Оценка кредитоспособности предприятия на примере ОАО «Байкалфарм»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 13:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в применении рейтинговой модели оценки кредитоспособности к предприятию ОАО «Байкалфарм».
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить литературу, описывающую кредитоспособность предприятий. Определить сущность кредитоспособности.
2. Определить различия между кредитоспособностью и платежеспособностью.
3. Описать модели оценки кредитоспособности предприятий-заёмщиков.
4. Дать поэтапное описание рейтинговому методу оценки кредитоспособности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..стр 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………….стр

1.1. Экономическая сущность кредитоспособности ………………………….стр

1.2. Методы оценки кредитоспособности предприятия …................................стр

1.3. Роль анализ кредитоспособности предприятия ….………………………..стр

ГЛАВА 2. ОЦЕНКА КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ОАО «БАЙКАЛФАРМ»……………………………..…………………………………стр

2.1. Краткая характеристика ОАО «Байкалфарм» …………………………….стр

2.2. Рейтинговая оценка кредитоспособности ОАО «Байкалфарм» ………….стр

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………..……………………стр

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ ...............стр

Вложенные файлы: 1 файл

kursach.doc

— 367.50 Кб (Скачать файл)

 
Вероятность риска

 
Баллы

 
Класс кредитоспособности

 
1.Нерискованная операция 
 
2.Минимальный риск 
 
3.Средний риск 
 
4.Высокий риск 
 
5.Полный риск

 
больше 100 
 
80-100 
 
50-79 
 
30-49 
 
0-29

 

 
II 
 
III 
 
IV 
 
V


 
 
 
Большинство используемых методов  оценки кредитоспособности повернуто  на анализ прошлого состояния заемщика. Однако, при определении кредитоспособности часто говорят не о текущей, а о будущей, платежеспособности предприятия. 
 
Таким образом, из пункта 1.2. следует, что для оценки кредитоспособности предприятия испоьзуют следующие методы: 
 
- Метод оценки кредитоспособности заемщика на основе системы финансовых коэффициентов, которые определяются по балансовым формам. 
 
- Метод оценки кредитоспособности заемщика на основе расчета финансовых коэффициентов. 
 
- Метод оценки кредитоспособности на основе анализа денежных потоков. 
 
- Метод оценки кредитоспособности на основе анализа делового риска. 
 
Однако, в анализе данной курсовой работы используется метод рейтинговой оценки, которая рассмотрена в п. 1.3.

 
    Анализ кредитоспособности юридического  лица на основе рейтинговой  оценки:

 
Рейтинговая оценка(общая сумма  баллов) рассчитывается путем умножения значения показателя на его вес (коэффициент значимости) в интегральном показателе. В мировой практике, при оценке кредитоспособности на основе системы финансовых коэффициентов применяются в основном пять групп коэффициентов: 
 
► ликвидности; 
 
►оборачиваемости; 
 
►финансового рычага; 
 
►прибыльности; 
 
►обслуживания долга. 
 
Преимуществами рейтинговой модели являются простота (так как достаточно рассчитать финансовые коэффициенты и, приняв во внимание коэффициенты их значимости, определить класс заемщика), возможность расчета оптимальных значений по частным показателям, способность ранжирования организаций по результатам, комплексный подход к оценке кредитоспособности (так как используются показатели, отражающие различные стороны деятельности организации)[4].  
 
Многие коммерческие банки используют метод рейтинговой (балльной) оценки. Применение этого метода позволяет охарактеризовать финансовое состояние заемщика с помощью синтезированного показателя – рейтинга, выраженного в баллах, а также определить границы интервала колебания этого показателя, при которых возможна выдача кредита. Класс заемщика устанавливается по сокращенному кругу финансовых коэффициентов, так как многие показатели дублируют друг друга. 
 
