Организация как система открытого сбыта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 16:02, реферат

Краткое описание

Некая группа должна соответствовать нескольким обязательным требованиям, чтобы считаться организацией. Это:
– наличие, по крайней мере, двух людей, которые считают себя частью этой группы;
– наличие, по крайней мере, одной цели (т.е. желаемого конечного состояния или результата), которую принимают как общую все члены данной группы;
– наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.
Таким образом, организация — это относительно автономная группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели.

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 1. Организация как система открытого типа.doc

— 350.50 Кб (Скачать файл)

 

2. Жизненный цикл организации

Организации, как и системы, не вечны: они зарождаются, развиваются, переживают периоды становления, расцвета, упадка и сменяются другими или полностью перерождаются, обновляются. В целом под жизненным циклом любой системы понимается период времени от момента обоснования необходимости ее создания до наступления момента нецелесообразности ее дальнейшего использования.

То есть жизненный цикл организации (ЖЦО) — это период, в течение которого организация проходит такие стадии своего функционирования, как: создание, рост, зрелость и упадок (или полная ликвидация).

Концептуальная модель жизненного цикла организации (компании, фирмы) обычно представлена в виде 3-5 и более последовательно сменяющих друг друга стадий (этапов).

 

Когда говорят о 3 стадиях развития системы, то имеют в виду ее организацию, функционирование и ликвидацию, т.е.: 1-ая стадия – это зарождение и развитие; 2-ая стадия – стабилизация и 3-ья стадия – кризис и ликвидация (последняя наступает вследствие неспособности руководства перевести организацию в период кризиса на качественно новый путь развития).

 

Один из вариантов основных этапов жизненного цикла, состоящего из 4 этапов, изображен на рисунке:

При этом каждый этап ЖЗО имеет свои особенности.

1) Этап создания — это этап предпринимательства; для него характерны творческий процесс, формулирование миссии, дерева целей и функций.

2) Этап роста - этап формирования коллектива, развития коммуникаций; время активных контактов и высоких обязательств.

3) Этап зрелости, стабилизации — этап формализации правил, возрастания роли высшего руководства, роли в иерархии системы; структура относительно стабильна, организация устойчива и начинает увеличивать выпуск продукции, выявляются все новые резервы развития. Структура усложняется, появляются новые элементы в системе-организации. От быстрого роста разнообразия элементов система теряет свою целостность. Децентрализация принятия решений может на время исправить ситуацию, но система уже близка к следующему этапу.

4) Этап упадка связан с уменьшением спроса на продукцию и услуги организации, с сокращением рынка. Руководство компании активно ищет выход из кризиса. Механизм выработки и принятия решений вновь централизован. Но на этапе спада вывести организацию на новый этап роста чрезвычайно сложно.

Кризисы подстерегают организацию на всех этапах без исключения и имеют свою специфику. На первом этапе это, как правило, кризис самих инициаторов созданного предприятия, кризис руководства: не хватило знаний, опыта, воли, связей и т.п. Если миновали первый этап благополучно и поделили сферы деятельности и ответственности, то их подстерегает кризис автономии, кризис контроля, кризис бюрократического аппарата, системный кризис или кризис синергии.

Концепция жизненного цикла организации утверждает, что при сохранении одних и тех же методов руководства срок ее существования ограничен 30-40 годами и имеет тенденцию к сокращению. Такая ограниченность обусловлена тем, что постепенно организационные структуры, система управления и тип мышления персонала приходят в противоречие с изменившейся ситуацией.

Время нахождения на той или иной стадии определяются не только внешними факторами, но и профессионализмом руководства. Заметим, что развитие систем в целом носит циклический характер, за спадом следует подъем и переход на более высокий уровень развития.

 

Сколько организаций, столько и разных типов жизненного цикла. Примеры различного типа циклов представлены на рисунке:

  • быстрый рост, короткая зона стабильности и быстрый спад (а);
  • медленный рост, довольно продолжительная стадия стабильности и резкий спад (б);
  • бурный рост, малый период стабильности и длительный спад (в);
  • нормальный рост, продолжительный период стабилизации, средний период стадии спада (г).

Руководитель должен знать о законе циклического развития организации и принимать решения, в соответствии с особенностями того этапа, на котором находится организация. Любая компания, фирма в процессе своего развития постоянно изменяется, но это предсказуемые изменения. Выигрывают те, кто может предвидеть изменения и управлять поведением организации.

С термином жизненного цикла организации тесно связано понятие жизненного цикла товара.

 

3. Классификация организаций

Многочисленные параметры, которые используются для описания организаций как объектов управления, предопределяют их большое разнообразие и вызывают необходимость группировки однородных предприятий. Для этого в теории и практике менеджмента используются различные критерии, то есть признаки, на основании которых производится классификация.

Существуют разные подходы к выделению критериев, на основании которых можно группировать организации. Чаще всего в теоретических работах для этого предлагается использовать критерии: происхождение, степень формализации, формы собственности, отношение к прибыли, организационно-правовые формы, размеры, отнесение к различным секторам и отраслям экономики.

 

1) С точки зрения происхождения выделяются естественные и искусственные организации.

Естественные возникают сами по себе, на основе добровольного объединения лиц, стремящихся реализовать собственные интересы. Это объединение постепенно институционализируется (обретает официальный статус, правила, регламенты, а также материальные условия своей деятельности).

Такие организации не имеют специально заданных кем-то извне целей, и их деятельность направлена на решение собственных проблем создателей. Они не зависимы ни от кого, не подчиняются никаким структурам более высокого порядка.


