Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2013 в 16:51, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - изучение современного состояния и перспектив развития молочной промышленности России.
В работе были поставлены и решены следующие задачи :
1. Рассмотрена история развития молочной промышленности России.
2. Проведен анализ современного состояния молочной промышленности в России.
3. Изучены проблемы и перспективы развития молочной промышленности России.
Введение 3
1. Место и роль молочной промышленности в хозяйстве страны 5
1.1. Значение отрасли в экономике Российской Федерации и жизнедеятельности людей 5
1.2. Особенности и факторы, определяющие размещение предприятий молочного производства 7
1.3. Методика определения показателей, характеризующих уровень развития отрасли 8
2. Состояние развития молочного производства в Российской Федерации 11
2.1. Общая характеристика отрасли 11
2.2. Анализ основных показателей развития 15
3. Перспективы и проблемы развития отрасли 18
3.1. Проблемы развития молочного производства 18
3.2. Ассортимент выпускаемой продукции и ее перспективы 22
3.3. Государственная политика в отношении молочной промышленности. 29
Заключение 31
Список литературы: 32
– количество производственного персонала отрасли;
– объем прибыли;
– количество предприятий в отрасли и т.д.
Валовые показатели динамики, используемые для анализа инвестиционной привлекательности отрасли:
– абсолютный прирост объема произведенной продукции;
– абсолютный прирост прибыли и т.д.
Финансовые коэффициенты представляют собой:
– коэффициент общей рентабельности;
– удельная выработка на одного рабочего;
– средняя удельная прибыль предприятий отрасли и т.д.
К относительным показателям
– структура занятости по отраслям промышленности;
– структура прибыли по отраслям промышленности;
– структура выручки по отраслям промышленности.
Индексные показатели включают:
– индекс физического объема производства;
– индекс прибыли;
– индекс рентабельности и т.д.
Таким образом, вычислив необходимые значения и сравнив их между собой можно сделать выводы об инвестиционной привлекательности той или иной отрасли промышленности.
Молочная и маслосыродельная отрасль пищевой промышленности включает в себя предприятия по производству цельного молока и молочных продуктов, кисломолочных продуктов, сливочного масла, сыра, сухого молока и молочных консервов.
Таблица 1
Производство молочных продуктов в РФ
Показатели |
Сентябрь |
В % |
Январь- | |
сентябрю |
сентябрю | |||
Производство молочных продуктов |
109,6 |
89,4 |
109,8 | |
молоко жидкое обработанное |
424 |
117,2 |
100,3 |
112,6 |
йогурт и прочие виды молока или сливок, ферментированных или сквашенных |
225 |
108,7 |
84,7 |
114,8 |
молоко и сливки в твердых формах |
9,4 |
88,2 |
84,7 |
99,0 |
масло сливочное и пасты масляные |
18,3 |
89,5 |
99,5 |
97,2 |
сыр и творог |
88,1 |
106,9 |
101,7 |
103,7 |
мороженое и десерты замороженные прочие |
23,5 |
111,6 |
42,5 |
121,6 |
молоко сгущенное, млн.усл.банок |
58,1 |
108,0 |
112,1 |
91,7 |
По данным таблицы 1 видно, что в 2012 году было произведено 424 тыс. тонн молока жидкого обработанного, йогуртов и прочих видов молока или сливок, ферментированных или сквашенных – 225 тыс. тонн, молока и сливок в твердых формах - 9,4 тыс. тонн, масла сливочного и пасты масляной – 18,3 тыс. тонн, сыра и творога – 88,1 тыс. тонн, мороженого и десертов замороженных прочих - 23,5 тыс. тонн.
За последние несколько
лет оборот розничной торговли по
отдельным видам продукции
Таблица 2
Оборот розничной торговли
отдельных видов продукции
Оборот розничной торговли в фактических ценах, млн. руб. | |||
цельномолочная продукция |
животное масло |
сыр | |
2009 |
46702,7 |
28740,1 |
25147,6 |
2010 |
58735,4 |
30542,4 |
35241,2 |
2011 |
73522,3 |
33697,7 |
49014,9 |
2012 |
82580,3 |
37536,5 |
60058,4 |
Молочная промышленность является одной из основных отраслей пищевой промышленности России, производящей продукты, которым принадлежит особая роль в питании и здоровье людей. На ее долю в 2010 году приходилось 13,4 % общего объема продукции, реализуемой предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности.
Число предприятий
молочной и маслосыродельной промышленности
относительно стабильно. Однако на рынке
наблюдается тенденция к
За год, с 2009 по 2010, прибыль выросла на 36,8%, что происходит за счет успешного функционирования региональных и национальных лидеров рынка186.
Проблемы производства в молочной промышленности тесно связаны с производством сырого молока. Здесь следует обратить внимание на два аспекта. Во- первых, в последние несколько лет надои молока постоянно сокращаются, а значит, перерабатывающие предприятия сталкиваются с проблемой нехватки сырья и роста цен на него. Во-вторых, неудовлетворительное качество сырого молока российских производителей создает сложности для производства молочных продуктов высокого качества и вынуждает предприятия использовать искусственные и сухие добавки, что снижает ценность продуктов питания и/или повышает затраты на производство.