Каждый коммерческий банк использует свою, в определенной степени оригинальную методику, способствующую адекватной оценке потенциальных заемщиков. Система рейтинга утверждается кредитным комитетом на основе выбранной банком стратегии развития, причем каждому показателю присваивается индивидуальный рейтинг с учетом отраслевой принадлежности клиента и других специфических особенностей его деятельности. 
 
Запишем общий вид рейтинговой оценки: 
 
K0 = Ai × Ki , (1.1.) 
 
где K0 – интегральный показатель (рейтинг); 
 
Ai – удельный вес показателя i; 
 
Ki – значение показателя i; 
 
n – число показателей 
 
Аi = 100 % 
 
Этот подход позволяет охарактеризовать финансовое состояние заемщика на основе синтезированного показателя – рейтинга, рассчитываемого в баллах, присваиваемых каждому значению коэффициентов. 
 
Однако, в данной работе мной используется балльная шкала, а не удельные веса показателя, так как данное предприятие не имеет аналогов в данном регионе, поэтому определить веса крайне сложно.  
 
Для снижения кредитного риска в практике банков все большее распространение получает метод оценки кредитоспособности заемщика, который основывается на бальной оценке кредитополучателя. Этот метод предполагает определение рейтинга клиента. Оценка кредитоспособности заемщика может быть сведена к единому показателю – рейтингу. Именно рейтинг позволяет ориентироваться в громадном потоке всевозможной информации и в тоже время восполняет недостаток той ее части, на основе которой представляется возможным принимать ответственные управленческие решения. Преимущество рейтинговых систем заключается в возможности учитывать неформализованные показатели анкетного типа. 
 
Рейтинговая модель является наиболее оптимальной, так как расчет показателей производится с помощью математических вычислений. Методика оценки кредитоспособности заемщика предполагает глубокую проверку и анализ данных на основе полученной бухгалтерской отчетности предприятия, пакета документов, предоставленных для получения кредита, а также на основе субъективных данных, которыми уже располагает банк. Учреждения банка осуществляют оценку финансового состояния заемщика – юридического лица перед предоставлением ему кредита, а в дальнейшем ежеквартально для определения размера отчислений в резерв и контроля над деятельностью заемщика[5]. Предварительная оценка финансового состояния заемщика – юридического лица осуществляется за два последних отчетных периода. 
 
Данная модель дает возможность постоянно осуществлять быстрый анализ финансового состояния заемщика, своевременно выявлять отрицательные тенденции в его хозяйственно-финансовой деятельности и вносить коррективы в кредитные отношения. На основании анализа формируется база данных о заемщике, что дает возможность рассматривать динамику его хозяйственно-финансовой деятельности. 
 
Для конкретного предприятия процесс расчета проводится в четыре этапа. 
 
На первом этапе вычисляются значения финансовых показателей. На втором этапе оцениваются и обобщаются основные показатели. На третьем этапе корректируются значения оценки основных показателей на дополнительные (субъективные) показатели. На четвертом этапе определяется класс заемщика. 
 
Рассмотрим каждый из этапов подробнее. 
 
На первом этапе рассчитываются основные показатели, которые объективно характеризуют финансовое состояние заемщика (платежеспособность, финансовая устойчивость, рентабельность, денежные потоки, коэффициент обеспечения кредита). 
 
1. Платежеспособность. С помощью показателей платежеспособности показывается, на что может рассчитывать банк в случае непогашения клиентом долгового обязательства и определяется достаточность оборотных активов для покрытия текущих обязательств. Определяют платежеспособность заемщика по таким показателям как: 
 
Коэффициент мгновенной ликвидности (Кмл) характеризует структуру баланса. Показывает, какая часть краткосрочных заемных средств может быть при необходимости погашена немедленно рекомендуемое значение данного показателя – не менее 0,2[6].  
 
Кмл= , (1.2.) 
 
где ДС - денежные средства, 
 
КФВ – краткосрочные финансовые вложения, 
 
ТП – текущие пассивы. 
 
