Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 17:42, контрольная работа
В передовых компаниях Франции, Германии, Японии система оплаты труда строится на принципах индивидуализации заработной платы персонала в зависимости от фактических результатов работы и вклада в общие финансово-хозяйственные итоги деятельности предприятия.
Введение 3
1. Особенности оплаты труда в Японии. 4
Заключение 11
Решение задач 12
Список литературы 13
Содержание
Введение |
3 |
1. Особенности оплаты труда в Японии. |
4 |
Заключение |
11 |
Решение задач |
12 |
Список литературы |
13 |
Введение.
Страны с развитой рыночной экономикой накопили большой опыт организации заработной платы и других форм мотивации труда, который может представлять интерес для отечественных предприятий.
В частности, в последние годы в США, Франции. Японии и других странах широкое распространение получила индивидуализация заработной платы, основанная на оценке заслуг. Ее смысл сводится к следующему: работники, имеющие одинаковую квалификацию и занимающие идентичные должности, благодаря своим природным способностям, стажу, целевым установкам, мотивам и стремлениям могут добиться различных результатов в работе. Эти различия должны найти отражение в заработной плате, что достигается с помощью дифференциации в рамках разряда (или должности).
В передовых компаниях Франции, Германии, Японии система оплаты труда строится на принципах индивидуализации заработной платы персонала в зависимости от фактических результатов работы и вклада в общие финансово-хозяйственные итоги деятельности предприятия [2].
1. Особенности оплаты труда в Японии.
Система оплаты труда в Японии строится на следующих базовых принципах:
- размер вознаграждения определяется, прежде всего, социальными, а не экономическими факторами;
- индивидуальный доход
устанавливается с учетом того,
сколько получают другие
- система согласуется
с принципом долгосрочного
Для современной Японии наиболее типичной является комбинированная (синтезированная) система оплаты труда, сочетающая элементы традиционного и трудового подходов к решению вопросов о тарификации работников. Размер заработной платы определяется по четырем основным показателям: возрасту, стажу, профессиональному разряду и результативности труда.
При этом первые два служат основой для традиционной (повозрастной) ставки, а последние два – для трудовой. Все возможные варианты сочетания показателей, определяющих размер каждой из двух ставок, сводятся в соответствующие сетки.
Вместо фиксированного размера оклада для каждого квалификационного разряда введены вилки окладов, облегчающие служебный рост и ротацию персонала в рамках разряда. Кроме того, при назначении на более высокий разряд был введен критерий выслуги лет. Тем самым обеспечивались возможности для непрерывного профессионального роста работников с фиксированным уровнем производительности. Данная система получила название "плата за работу и способности".
Повозрастная сетка определяется результатом двух составляющих, одна из которых зависит от возраста, а другая – от стажа работы. Прибавка за стаж на всем протяжении шкалы одинакова, поскольку считается, что в результате увеличения опыта работника происходит накопление квалификации, причем равномерно в течение всей трудовой жизни.
Шкала по возрасту разделена на неравные (по времени и размеру прибавок к заработку) промежутки, которые соответствуют, на взгляд японских специалистов, различным периодам жизни работника [3]. Когда 22-летний японец после окончания университета поступает на работу, его заработная плата составляет примерно 200000 иен в месяц. Это определенный законом минимум. В 28–29 лет японец, как правило, женится, и, в соответствии с законом и традициями, достижение этого пика отмечается повышением заработка (примерно на 5–7 %). Следующим пиком является рождение ребенка, в связи с чем, государство рекомендует работодателям еще повысить зарплату работникам. Затем прибавка следует при покупке жилья в кредит и т.д. [4]. Такой волнообразной динамики прибавок к заработной плате в зависимости от возраста придерживаются многие японские компании.
Размер тарифной ставки зависит и от двух других показателей – от уровня квалификации и результативности труда работника. В тарифной сетке размер ставки работника увеличивается по горизонтали по мере повышения его разряда. Этот переход связан с продолжительностью прохождения соответствующей профессиональной подготовки, имеющей свои минимальные и максимальные границы.
