Основы организации транспортно–складского хозяйства на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 02:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсового исследования состоит в комплексном изучении теоретических основ¬ и практических проблем организации транспортно–складского хозяйства.
Задачи курсового исследования:
охарактеризовать сущность транспортно–складского хозяйства;
дать характеристику организационной структуры транспортно–складского хозяйства;
определить технико–экономические показатели функционирования транспортно–складского хозяйства;
охарактеризовать организационную структуру транспортно – складского хозяйства на предприятии;
провести анализ показателей деятельности транспортного хозяйства;
осуществить оценку результативности функционирования складского хозяйства предприятия;
на основе проведенного анализа предложить направления совершенствования организации транспортно – складского хозяйства в ОАО «Ламзурь С».

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации транспортно–складского хозяйства на предприятии 5
1.1. Понятия и сущность транспортно–складского хозяйства 5
1.2. Организационная структура транспортно–складского хозяйства 10
1.3. Технико–экономические показатели функционирования транспортно – складского хозяйства 26
Глава 2. Анализ организации транспортно–складского хозяйства ОАО «Ламзурь С» 35
2.1. Характеристика организационной структуры транспортно – складского хозяйства на предприятии 35
2.2. Анализ показателей деятельности транспортного хозяйства 41
2.3. Оценка результативности функционирования складского хозяйства предприятия 46
Глава 3. Направления совершенствования организации транспортно – складского хозяйства в ОАО «Ламзурь С» 51
Заключение 61
Список использованной литературы 64
ПРИЛОЖЕНИЕ А 67

Вложенные файлы: 1 файл

Организация транспортно-складского хозяйства.docx

— 385.42 Кб (Скачать файл)

Подсистемы  транспортировки и складирования  взаимодополняют и взаимозамещают друг друга, что активно используется при генерации альтернативных вариантов организации поставок в технологических цепях предприятий. Именно затраты на хранение и транспортировку определяют выбор схем снабжения и сбыта, размещения производства, имеют решающее значение при принятии многих других решений в области управления операционной деятельностью предприятий. Они вместе выполняют важные функции обслуживания основных и вспомогательных процессов на всех уровнях (от рабочего места до уровня компании) в сфере производства, снабжения и сбыта.

Назначение  транспортного хозяйства предприятия заключается в полном удовлетворении потребностей подразделений предприятия в грузоперевозках при максимальном использовании транспортных средств и минимальной себестоимости транспортных операций. Это возможно только на основе интеграции технологических процессов транспорта и производства, согласования их графиков работы, правильной организации транспортного хозяйства предприятия и эффективного планирования грузоперевозок [16, C. 64 - 73].

При организации  транспортного хозяйства на предприятии  решаются следующие вопросы:

  • определяется грузооборот и грузовые потоки;
  • осуществляется организация перевозок грузов, выбор типа транспорта и расчет потребности транспортных средств;
  • организация погрузочно–разгрузочных работ [26, C. 43 - 54]. 

Техническая база транспортного хозяйства определяется видом транспортных средств и  их техническим состоянием, приспособленностью к конкретным условиям грузопереработки, уровнем механизации транспортных работ. Транспортные хозяйства предприятий располагают железнодорожным, безрельсовым (автомобильным, тележечным), водным, механическим видами транспорта.

Виды  транспортных средств используемых на предприятиях:

  • по сфере обслуживания – средства межцехового и внутрицехового транспорта;
  • в зависимости от назначения и места действия – внешние, межцеховые и внутрицеховые;
  • по видам транспорта – рельсовые, безрельсовые, водные, подъемно–транспортные и специальный транспорт;
  • в зависимости от места перемещения грузов – напольный (тележки, электрокары, аккумуляторные тягачи и т.п.) и подвесной (электротали, конвейеры, кран–балки);
  • в зависимости от режима работы – транспортные средства непрерывного (конвейерные системы и т.п.) и периодического действия (автомашины, самоходные тележки, электропогрузчики и т.п.);
  • по направлениям движения – транспортные средства для горизонтального (транспортеры, рольганги), вертикального (лифты, элеваторы и т.п.), горизонтально–вертикальные (кран–балки, автопогрузчики); наклонные (монорельсовые дороги, конвейеры);
  • по уровню автоматизации – автоматические, механизированные, ручные;
  • по виду перемещаемых грузов – транспортные средства для перемещения сыпучих, наливных и штучных грузов.

Транспортное  хозяйство предприятия включает общезаводское и цеховое транспортное хозяйство. Общезаводское транспортное хозяйство включает транспортные магистрали (рельсовые и безрельсовые пути со средствами оснащения, сигнализации и т.д.), объекты транспортной инфраструктуры (боксы для хранения техники, пункты технического обслуживания и ремонта, центры хранения и ремонта транспортной тары и т.п.), подвижной состав и тяговые средства (прицепы и полуприцепы, буксировщики, электрокары, автомобили и др.) [16, C. 84 - 95].