Коэффициент текущей ликвидности (Ктл) характеризует возможность погашения краткосрочных обязательств в установленные сроки. Этот коэффициент наиболее часто используется для оценки рискованности предоставления кредита на основе данных баланса. Он сравнивает текущие активы предприятия с его краткосрочными обязательствами и показывает, насколько кредитор застрахован от потерь вследствие невыполнения кредитного соглашения. Оптимальное теоретическое значение этого показателя – не менее 0,5[7]. 
 
Ктл = , (1.3.) 
 
где  ТА – текущие активы, 
 
ТП – текущие пассивы 
 
Коэффициент общей ликвидности (Кол) характеризует то, насколько объем краткосрочных обязательств может быть погашен за счет всех ликвидных активов. Оптимальное значение показателя Кол – не менее 2,0. Не менее важным, чем размер показателя, считается состав и качество активов, которые используются при расчете коэффициента. Если при высокой числовой величине показателя (например 3,5) в активах высокая доля товарных запасов, коэффициент не свидетельствует о благополучии заемщика. И наоборот, коэффициент может быть в пределах [1,0 – 2,0], но если в активах преобладает денежная наличность и другие, наиболее ликвидные статьи, можно свидетельствовать об удовлетворительном финансовом положении[8]. 
 
Кол = , (1.4.) 
 
где ДС - денежные средства,  
 
КФВ – краткосрочные финансовые вложения,  
 
ДЗ – дебиторская задолженность, 
 
ТП – текущие пассивы. 
 
2. Финансовая устойчивость. 
 
Коэффициент маневренности собственных средств (Км) характеризует степень мобильности использования собственных средств, показывает, какая часть собственных средств заемщика находится в мобильной форме, которая разрешает свободно маневрировать этими средствами. Высокое значение Км положительно характеризует финансовое состояние заемщика. Оптимальное теоретическое значение показателя Км – не меньше 0,5[9] 
 
Км= , (1.5.) 
 
где Ск – собственные средства заемщика; 
 
Ан – внеоборотные активы. 
 
Коэффициент финансовой независимости (Кн) – характеризует размер привлеченных средств на 1 рубль собственных средств предприятия. Оптимальное теоретическое значение показателя Кн – не больше 1,0. Превышение собственных средств над заемными указывает на то, что заемщик имеет достаточный уровень финансовой устойчивости и относительно независим от внешних финансовых источников. Если Кн больше 1,0, то нужно выяснить причины уменьшения финансовой стабильности (падение выручки от реализации товаров, работ, услуг; уменьшение прибыли; необоснованное увеличение материальных запасов и т.п.)[10]  
 
Кн = , (1.6) 
 
где Зк – привлеченные средства (долгосрочная и краткосрочная кредиторская задолженность); 
 
Ск – собственные средства заемщика. 
 
3. Рентабельность заемщика – это соотношение чистой прибыли и активов, используемых для ее получения. 
 
Рентабельность активов (Ра) – насколько удачно заемщик размещает свои средства. Он выражает отдачу, которая приходится на единицу активов заемщика. Анализировать показатель рентабельности активов (Ра) в динамике можно лишь по одинаковым периодам (год, квартал)[11] 
 
Ра = , (1.7.) 
 
где ЧП – чистая прибыль,  
 
ВБ – валюта баланса 
 
Рентабельность продаж (Рп) – показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Другими словами, сколько остается у заемщика средств после покрытия себестоимости продукции[12] 
 
Рп = , (1.8) 
 
где ЧП – чистая прибыль,  
 
ВР – выручка от реализации продукции. 
 
Необходимо учесть не только значения показателей Рп, Ра и их динамику, но и взаимное влияние коэффициентов одного на другого. Причины ухудшения рентабельности активов могут заключаться как в снижении рентабельности продаж, так и в уменьшении оборачиваемости активов. Причиной ухудшения рентабельности продаж может быть рост себестоимости продукции, снижение качества, падение объема продаж. 
 
