Организация хозяйственных связей с поставщиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 09:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является обоснование рекомендаций по совершенствованию хозяйственных связей розничных предприятий с поставщиками и покупателями.
Для достижения цели исследования в курсовой работе были поставлены следующие задачи:
• выявление особенностей развития розничной торговли в условиях рыночной экономики;
• изучение тенденций развития и принципов формирования хозяйственных связей розничных предприятий с поставщиками и покупателями;
• проведение комплексной оценки эффективности хозяйственных связей;
• разработка и обоснование рекомендаций по формированию ассортимента товаров в розничных предприятиях;
• определение основных направлений совершенствования хозяйственных связей розничных предприятий в условиях рыночных отношений.

Содержание

Введение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ С ПОСТАВЩИКАМИ ТОВАРОВ.
1.1 Хозяйственные связи, их виды и структура
1.2 Особенности хозяйственных связей в современных условиях
1.3 Поставщик товаров, как главный аспект в торговом предприятии
ГЛАВА II. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ МАГАЗИНА С ПОСТАВЩИКАМИ.
2.1 Организационно-правовая характеристика магазина, его основные экономические показатели
2.2 Поставщики магазина, их характеристика
2.3 Порядок заключения договоров с поставщиками, анализ их выполнения, имущественная ответственность за нарушение договорных обязательств
2.4 Организация доставки товаров в магазин
2.5 Пути повышения эффективности хозяйственных связей
Заключение
Список используемых источников
Пояснительная записка
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 74.16 Кб (Скачать файл)

 
Содержание 
Введение 
 
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ С ПОСТАВЩИКАМИ ТОВАРОВ. 
 
1.1 Хозяйственные связи, их виды и структура 
 
1.2 Особенности хозяйственных связей в современных условиях 
 
1.3 Поставщик товаров, как главный аспект в торговом предприятии    
ГЛАВА II. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ МАГАЗИНА С ПОСТАВЩИКАМИ. 
 
2.1 Организационно-правовая характеристика магазина, его основные экономические показатели 
 
2.2 Поставщики магазина, их характеристика 
 
2.3 Порядок заключения договоров с поставщиками, анализ их выполнения, имущественная ответственность за нарушение договорных обязательств 
 
2.4 Организация доставки товаров в магазин 
 
2.5 Пути повышения эффективности хозяйственных связей 
 
Заключение 
 
Список используемых источников 
 
Пояснительная записка 
 
Приложение 
Введение 
   Переход России к рыночной экономике обусловил создание нового хозяйственного механизма, ориентированного на потребителя. Расширилась и укрепилась сфера действия товарно-денежных отношений, усиливая роль торговли. Процессы формирования многоукладного хозяйства на основе различных форм собственности, становления и развития инфраструктуры рынка и его хозяйственного механизма коренным образом изменили экономическую, информационную и правовую среду функционирования торговых предприятий, которые получили самостоятельность в управлении и ведения хозяйства, право распоряжаться ресурсами и результатами труда. 
 
   В настоящее время благополучие и коммерческий успех торгового предприятия всецело зависят от того, насколько эффективна его деятельность, и она должна быть ориентирована только на прибыльное, рентабельное хозяйствование, так как предприятие несет всю полноту экономической ответственности за свои решения и действия. 
 
   Организация хозяйственных связей с поставщиками товаров занимает особое место среди инструментов коммерческой деятельности торгового предприятия, так как эта система представляет совокупность форм, методов и рычагов взаимодействия предприятия с потребителями продукции, выраженная в основной деятельности по формированию ассортимента товаров. Все операции по организации торгово-оперативных процессов и управлению ими с целью достижения высокой экономической эффективности работы торгового предприятия связаны, прежде всего, с рациональной организацией хозяйственных связей с поставщиками товаров, которые способствуют планомерному развитию экономики, сбалансированности спроса и предложения, своевременной поставке продукции и товаров народного потребления покупателям. Поэтому на каждом торговом предприятии должна проводиться работа по изучению и поддержанию хозяйственных связей с поставщиками. 
 
   Спрос на продовольственные товары обладает устойчивостью, покупатель привыкает к определенным продуктам, поэтому важно постоянно иметь их в ассортименте, а также обеспечить магазину бесперебойную торговлю всеми товарами в соответствии с ожидаемым покупательским спросом. Здесь актуальным становится совершенствование организации хозяйственных связей с поставщиками. 
 