Введение в тарифную систему оценки трудового вклада работника имеет большое значение. Результаты работы (уровень выполнения норм, качественные показатели) оцениваются ежегодно по трехбалльной системе, и в соответствии с полученной оценкой он за год может быть повышен по вертикали тарифной сетки на одну, две и три ступени. Поэтому даже в пределах одного и того же уровня квалификации каждый работник получает возможность влиять на размер своего заработка [2].
Использование подобной тарифной системы исключает возможность автоматического роста заработной платы независимо от повышения квалификации и результативности работников, а оплата труда, таким образом, увязывается с его эффективностью.
Обе стороны трудовых отношений рассматривают заработную плату в долгосрочной перспективе. Предприниматель, нанимающий выпускника учебного заведения, рассчитывает, что тот проработает в данной компании не менее 30 лет и получит от нее в течение трудовой жизни порядка 200 млн. йен. В свою очередь, молодой человек, поступивший на работу в фирму, надеется на стабильный рост заработка. Начальный оклад довольно низок и зависит от уровня образования, его размер определяется на рынке труда (различия в уровне начальной заработной платы между предприятиями несущественны). Дальнейший рост зависит от факторов, действующих внутри фирмы. В этом смысле можно сказать, что в Японии нет "средней" заработной платы по промышленности или по отдельной профессии. Доход работника включает: месячное вознаграждение; сезонные доплаты (бонусы); выходное пособие.
Месячное вознаграждение состоит из постоянной и переменной частей. Ее постоянная часть представляет собой фиксированную величину, размер которой ежегодно пересматривается администрацией самостоятельно или в результате переговоров с профсоюзом. Она состоит из основной заработной платы и ежемесячных доплат. В фирмах, применяющих систему тарифно-квалификационных разрядов, имеются таблицы по каждому укрупненному блоку работ, например, по сектору производства, сбыта, для конторских работ и др., однако различия между ними несущественны. Ежегодно постоянный работник получает повышение квалификационного разряда, если у него не было дисциплинарных взысканий и случаев длительного отсутствия на рабочем месте. Независимо от ежегодного внутрифирменного повышения зарплаты тарифные таблицы почти каждый год пересматриваются в результате переговоров между администрацией и профсоюзами.
Число и размер ежемесячных
доплат, как постоянной части вознаграждения
в различных компаниях
1. Доплаты за работу. Главные разновидности их: за специфические профессиональные навыки; за отсутствие невыходов на работу.
2. Надбавки за условия труда. В их число входят: надбавки за выполнение тяжелых и опасных работ, а также за работу в сменном режиме или отдаленном месте. Доплаты этой категории назначаются только рабочим.
3. Доплаты за уровень
4. Доплаты, связанные с уровнем стоимости жизни.
Переменная часть заработной платы включает главным образом вознаграждение за сверхурочную работу. Сверхурочные составляют стабильный элемент заработной платы японского работника. На небольших предприятиях руководители и рядовые работники рассматривают сверхурочную работу как часть своих производственных обязанностей и стабильный источник заработка. В объявлениях о найме обязательно указывается средний размер сверхурочных.
Кроме того, каждые полгода (зимой и летом) работники получают сезонную доплату, премию (бонус). Ее размер определяют результаты деятельности фирмы, индивидуальные оценки работника, а также переговоры между администрацией и профсоюзом. Каждая компания пользуется собственной методикой расчета бонуса. Наиболее распространенная формула: (основная заработная плата + некоторые доплаты) х (коэффициент, отражающий условия данного полугодия) + (сумма по результатам индивидуальной оценки работника).