4. Денежные потоки рассчитываются как среднее арифметическое от поступлений за три предыдущих месяца. 
 
5. Коэффициент обеспечения кредита характеризует наличие, объем и качество обеспечения возврата кредита. 
 
 
Рассчитав все нужные показатели на первом этапе, переходим ко второму этапу. Начинаем определять сумму баллов. В таблице представлено соответствие значений коэффициентов баллам (см. приложение №1) 
 
На третьем этапе оцениваются дополнительные показатели (субъективные факторы), которые определяют рыночную позицию заемщика, характеризуют его отношения с банком в минувшем, дают возможность реально оценить возможность заемщика. 
 
К таким факторам относятся: 
 
 срок действия предприятия (характеризует: насколько долго предприятие работает в той или иной отрасли); 
 
 возвращение предшествующих ссуд; 
 
 данные о руководстве предприятия-заемщика (представляет собой впечатление от личной беседы с руководителем предприятия и данных о его деловой репутации); 
 
 наличие бизнес-плана (характеризует планирование предприятием своего бизнеса, его стремление продолжительно работать в данной области); 
 
 наличие резервных источников погашения (характеризует возможность заемщика погасить кредит средствами, несвязанными с кредитуемым мероприятием в случае непредвиденных затруднений); 
 
- наличие постоянных партнеров (насколько тесно налажены деловые связи предприятия). 
 
Таблица 1.5. Балльная оценка факторов[13].

 
фактор

 
оценка

 
балл

 
возраст предприятия

 
до 3-х лет

 
5

 

 
до 10 лет

 
10

 

 
свыше 10 лет

 
15

 
гашение предыдущих ссуд

 
своевременно 

 
15

 

 
задержка до 30 дней

 
5

 

 
задержка до 90 дней

 
0

 
данные о руководителе

 
положительная

 
10

 

 
удовлетворительная

 
0

 
бизнес-план

 
имеется

 
6

 

 
отсутствует

 
0

 
резервный фонд

 
имеется

 
6

 

 
отсутствует

 
0

 
партнеры

 
постоянные

 
10

 

 
единовременные

 
1


 
 
 
Рассчитав нужные коэффициенты, и на основании суммы набранных баллов по оценке финансового состояния и субъективных факторов определяется класс заемщика (таблица 1.6.). 
 
Таблица 1.6.  Определение класса заемщика[14]

 
класс

 
баллы

 
удельный вес, %

 
А

 
свыше 92

 
70 – 100

 
Б

 
69 – 92

 
55 – 70

 
В

 
46 – 69

 
35 – 55

 
Г

 
23– 46

 
20 – 35

 
Д

 
меньше 23

 
меньше 20


 
 
 
Класс «А» - финансовая деятельность заемщика очень хорошая, что свидетельствует  о возможности своевременного выполнения обязательств по кредитным операциям, а именно о погашении основной суммы долга и процентов по нему согласно условиям кредитного договора. Экономические показатели в границах установленных значений (согласно методике оценки финансового состояния заемщика, утвержденной внутренними документами банка). Высшее руководство заемщика имеет отменную деловую репутацию; кредитная история – безупречная. Одновременно можно сделать вывод, что финансовая деятельность и дальше будет осуществляться на высоком уровне. 
 
Класс «Б» - Финансовая деятельность заемщика этой категории близка по характеристикам классу «А», однако вероятность поддержания ее на этом уровне длительное время является низкой. Заемщики, отнесенные к этому классу требуют большого внимания из-за потенциальных недостатков, ставящих под угрозу достаточность поступления средств для обслуживания долга. Недостатки в деятельности заемщиков данного класса должны быть лишь потенциальными. При наличии реальных недостатков класс заемщика необходимо снизить. 
 
Класс «В» - финансовая деятельность удовлетворительная и требует более детального контроля. Поступление средств и платежеспособность заемщика свидетельствует о вероятности несвоевременного погашения полной суммы в сроки, предусмотренные кредитным договором, если недостатки не будут устранены. Одновременно наблюдается возможность исправления ситуации и улучшение финансового состояния заемщика. Обеспечение кредитной операции должно быть ликвидным. 
 
