Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 07:54, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение и анализ использования основных средств на конкретном предприятии; финансовая оценка их использования и разработка мероприятий по поводу повышения эффективности использования основных средств.
Исходя из поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- изучить теоретико-правовые основы понятия основных средств, их классификацию и оценку;
- осветить нормативно-правовое регулирования формирования и использования основных средств;
Введение 2
I Основные средства
1.1 Понятие и классификация основных средств 5
1.2 Амортизация основных фондов 8
1.3 Система документооборота учета основных средств 12
1.4 Задачи анализа основных средств 14
II Эффективность использования основных средств на предприятии
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 23
2.1.1 Организационно-правовая форма 23
2.1.2. Описание предприятия 26
2.2 Анализ и использование основных средств предприятия 27
2.2.1. Анализ основных средств предприятия 27
2.2.2 Оценка использования оборотных средств 31
2.2.3 Методы списания материально-производственных запасов 32
2.3 Расчет амортизации основных средств 33
2.4.1 Расчет точки безубыточности 35
2.4.2 Рентабельность 38
2.4.3 Инвестиции 38
Заключение 40
Список используемой литературы 41
Амортизация – это постепенное перенесение стоимости объекта основных средств на себестоимость продукции (работ, услуг).
Амортизацию должны начислять по каждому объекту основных средств ежемесячно, начиная с месяца, следующего за месяцем, когда был введён объект основных средств в эксплуатацию.
Пример: Организация приобрела технологическое оборудование и 15 января 2010 года ввела его в эксплуатацию. Амортизацию этого оборудования должны начислять, начиная с февраля 2010 года.
Начисление амортизации прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда объект основных средств полностью самортизирован или списан с баланса организации (продан, ликвидирован и т.п.).
Пример: Организация продала технологическое оборудование 15 февраля 2010 года. Несмотря на это, за февраль 2010 года амортизация по этому оборудованию должна быть начислена полностью.
Амортизацию должны начислять в течение всего срока полезного использования объекта основных средств. Примерный срок службы основных средств приведён в Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (утверждена постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1).В ней всё имущество поделено на 10 групп (табл. 1.)
Указанная Классификация может использоваться для целей как налогового, так и бухгалтерского учёта.
Если же в классификации срок полезного использования для приобретённого основного средства не указан, то можно установить его самостоятельно (например, исходя из ожидаемого срока службы основного средства.).
Если оборудование полностью самортизировано, но организация продолжает его использовать, начислять амортизацию на такое оборудование не нужно.
Таблица 1. Срок использования амортизационных групп
№ группы |
Срок полезного использования объекта |
1 |
От 1 года до 2 лет включительно |
2 |
От 2 до 3 лет включительно |
3 |
От 3 до 5 лет включительно |
4 |
От 5 до 7 лет включительно |
5 |
От 7 до 10 лет включительно |
6 |
От 10 до 15 лет включительно |
7 |
От 15 до 20 лет включительно |
8 |
От 20 да 25 включительно |
9 |
От 25 до 30 лет включительно |
10 |
Более 30 лет |
В бухгалтерском учёте амортизация не начисляется по следующим основным средствам:
· по объектам жилищного фонда (если они не используются для получения дохода);
· по объектам внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам лесного и дорожного хозяйства;
· по другим объектам основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не меняются (например, земельные участки и объекты природопользования).
Не учитывая при налогообложении прибыли амортизация, начисленная по основным средствам:
· купленным за счёт бюджетных средств целевого финансирования (за исключением имущества, полученного при приватизации);
· бюджетных организаций;
· некоммерческих организаций (если эти основные средства приобретены за счёт целевых средств и используются для осуществления некоммерческой деятельности).
Объекты основных средств, стоимостью не более 10000 рублей за единицу можно списывать на затраты по мере их передачи в эксплуатацию без начисления амортизации.
Амортизация для целей бухгалтерского учёта и для налогообложения начисляется по-разному.
Начисление амортизации для целей бухгалтерского учёта
Существует 4 способа начисления амортизации основных средств:
При начислении амортизации можно использовать один из вышеперечисленных способов. Выбранный способ начисления амортизации должны применять в течение всего срока полезного использования ( то есть срока службы) объекта основных средств. Выбор способа начисления амортизации должен быть закреплен в приказе об учетной политике предприятия.
Линейный способ начисления амортизации предполагает равномерное начисление амортизации в течение срока полезного использования объекта основных средств.