   Организация хозяйственных связей с поставщиками товаров мы подробнее рассмотрим на примере общества  с ограниченной ответственностью ТД "Меридиан № 5" (предприятие розничной торговли продовольственными товарами). В данной работе с учетом современных требований освещены актуальные вопросы организации хозяйственных связей магазина с поставщиками. Специальные подразделы работы раскрывают организационно-правовую форму предприятия, его основные экономические показатели. Проанализированы поставщики магазина (мощность, размер организации поставщиков, их месторасположение). Порядок заключения договоров с поставщиками, анализ их выполнения, имущественная ответственность за нарушение договорных обязательств, а также организация доставки товаров в магазин (объем поставок, ассортимент, частота завоза). В результате проделанной работы по организации хозяйственной деятельности предприятия как важнейшего направления коммерческой деятельности во многом определяют правильность выбора поставщика и форм осуществления торговых сделок, а также разработаны пути повышения эффективности хозяйственных связей. 
 
   Актуальность темы исследования. Формирование хозяйственных связей розничных предприятий с поставщиками и покупателями является неотъемлемой частью их коммерческой деятельности в рыночных отношениях. Отличительной особенностью ранее действовавших хозяйственных связей было централизованное управление ими со стороны органов государственной власти. Рыночные условия ведут к признанию самостоятельности и равенства участников хозяйственных связей, и поэтому хозяйственный договор становится основным средством регулирования их взаимоотношений. По мере развития рыночных отношений хозяйственные связи все больше начинают влиять на конечные финансовые результаты. Ориентация на прибыль, изменение отношений собственности требуют новых подходов к формированию хозяйственных связей в потребительской кооперации. 
 
   Цель и задачи исследования. Целью работы является обоснование рекомендаций по совершенствованию хозяйственных связей розничных предприятий с поставщиками и покупателями. 
 
   Для достижения цели исследования в курсовой работе были поставлены следующие задачи: 
 
·                   выявление особенностей развития розничной торговли в условиях рыночной экономики; 
 
·                   изучение тенденций развития и принципов формирования хозяйственных связей розничных предприятий с поставщиками и покупателями; 
 
·                   проведение комплексной оценки эффективности хозяйственных связей; 
 
·                    разработка и обоснование рекомендаций по формированию ассортимента товаров в розничных предприятиях; 
 
·                   определение основных направлений совершенствования хозяйственных связей розничных предприятий  в условиях рыночных отношений. 
 
   Предмет и объект исследования. Предметом исследования являются хозяйственные связи розничных предприятий с поставщиками и покупателями, механизм их формирования и развития в условиях рыночных отношений. Объектом исследования избрано розничное предприятие ООО ТД  «Меридиан № 5». В процессе анализа и обобщения полученной информации применялись методы сравнительного анализа, статистических группировок, средних величин, индексный и графический методы, экспертных оценок. Обработка результатов исследования проводилась с использованием ПЭВМ. 
Основная часть 
ГЛАВА  

. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ С ПОСТАВЩИКАМИ 
1.1  
Хозяйственные связи, их виды и структура 
   Хозяйственные связи - это отношения, складывающиеся между поставщиками и покупателями в процессе поставок товаров. 
 
   Хозяйственные связи по договору поставки подразделяются на прямые и сложные. При прямых связях договор заключается непосредственно между изготовителем товара и его потребителем. При сложных связях между производителем и потребителем возникает посредник, например, оптовые торговые предприятия, организации материально-технического обеспечения. Появляется такая сложная связь: изготовитель-поставщик заключает договор с покупателем-посредником, который в качестве поставщика оформляет договор поставки с покупателем-потребителем. 
 
   Выбор структуры договорных связей (прямые или через посредника) определяется участниками договора, исходя из экономической целесообразности. В условиях рыночной экономики, как правило, потребитель отдает предпочтение установлению прямых связей с изготовителем-поставщиком. Такие договоры обеспечивают возможность предъявить к изготовителю конкретные требования, например, к качеству поставляемого товара, порядку доставки и т.п. Заключение договора с посреднической организацией обычно связано с выполнением для потребителя определенных услуг, например, комплектованием товара, подготовкой к употреблению и т.п. Выбор вида договорных связей на практике осуществляет потребитель. 
 
   При заключении договора поставки стороны применяют письменную форму. При прямых связях практикуется заключение договора поставки или составление одного документа, или обмен телеграммами, телетайпами и т. п., в которых обязательно согласовываются существенные условия поставки. Возможно оформление договорных отношений по поставке путем принятия поставщиком к исполнению заказа покупателя. 
1.2 
 
Особенности хозяйственных связей в современных условиях 
 
   Результативность хозяйственных связей как важнейшего направления коммерческой деятельности во многом определяет правильность выбора поставщика и форм осуществления торговых сделок. 
 
