Основные характеристики деятельности фирмы в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 12:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является определение основних характеристик деятельности фирмы в рыночной экономике.
В соответствии с целью курсовой работы автором поставлены следующие задачи:
- определить понятие и общие характеристики фирмы, рассмотреть объективные причины возникновения и существования фирм;
- дать классификацию фирм;
- определить цели и задачи деятельности и организационной структуры фирм;

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………..3
1. Теоретические аспекты деятельности фирм………........................................................................4
1.1. Понятие, общая характеристика фирмы и объективные причины возникновения и существования фирм…………………………………………………………………………………...4
1.2 Классификация фирм……………………………………...……………………………………….6
1.3 Цели и задачи деятельности и организационная структура фирм (предприятий)…………….9
2. Особенности поведения фирмы в условиях различных рыночных структур…………………18
2.1 Типология рыночных структур…………………………………………………………………..18
2.2 Поведение фирмы в условиях рынка совершенной и монополистической конкуренции….20
2.3 Поведение фирмы в условиях монопольной и олигопольной рыночных структур…..……..25
2.4 Фирма как институт рыночной экономики……………………………………………………..32
2.5 Роль государства в функционировании фирмы……………...…………………………………34
Заключение……………………………………………………………………………………………36
Список используемой литературы…………………………………………………………………. 38
фирма предпринимательство

Вложенные файлы: 1 файл

можно распечатівать.doc

— 418.50 Кб (Скачать файл)

Институциональная структура рыночной системы включает такие институты, как рынок и фирма. Фирма нуждается в объективном контроле со стороны рынка. Но и рынок нуждается в фирмах, так как только организация производства в виде фирм может дать необходимый результат для развития рыночной экономики. Существование рынка и фирмы есть сосуществование в единой рыночной экономике двух типов отношений; традиционно рыночных и альтернативных им внутрифирменных отношений, которые Р. Коуз трактует как отношения сознательного регулирования производства, отношения координации, для эффективности которых большое значение имеют нерыночные методы и формы (приказы, личное доверие, внутрифирменные правила, традиции, моральные факторы). Причем развитие этих нерыночных отношений Р. Коуз выводит из законов рыночной экономики: соотношение рыночных и нерыночных связей определяется движением (сокращением или увеличением) рыночных трансакционных издержек,

Поведение фирм на рынке имеет большое значение для других групп субъектов: домашних хозяйств, государства, иностранцев. Изучение поведения фирм является необходимым условием выработки экономическими агентами адекватных решений, как на микро - так и на макроуровне.

Фирмы насыщают рынок высококачественной продукцией, поднимают на транснациональную высоту авторитет президентов и премьер-министров. На сильные фирмы опирается государственная политика макроэкономической стабилизации.

 

2.5 Роль государства в функционировании фирмы

 

Ни одна национальная экономика с развитой системой рыночных отношений не обходится без участия в большей или меньшей степени государства в регулировании экономических процессов.

Государство влияет на экономическую деятельность фирм через систему общегосударственных (общеэкономических) рычагов. Главный способ – это обеспечение стабильности инфраструктуры, т.е. банков, денежной системы, коммуникаций, транспорта и др. Без хорошо отлаженной инфраструктуры экономическая деятельность фирм неэффективна, а средства, которые на нее затрачиваются, становятся неоправданно большими.

Другой рычаг – создание и совершенствование правовой основы, регулирующей экономические отношения между частными юридическими лицами. В зависимости от того, как развивается экономика, государство использует прямые и косвенные субсидии: то косвенно поддерживая предпринимательскую деятельность, то прямо субсидируя предприятия или целые отрасли.

Для интенсификации экономической деятельности государство использует также законы, защищающие право интеллектуальной собственности, и в особенности патенты.

Государственное регулирование также включает антимонопольное законодательство, определение ограниченных сфер деятельности и выдачу лицензий на нее, регламентирование организационно-правовых форм предпринимательской деятельности, амортизационную политику, систему налогообложения; льготы по инвестициям. К этим же факторам относятся доступность капитала, определяемая фактическим его наличием на рынке финансовых ресурсов и величиной процентных ставок на его использование; максимально возможный масштаб выбранной деятельности.

   Развитие фирмы зависит от социально-общественного и экономического развития народного хозяйства. Возрастание роли фирмы как основы хозяйственной деятельности и растущее внимание государства к социальным проблемам в современном обществе ведут к более жесткому взаимодействию между фирмой и государством. Государство, с одной стороны, все больше учитывает интересы фирмы, а с другой – ставит больше задач и устанавливает приоритеты в распределении ресурсов. Прогресс науки и техники ведет к все большей значимости информации и информационных технологий.

   Фирма является неотъемлемой частью экономической структуры государства. Государство, в свою очередь, накладывает определенные рамки на ее деятельность в соответствии с действующим законодательством.

     Роль государства в рыночной экономике – одна из основных проблем экономической теории, что связано с постоянными изменениями в экономике, требующими соответствующих форм и инструментов государственного регулирования. Задача здесь состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы вмешательства государства в функционирование экономической системы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проведенные научные исследования позволяют сделать следующие выводы:

Фирма – это организационно-экономическая система, с помощью которой осуществляются производственные процессы для создания товаров и услуг.