Обычно они обладают высокой адаптивностью, т. е. способностью приспосабливаться к изменениям внешней и внутренней среды, а поэтому и устойчивостью. Это во многом достигается за счет внутренней гибкости и преобладания процессов самоорганизации.

Искусственные организации проектируются и создаются по определенному плану за счет ресурсов общности более высокого, чем они, порядка (например, государства). Поэтому они обладают лишь относительной самостоятельностью и ориентацией на достижение поставленных этой общностью целей. В соответствии с целями формируется структура организации, включающая, как правило, лишь необходимые элементы (подразделения, должности, рабочие места), и выделяются необходимые ресурсы.

Такие организации характеризуют четкое разделение труда, узкая специализация работников; жесткая структура, основанная на принципах рационализма; централизованное регулирование деятельности по аналогии с техническими системами. В результате искусственная организация на практике оказывается недостаточно гибкой и адаптивной, а часто и нежизнеспособной.

Примером естественной организации является акционерное общество как добровольное объединение определенного числа лиц. А вот созданная этим объединением управленческая структура является уже искусственным образованием.

 

2) Кроме этого организации делятся в зависимости от сектора экономики, т.е. принадлежат ли они к материальному производству или сфере оказания услуг.

 

3) А также по принадлежности к той или иной отрасли (которая определяется в зависимости от основного вида деятельности).

 

4) По размерам или масштабам своей деятельности организации относятся к крупным, средним или малым. Такое деление чаще всего осуществляют на основании таких легко доступных для анализа параметров, как численность занятых, объем продаж (оборот), размер уставного капитала, участие в капитале предприятия иных фирм и организаций и т. п.

Но в связи с тем, что ни один из них не дает достаточно веских оснований для решения вопроса о реальных масштабах организации и ее отнесения к той или иной группе, на практике применяют комбинацию критериев.

Например, по методологии, используемой Европейским союзом в начале 1995 г., были предложены следующие параметры отнесения предприятий к малым и средним (табл. 1).

Таблица 1 - Критерии группировки предприятий

Класс

предприятия

Численность занятых,

чл.

Годовой оборот,

млн. экю

Баланс,

млн. экю

Малое

менее 50

менее 4

менее 2

Среднее

50-250

менее 16

менее 8


 

Размеры средних предприятий по критерию численности занятых определяются в Российской Федерации в интервале от 100 до 300 (по методологии ЕС — от 50 до 250 человек), крупных — от 300, а в некоторых отраслях — от 500 и выше. Именно последним принадлежит ведущая роль в современной экономике, хотя их число относительно невелико.

В соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. к субъектам малого предпринимательства в РФ относятся коммерческие организации — юридические лица, в уставном капитале которых доля государственной собственности РФ и субъектов Федерации, муниципальной собственности, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и у которых средняя численность работников не превышает:

  • в промышленности, строительстве и на транспорте — 100 человек;
  • в сельском хозяйстве и научно-технической сфере — 60 человек;
  • в оптовой торговле — 50 человек;
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения —30 человек;
  • в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.

Качественные отличия малых предприятий от средних и крупных организаций состоят в том, что они работают в условиях более высокого риска и неустойчивости, с одной стороны, и проявляют большую гибкость и восприимчивость к инновациям, с другой. Иными словами, в своей массе они должны быть истинными предпринимательскими структурами, основу деятельности которых составляет новаторство, творчество, нестандартные и рисковые подходы.

Соответственно формируются характерные черты их внутренней организации и внешнего делового окружения, которые в значительной мере предопределяют их особенности как объектов управления. К ним в первую очередь относятся:

- особенности производственных процессов, предопределяющие ограниченность масштабов применяемых средств производства и технологических процессов, небольшую номенклатуру выпускаемых изделий и упрощенность системы сбыта;

- специфика системы управления и руководства, проявляющаяся в единстве права собственности и непосредственного управления предприятием, а также в особой роли руководителя в жизни предприятия, который прямо включен практически во все функциональные области. Кроме того, система управления характеризуется

- компактностью управленческой команды, многофункциональностью менеджеров, простотой структуры управления и информационных связей, быстротой принятия решений, неформальным подходом к планированию и контролю;

- состояние отдельных компонентов, которое характеризуется особым, персонифицированным характером отношений между хозяином и работниками, порождает гибкость и восприимчивость к нововведениям, отражает небольшие размеры финансовых ресурсов и низкую капитализацию при высокой оборачиваемости капитала.

Особенности внешних воздействий формируют такие устойчивые характеристики малого предприятия, как:

  • локальность ресурсных и сбытовых рынков;
  • преобладание неформальных взаимоотношений с узким кругом поставщиков и потребителей;
  • положение «ведомого» в кооперационных связях с крупными и средними;
  • высокая чувствительность к изменениям экономической конъюнктуры, политической обстановки, законодательства;
  • ограниченность источников финансирования и хроническая нехватка капиталов;
  • большая зависимость от системы поддержки.

 

5) Юридическое признание организации общностью более высокого порядка делает ее официальной. В то же время существует значительное число неофициальных, т. е. не зарегистрированных государством в установленном порядке, структур. К последним можно отнести, например, криминальные объединения.

Как в официальной, так и в неофициальной организации между субъектами существуют не только заранее предписанные (формальные) связи, но и нерегламентированные (неформальные).

  • формальные организации, имеющие четко поставленные цели, формализованные правила, структуру и связи; в эту группу входят все организации бизнеса, государственные и международные институты и органы;
  • неформальные организации, работающие без четко определенных целей, правил и структур; сюда относят все институты семьи, дружбы, неформальных отношений между людьми.

Информация о работе Организация как система открытого сбыта