Основные направления повышения эффективности использование персонала предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 18:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного курсового проекта состоит в том, чтобы выявить особенности совершенствования системы управления персоналом предприятия.
В соответствии объектом и целью исследования, будем решать следующие задачи:
рассмотреть современное состояние пищевой отрасли;
рассмотреть основные метода повышения эффективности работы персонала;
произвести анализ системы управления персоналам в ЗАО «Амта».

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая эк.предпр..doc

— 457.00 Кб (Скачать файл)

 

 



 

 




 

 




 




 




 



 

 

 

Рис. 4. Классификация элементов, регулируемых экономическими методами управления

 

Плановое ведение  хозяйства является главным законом функционирования любого предприятия (организации), которое имеет чётко разработанные цели и стратегию их достижения. Так, вместо централизованного планирования утверждается, что предприятия – свободный товаропроизводитель, который выступает на рынке равным партнёром других предприятий в общественной кооперации труда.                

Хозяйственный расчёт является методом ведения хозяйства, основанным на соизмерении затрат предприятия на производство продукции с результатами хозяйственной деятельности (объём продаж, выручка), полном возмещении расходов на производство за счёт полученных доходов, обеспечении рентабельности производства, экономном расходовании ресурсов и материальной заинтересованности работников в результатах труда. Он позволяет сочетать интересы предприятия  с интересами подразделений и отдельных работников.

Оплата труда является основным мотивом трудовой деятельности и денежным измерителем стоимости рабочей силы. Она обеспечивает связь между результатами труда и его процессом и отражает количество и сложность труда работников различной квалификации. Дополнительная заработная плата позволяет учесть сложность и квалификацию труда, совмещение профессий, сверхнормативную работу, социальные гарантии предприятия в случае беременности или обучения сотрудников и др.

Рабочая сила является главным элементом любого трудового процесса, обеспечивающим переработку предметов труда с помощью средств труда в конечный продукт. Это всегда главная ценность любого предприятия или организации.

Рыночное ценообразование является регулятором товарно-денежных отношений и важным экономическим инструментом в соизмерении доходов и расходов, цены и себестоимости продукции. Стоимость товара отображает общественно необходимые затраты труда на производство и определяется отношением валовой стоимости товаров, произведенных в государстве за год, к количеству товаров.

Ценные бумаги являются главным инструментом фондового рынка, неденежным эквивалентом имущественного права на собственность, реализация которого осуществляется путём их предъявления к оплате или продажи.

         Налоговая система составляет важный экономический механизм пополнения казны государства путем взимания налогов с предприятий и граждан. Она задается государством, существует вне предприятия, оказывает непосредственное воздействие на персонал, но всегда оставляет руководителю поле для маневра даже в условиях фискальной системы налогообложения.

         Формы собственности - важная экономическая категория, определяющая характер взаимоотношений внутри предприятия. Так, при государственной и муниципальной собственности единым хозяином имущества предприятия выступает государственный орган, а все работники, включая директора, относятся к наемному персоналу.

Фазы общественного  воспроизводства составляют основу товарно-денежных отношений между людьми в процессе производства, обмена, распределения и потребления товаров. В схеме простого воспроизводства     Т — Д — Т произведенный товар (Т) в сфере материального производства обменивается на деньги (Д), на которые закупаются сырье и материалы, орудия и средства труда, рабочая сила для производства нового товара (Т). В схеме расширенного воспроизводства на полученные деньги от продажи товара (Д) закупаются материалы, рабочая сила и орудия труда и осуществляется производство товара с увеличенной стоимостью (Т), который затем продается на рынке по большей цене, и вырученные деньги (Д') используются для расширения производства. Разница (Д' - Д) является валовой прибылью товаропроизводителя и используется для увеличения объемов производства более качественного товара, а также для повышения жизненного уровня работников предприятия.

Для достижения поставленных целей необходимо чётко определить критерии эффективности и конечные результаты производства в виде совокупности показателей, установленных в плане  экономического развития. Таким образом, роль экономических методов заключается в увязке перечисленных выше категорий и мобилизации трудового коллектива на достижение конечных результатов.

 

3.Социально-психологические  методы

         Социально-психологические методы - это способы осуществления управленческих  воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей социологии и психологии. Объектом воздействия этих методов являются группы людей и отдельные личности. По масштабу и способам воздействия эти методы можно разделить на две основные группы: социологические методы, которые направлены на группы людей и их взаимодействия в процессе производства (внешний мир человека); психологические методы, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека (внутренний мир человека).