Класс «Г» - финансовая деятельность неудовлетворительная (экономические показатели не соответствуют нормативным значениям) и наблюдается ее нестабильность на протяжении года; есть высокий риск значительных убытков; вероятность полного погашения кредитной задолженности и процентов по ней является низкой; проблемы могут касаться состояния обеспечения по кредиту, необходимой документации, касающейся обеспечения и свидетельствующей о его ликвидности. Если во время осуществления следующей классификации не представлено подтверждение улучшения на протяжении месяца финансового состояния заемщика или уровня обеспечения по кредиту, то его необходимо отнести к более низкому классу. 
 
Класс «Д» - финансовая деятельность неудовлетворительная и является убыточной; показатели не соответствуют установленным значениям, кредитная операция не обеспечена ликвидным залогом (или гарантией), вероятности выполнения обязательств заемщиком нет. К этому классу принадлежат заемщики, которые признаны банкротом в установленном действующим законодательством порядке.

 

1.3 Роль анализа кредитоспособности  предприятия.

 

Одной из важнейших  стратегических целей повышения малого и среднего бизнеса в РФ является создание условий для развития кредитования банками в реальном секторе экономики. В современных условиях наблюдается тенденция поворота всей банковской системы к решению задач подъема российского производства. А это значит, что банкам следует осваивать долгосрочное кредитование реального сектора экономики.  
       Но прежде чем принимать решение о выделении кредита предприятию, банк должен оценить его кредитоспособность.  
       Вопрос оценки кредитоспособности освещается в современной экономической литературе на западном опыте, плохо применимом в отношении коммерческих банков в России.       В этой связи целью настоящей работы является оценка достоинств и недостатков методик кредитоспособности заемщиков, применяемых российскими коммерческими банками.  
       Для достижения данной цели в работе должны быть поставлены и решены следующие задачи: 
- проанализированные существующие методики оценки кредитоспособности предприятий-заемщиков, применяемые в практике российских коммерческих банков; 
- рассмотренные их достоинства и недостатки; 
- подробно изложенная методика рейтинговой оценки кредитоспособности предприятия; 
- проведен анализ финансового состояния предприятия с использованием методики рейтинговой оценки на основе системы финансовых коэффициентов и метода анализа денежного потока предприятия; 
- сделано заключение о кредитоспособности предприятия.  
 
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ОАО «БАЙКАЛФАРМ» 
 
2.1. Краткая характеристика ОАО «Байкалфарм»

 
Байкалфарм» возник в 1991 году, когда  по всей России начали появляться кооперативы и малые предприятия. Началось предприятие с идеи двух людей: научный сотрудник лаборатории Бурятского филиала Сибирского отделения Академии наук СССР Эдуард Иринчеевич Матханов решил внедрить в производство фармакологическую продукцию из целебных трав по древней тибетской рецептуре – таны (с тибетского – «измельченные травы»). Его жена Татьяна Базыровна поддержала проект.  
 
В 2000 году компанию возглавил Иринчей Матханов, врач-биохимик, кандидат биологических наук. Под его руководством ОАО «Байкалфарм» превратилось в экономически стабильное предприятие, сохраняющее высокие темпы роста производства, с современной производственной базой и передовым менеджментом. В 2005 году компания была удостоена звания «Лучший налогоплательщик» в республиканском конкурсе «Лидер экономики». В настоящее время Иринчей Эдуардович является председателем совета директоров группы компаний «Байкалфарм». 
 