   При административно-командной системе управления экономикой в России в последние годы, в обстановке полного огосударствления и всеобъемлющей централизации управления экономикой, повального дефицита и жесткой системы управления, устанавливаемых государством "стабильных" цен подлинной торговле, основывающейся на свободном обмене, попросту не было места. В общем, комплексе хозяйственной деятельности она трансформировалась в нормированное распределение материальных, финансовых и трудовых ресурсов, была заменена распределительным механизмом. Существовала жестко регламентируемая "сверху" (из центра) система фондового наделения хозяйственных единиц производственными и товарными ресурсами. Выбор торговых партнеров был заменен печально известным прикреплением оптовых покупателей к поставщикам без права изменения адресной постановки, свободная купля-продажа - системой нарядов; инициатива производителей их самостоятельность при выработке и проведении ассортиментной политики были ограничены так называемым расписанием номенклатуры выпуска и поставки товаров в спецификациях к договорам. Коммерческая работа, зачатки которой в России формировались в годы нэпа, заглохла в недрах бюрократической машины, порожденной командной экономикой. 
 
   Ликвидация централизации управления товарными ресурсами в современных условиях наполнила новым содержанием коммерческую деятельность предприятий. Самостоятельность при определении торговой политике, выборе поставщиков и условий поставки, выработке ценовой стратегии, формировании коммерческих служб обеспечивает каждому предприятию возможность эффективного использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов. 
 
   В новых условиях хозяйствования организация коммерческой деятельности предприятий строится на основе принципа полного равноправия торговых партнеров по поставке товаров, хозяйственной самостоятельности поставщиков и покупателей, строгой материальной и финансовой ответственности стороны за выполнение принятых обязательств. 
 
   В настоящее время хозяйственные связи между поставщиками и покупателями товаров, коммерческие взаимоотношения между партнерами по договору поставки, обеспечение исполнения обязательств, договорные взаимоотношения регулируются в России Гражданским кодексом Российской Федерации (частью 1 и 2), являющимися основным нормативно-правовым документом для регулирования коммерческих взаимоотношений по поставкам товаров, где излагаются общие положения договорного права, включающие понятия и условия договора, виды договоров в гражданских правоотношениях, порядок заключения договора, преддоговорные споры, изменение и расторжение договора и другие нормы договорного права. 
 
   Итак, при осуществлении сделок на поставку товаров торговому предприятию от поставщиков основным документом является договор, регламентирующий отношения партнеров. 
 
   Договор выполняет следующие функции: 
 
·                   закрепляет юридически отношения между партнерами; 
 
·                   устанавливает порядок и способы выполнения обязательств; 
 
·                   предусматривает способы защиты обеспечения обязательств. 
 
   Рациональные хозяйственные связи являются условием динамичного развития экономики и сбалансированности спроса и предложения, способствует своевременной поставке продукции и товаров народного потребления покупателям. 
 
   Торговые предприятия устанавливают связи в основном с местными поставщиками и снабженческо-сбытовыми посредниками. Поставщиками импортных товаров чаще всего являются перекупщики товаров - или посредники, или частные фирмы. При таких связях снижаются издержки предприятий розничной торговли, так как товар ввозится поставщиком в магазин, и предприятие не несет транспортных расходов, а оплата производится по мере реализации товара. 
 
   Новые условия хозяйствования, развитие и углубление товарно-денежных отношений, полного хозрасчета и самофинансирования способствовали появлению нового типа организации коммерческих отношений между поставщиками и покупателями товаров, открыли широкий простор коммерческой инициативе, самостоятельности и предприимчивости торговых работников. Без этих качеств в современных условиях нельзя успешно осуществлять коммерческую работу. 
 
        
 
1.3 Поставщик товаров, как главный аспект в торговом предприятии 
   Снабжение занимает одно из первых мест среди расходов фирмы. Именно поэтому даже небольшая оптимизация этих затрат принесет организации существенную выгоду. Чтобы получить наилучший результат от своей деятельности, компании необходимо подобрать поставщиков, которые максимально смогут удовлетворить ее потребности. Поставка товаров это такая область, в которой партнеры должны грамотно формулировать свои интересы и максимально регламентировать взаимодействие. Многие предприниматели предпочитают выделять стратегические организации и налаживать с ними работу по ключевым позициям производства, устанавливать индивидуальные долгосрочные отношения, учитывая все аспекты сотрудничества. Здесь не последнюю роль играет деловая репутация фирмы. В то же время, выбирая поставщиков стандартных продуктов, в первую очередь учитываются коммерческие предложения. Однако очень часто бывает, что сразу после подписания договора обслуживание хорошее, а потом начинаются проблемы с качеством и сроками поставок. 
 
   Процесс выбора поставщика включает в себя поиск и отбор фирмой потенциальных поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий; оценивание поставщика проводится с точки зрения обеспечения поставок продукции требуемого качества, в требуемые сроки и по приемлемой цене. 
 
