствии с профессионально-квалификационными характеристиками каждого работника и обеспечивающим рациональную структуризацию работ и задач;
  • коммуникациями, то есть различными видами связей, необходимых в процессе выполнения совместной работы;
  • формальными правилами поведения, процедурами и контролем, устанавливаемыми для того, чтобы организации функционировали как целостные образования;
  • уровнями полномочий и ответственности, устанавливающими масштабы власти для разных должностей в организации.

 

Приведенное выше определение справедливо не просто для организации, а для формальной организации. Существуют неформальные организации – группы людей, которые возникают спонтанно, но где люди вступают во взаимодействие друг с другом достаточно регулярно.

Характеристики формальной организации:

- Ресурсы – цели всякой организации  включают преобразование ресурсов  для достижения результатов. Основные  ресурсы это люди, капитал, материалы, технология и информация;

- Зависимость от внешней среды - взаимосвязь формальной организации с внешней средой. Внешняя среда - это экономические условия, потребители, профсоюзы, правительственные акты, законодательство, конкурирующие организации, система ценностей в обществе, общественные взгляды, техника и технология и др. составляющие, которые оказывают влияние на все, что происходит внутри организации;

- Горизонтальное разделение труда - разделение всей работы на составляющие компоненты. Это разделение позволяет организации производить гораздо больше продукции. Образцом горизонтального разделения труда на промышленном предприятии являются производство, маркетинг и финансы. Они представляют собой основные виды деятельности, которые должны быть успешно выполнены, для достижения поставленных целей;

- Подразделения - горизонтальное разделение за счет образования подразделений, выполняющих специфические конкретные задания и добивающихся конкретных специфических целей. Эти подразделения называются отделами или службами. Подразделения представляют собой группы людей, деятельность которых сознательно направляется и координируется для достижения общей цели;

- Вертикальное разделение труда - отделение работы по координированию действий от самих действий;

- Необходимость управления –  задачи должны быть скоординированы  посредством вертикального разделения труда, т.е. управление является существенно важной деятельностью для организации.

 

Любая организация как открытая система встроена во внешнюю среду и находится с ней в состоянии постоянного обмена. На входе она получает ресурсы из внешней среды, на выходе она отдает во внешнюю среду созданный продукт. Поэтому жизнедеятельность организации состоит из трех основных процессов:

  1. получение ресурсов из внешней среды;
  2. преобразование ресурсов в готовый продукт;
  3. передача произведенного продукта во внешнюю среду.

При этом ключевую роль выполняет процесс управления, который поддерживает соответствие между этими процессами, а также мобилизует ресурсы организации на осуществление этих процессов.

В современной организации основными являются процессы, осуществляемые на входах и выходах, которые обеспечивают соответствие между организацией и ее средой. Осуществление внутренних процессов, производственной функции подчинено обеспечению долгосрочной готовности организации адаптироваться к изменениям внешнего окружения.

 

Организация считается добившейся успеха, если она достигла своей цели. Составляющие успеха организации:

- Выживание – возможность существовать  как можно дольше. Большинству организаций приходиться периодически менять свои цели, выбирая их соответственно изменяющимся потребностям внешнего мира.

- Результативность и эффективность  – результативность является  следствием того, что делаются нужные, правильные вещи, а эффективность является следствием того, что правильно создаются эти самые вещи.

- Производительность – это отношение  количества единиц на выходе  к количеству единиц на входе. Ключевой составляющей производительности является качество.

- Практическая реализация –  успешным решением считается  такое, которое реализуется практически, т.е. превращается в действие результативное и эффективное.

 

Организация прежде всего представляет собой социальный институт и может рассматриваться одновременно и как субъект, и как средство деятельности.

Под организацией понимается также процесс приведения в систему группы разрозненных элементов (людей, объектов и проч.), превращения их в единое целое. Термином «организация» характеризуется и состояние упорядоченности этих элементов, их взаимосвязь, взаимное расположение в рамках такого целого. Эти моменты изучаются «теорией организации».

Расширение рыночных отношений ведет к увеличению числа социальных организаций и усилению их роли в жизни общества. Большинство людей выступают прежде всего как их представители (владельцы, руководители, сотрудники).

Как социальная система организация является открытой, ибо ее выживание зависит от внешнего мира. Она описывается такими основными характеристиками, как внешняя и внутренняя среда, структура, цели, стратегии, технология, персонал, потенциал.

Структура организации, т. е. упорядоченная совокупность ее взаимосвязанных элементов, бывает технической, социальной, социотехнической, нормативно-правовой.

Основу технической структуры составляют материальные объекты и процессы (помещения и их планировка, оборудование, условия труда, потоки сырья, энергии и проч.). Поскольку ее элементы неизменны, такую структуру относят к категории жестких.

На производственном предприятии техническая структура во многом определяет профессионально-квалификационный состав персонала, характер и содержание трудовых операций, создает основу функциональных связей между людьми и в значительной мере влияет на их межличностные отношения.

Социальная структура организации, которую первым проанализировал Э. Мейо, образуется совокупностью участников и их связей в рамках совместной деятельности. Она включает формальные и неформальные группы, ценности, интересы, полномочия, каналы их распределения и т. д. Все эти элементы организационной структуры являются «мягкими».

Социальная структура организации обладает определенным потенциалом, который складывается из нескольких элементов:

  1. потенциал общего руководства (характеризуется уровнем его знаний и понимания ситуации, умением выявлять и решать проблемы, в том числе в критических условиях, готовностью к риску и проч.);
  2. психологического потенциала (отражает состояние морально-психологического климата, стабильность отношений);
  3. творческого потенциала (отражает способность коллектива реагировать на изменения, предлагать альтернативы, стремление к поиску, предприимчивость, использование прогрессивных методов работы).

Социотехническая структура — это система рабочих мест, объединяющая работников пространственно и в трудовой взаимосвязи. Она интегрирует в себе жесткую техническую и гибкую социальную структуры.

Нормативно-правовая структура — совокупность юридических норм, правил, требований, стандартов, необходимых для осуществления функций организации.

Таким образом, организация не есть чисто материальное или чисто духовное явление.

Информация о работе Организация как система открытого сбыта