Оценка стоимости бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 14:49, реферат

Краткое описание

Оценка бизнеса - новое и перспективное направление оценочной деятельности, требующее высокой квалификации эксперта-оценщика и глубоких экономических познаний. Оценка бизнеса необходима в случае его покупки или продажи, или доли в нём, а также при предъявлении различных имущественных исков.
Повышение стоимости предприятия - один из показателей роста доходов его собственников. Поэтому периодическое проведение оценки стоимости бизнеса можно использовать для анализа эффективности управления предприятием. Традиционные методы финансового анализа основаны на расчете финансовых коэффициентов и только на данных бухгалтерской отчётности предприятия. Однако наряду с внутренней информацией в процессе оценки стоимости предприятия необходимо анализировать данные, характеризующие условия работы предприятия в регионе, отрасли и экономике в целом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СРАВНИТЕЛЬНОГО ПОДХОДА К ОЦЕНКЕ БИЗНЕСА
2 СУБЪЕКТЫ ОЦЕНКИ БИЗНЕСА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Оценка стоимости бизнеса.docx

— 32.86 Кб (Скачать файл)

Субъекты оценки бизнеса могут быть различными. Состав субъектов оценочной деятельности регламентирован ст.4 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». В нём отмечено: «Субъектами оценочной деятельности признаются, с одной стороны, юридические лица (индивидуальные предприниматели), деятельность которых регулируется настоящим Федеральным законом (оценщики), а с другой - потребители их услуг (заказчики)».

В качестве главного субъекта оценки следует рассматривать не просто человека или организацию, выполняющих работы по определению оценки стоимости предприятия, а то лицо, во имя интересов которого производится эта оценка. Субъект оценки может быть определён как юридическое или физическое лицо, интересы которого находят отражение в устанавливаемой мере ценности предприятия.

Преследуемые интересы обычно в полной мере соответствуют основным целям, к которым стремится данное лицо. Так, например, собственник, которому принадлежит предприятие, стремится к получению максимально высокой экономической выгоды; банки ? к поддержанию на высоком и стабильном уровне своего финансового оборота через возможно полное соблюдение условий кредитных договоров; само предприятие ? к установлению режима экономической и экологической безопасности, выживанию, реализации возможности долговременного присутствия на целевом рынке и т. д.

В рамках классификации основных субъектов оценки бизнеса можно выделить:

· предприятие, являющееся юридическим лицом;

· собственников предприятия, которые подразделяются на:

а) владельцев, обладающих абсолютным правом собственности (включая имущественную компоненту) и соответственно полной (неограниченной) ответственностью по долговым обязательствам предприятия;

б) корпоративных владельцев, имеющих только обязательственные права по отношению к предприятию и, как следствие, несущих ответственность по его долгам, ограниченную их взносом в уставный капитал (например, в виде пакета приобретенных акций);

· различных юридических и физических лиц из внешнего рыночного окружения, к которым относятся:

а) индивидуальные кредиторы и финансово-кредитные учреждения;

б) страховые компании или агентства;

в) потенциальные инвесторы;

г) фондовые биржи;

д) арендаторы;

· государство, представленное различными органами, в том числе:

а) Министерством экономики и развития;

б) Министерством управления государственным имуществом;

в) антимонопольным комитетом;

г) налоговой службой;

д) арбитражными судами;

· региональные образования, представляемые:

а) комитетами по управлению муниципальным имуществом;

б) комитетами по занятости населения;

· иностранные юридические и физические лица, международные организации:

а) зарубежные инвесторы;

б) международные кредитные фонды.

По результатам стоимостной оценки объекта каждый из субъектов использует полученную аналитическую информацию для решения вполне определённой задачи.

Каждый из перечисленных субъектов на основе полученной информации о рынке недвижимости и собственного финансового положения может определить и сформулировать актуальную для него задачу в системе оценки стоимости бизнеса, которую необходимо решить с приемлемой выгодой для себя.

Применительно к перечисленным выше субъектам оценки стоимости бизнеса приведём классификацию решаемых ими различных типов задач (табл. 1).

Таблица 1 Классификация типов задач, решаемых различными субъектами в системе оценочной деятельности

 

Субъект оценки

Наименование оценки

Тип решаемой задачи

 

Предприятие как юридическое лицо

Текущая

Обеспечение экономической безопасности, выживаемости

 
 

Плановая

Разработка плана (стратегии) развития предприятия

 

Собственник

Базовая

Выбор экономически целесообразного варианта распоряжения собственностью

 
 

Реструктуризационная

Составление объединительных или разъединительных балансов

 
 

Коммерческая

Обоснование цены купли-продажи предприятия или его части

 
 

Ликвидационная

Установление размера выручки при упорядоченной ликвидации предприятия

 

Кредитные учреждения

Кредитная

Проверка финансовой дееспособности заёмщика

 
 

Залоговая

Определение возможного размера ссуды, выдаваемой под залог

 
 

Страховая

Установление размера страхового взноса

 

Страховые компании

Компенсационная

Определение суммы страховых выплат при наступлении страхового случая

 