Таблица 3
Крупнейшие переработчики
молока на российском рынке в 2012 году17
Российских предприятий – производителей молочной продукции достаточно много, однако лишь продукция некоторых из них представлена во многих регионах РФ. Согласно данным экспертов, сегодня лидерами молочного рынка России являются компании «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» (ВБД), «Юнимилк», Воронежский молочный комбинат, Очаковский молочный завод, «Перммолоко», Пискаревский молочный комбинат, «Росагроэкспорт», «Данон», «Campina» и «Эрманн»7.
Доля компании «ВБД» на рынке молочных продуктов в 2012 г. оценивается в 10,8% (доля ближайшего конкурента в 4 раза ниже). Таким образом, можно было бы сказать, что рынок молочной продукции характеризуется высокой степенью конкуренции. Однако в силу того, что многие молочные продукты имеют небольшой срок хранения и нуждаются в особых условиях хранения, степень конкуренции на региональных и локальных рынках существенно ниже. В результате в отдельных регионах лидеры отрасли или местные комбинаты-лидеры получают от 30 до 70% рынка, а оставшуюся долю рынка делят другие местные компании или компании соседних регионов.
Конкуренцию российской продукции составляют импортные товары. Доля импорта молочной продукции в целом невелика, по разным оценкам – от 15 до 19%, что связано с естественной защитой молочного рынка от иностранных конкурентов в виде скоропортящегося характера товара и необходимости создания особых условий хранения и транспортировки. Однако по некоторым категориям товаров, имеющих длительные сроки хранения, на потребительском рынке лидируют импортные продукты. Почти 60% рынка сыров и 30% рынка сливочного масла приходится на импортные марки. Импорт молока и молочной продукции активно растет, за 2012 г. физический объем импорта молока и сгущенных сливок вырос на 124,6%, сливочного масла – на 20,9%, сыра – на 34%.
Проведем анализ развития молочной промышленности Российской Федерации по следующим показателям:
Число действующих организаций молочной промышленности в России представлены в табл. 4.
Таблица 4
Число действующих организаций молочной промышленности РФ, единиц
Показатели |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
Число действующих малых организаций |
1740 |
1739 |
1744 |
Средних |
29 |
28 |
30 |
Крупных |
52 |
53 |
53 |
|
1821 |
1820 |
1827 |
В период с 2009 по 2011 годы число хозяйствующих субъектов выросло на 6 организаций - это составило рост 0,33% . Данный показатель говорит о некоторой стабильности в отрасли. Несмотря на кризис 2009 г., в 2011 г. число хозяйствующих субъектов осталось на том же уровне, как и до кризиса.
Количество убыточных предприятий также стабильно.
Таблица 5
Количество убыточных предприятий в РФ
года |
единиц |
2009 |
531 |
2010 |
472 |
2011 |
502 |
Объем отгруженных товаров собственного производства молочной промышленности представлены в табл. 6.
Таблица 6
Объем отгруженных товаров собственного производства молочной промышленности, млн. тонн
показатели |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Объем отгруженных товаров (млн.т) |
9,8 |
10,5 |
10,9 |
В соответствии с таблицей 6 за период с 2009 по 2011 объём отгруженных товаров вырос на 1,1 тыс.т., или на 11,2%. Это обусловлено спросом на молочную продукцию.
Производство молочной продукции по федеральным округам Российской Федерации отображено в табл.7.
Таблица 7
Производство молочной продукции по федеральным округам РФ, тыс.т.9 8
|
Как видно из табл.7, лидером по производству молочной продукции является Приволжский федеральный округ. Обусловлено это развитостью животноводства, в том числе крупнорогатого скота, климатическими условиями.
Финансовые вложения организаций молочной промышленности представлены в табл. 8.
Таблица 8
Финансовые вложения организаций, млн. руб.11 10 9
2009 год |
2010 год |
2011 год | |||||||
всего |
в том числе |
всего |
в том числе |
всего |
в том числе | ||||
долго-срочные |
кратко-срочные |
долго-срочные |
краткосрочные |
долгосрочные |
краткосрочные | ||||
Финансовые вложения |
23455 |
12344 |
11111 |
20122 |
15090 |
5032 |
23987 |
14324 |
9663 |
Как видно из таблицы, финансовые вложения организаций в молочное производство в 2009 году составили 23455 тыс., в 2010 году -20122 млн. руб., в 2011 году – 23987 млн. руб.
Экспорт продукции молочной промышленности отображен в табл. 9
Таблица 9
Экспорт молочной продукции за 2009-2011 годы, млн. руб.10
2009 год |
2010 год |
2011 год | |
Экспорт |
1,1 |
1,7 |
2 |
Как видно из табл. 7, за период 2009 – 2011 гг. увеличился экспорт молочной продукции почти в 2 раза.
Молочная промышленность является одной из основных отраслей пищевой промышленности России, производящей продукты, которым принадлежит особая роль в питании и здоровье людей. На ее долю в 2010 году приходилось 13,4 % общего объема продукции, реализуемой предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности.
Несмотря на то, что молокоперерабатывающие предприятия работают в условиях ограниченных сырьевых ресурсов, в последние годы наметилась тенденция к увеличению производства цельномолочной продукции, сыров. Так, в 2011 году по сравнению с 2010 годом выработка цельномолочной продукции увеличилась на 16 % до 11297 тыс. тонн. Также выросли объемы производства сыров и сырных продуктов – на 14,5 % до 433,4 тыс. тонн, однако, этот сектор молочной отрасли растет за счет сырных продуктов. Вместе с тем, производство такого ресурсоемкого продукта как сливочное масло снизилось на 5,6 % до 205,2 тыс. тонн.