Размеры летних и зимних бонусов возрастают из года в год, причем в последние годы летние бонусы равны примерно полуторамесячным, а зимние - почти двухмесячным зарплатам. Следовательно, помимо основной заработной платы, работники ежегодно получают в виде единовременных выплат еще, в среднем, по 3,5 месячной зарплаты. Что касается крупных предприятий, то общая сумма летних и зимних бонусов на некоторых достигает 4-х и даже 6-ти месячных зарплат. На эту сумму можно приобрести, например, новый автомобиль. [5,8]
Японские фирмы не
допускают выплаты текущей
Наконец, по окончании работы в фирме (при выходе в отставку или увольнении по собственному желанию) выплачивается выходное пособие. Его размер зависит от количества проработанных лет. Сумма пособия дифференцируется в зависимости от того, является ли увольнение работника добровольным (при замужестве работницы или при рождении ребенка) или вынужденным (по достижении возрастного лимита; по причинам, связанным с деятельностью компании (банкротство, сокращение численности персонала в связи со смертью или несчастным случаем). При расчете выходного пособия используется следующая формула: заработная плата на момент увольнения х коэффициент, учитывающий стаж работы в фирме.
В случае, когда стаж составляет 25 — 30 лет, работнику выплачивается примерно одинаковая сумма при добровольном и вынужденном увольнении.
Японский вариант системы заработной платы сочетает две основные функции подобных систем – стимулирующую, в которой, прежде всего, заинтересована компания, и воспроизводственную, жизненно необходимую для самого работника.
Повышению трудовой активности персонала в значительной степени способствуют также выплаты различных единовременных пособий на поддержание благосостояния: пособие на жилье, некоторые виды коммерческих услуг, питание, культурные и медицинские нужды. Среди психологических стимулов можно выделить следующие: непосредственное психологическое воздействие на работников; вовлечение их в различные производственные движения; установление "человеческих отношений в промышленности" и т.д. [5]
К непосредственному психологическому воздействию на работников относится, например, ежедневное исполнение перед началом работы всем персоналом предприятия патриотического "гимна компании". Наиболее известными производственными движениями являются следующие: "движение за повышение производительности труда", "движение за работу без брака", "движение контроля над качеством продукции" и т.д. [6]
Особое место в общей системе психологического воздействия на наемный персонал занимает система установления "человеческих отношений в промышленности", которая родилась в США в конце 30-х годов. В Японии эта система стала внедряться с середины 50-х годов. Ее цель сводится к тому, чтобы продемонстрировать рядовым работникам их полное равноправие с руководящим персоналом предприятия. Это метод неформального делового общения руководителей предприятия с подчиненными: так называемый "метод похлопывания по плечу", когда руководитель компании ежедневно обходит различные участки производства и обменивается с работниками короткими приветствиями непосредственно на их рабочих местах.
Также есть метод "поздравления работника с днем рождения", метод "откровенных бесед в цехах", метод "внесения предложений", цель которого - усилить в сознании рядовых работников чувство своей принадлежности к предприятию и на этой основе добиться от них максимального повышения производительности труда. [8]
Стратегия японских предприятий следующая: “Делать все лучше, больше и быстрее для процветания своего предприятия - значит делать жизнь лучше для самого себя” - таков основной мотив всей трудовой деятельности. [1]
Заключение
Необходимость обратить особое внимание на современную японскую систему оплаты труда обусловлена тем, что она строится на введении мотивирующих методов оплаты труда. Сегодня в Японии уменьшается фиксированная часть заработной платы, переменная же часть возрастает и становится все важнее для удовлетворения жизненных потребностей. [7]
Следует сказать, что опыт любой страны не надо копировать, но его нельзя также игнорировать, поскольку в процессе все более тесного взаимодействия происходит взаимная адаптация управленческих систем, неотъемлемая часть которых – механизмы материальной мотивации. Международный опыт в области мотивации труда должен использоваться с осторожностью, поскольку наибольшее влияние на работника оказывает культурная среда вместе с историческими, национальными и даже религиозными нормами, которые необычайно устойчивы. Они и создают особый национальный характер мышления и стереотипы поведения, в том числе и в трудовом процессе.