Патенты, лицензии, сделки с объектами промышленной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 02:14, реферат

Краткое описание

Целью данного реферата является изучения понятия патента, лицензии, лицензирования, а так же изучение алгоритма сделок с объектами промышленной собственности.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
изучение понятия «патента»;
изучение понятия «лицензия», процесса лицензирования;
изучение сделок с промышленными объектами.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат (1).docx

— 36.98 Кб (Скачать файл)

Патентообладатель — лицо (или несколько лиц), которому выдан патент на изобретение. Патентообладателем может быть физическое и/или юридическое лицо (лица).

Права и обязанности патентообладателя. Патентообладателю принадлежит исключительное право на использование запатентованного изобретения, которое включает право по своему усмотрению использовать изобретение, если это не нарушает права других лиц, и право запрещать использование изобретения другим лицам. Патентообладатель должен использовать исключительное право без нанесения ущерба правам других лиц, интересам общества и государства.

Исключительное право на использование запатентованного изобретения осуществляется патентообладателем в период действия патента начиная с даты публикации в официальном бюллетене Национального центра интеллектуальной собственности сведений о выдаче этого патента.

 

 

    1. Лицензия: сущность и понятие

 

В соответствии со статьей 13 Конституции Республики Беларусь "государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом".

Одной из форм государственного регулирования предпринимательской  деятельности являетсяВ соответствии со ст. 13 Конституции Республики Беларусь "государство предоставляет всем равные права для осуществления  хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом". Одной  из форм государственного регулирования  предпринимательской деятельности является институт лицензирования.

Основными актами законодательства Республики Беларусь кроме Конституции  Республики Беларусь 1994 года (с изменениями  и дополнениями, принятыми на Республиканском  референдуме 24 ноября 1996 года), регулирующего  вопросы лицензирования, являются [8]:

1. Гражданский кодекс  Республики Беларусь от 7 декабря  1998 года (далее - ГК);

2. Декрет Президента Республики  Беларусь от 14 июля 2003 г. № 17 "О  лицензировании отдельных видов  деятельности".

3. Положение о лицензировании  отдельных видов деятельности, утвержденное  Декретом Президента Республики  Беларусь от 14 июля 2003 г. № 17 "О  лицензировании отдельных видов  деятельности".

Помимо указанных нормативных  правовых актов существует несколько  десятков правовых актов, определяющих особенности выдачи лицензий на отдельные  виды деятельности.

Лицензии – это специальные разрешения, выдаваемые государством субъектам хозяйствования на осуществление видов деятельности, которые могут наносить вред интересам Республики Беларусь, природной среде или угрожать здоровью людей [7].

Лицензия представляет собой  административный акт уполномоченного  республиканского органа государственного управления или органа местного управления, который выдается на определенный срок и на определенный вид деятельности.

Лицензирование, как правило, касается таких видов деятельности, которые связаны с обороноспособностью  государства, охраной его секретов в реальном и виртуальном мире, здоровьем, образованием, безопасностью  граждан. Следует знать и помнить, что работа без лицензии в тех  отраслях, где таковая требуется, противозаконна и может повлечь  за собой санкции. В случае выявления  фактов нарушения требований, действие лицензии может быть приостановлено, а сама лицензия даже аннулирована.

Лицензирование видов  деятельности определяется, как мероприятия, связанные не только с выдачей  лицензий, но и заменой бланков  лицензий, приостановление действия лицензий, в случае административного  приостановления деятельности лицензиатов  в связи с нарушением лицензионных требований и условий. В лицензирование входит ведение лицензирующим органом  реестров лицензиатов и выдача выписок  из этого реестра любым заинтересованным лицам.

Все виды деятельности сведены  в Общегосударственный классификатор  видов экономической деятельности (ОКЭД), который разработан Министерством  статистики и анализа Республики Беларусь. ОКЭД предназначен для следующих  целей [8]:

  1. группирования субъектов хозяйствования в соответствии с осуществляемыми ими видами экономической деятельности;
  2. решения задач макроэкономического моделирования экономики в рамках концепции Системы национальных счетов;
  3. обеспечения сопоставимости национальных данных при международном обмене статистической информацией

Перечень лицензируемых  видов деятельности определен в  Указе Президента Республики Беларусь № 450 [Приложение А]. Количество документов, необходимых для получения лицензии, будет зависеть от вида лицензии и перечня составляющих работ и услуг, которые вы будете осуществлять. Практически срок получения лицензии занимает от 2 недель до 1 месяца в зависимости от вида деятельности.

Государственная пошлина  за выдачу лицензии, независимо от вида лицензии и от количества составляющих лицензируемый вид деятельности работ и услуг, составляет 8 базовых  величин.

Для получения лицензии в  Республике Беларусь необходимо [4]:

1.выполнение специальных требований и условий, которые предусмотрены законодательными актами, которые в свою очередь регулируют конкретный вид деятельности с лицензиями.

2.предоставление соответствующих документов, необходимых для решения поставленного вопроса о предоставлении лицензии, которые описаны в актах по получению той или иной лицензии.

3.произвести оплату или лицензионный сбор, за рассмотрение заявления и за выдачу лицензии.

Необходимые документы для  получения лицензии:

1. заявление о выдаче лицензии;

2. копии учредительных документов юридического лица, свидетельства о государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя без нотариального засвидетельствования;

3. выписка из страны происхождения или страны пребывания, либо иной документ, который подтверждает статус иностранного юридического лица. Данные документы должны быть переведены на русский или белорусский язык и удостоверены в установленном порядке;

4. документ об уплате государственной пошлины за выдачу лицензии;

5. другие документы, предусмотренные законодательством для получения конкретной лицензии.