   Эффективные решения по источникам снабжения являются основой создания устойчивой базы снабжения любой компании. Обычно решение покупателя зависит от его оценки способности поставщика удовлетворять критериям качества, объема, условий доставки, цены и обслуживания. Решения о выборе поставщика можно рассматривать как решения, принимаемые в условиях неопределенности. Исследования поведения покупателей показывают, что при размещении заказа у неизвестного и непроверенного поставщика риск оценивается как высокий, при этом к числу основных рисков, связанных с поставщиком относят - сомнительный финансовый потенциал, невыполнение или несвоевременное выполнение обязательств, медленное реагирование, отсутствие обещанных позиций, плохое качество. Решение о выборе поставщика необходимо рассматривать как звено в цепи прошлых, настоящих и будущих событий, ориентированных на поиск и сохранение хорошего источника, а не как изолированный процесс.  
 
   Один из ключевых принципов выбора поставщиков определяет, что любая организация зависит от потребителей, а потому требования потребителей, включая любые запрошенные изменения, должны быть проанализированы до выступления с обязательством об обеспечении поставки продукции, чтобы гарантировать, что: 
 
1. требования четко определены и подтверждены до их принятия; 
 
2. требования контракта, либо заказа, отличающиеся от сформулированных ранее (в конкурсной документации или спецификации) согласованы; 
 
3. организация способна выполнить требования потребителей к продукции услуге. 
 
Результаты анализа и последующие действия должны регистрироваться.  
 
Кроме того, отмечается, что организации и поставщики зависимы друг от друга. «Организация взаимовыгодного сотрудничества предполагает: 
 
1. отношения с поставщиками формируются с учетом краткосрочных выгод и долгосрочного сотрудничества; 
 
2. открытые и понятные взаимоотношения должны обеспечивать взаимную доступность к интересующей информации; 
 
3. организация должна уметь оценивать и определять ключевых поставщиков по разработанным критериям оценки и отбора поставщиков». 
 
   Некоторыми наиболее важными характеристиками поставщика, свидетельствующими о его способности соответствовать заявленным требованиям покупателя, являются предыдущая история компании, развитость инфраструктуры, финансовое положение, организация и управление, репутация, местонахождение. С точки зрения управления отношениями с поставщиками ценность - это окончательная (в долгосрочной перспективе) полезность приобретенного потребителем товара или услуги. Это не обязательно самая низкая цена покупки, минимальные инвестиции в запасы, самое быстрое время доставки, или самый быстрый жизненный цикл, или самое высокое качество; это оптимальное сочетание всего перечисленного. 
Практическая часть 
ГЛАВА  
II 
. НАУНЫЕ ОСНОВЫ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ МАГАЗИНА С ПОСТАВЩИКАМИ 
 
  
 
2.1 Организационно-правовая характеристика магазина, его основные экономические показатели 
   В настоящее время в Белгородской области практически использованы все варианты преобразования предприятий государственной торговли в различные формы собственности: индивидуальную, коллективную, совместные предприятия с использованием капитала иностранных инвесторов, малые предприятия, государственные и муниципальные организации смешанной формы собственности, акционерные общества, предусмотренные в Гражданском кодексе Российской Федерации, введенным в действие с 01.01.1995г. 
 
   В своей работе мы прослеживали организацию хозяйственных связей с поставщиками по данным общества с ограниченной ответственностью ТД "Меридиан № 5" (предприятие розничной торговли продовольственными товарами). 
 
Местоположение ООО ТД  "Меридиан № 5": 
 
Юридический адрес: город Белгород, ул. Спортивная, 1 А; 
 
Почтовый адрес: город Белгород, ул. Спортивная, 1 А; 
 
   Универсам "Меридиан № 5" имеет расчетный счет по основной деятельности, имеет круглую печать, эмблему со своим наименованием, другие штампы и печати, иные реквизиты. 
 
Правовое положение ООО ТД "Меридиан № 5" (его правоспособность) определяется Гражданским кодексом РФ, принятым Государственной Думой РФ 21.10. 94 г. и Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08. 02. 98 г. 
 
   ООО  универсам "Меридиан № 5" имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, имеет самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, быть истцом и ответчиком в суде. 
 
   Учредителями ООО "Меридиан № 5" выступают физические лица, граждане РФ: Охезина Л.А., Вершинина О.В., Ершова Л.В., Сапунов С.Л. ООО "Меридиан № 5" является предприятием, работающим с целью извлечения прибыли и удовлетворения общественных потребностей. 
 