Фондовые биржи

Информационная

Расчёт конъюнктурных характеристик

 
 

Акционерная

Проверка обоснованности котировок ценных бумаг

 

Инвесторы

Инвестиционная

Проверка экономической целесообразности инвестиционных вложений

 
 

Предельная

Определение максимально допустимой цены покупки предприятия с целью включения его в инвестиционный проект

 

Государственные и муниципальные органы

Приватизационная

Подготовка предприятия к приватизации (разработка и реализация комплекса мероприятий)

 
 

Фискальная

Определение облагаемой базы для начисления различных видов налогов

 
 

Арбитражная

Установление выручки средств от принудительной ликвидации через процедуру банкротства

 
 

Социальная

Разработка планов социального развития

 
       

 

При определении любого типа (наименования) оценки важным является обеспечения единообразия исходных данных. Сведения, фигурирующие в оценочных процедурах, должны обладать информационной прозрачностью для всех субъектов, потенциально заинтересованных в установлении достоверной оценки стоимости предприятия (бизнеса).

Состав исходной информации, используемой, к примеру, для текущих оценок, целесообразно ограничить перечнем показателей, включаемых в официальную отчётность предприятия. Дополнительно могут привлекаться сведения из документированных источников таких, как бизнес-план, инвестиционный проект и т.п. В случае появления сомнений относительно достоверности полученной информации целесообразно проведение необходимой аудиторской проверки или специальной экспертизы представленных документов.

При определении ценности предприятия принципиально важным является выбор момента (срока) оценки.

Рекомендации по выбору момента оценки зависят от предлагаемой формы проведения оценивания. В случае получения разовой оценки через привлечение определённого коллектива экспертов-оценщиков в качестве такого момента (срока) может быть принята любая дата, устраивающая заказчика. Для получения текущих оценок желательно учитывать возможность получения информации, содержащейся в периодической отчётности (бухгалтерский баланс, отчёты о прибылях и убытках, балансы оборотных средств, прогнозы объёмов продаж и прибыли). Получение оценки стоимости предприятия в форме мониторинга рекомендуется осуществлять с ежеквартальной, полугодовой или годовой периодичностью.

Таким образом, можно утверждать, что заказчики и оценщики представляют собой субъекты оценки бизнеса «первого уровня». Все остальные являются субъектами оценки бизнеса «второго уровня». Но потребителями оценки могут являться не только её заказчики. В качестве потребителя оценки может выступать любой участник оценочной деятельности. Им может являться и орган власти. Только в этом случае интересы того, кто является заказчиком проведения оценочной процедуры и потребителя данной оценки, зачастую не совпадают. Если субъекты оценки бизнеса осуществляют оценку для того, чтобы определить стоимость для налогообложения, то потребителем данной оценки будет являться налоговый орган.

В качестве заказчика проведения оценки будет выступать налогоплательщик. Интересы этих двух сторон сделки не будут совпадать. Только на оценщике лежит полная ответственность за точность оценки для субъекта оценки бизнеса. Что же касается заказчика оценки, то и на этом субъекте оценки бизнеса также лежит не меньшая ответственность. Именно он должен предоставить полную, достоверную информацию в отношении объекта оценки. Если субъекты оценки бизнеса заключают договор о проведении оценки, то на обе стороны распространяются требования действующего законодательства.

 

Заключение

 

Для нормального функционирования общества необходимо наличие эффективно работающих предприятий. Они занимаются производством и реализацией продукции, оказанием услуг и выполнением работ, удовлетворяя потребности общества. В условиях происходящих преобразований в экономике, предприятиям и их руководителям приходится решать ряд новых задач, учитывая как экономические, так и социальные факторы.

Сравнительный подход даёт наиболее точные результаты, если существует активный рынок аналогичных объектов собственности. Аналог объекта оценки - это сходный по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам другой объект, цена которого (стоимость акций) известна из сделки, состоявшейся при сходных условиях. Точность оценки зависит от качества собранных данных, включающих физические характеристики, время продажи, местоположение, условия продажи и финансирования.

Сравнительный подход позволяет использовать аналитику максимальное число всех возможных вариантов мультипликаторов, следовательно, в процессе расчёта будет получено столько же вариантов стоимости.

Если аналитик в качестве итоговой величины предложит простую среднюю всех полученных величин, то это будет означать, что он одинаково доверяет всем мультипликаторам. Наиболее правильным приёмом определения итоговой величины является метод взвешивания.

 

 

Список использованной литературы:

 

1. Балакин, В.В. Основы оценки бизнеса / В.В. Балакин, В.В. Григорьев - М.: Дело АНХ, 2009. - 384 с.

2. Р. Хитчнер, Джеймс Три подхода к оценке стоимости бизнеса / Джеймс Р. Хитчнер - М.: Маросейка, 2008. - 306 с.

3. Шпилевская, Е.В. Оценка стоимости предприятия (бизнеса) : Учебное пособие Е. В. Шпилевская, О. В. Медведева - М.: Феникс, 2010. - 352 с.

 


Информация о работе Оценка стоимости бизнеса