Заявление на получение лицензии должно включать в себя:

- для юридического лица  – наименование и местонахождение  юридического лица;

- для физического лица - фамилии, собственного имени,  отчества, данных паспорта гражданина  Республики Беларусь или вида  на жительство в Республике  Беларусь (серия, номер, дата выдачи, наименование государственного  органа, выдавшего паспорт или  вид на жительство, регистрация  по месту жительства);

- для иностранной организации  - наименования и местонахождения  этой организации, а также ее  представительства, открытого в  установленном порядке на территории  Республики Беларусь;

- указание на вид деятельности, для которого происходит получение  лицензии;

-указание территории, на которой будет осуществляться лицензируемый вид деятельности, если предусмотрено, что лицензия на соответствующий вид деятельности действует на конкретной части территории Республики Беларусь;

- наименование и адрес  налогового органа по месту  постановки соискателя лицензии  на учет, учетного номера плательщика  соискателя лицензии (при его  наличии);

- иные сведения, предусмотренные  законодательством для конкретного  лицензируемого вида деятельности.

Органам, которые осуществляют лицензирование, запрещается требовать  какие-либо иные документы, которые  не предусмотрены законодательством.

Следует отметить, что непосредственно  получение лицензии требует необходимость  иметь при себе: для руководителя – паспорт и копию приказа  о назначении руководителем; для  представителя юридического лица –  паспорт и доверенность.

Очень важно то, что соискатель или его представитель при  получении лицензии должен быть ознакомлен с законодательством, которое устанавливает  лицензионные условия и требования для данного вида деятельности. Об этом делается отметка в лицензии.

Выдача субъектам хозяйствования независимо от форм собственности лицензий на осуществление деятельности, подлежащей лицензированию, производится министерствами, государственными комитетами и ведомствами, а также исполкомами местных  Советов депутатов по месту их регистрации. Если же субъект хозяйствования зарегистрирован за пределами территории Республики Беларусь, лицензия выдается ему исполкомом Совета депутатов  по месту осуществления вида деятельности или министерством, государственным  комитетом, ведомством. Порядок выдачи лицензий предусмотрен Положением о  лицензировании отдельных видов  деятельности.

В случае нарушения субъектом  хозяйствования указанных в лицензии особых условий и правил осуществления  данного вида деятельности орган, выдавший лицензию, по представлению соответствующих  органов надзора, обоснованных претензий  иных юридических лиц, граждан и  по итогам собственных проверок может приостановить ее действие до устранения допущенных нарушений или на определенный срок либо дать указание об устранении нарушений, не приостанавливая действия лицензии.

При повторном или грубом нарушении правил осуществления  деятельности, на которую выдана лицензия, эта лицензия может быть аннулирована по решению органа, выдавшего ее [3].

Кроме того, орган, выдавший лицензию, может без предупреждения лишить субъект хозяйствования лицензии за нарушения законодательства или  действия, в результате которых возникает  опасность аварий, катастроф, угроза гибели людей или нанесения ущерба их здоровью, других тяжких последствий. За нарушение порядка рекламирования видов деятельности, подлежащих лицензированию, действие выданной рекламодателю лицензии может быть приостановлено либо он может быть лишен такой лицензии по решению органа, выдавшего лицензию, или Министерства экономики Республики Беларусь.

При лишении права пользования  лицензией субъект хозяйствования возвращает лицензию выдавшему ее органу.

В случае осуществления вида деятельности, подлежащего лицензированию, без лицензии субъект хозяйствования несет ответственность, предусмотренную  ст. 9 Закона Республики Беларусь от 20 декабря 1991 года. "О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь".

 

 

1.3 Сделки с  объектами промышленной собственности

 

Объектами промышленной собственности (ОПС) в соответствии со ст. 1(2) Парижской конвенции по охране промышленной собственности являются изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, указания происхождения или наименования места происхождения товара, а также права по пресечению недобросовестной конкуренции, Изобретение и полезную модель можно определить как техническое решение задачи, возникшей в сфере практической деятельности человека и обусловленной определенной общественной потребностью. Термин "техническое решение" употребляется в широком смысле именно как практическое средство удовлетворения конкретных потребностей. При этом следует иметь в виду, что не любое техническое решение может быть признано охраноспособным, а только то, которое соответствует требованиях и критериям, установленным соответствующими правовыми нормами. Изобретение – это техническое решение, относящееся к продукту или способу, обладающее новизной, изобретательским уровнем и промышленной применимостью. Изобретение представляет собой определенный предмет как результат человеческого труда, либо процесс, прием или метод выполнения взаимосвязанных действий над объектом (объектами), а также применение процесса, приема, метода или продукта по определенному назначению [2].

Актуальным является вопрос: как заработать на своей интеллектуальной собственности? Рецепт, предлагаемый американскими авторами Александром Полторак и Полом Лернером, достаточно прост: «Существуют три способа заработать на любой собственности: продать ее, сдать ее в аренду, использовать ее. Выбор зависит от того, какой подход или их комбинация обеспечит большую отдачу»

Договор уступки. Уступка объектов промышленной собственности может строиться по трем моделям: 1) купли-продажи, 2) мены и 3) дарения. Очевидно, что купля-продажа ОПС является универсальным способом их коммерциализации. Обмен ОПС на какое-либо встречное предоставление, за исключением денег, может более соответствовать интересам сторон в конкретной ситуации. Дарение ОПС ввиду безвозмездного характера договора не может быть отнесено к их коммерциализации, а также имеет законодательно ограниченное применение [6].

Участие объектов интеллектуальной собственности в хозяйственном  обороте означает осуществление  с этими объектами операций, которые  приводят к получению доходов  обладателями исключительных или неисключительных прав в настоящем периоде времени  или предполагается получение дохода в определенные сроки.

Информация о работе Патенты, лицензии, сделки с объектами промышленной собственности