   Предметом деятельности общества является: торговая деятельность, в том числе розничная торговля товарами и продукцией, включая создание магазинов и иных торговых точек и осуществление внешнеэкономической деятельности, а также другие, определенные в Уставе ООО "Меридиан № 5". Уставный капитал ООО "Меридиан № 5" составляет 10000 (десять тысяч) рублей и разделен на 200 акций равной номинальной стоимости. Номинальная стоимость одной акции составляет 50 (пятьдесят) рублей. 
 
В формировании уставного капитала участвуют: 
 
Л.А.Охезина 80 акций 
 
О.В.Вершинина 40 акций 
 
Л.В.Ершова 40 акций 
 
С.Л.Сапунов 40 акций 
 
   ООО "Меридиан № 5" самостоятельно определяет направления, и порядок использования прибыли, руководствуясь учредительными документами и действующим законодательством. 
 
   Резервный фонд общества составляет 20% Уставного капитала и предназначен на покрытие убытков. Размер ежегодных отчислений в резервный фонд составляет 10% от чистой прибыли. Расходование резервного фонда производится по решению Дирекции ООО "Меридиан № 5" и не может быть использовано для других целей. 
 
   Дивидендом является часть чистой прибыли, распределяемая среди учредителей ООО "Меридиан № 5" пропорционально числу акций, находящихся в их собственности. Размер дивиденда в расчете на одну акцию определяется общим собранием учредителей по предложению Дирекции. Исполнительным органом является генеральный директор, который осуществляет текущее руководство деятельностью организации и подотчетен собранию участников.  
 
   Оперативный бухгалтерский и статистический учет и отчетность общества осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Финансовые результаты деятельности общества определяются на основе годового бухгалтерского баланса. По месту нахождения ООО "Меридиан № 5" ведется полная документация в объеме, установленном действующим законодательством Российской Федерации. 
 
   Контроль финансово-хозяйственной деятельности общества осуществляется избранным ревизором собранием в соответствии с уставом и порядком его деятельности. Проверка (ревизия) финансово-хозяйственной деятельности осуществляется по итогам деятельности общества за полугодие и за год, а также в любое время по инициативе ревизора. 
 
Порядок реорганизации и ликвидации ООО "Меридиан № 5" определен Уставом общества. 
 
Обзорная справка 
 

 
Наименование предприятия

 
ООО ТД  «Меридиан № 5» 

 
Вид деятельности

 
Торговля продовольственными тов.

 
Часы работы магазина

 
С 9.00-22.00

 
Режим работы магазина

 
Без выходных

 
Общая полезная площадь, кв. м

 
500 кв. м

 
Общая численность работников, чел.

 
18

 
Число расчётных узлов

 
2


 
 
Магазин "Меридиан № 5" можно проклассифицировать по ряду существенных признаков: 
 
   По масштабу деятельности торговое предприятие относится к малым торговым предприятиям, так как численность работающих составляет 18 человек. 
 
   По товарной специализации торговое предприятие можно отнести к комбинированному, объединяющему несколько товарных групп, родственных по общности спроса и удовлетворяющих определенный круг потребностей (торговля продовольственными товарами). 
 
В магазине "Меридиан № 5" существует шесть отделов: 
 
Хлебный отдел; 
 
Кондитерский отдел; 
 
Отдел мясо-рыба; 
 
Отдел молочных продуктов; 
 
Бакалейный отдел; 
 
Винно-водочный отдел. 
 
   Товарная специализация магазина дает определенные преимущества: 
 
·                   обеспечивает концентрацию ассортимента отдельных групп товаров, создает условия для выбора необходимого товара; 
 
·                   способствует повышению качества обслуживания благодаря более высокой квалификации; 
 
·                   улучшает коммерческие связи торговли с поставщиками на основе более глубокого изучения рынка, усиления влияния торговли на производство и повышения качества товаров; 
 
·                   способствует внедрению современных методов обслуживания, современной торговой технологии, обеспечивающих эффективность реализации товаров. 
 
   Рентабельная работа магазинов, повышение качества торгового обслуживания населения, рациональная организация торгово-технологического процесса во многом зависят от их устройства, внутренней планировки и оборудования. 
 
   Магазин "Меридиан № 5" - нежилое встроенное помещение, занимает весь первый этаж нежилого дома, поэтому по своим планировочно-технологическим решениям имеет недостатки: узкий торговый зал, пересеченный колоннами, в результате чего затрудняется рациональное размещение оборудования, неэффективно используются торговые и неторговые площади. Но, несмотря на ряд существенных недостатков полностью отказаться от встроенных магазинов нельзя, так как торговая сеть за счет встроенных магазинов растет быстрее, и содержание таких зданий обходится дешевле, чем отдельно стоящих. 
 