 

Таким образом, подводя итоги данного параграфа нужно сказать, что эффективность управления персоналом - это наиболее полная реализация поставленных целей, которая во многом зависят от выбора вариантов построения самой системы управления персоналом учреждения (организации), познания механизма его функционирования, выбора наиболее оптимальных технологий и методов работы с людьми. Также здесь нужно отметить, что не маловажную роль в повышении эффективности использования персонала на предприятии играет и развитие персонала – это одновременно личностное развитие и развитие команды или организации в целом. Личностное развитие может, например, заключаться в повышении самооценки человека и его уверенности в собственных силах, что, в свою очередь, вносит свой вклад в развитие команды, членом которой он является, или же, напротив, часто бывает результатом командного развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ системы управления персоналом ЗАО «Амта»

2.1. Краткая характеристика деятельности  предприятия. Основные технико-экономические  показатели

 

 

Закрытое акционерное общество «АМТА» расположено в г. Улан-Удэ Республики Бурятии, по ул. Пирогова 3а.

Средства связи: тел/факс: (301 -2) 43-76-31;

Закрытое акционерное  общество (ЗАО) «АМТА» создано на базе арендного предприятия кондитерской фабрики «Улан-Удэнская», основанной в 1971 году.

ЗАО «АМТА» является универсальным  специализированным предприятием по разработке, производству и реализации кондитерских изделий. Сегодня это одно из ведущих  предприятий России.

Основным видом деятельности предприятия является производство и реализация кондитерских изделий. Ассортиментом занимаются опытные специалисты торгового отдела. Весь ассортимент содержится в прайс-листе и подразделяется по группам. Общий ассортиментный перечень выпускаемой продукции  включает в себя 10 групп кондитерских изделий более 380 наименований, изготовленных из 400 видов сырья, завозимого из других регионов. Сюда относятся:

    • кондитерские изделия с взбитым кремом,
    • кондитерские изделия рассыпчатые, хрустящие,
    • торты в ассортименте,
    • печенье сладкое,
    • печенье в ассортименте,
    • крекеры из пшеничной муки,
    • вафли,
    • сладости кондитерские: конфеты ассорти, конфеты расфасованные, ирис и карамель,
    • сладости желированные: мармелад, помадка, пастила, зефир
    • шоколадные конфеты в наборах,
    • щербет и многое другое, в производстве используется исключительно натуральное сырье, без добавок консервантов.

 

Продукция бисквитного  цеха занимает 30% в общем объеме производства, но выпускается на оборудовании, требующем  замены. Техническое перевооружение ЗАО «АМТА» включает ряд этапов. На первом этапе предполагается приобретение линии для производства карамели производительностью 500 кг/час. На следующих этапах техническое перевооружение предполагается провести на площадях бисквитного цеха с установкой оборудования производства фирмы         «Чипа с.р.л.», Италия.

Установка и внедрение нового оборудования, передовой технологии позволит улучшить качество и повысить конкурентоспособность продукции, существенно расширить ассортимент кондитерских изделий. Предполагаются к выпуску новые виды продукции:

  • школьные завтраки в индивидуальной упаковке;
  • сдобное печенье в упаковке;
  • затяжное печенье в упаковке;
  • крекеры в упаковке;
  • сахарное печенье в упаковке.

 

Отсутствие в Бурятии  и в соседних областях (Читинской  и Иркутской) производителей аналогической  продукции, существующий платежеспособный спрос на эту продукцию и обеспеченности сырьевыми энергетическими ресурсами, квалифицированными кадрами, позволят организовать ее выпуск.

Продукция ЗАО « Амта»  пользуется высоким спросом не только в республике, но и за ее пределами.  Среди  предприятий кондитерской отрасли  удельный вес,  выпускаемой  продукции  ЗАО «Амта»,  составляет 85,9 %.  Удельный вес изделий реализованных в Бурятии составляет – 31,0%, на экспорт в Монголию – 41,0 %, другие регионы: Иркутскую и Читинскую области, Саха Якутия, Приморский край и т.д. –28,0 %. Кондитерская фабрика выпускает эксклюзивную продукцию на основе кедрового ореха и облепихи, которая пользуется спросом не только на Востоке, но и в Европе.

 

Таблица 2.1.1

Основные технико–экономические  показатели

Показатели

Ед. изм.

2008г.

2009г.

2010г.

Отклонения 2008г. к 2007г.

Отклонения 2009г. к 2008г.

абс.

отн., в %

абс.

отн., в %

1. Товарная продукция

тыс. руб.

234096

209315

210328

-24781

89,4%

+1013

100,5%

2. Реализованная

продукция

тыс. руб.

134596

109315

110137

-25281

81,2%

+882

100,75%

3. Стоимость основных фондов

тыс. руб.