ОАО «Байкалфарм» - крупнейшее предприятие-производитель ликероводочной продукции на территории Сибири и Дальнего Востока. Двацатилетняя история компании наглядно показывает ее успешное развитие на рынке алкоголя. По итогам 2007 года компания «Байкалфарм» заняла 2-е место в России по темпам роста объемов производства. Рост составил свыше 60% - это один из самых высоких показателей по ликероводочной отрасли не только в России, но и в мире. Если в 2006 году предприятием было произведено 1,15 млн. декалитров продукции, то в 2007 году – 1,85 млн. декалитров. Такого увеличения удалось добиться благодаря выходу на новые рынки сбыта как в Сибири и на Дальнем Востоке, так и в европейской части России. 
 
Особенно успешным для ОАО «Байкалфарм» стал 2007 год. Лучший налогоплательщик России, победитель федеральной программы «Сто лучших товаров России», 11-е место в рейтинге отечественных производителей алкоголя. Компания в минувшем году завоевала высшие награды всех самых престижных выставок от Звезды «Продэкспо-2007» до Гран-при Союза участников алкогольного рынка. И это далеко не все достижения компании, которые позволяют говорить о том, что компания из Бурятии доросла до уровня федеральной и серьезно претендует на место в десятке крупнейших алкогольных предприятий России. 
 
Компания «Байкалфарм» - динамично развивающееся предприятие, успешно работающее на территории Республики Бурятия, Иркутской области, Забайкальского и Красноярского края. Компания входит в ТОП–20 крупнейших алкогольных компаний России.  
 
Рисунок 1. Рейтинг ОАО «Байкалфарм» среди производителей водки и ЛВИ[16] 
 
 
 
ОАО «Байкалфарм» успешно реализует планы по увеличению доли своей продукции на рынках присутствия: более 65% рынка Бурятии, 25% рынка Иркутской области, 20% рынка Забайкальского края. Буквально за 1 год активных продаж в Красноярском крае удалось увеличить долю рынка до 8%. Собственные дистрибьюторы на перечисленных рынках в настоящее время осуществляют продажи в 70-90% торговых точек от общего их количества на территории (Республика Бурятия – 95%, Иркутская область – 70%, Забайкальский край – 85%, Красноярский край – 65%).

 
Рисунок 2. Динамика роста объемов  продаж ОАО «Байкалфарм»[17] 
 

 
У Компании имеется 8-летний опыт создания системы прямых продаж на новых рынках сбыта. Как следствие, наличие в организационной структуре продаж собственных дистрибьюторов, находящихся на территориях, где осуществляются продажи алкогольной продукции собственного производства (Республика Бурятия – ООО «Дионис-С», ООО «Империал», Иркутская область – ООО «Ангарская водочная компания», Забайкальский край – ООО «Гермес», Красноярский край – ООО «Канская водочная компания»).  
 
Кроме того, у компании есть собственная розничная сеть, состоящая из 50 магазинов: Республика Бурятия – 21 магазин, Забайкальский край – 7 магазинов, Иркутская область – 7 магазинов, Красноярский край – 12 магазинов. В 2011 году количество торговых точек собственной розничной сети планируется довести до 250 шт.

Преимущества компании «Байкалфарм»:

 
1. Развитая сбытовая структура:  прямые контракты с 9 тысячами  торговых точек во всех регионах  присутствия (85% от общего числа  лицензиатов);  
 
2. Собственное производство: 2 завода в Республике Бурятия и Красноярском крае (суммарная мощность – около 4 миллионов декалитров в год);  
 
3. Стабильно развивающаяся фирменная розничная сеть (250 торговых точек в 2011 году);  
 
4. Собственная служба доставки (более 250 автомобилей);  
 
5. Высокая доля рынка на всех территориях присутствия.  
 
Таблица 2.1. Динамика роста основных финансовых показателей ОАО "Байкалфарм", включая дочерние структуры

 
Показатели

 
2005

 
2006

 
2007

 
2008

 
2009

 
2010

 
2011П

 
Выручка без косв. налогов, млн.руб.

 
377

 
854

 
1 498

 
1 750

 
1 620

 
1 667

 
2 001

 
EBITDA, млн.руб. 