   Главной задачей ООО "Меридиан № 5" является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов персонала и интересов собственников имущества предприятия. 
 
   Основными показателями, характеризующими финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятия являются: валовой доход, другие доходы, прибыль и рентабельность. 
ООО «Меридиан № 5» имеет следующие данные о валовом доходе 
 
 (см. таблицу №1) 
 
Таблица № 1

 
 
 
Показатель

 
Фактически за прошлый год

 
Отчётный год

 
Отклонения

 
В % к прошлому году

 
План

 
Фактически

 
% выполнения

 
От плана

 
От прошлого года

 
Розничный товарооборот, руб.

 
3174650   

 
3300000   

 
3453335

 
104,6   

 
+153335   

 
+278685   

 
108,8

 
Общая сумма валового дохода от реализации товаров, руб.

 
486307    

 
490000

 
490859

 
100,2   

 
+859      

 
+4552     

 
100,9

 
Средний уровень валового дохода в % к обороту   

 
15,3      

 
14,8      

 
14,2    

 
95,8    

 
+0,6      

 
+1,6      

 
92,7   

 
Сумма налогов и других обязательных платежей, взимаемых за счёт валового дохода, руб.

 
102806    

 
103400

 
103580

 
100,2   

 
+180      

 
+774      

 
100,8

 
Уровень налогов и других обязательных платежей, взимаемых за счёт валового дохода, в % к  обороту   

 
3,2   

 
3,1       

 
3,0

 
96,8

 
-0,1

 
-0,2

 
93,8

 
Сумма валового дохода, остающегося в распоряжении предприятия, руб.  

 
383501    

 
386600

 
387279

 
100,2   

 
+689      

 
+3778     

 
101,0

 
Уровень валового дохода,  остающегося в распоряжении торгового предприятия, в % к обороту.

 
  12,1      

 
11,7      

 
11,2    

 
95,7    

 
-0,5      

 
-0,9      

 
92,6


 
 
   Валовой доход, остающийся в распоряжении предприятия возрос по сравнению с планом на 689 рублей, или на 0, 2 %; по сравнению с прошлым годом увеличился на 3778 рублей или на 1%. На его размер положительно повлияло увеличение общей суммы валового дохода от реализации товаров на 859 рублей, и отрицательно - рост налогов и других обязательных платежей, взимаемых за счет валового дохода (против плана - на 180 рублей и прошлого года на 774 рублей). В этой связи понизился уровень валового дохода, остающегося в распоряжении предприятия (в % к обороту) по сравнению с данными плана и прошлого года соответственно на 0,5% к обороту и на 0,9% к обороту, что с отрицательной стороны характеризует финансовые результаты деятельности торгового предприятия, хотя по сумме произошло увеличение. 
 
   В условиях рыночной экономики прибыль является важнейшим показателем оценки хозяйственной деятельности предприятий, так как в ней аккумулируются все доходы, расходы, потери, обобщаются результаты хозяйствования. Прибыль является одним из источников стимулирования труда, производственного и социального развития предприятия, роста его имущества, собственного капитала. 
ООО "Меридиан № 5" имеет следующие данные о прибыли  
 
(см. таблицу № 2) 
 
Таблица № 2

 
Показатели

 
Фактич. за год

 
Отчётный год

 

 
Сумма

 
В % к обороту

   

 
% выпол. 
 
плана по сумме

 
Отклонения

 
сумма

 
В % к обороту

 
сумма

 
В % к обороту

 
От плана 
 
сумма в % к обороту

 
От прошлого года 
 
сумма в % к обороту

 
Розничный товарооборот, руб.

 
3174650

 
х

 
3300000

 
х

 
3453335

 
х

 
104,6

 
15335

 
х

 
+278685

 
х

 
Вал. доход, остающийся в распор. торг. п/п, руб.

 
424165

 
13,4

 
428800

 
13,4

 
429048

 
12,4

 
95,4

 
+24,8

 
-0,6

 
+4883

 
-1,0

 
Издержки обращения, руб.

 
397461

 
12,5

 
400000

 
12,1

 
378594

 
11,0

 
90,9

 
-21406

 
-1,1

 
-18867

 
-1,5

 
Прибыль от реализации тов., руб.

 
26704

 
0,84

 
28800

 
0,87

 
50454

 
1,46

 
175,2

 
+21654

 
+0,59

 
+23750

 
+0,62

 
Прибыль от прочей реализации, руб.

 
-

 
-

 
-

 
-

 
-

 
-

 
-

 
-

 
-

 
-

 
-

 
Убытки от прочей реализации, руб.