30613

35153

40154

+4540

114,83%

+5001

114,23%

4. Фондоотдача основных фондов

руб./руб.

7,65

5,95

5,24

-1,7

77,77%

-0,71

88,06%

5.Среднесписочная численность  всего в т.ч. работающих, рабочих

чел.

563

587

650

+24

104,26%

+63

110,73%

6. Среднегодовая выработка в  т.ч. на одного работающего,  на одного рабочего

руб.

415,80

356,58

323,58

-59,22

85,86%

-33

90,75%

7. Фонд оплаты труда в т.ч.  работающих, рабочего

тыс. руб.

4652

5293

5883

+641

113,78%

+590

111,15%

8. Среднегодовой уровень оплаты  труда в т.ч. на одного работающего,  на одного рабочего

руб.

8,26

9,01

9,05

+1,44

117,43%

-0,65

93,3%

9.Себестоимость продукции (работ,  услуг)

тыс. руб.

225516

197375

215674

+28141

87,52%

+18299

109,27%

10.Материалоемкость продукции (работ,  услуг)

руб./руб.

7,64

5,95

5,24

-1,69

77,88%

-0,71

88,06%

11. Затраты на 1 рубль продукции  (работ, услуг)

руб./руб.

0,96

0,94

1,03

-0,02

97,91%

+0,09

115,95%

12. Прибыль от реализации продукции

тыс.руб.

103347

105654

110590

2307

102,23%

+4936

104,67%

13. Балансовая прибыль

тыс. руб.

206698

204584

207723

-2114

98,97%

+3139

101,53%

14. Рентабельность продукции

%

45,82

53,52

51,28

+7,7

116,8%

-2,24

95,81%


 

Из приведенных в  таблице 2.1.1. данных видно, что за исследуемый период в 2008 году товарная продукция составляла 234096 тыс. руб., что на 24781 тыс. руб. больше 2009 года.

Увеличение товарной продукции в 2010г. по сравнению с 2009г. больше на 1013 тыс. руб. объясняется тем, что: объем продукции, увеличился, вследствие появления  нового оборудования, обладающего более высокой производительностью.

Выручка от реализации продукции повысилась по сравнению с 2009 годом в 2010 году. В 2010 году она составила 110137 тыс. руб., что выше 2009 года на 882 тыс. руб.

Таким же образом идет повышение стоимости основных производственных фондов, в 2009 году она повысилась на 4540 руб.  по сравнению с 2008 годом. В 2010 году стоимость основных производственных фондов  повысилась на 5001  руб. по сравнению с 2009 годом в связи с закупом оборудования.

Фондоотдача уменьшается с каждым годом: в 2008 году она составила 7,65 руб., в 2009 году – 5,95 руб., в 2010 году – 5,24.

Численность работников в связи с расширением производства увеличилась в 2009г. на 24 человек по сравнению с 2008г., а в 2010 году  численность увеличилась на 63 человека к 2009 году.

 Фонд заработной  платы увеличился соответственно на 641 руб. Выработка на 1 работника в 2010г. составила 323,58 тыс. руб., что на 4,89% выше 2009г. Превышения роста заработной платы над выработкой нет.

Себестоимость продукции, соответственно, уменьшилась  на 28141 тыс. руб. в 2009 году к 2008 году и  увеличилась в 2010 на 18299 тыс. руб. к 2009 году.

Прибыль от реализации растет после технического перевооружения вафельного производства бисквитного цеха действующей кондитерской фабрики ЗАО «Амта» в конце 2009г. В 2008 году она составила 103347 тыс. руб., в 2009 году 105654 тыс. руб., в 2010 году – 110590 тыс. руб.

Балансовая прибыль  в 2009г составила 204584 тыс. руб., что меньше на 97,98% по сравнению с 2008г. и на 101,53% по сравнению с 2010г. Рентабельность продаж повысилась на 7,7% по сравнению с 2008г. в результате увеличения прибыли на 2307 тыс. руб., а в 2010г. рентабельность составила 51,28% в результате увеличения себестоимости продукции.

Подводя итоги данного параграфа, можно сказать, что кондитерская фабрика «Амта» несмотря на трудности является рентабельным и на протяжении долгих лет работает с прибылью.

 

 

2.2. Анализ структуры персонала на  предприятии

 

 

Структура персонала  – это состав и соподчиненность  взаимосвязанных звеньев управления.

Структура направлена, прежде всего, на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями организации, распределения между ними прав и ответственности. В ней реализуются различные требования к совершенствованию систем управления, находящие выражения в тех или иных принципах управления.

Информация о работе Основные направления повышения эффективности использование персонала предприятия