 
29

 
167

 
228

 
150

 
182

 
178

 
213

 
Чистая прибыль, млн.руб.

 
20

 
102

 
124

 
22

 
13

 
14

 
17

 
Активы, млн.руб.

 
314

 
703

 
1 301

 
1 449

 
1 429

 
1 527

 
1 604

 
Фин.долг, млн.руб.

 
80

 
219

 
608

 
1 125

 
1 092

 
1 184

 
1 243

 
Собств.капитал, млн.руб.

 
68

 
171

 
302

 
324

 
337

 
343

 
360

 
Собств.капитал/Активы

 
22%

 
24%

 
23%

 
22%

 
24%

 
22%

 
22%

 
Фин.долг/EBITDA

 
2,7

 
1,3

 
2,7

 
7,5

 
6,0

 
6,7

 
5,8

 
Рентаб. по EBITDA

 
8%

 
20%

 
15%

 
9%

 
11%

 
11%

 
11%


 
В 2008 году ОАО «Байкалфарм» вышел  на федеральный уровень, Компания стала  работать с 60-ю дистрибьюторами в 40-ка субъектах РФ.  
 
Рисунок 3. Динамика основных показателей ОАО «Байкалфарм», млн.руб. 
 
 
 
В связи с финансовым кризисом в Компании начала расти дебиторская задолженность и, как следствие, финансовый цикл. В связи с этим ОАО «Байкалфарм» пересмотрел стратегический план развития, в частности перестал работать с дистрибьюторами, которые испытывали финансовые затруднения. Это позволило удержать финансовый цикл и ликвидность Компании. Приоритетными направлениями для реализации остались 4 региона: Республика Бурятия, Иркутская область, Забайкальский и Красноярский край.  
Рисунок 4. Динамика основных показателей ОАО «Байкалфарм», млн.руб[20]. 
 
 

 

2.2. Рейтинговая оценка  кредитоспособности ОАО «Байкалфарм»

 
ОАО «Байкалфарм» является крупнейшим предприятием Республики Бурятия. В  последние два года данное предприятие  активно расширяет производство и рынки сбыта. Расширение рынка  сбыта (в настоящее время перспективным  направлением принят Красноярский край) требует значительных затрат на маркетинг, рекламу, производство, открытие новых точек розничной торговли и другие. В условиях жеской конкуренции для продвижения на Запад требуется создание инновационной технологии производства, что также требует немалых затрат научно-технического, производственного характера. Также ясно, что собственных средств у предприятия явно не хватит на покрытие расходов. В этом случае, ОАО «Байкалфарм» обратиться к привлечению заемного капитала. Именно для этого следует оценит кредитоспособность и разработать меры по ее повышению.  
 
Для оценки кредитоспособности предприятия используем метод рейтинговой оценки. Так как он прост и в тоже время дает достаточно точный результат. 
 
Для оценки финансовых показателей требуется информация из бухгалтерской отчетности: 
 
Таблица 2.2. Бухгалтерский баланс ОАО «Байкалфарм», млн.руб.

 
Статьи

 
31.12.2008

 
31.12.2009

 
31.12.2010

 
2011П

 
Внеоборотные активы

 
254

 
267

 
272

 
290

 
Оборотные средства

 
714

 
595

 
642

 
651

 
Дебиторская задолженность

 
372

 
482

 
505

 
543

 
Краткосрочные финансовые вложения

 
56

 
28

 
43

 
42

 
Денежные средства

 
53

 
57

 
65

 
78

 
Итого активов

 
1449

 
1429

 
1527

 
1604

 
Капитал и резервы

 
324

 
337

 
343

 
360

 
Долгосрочные обязательства

 
434

 
311

 
517

 
543

 
Краткосрочные обязательства

 
691

 
780

 
667

 
701

 
Итого пассивов

 
1449

 
1429

 
1527

 
1604

Информация о работе Оценка кредитоспособности предприятия на примере ОАО «Байкалфарм»