 
-

 
-

 
-

 
-

 
-

 
-

 
-

 
-

 
-

 
-

 
-

 
Внереализаци-онные доходы руб.

 
31099 

 
0,98 

 
30000 

 
0,91 

 
25712 

 
0,74 

 
85,7 

 
-4288 

 
-0,17 

 
-5387 

 
-0,24

 
Внереализеционные расходы, руб

 
11284 

 
0,36 

 
11300 

 
0,34 

 
11587 

 
0,33 

 
97,1 

 
+287 

 
-0,01 

 
+303 

 
-0,03

 
Балансовая прибыль, руб.

 
46519 

 
1,47 

 
47500 

 
1,44 

 
64579 

 
1,87 

 
129,9 

 
+17079 

 
+0,43 

 
+18060 

 
+0,40


 
 
 
   План по прибыли от реализации товаров перевыполнен на 21654 рублей или на 75,2%. В динамике прибыль от реализации товаров возросла на 23750 рублей. Это произошло в основном за счёт существенного снижения издержек обращения в 2009 году по сравнению с планом на 21406 рублей, или на 9,1%, по сравнению с прошлым годом на 18867 рублей или на 4,7%. 
 
   Важным показателем эффективности работы предприятия является уровень издержек обращения, по сравнению с планом он снизился на 1,1% к обороту и с прошлым годом на 1,5% к обороту.       
 
   Балансовая прибыль предприятия по сравнению с планом и в динамике соответственно увеличилась на 17079 рублей и 18060 рублей. На это положительно повлияли внереализационные доходы предприятия, хотя по сравнению с планом они уменьшились на 4288 рублей или на 14,3%, по сравнению с прошлым годом на 5387 рублей или на 17,3%. Отрицательно на балансовую прибыль влияют внереализационные расходы - в основном это налоги и сборы, по сравнению с планом они увеличились на 287 рублей, с прошлым периодом на 303 рубля. 
 
   Для характеристики экономической эффективности торгового предприятия, а также в целях проведения сравнительного анализа необходимо знать не только абсолютную величину прибыли, но и её уровень. Уровень прибыли характеризует рентабельность торгового предприятия - один из показателей эффективности его деятельности. Рентабельность (по балансовой прибыли) в процентном отношении к товарообороту составляет: 
 
64579: 3453335 х 100 = 1,87%, что показывает долю чистого дохода торговли в сумме товарооборота. 
 
Особое значение для оценки эффективности коммерческой работы приобретает сопоставление прибыли с производственными издержками обращения. Этот показатель составляет: 
 
64579 : 378594 х 100 = 17,1%, таким образом, доля прибыли на каждый рубль составляет 17,1 рублей расходов по ведению коммерческой работы. 
 
   Другим важным условием эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия является скорость обращения товаров, выражающаяся в показателе товарооборачиваемости. 
 
   Ускорение товарооборачиваемости является основным критерием оценки работы коммерческой организации, так как означает сокращение времени пребывания товаров в сфере обращения, а значит, более быстрый оборот денежных средств и необходимость в их меньшей величине для совершения торговых процессов.

2.2 Поставщики  магазина, их характеристика 
   Универсам "Меридиан № 5" специализируется на розничной продаже продовольственных товаров. 
 
   Коммерческая деятельность торгового предприятия охватывает вопросы изучения спроса населения и рынка сбыта товаров, выявление и изучение источников поступления и поставщиков товаров, организации рациональных хозяйственных связей, включая разработку и представление им заявок и заказов на товары, заключение договоров на поставку товаров, организация учета и контроля над выполнением поставщиками договорных обязательств. Поэтому необходимо проанализировать состояние рынка продовольственных товаров и пути его совершенствования. 
 
   Аналитический обзор. Рынок продовольственных товаров в настоящее время насыщен и очень разнообразен. Все продовольственные товары по торговой классификации объединяют в следующие группы: 
 
       1. Хлеб и хлебобулочные изделия 
 
       2. Кондитерские изделия 
 
       3. Винно-водочные изделия 
 
       4. Молочно-масляные и яичные товары 
 
       5. Мясные и рыбные товары 
 
       6. Пищевые жиры 
 
       7. Плоды и овощи. 
 
   В торговой практике продовольственные товары делят на бакалейные и гастрономические. 
 
   В группу бакалейных товаров включают муку, крупу, макаронные изделия, сушеные плоды, овощи и грибы, крахмал, сахар, соль, чай, кофе, пряности, растительное масло и др. товары. 
 
   К группе гастрономических товаров относят готовые к употреблению продукты высокой пищевой ценности: 
 
·                   мясные продукты (колбасы, мясные копчености, мясную кулинарию, мясные консервы) 
 
·                   рыбные продукты (соленую и копченую рыбу, балычные изделия, икру, рыбные консервы) 
 
·                   молочные продукты (сливочное масло, сыры, сливки, молоко, кисломолочные товары) и другие товары. 
 