Общезаводской рельсовый, а также безрельсовый электротранспорт и автотранспорт предприятия независимо от места его использования концентрируется в общезаводском транспортном хозяйстве, оборудованном местами и устройствами для хранения техники, ее зарядки (заправки), технического обслуживания и ремонта.

Внутрицеховой транспорт находится в ведении  того цеха, где он применяется. Для  эксплуатации, технического обслуживания и ремонта средств специального (технологического) транспорта в цехах могут создаваться специализированные подразделения. Техническое обслуживание и ремонт этих средств могут также выполнять общезаводские специализированные подразделения (например, подчиненные отделу главного механика) или ремонтные базы цехов (участки механиков цехов), осуществляющие техническое обслуживание и ремонт технологического оборудования в цехах.

Внешние перевозки осуществляются, главным  образом, транспортом общего пользования, внутризаводские – транспортным хозяйством предприятия. Ввоз и вывоз грузов с территории предприятия через внешние подъездные пути осуществляется, как правило, большегрузным автомобильным и железнодорожным транспортом. При этом согласуются: тип, количество, порядок и сроки подачи автопоездов, железнодорожных составов и отдельных групп вагонов на подъездной путь завода; организация маневрирования, погрузочно–разгрузочных работ и приемосдаточных операций. Точное соблюдение единого технологического процесса и графиков работы обеспечивает сокращение простоя подвижного состава под погрузкой и выгрузкой, ускорение обработки прибывающих и отправляемых грузов. Все внутризаводские и часть внешних грузоперевозок осуществляются транспортом предприятия. Для внешних грузоперевозок используется автомобильный транспорт большой и средней грузоподъемности.

Для межцеховых грузоперевозок применяется рельсовый  транспорт (обычно при производстве крупногабаритной и крупнотоннажной  продукции), автомобильный транспорт  малой (реже средней) грузоподъемности, средства безрельсового электротранспорта (электробуксировщики с прицепными тележками и электрокары) и специальный (технологический) транспорт.

Межцеховой  транспорт выполняет следующие функции:

  • доставка сырья материалов и комплектующих со складов в цехи;
  • перемещение заготовок, деталей и сборочных единиц из цеха в цех по ходу технологического процесса;
  • вывоз готовых изделий из цехов на склады готовой продукции;
  • перевозка разнообразных грузов: отходов, рабочего и отработанного инструмента, агрегатов в ремонт и из ремонта, запасных частей, порожней тары, топлива и горюче–смазочных материалов – между основными, вспомогательными цехами и обслуживающими хозяйствами предприятия.

Для внутрицеховых  грузоперевозок используются разнообразные  средства безрельсового электротранспорта  и подъемно–транспортные машины (электропогрузчики и мультикары) и специальный (технологический) транспорт. Внутрицеховой транспорт, в свою очередь, подразделяется на:

  • межучастковый (транспортировка заготовок, деталей, сборочных единиц и готовых изделий внутри каждого цеха с участка на участок в процессе изготовления и сборки);
  • внутриучастковый (или межоперационный, осуществление транспортировки заготовок, деталей, сборочных единиц и готовых изделий внутри каждого участка между рабочими местами).

Виды  используемых на предприятии транспортных и погрузочно–разгрузочных средств зависят от типа и масштаба производства, а также от характера выпускаемой продукции.

В крупносерийном и массовом производстве широко применятся специальный (технологический) транспорт  непрерывного действия. При условии  равномерного грузопотока в течение  рабочего дня и постоянных точек  погрузки–выгрузки используются средства непрерывного транспорта в виде различных конвейеров и монорельсовых путей с электрическими тельферами [11, C. 345 - 362].

В поточном производстве в качестве средств  межоперационного транспорта используются конвейеры различной конструкции. На автоматических поточных линиях (станочных  и других) применяются специальные  встроенные транспортные устройства (транспортные роторы и конвейеры, автооператоры, кантователи и т.д.).

На предприятиях единичного и серийного производства в обрабатывающих и сборочных  цехах применяются электрические  мостовые краны, кранбалки с тельферами, консольные краны, мультикары. В дополнение к универсальным подъемно–транспортным средствам для оснащения цехов со специфическим производством часто требуются специальные подъемно – транспортные устройства, приспособления и тара (например, в литейных цехах для перемещения формовочных земель, форм, жидкого металла). В гибких производственных системах создаются транспортнонакопительные подсистемы, в которых используются специальные автоматические устройства (промышленные роботы –загрузчики, роботы – штабелеры, роботокары, поворотные столы – перегружатели, транспортеры и т.п.).

Материальной  базой транспортного хозяйства  предприятия является транспортный цех, типичная структура которого описана  ниже.