Фирмы  принято классифицировать по ряду признаков: виду хозяйственной деятельности, виду субъекта и права собственности, национальной принадлежности капитала, масштабам деятельности и количественным критериям.

По виду хозяйственной деятельности и характеру совершаемых операций распознают фирмы промышленные, торговые, страховые, инжиниринговые, консалтинговые, аудиторские, специализирующиеся в области транспорта, связи, а также проводящие операции с наличностью, недвижимым имуществом, ценными бумагами и др.

Возможно разграничение фирм на моноотраслевые и диверсифицированные (многоотраслевые). Различают два типа диверсифицированных фирм. Первый тип-это концерны, а второй тип - конгломератные фирмы.

С точки зрения национальной принадлежности капитала и масштабов деятельности все фирмы могут быть классифицированы как национальные либо транснациональные.

По количественному критерию фирмы принято подразделять на крупные, средние и мелкие предприятия или так называемый малый бизнес.

Существуют четыре основные модели рынка: чистая конкуренция, чистая монополия, монополистическая конкуренция и олигополия.

Соответствующие этим моделям типы отраслей отличаются: по количеству предприятий, входящих в состав отрасли, типу продукта; условием вступления в отрасль; возможностями контроля над ценами и другими факторами, определяющими экономические границы отрасли и эффективность ее функционирования.

Совершенный рынок характеризуется также тем, что вход и выход на него свободен для всех. На таком рынке отсутствует какая-либо дискриминация как в отношении продавцов, так и в отношении покупателей.

Монопольный рынок - рынок с наличием одного продавца какого-то товара. В свою очередь, этот рынок может быть рынком с чистой монополией и рынком с монополистической конкуренцией.

Рынок с монополистической конкуренцией характеризуется тем, что один продавец продает товар, имеющий товары-заменители. В результате у покупателей есть выбор между товаром монополиста и другими товарами, способными удовлетворять ту же потребность.

Олигопольный рынок характеризуется наличием нескольких продавцов и покупателей какого-то товара.

Фирма является неотъемлемой частью экономической структуры государства.

Государство влияет на экономическую деятельность фирм через систему общегосударственных (общеэкономических) рычагов. Главный способ – это обеспечение стабильности инфраструктуры, т.е. банков, денежной системы, коммуникаций, транспорта и др. Другой рычаг – создание и совершенствование правовой основы, регулирующей экономические отношения между частными юридическими лицами.

Фирма (предприятие) занимает важнейшее место в институциональной структуре рыночной экономики, она  находится в центре рыночной экономики,  и без нее не возможна предпринимательская деятельность. В противоположность рынку, фирма представляет собой плановую или иерархическую систему, где все ключевые вопросы решаются собственниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Арзуманова Т.И., Мачабели М.Ш. Экономика организации. - М.: Дашков и Ко, 2013. - 240 с
  2. Баканов М.И., Мельник М.В., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа.- М.: Финансы и статистика, 2008 г. – 312 с.
  3. Грибов В.Д., Грузинов В.П. Экономика предприятия: учебник, практикум. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 218 с.
  4. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник / В.Я. Иохин; Моск. гос. ун-т коммерции. -М.: Юристъ, 2001. -864с.
  5. Киселева Е.А., Чепурин М.Н.Курс экономической теории. Учебник. 6-е изд., испр. и доп. -М., изд-во АСА, 2009. – 168 с.
  6. Коуз Р. Федеральная комиссия по связи. Фирма, рынок и право / - М.: Изд-во:  Директ-Медиа, 2010. - 234 c.
  7. Маховикова Г.А., Микроэкономика.-Изд-во Юрайт 2013, 268стр.
  8. Микроэкономика / Под ред. М.И. Ноздрина-Плотницкого. – Минск: Современная школа, 2011. – 384 с
  9. Микроэкономика: учебник для бакалавров / Л. С. Тарасевич, П. И. Гребенников, А. И. Леусский. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2013. – 543 с.
  10. Николаева И.П. Экономическая теория: учебник.- Изд-во Дашков и К.-2013.-327 стр.
  11. Никулина И.Н. - Микроэкономика: Учебник.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 553 с.: - (Высшее образование: Бакалавриат)
  12. Сафрончук М.В.. Микроэкономика.Изд-во «Крокус»- 2012.-246стр
  13. Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Экономика организации (предприятия). - М.: Юрайт, 2013.
  14. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И.,  Леусский А.И. Микроэкономика -Изд-во Юрайт 2013.- 544 стр.
  15. Цыпин И.С., Веснин В.Р. Мировая экономика. – М.: Проспект, 2012. – 248 с.
  16. Чечевицына Л.Н., Чечевицына Е.В. Экономика предприятия. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.
  17. Экономическая теория. Микроэкономика–1, 2: под ред. Г.П. Журавлевой.- Учебник- Изд-во Дашков и К.- 2012 - 934стр.
  18. Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. -3-е изд. -СПб: СПбГУЭФ, ПИТЕР, 2002. -544с.

 


Информация о работе Основные характеристики деятельности фирмы в рыночной экономике