   В зависимости от сохраняемости все продовольственные товары делят на скоропортящиеся и пригодные для длительного хранения. 
 
   Скоропортящиеся товары характеризуются высоким содержанием воды. Длительное хранение их возможно только с применением каких-либо способов консервирования. К скоропортящимся товарам относят мясо, рыбу, молоко, яичные товары, многие виды плодов и овощей, например ягоды, салатно-шпинатные овощи и др. 
 
   К пригодным для длительного хранения относят товары, содержащие небольшое количество воды или подвергнутые консервированию. К товарам, пригодным для длительного хранения относят муку, крупу, макароны, сахар, сушеные фрукты и овощи, баночные консервы, яблоки, картофель, белокочанную капусту поздних сортов созревания и др. 
 
   Торговлей продовольственными товарами в Белгороде занимаются торговые оптовые фирмы, склады, рынки, заводы-изготовители. 
 
   Розничная торговля продовольственными товарами представлена широкой сетью универсальных магазинов типа: универсам, гастроном, продукты, а также фирменных магазинов, особенно широко открываемых в последнее время заводами-изготовителями. Такими как ООО «Добрыня», Золотой Колос-хлебокомбинат, ОАО «БМК», ОАО Губкинский мясокомбинат, АОЗТ «Конфи». Довольно бойкая торговля продовольственными товарами на мини-рынках, через палатки, киоски. 
 
   Положение на рынке продовольственных товаров достаточно сложное для отечественных производителей, несмотря на кажущееся благополучие в рознице. Дается обзор нескольких организаций, занимающихся изготовлением продовольственных товаров, выбранных в качестве характеристики различных направлений деятельности на рынке продовольственных товаров. 
 
       1. Золотой Колос хлебокомбинат - основной производитель в Белгороде хлеба и булочных изделий, макаронных, бараночных, сухарных, мучных, кондитерских изделий. Работает с 50-х годов. Выпускает сертифицированную продукцию, соответствующую требованиям ГОСТа.  
 
       2. ОАО Губкинский мясокомбинат - бывший основной производитель колбасных изделий, копченостей, мясных полуфабрикатов в г. Белгороде. В последние годы претерпел несколько видов смены собственности, значительное сокращение производства и штата работников. Выпуск продукции нерегулярен, ассортимент намного сократился, простои производства по несколько месяцев подряд. Цены на продукцию приемлемые. Значительно потеснен с рынка более мелкими коммерческими фирмами, частными предпринимателями – изготовителями. В перспективе налаживание производства всех линий по изготовлению продукции, рост объема продукции. 
 
       3. АОЗТ "Фирма Конфи", основана в 1967 году, г. Екатеринбург - развивается довольно быстрыми темпами. Очень большой, широкий и разнообразный ассортимент кондитерских, мучных изделий, высокое качество продукции, приемлемые цены. Пользуется у магазинов большой известностью, многие работают с ним. Здесь играет роль удобство доставки, отсрочки платежей. 
 
       4. ООО "Добрыня" - работает на рынке как производитель алкогольных напитков. Широкий выбор, разнообразный ассортимент продукции, постоянно новые решения выпуска изделий, хорошее качество, занимает одно из ведущих мест на рынке. У предприятий торговли продукция пользуется высоким спросом. 
 
   Если рассматривать рынок продовольственных товаров в целом, то надо заметить, что импорт преобладает над российским товаром по многим позициям, особенно в отношении упаковки, дизайна и оформления продукции, изготовления полуфабрикатов и разнообразия ассортимента, но главное достоинство многих Российских изготовителей продуктов питания, по сравнению с импортными - это качество продуктов, более высокие вкусовые и калорийные свойства. Российские производители в основном используют натуральное сырьё, тогда как во многих импортных продуктах присутствует большое количество искусственных добавок, красителей, консервантов. 
 
   Специалисты всё же считают, что, несмотря на тяжелые условия, рынок отечественных производителей будет расширяться за счет того, что многие производители уже закупили и начали эксплуатировать современное оборудование и технологии для производства продуктов питания, обратили внимание на упаковку, фасовку, расширение ассортимента, оформление выпускаемой продукции. 
 
ООО «Меридиан № 5» закупает почти все основные гастрономические продукты питания напрямую у поставщиков - изготовителей, а основную часть бакалейных товаров у оптовых фирм и частных предпринимателей (см. таблицу № 3) 
Характеристика поставщиков 
 
Таблица № 3

Информация о работе Организация хозяйственных связей с поставщиками