При начислении амортизации способом уменьшаемого остатка годовая норма амортизации определяется исходя не из первоначальной стоимости, а из остаточной стоимости объекта основных средств на начало каждого отчётного года.
Начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств:
· начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета;
· прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета;
· производится независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде;
· отражается в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому оно относится.
В течение отчетного года амортизационные отчисления по объектам основных средств начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 годовой суммы.
В течение срока полезного использования объекта основных средств начисление амортизационных отчислений не приостанавливается, кроме случаев перевода его по решению руководителя организации на консервацию на срок более трех месяцев, а также в период восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 месяцев.
Для выполнения задач по учету основных средств на предприятии, должна быть разработана рациональная система документооборота в соответствии с утвержденным в ней графиком, определены лица, ответственные за сохранность и перемещение объектов основных средств.
Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы являются первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.
Формы первичной документации для учета основных средств и краткие указания по их заполнению утверждены Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 30.10.97 № 71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве» (см. табл.2).
Принятие объектов основных средств к бухгалтерскому учету осуществляется на основании утвержденного руководителем организации акта (накладной) приемки-передачи основных средств (типовая форма № ОС-1).
Таблица 2.Формы первичной документации по учету основных средств
Номер унифицированной формы |
Наименование формы |
ОС-1 |
Акт (накладная) приемки-передачи основных средств |
ОС-3 |
Акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструируемых и модернизированных объектов |
ОС-4 |
Акт на списание основных средств |
ОС-4а |
Акт на списание автотранспортных средств |
ОС- 14 |
Акт о приемке оборудования |
ОС-6 |
Инвентарная карточка учета основных средств |
ОС- 15 |
Акт приемки-передачи оборудования в монтаж |
ОС- 16 |
Акт о выявленных дефектах оборудования |
Документы, форма которых не предусмотрена в указанном перечне и в других альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, должны содержать следующие обязательные реквизиты:
· наименование документа;
· дату составления документа;
· наименование организации, от имени которой составлен документ;
· содержание хозяйственной операции;
· измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
· наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
· личные подписи указанных лиц.
Основные средства могут поступать в организацию различными способами, в результате:
· приобретения за плату у других организаций;
· строительства хозяйственным или подрядным способом;
· получения от других организаций и лиц в безвозмездное пользование;
· внесения учредителями в счет их вкладов в уставный капитал;
· получения в хозяйственное ведение или оперативное управление;
· взятия в аренду с последующим выкупом;
· поступления по акту дарения;
· передачи в совместную деятельность и доверительное управление;
· передачи в обмен на другое имущество;
·другими способами, не противоречащими действующему законодательству.
1.4 Задачи анализа основных средств
Цель анализа основных средств – объективная оценка состояния основных средств и изыскания резервов более эффективного их использования в организации.
Главными задачами анализа основных средств является;
- определение обеспеченности
- изучение технического состояния основных средств;
- выяснение эффективности
- определение влияния
- выявление резервов роста
Состав, содержание и качество информации, которая привлекается к анализу основных средств, имеют определяющую роль в обеспечении эффективности анализа. Источники данных для анализа основных средств делятся на плановые, учетные и внеучетные. К плановым источникам относятся все типы планов, которые разрабатываются в организации: перспективные планы по модернизации оборудования цехов, приобретение новых технологических линий, строительство новых производственных помещений, текущие – на проведение плановых ремонтов основных средств, задания на проведение плановых ремонтов основных средств, задания на проведение оперативных ремонтов основных средств, а также сметы и проектные задания. Источники информации учетного характера – это все данные, которые содержат документы бухгалтерского, статистического и оперативного учета, а также все виды отчетности, первичная учетная документация.
Важнейшими источниками для проведения анализа являются: журналы - ордера №10, 10/1, 12, 13, 16, данные аналитического учета по соответствующим счетам по видам и отдельным инвентарным объектам основных средств (ведомости и карточки аналитического учета), ф. №1, ф. №2, ф. №5 годовой и квартальной бухгалтерской отчетности организации, форма П-2 статистической отчетности и приложение к ней.
Здесь наиболее полно отражается хозяйственные явления, процессы, их результаты. Своевременный анализ данных, которые имеются в учетных документах (первичных и сводных) и отчетности, обеспечивает принятие необходимых мер, направленных на улучшение выполнения планов, достижения лучших результатов хозяйствования.