Грузовая  и коммерческая служба курирует погрузочно–разгрузочные операции, ведет учет поступающих и отправляемых грузов, оформляет перевозочные документы и расчеты с внешними перевозчиками.

Служба  движения осуществляет приемку и  отправку подвижного состава, подачу под  погрузку и выгрузку на погрузочно–разгрузочных пунктах.

Служба  технического обслуживания и ремонта  отвечает за содержание и ремонт подвижного состава и подъемно–транспортных средств, за обеспечение запасными частями и горючесмазочными материалами.

Служба  дорожного хозяйства ведает содержанием  и ремонтом заводского дорожного  хозяйства, включая транспортные магистрали, инженерные сооружения, средства связи  и сигнализации, дорожную разметку и указатели.

Оперативное управление работой транспортного  хозяйства осуществляет дежурный диспетчер, взаимодействующий с дежурным диспетчером  предприятия. При наличии на предприятии  централизованной службы логистики (управления цепью поставок) транспортное хозяйство  входит в ее состав.

На средних  и крупных промышленных предприятиях обычно создается транспортный отдел, объединяющий несколько хозрасчетных единиц по видам транспорта и подчиняющийся  заместителю генерального директора  по общим вопросам или по маркетингу и сбыту.

Планово–экономическое бюро разрабатывает план производственно – хозяйственной деятельности (транстехплан), определяет грузооборот по заводу и объем погрузочно–разгрузочных работ, рассчитывает потребность в транспортных и погрузочно–разгрузочных средствах, потребность в кадрах и фонд заработной платы, составляет смету затрат по транспортному хозяйству и калькуляцию себестоимости на отдельные виды услуг.

Техническое бюро ведет техническую подготовку производства; разрабатывает транспортно – технологические схемы, обеспечивающие стыковку отдельных звеньев транспортной сети предприятия и технологического оборудования; формирует альбомы чертежей по каждому виду подъемно–транспортного оборудования для изготовления запасных частей и проведения ремонтных работ.

Бюро  учета ведет паспортизацию всех видов транспортных средств, бухгалтерский учет и отчетность работы транспортного хозяйства.

Диспетчерское бюро осуществляет оперативно – производственное планирование работы транспорта (составление квартальных, месячных и суточных планов перевозок, оперативное регулирование транспортных работ) [2, C. 75 - 93].

Итак, сформулируем функции транспортной службы предприятия:

  • разработка нормативов, применяемых в транспортной службе;
  • планирование потребностей во всех видах транспорта на основе расчетов грузопотоков и грузооборота;
  • планирование потребности в запчастях и их приобретении;
  • оперативное планирование и диспетчирование обеспечения предприятия всеми видами транспорта;
  • обеспечение производственных процессов транспортными средствами;
  • организация осмотров и ремонта транспортных средств;
  • организация безопасности движения;
  • организация обслуживания транспортных средств;
  • организация приобретения новых транспортных средств, их регистрации в государственных органах, получения лицензий на перевозку грузов и людей, списания и утилизации транспортных средств.

Перевозимые на предприятия грузы делятся на три основные группы:

  • штучные грузы: тяжеловесные (оборудование, поковки, крупные слитки), тарноупаковочные (ящики, контейнеры, рулоны, бочки и т.п.), длинномерные (более 3 м): трубы, круглый лес, пиломатериалы, сортовой и профильный прокат и др., короткомерные (до 3 м): детали, заготовки и пр., штучные массовые (до 50 кг): заготовки, детали, болванки и т.п.;
  • сыпучие грузы: песок, уголь, гравий, формовочные материалы и др.;
  • наливные (жидкие) грузы: химические жидкости, нефтепродукты и пр.

Необходимо  отметить, что грузы каждой группы имеют определенные особенности  перевозки, погрузки, выгрузки, хранения, требуют применения определенных способов транспортировки, технологии грузопереработки, транспортно – складской тары. Эти особенности учитываются при выборе типа транспортных средств и организации их работы.

Способ  транспортировки грузов может быть тарный и бестарный. Тарный способ предусматривает  транспортировку грузов в специальной  таре (тазы, контейнеры, ящики и т.п.). он обеспечивает хорошую сохранность груза, позволяет сократить время на погрузку и разгрузку, упрощает учет грузов в случае использования мерной тары. Бестарный способ применяется для навалочных, штучных, жидких грузов и при пневмотранспортировке. Этот способ не трудоемок, не требует затрат на тару и упаковку груза и может использоваться в том случае, когда не возникает опасений за повреждение продукции и снижение ее качества. Бестарный способ требует больших затрат на изготовление и монтаж транспортных устройств, но позволяет достичь высокой степени механизации и автоматизации операций транспортировки [2, C. 104 - 112]. Проанализировав все вышесказанное можно сказать, что организация транспортного хозяйства предприятия включает выполнение следующих работ:

Информация о работе Основы организации транспортно–складского хозяйства на предприятии