Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2013 в 16:51, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - изучение современного состояния и перспектив развития молочной промышленности России.
В работе были поставлены и решены следующие задачи :
1. Рассмотрена история развития молочной промышленности России.
2. Проведен анализ современного состояния молочной промышленности в России.
3. Изучены проблемы и перспективы развития молочной промышленности России.
Введение 3
1. Место и роль молочной промышленности в хозяйстве страны 5
1.1. Значение отрасли в экономике Российской Федерации и жизнедеятельности людей 5
1.2. Особенности и факторы, определяющие размещение предприятий молочного производства 7
1.3. Методика определения показателей, характеризующих уровень развития отрасли 8
2. Состояние развития молочного производства в Российской Федерации 11
2.1. Общая характеристика отрасли 11
2.2. Анализ основных показателей развития 15
3. Перспективы и проблемы развития отрасли 18
3.1. Проблемы развития молочного производства 18
3.2. Ассортимент выпускаемой продукции и ее перспективы 22
3.3. Государственная политика в отношении молочной промышленности. 29
Заключение 31
Список литературы: 32
Объемов собственного производства
молочной продукции недостаточно для
покрытия внутреннего спроса, поэтому
Россия вынуждена импортировать
в больших объемах масло
Следует отметить стабильный рост среднедушевого потребления молока и молочных продуктов. За период с 2009 по 2012 год потребление на 1 человека увеличилось на 14 кг и составило 249 кг.
К основным проблемам, сдерживающим
развитие молочной отрасли, относятся:
снижение на рынке доли отечественного
молока-сырья в связи с
Физический износ и
морально устаревшие производственные
фонды являются главными причинами
высокого уровня образования отходов
производства и выбросов промышленных
загрязнений в атмосферу. Кроме
того, существующая устаревшая база в
подавляющей степени не способна
обеспечить комплексную переработку
молока в целях производства конкурентоспособных
продуктов из вторичного молочного
сырья: сухой сыворотки и молочного
сахара, молочно-белковых концентратов
и заменителей цельного молока для
выпойки молодняка
Для экономического роста
молочной отрасли России необходимо
проведение широкомасштабной технической
модернизации промышленности на основе
внедрения инновационных
Задача по импортозамещению молока и молокопродуктов будет решаться за счет реализации отраслевых программ и экономически значимых региональных программ, направленных на увеличение объемов производства, взвешенных мер таможенно-тарифного регулирования.
С целью повышения потребления
сыра и сливочного масла различными
категориями граждан и
В молочной промышленности
– доведение объемов
Снижение потребительского спроса из-за высоких цен, рост себестоимости продукции, значительные сезонные колебания цен реализации молока, засуха, которая привела к снижению поголовья коров из-за удорожания кормов, отразятся на производстве молока в 2011 году и в среднесрочной перспективе. В 2014 году по сравнению с 2010 годом индекс производства молока снизится, по оценке, на 1%.
В 2010 году в РФ объем производства молока составил 31,8 миллиона тонн. В 2011 году объем его производства может снизиться до 31,2 миллионов тонн, в 2012 году - до 31,1 миллиона тонн. 13
Возобновившийся рост потребления молочной продукции после кризиса при дефиците собственного сырья в среднесрочной перспективе обусловит рост поставок импортной продукции, в основном из стран СНГ, где действует беспошлинный режим торговли. Так, импорт молока и молочных продуктов в 2014 году может увеличиться на 17,6% по сравнению с 2010 годом – до 9,4 миллиона тонн: в 2011 году его объем может составить 8,7 миллиона тонн, в 2012 году – 9,1 миллиона тонн, в 2013 году – 9,3 миллиона тонн. Удельный вес отечественной молочной продукции в ресурсах в 2014 году составит 74% против 76% в 2010 году. Потребление на душу населения возрастет до 249-250 килограмм в 2014 году против 245 килограмм в 2010 году.
По прогнозу Минэкономразвития, в результате удорожания содержания скота сохранится тенденция сокращения численности коров, прежде всего в хозяйствах населения, имеющих значительную долю в производстве молока среди других категорий хозяйств (45- 48%).
Спад производства молока и рост затрат на производство привел к повышению себестоимости одного литра молока и отразился на цене по всей товаропроводящей цепочке.
Одним из рычагов
сохранения ценовой стабильности на
молочном рынке является Соглашение
об общих принципах сотрудничества
между производителями и
Вместе с тем,
конъюнктура мирового рынка молочной
продукции не позволяет рассчитывать
на понижение цен. «Несмотря на ожидающийся
рост цен на мировом молочном рынке,
цена на импортные товары останется
ниже цен отечественных
Развитие молочной перерабатывающей промышленности на прямую зависит от развития молочной отрасли сельского хозяйства. В настоящее время важнейшим сдерживающим развитие отрасли фактором является дефицит сырья. Качество предлагаемого сырья также нуждается в улучшении.
Дефицит и неудовлетворительное качество сырого молока приводят к недозагруженности имеющихся мощностей, необходимости использования различных сухих ингредиентов в производстве молочной продукции и использовании дополнительных технологических приемов, что повышает себестоимость продукции и снижает рентабельность производства.
Без проведения мер, направленных на развитие молочного животноводства, ситуацию изменить не удастся. Поэтому для решения проблемы дефицита сырья и его качества предприятиям молочной и маслосыродельной промышленности рекомендуется:
• Инвестировать средства в молочные хозяйства на условиях взаимовыгодного сотрудничества
• Стимулировать молочные хозяйства к повышению объемов надоев и улучшению качества молока, устанавливая гибкие системы цен, предусматривающие повышающие и понижающие коэффициенты в зависимости от конкретных характеристик молока
• Расширять сферу деятельности компании путем интеграции на сырьевой уровень.11
На российском рынке
продается пастеризованное и
стерилизованное цельное
Рынок цельного молока продолжает расти. Сокращается доля разливного молока, потребители предпочитают упакованную продукцию. Наиболее популярная жесткая упаковка Tetra Pak, также молоко продается в полиэтиленовых пакетах, реже в стеклянных или пластиковых бутылках, кувшинах, стаканах. По результатам исследования компании ACNielsen, проведенного в 24 крупнейших городах России, в феврале-марте 2009 года розничные продажи молока выросли на 19% по объему и на 24% в стоимостном выражении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Наиболее динамично потребление молока и молочных продуктов растет в Москве, что связано, с более высокими доходами населения.
Если производить цельное молоко из натурального сырья без нарушения технологий, то добиться разницы во вкусе практически невозможно, поэтому конкуренция за потребителя на этом рынке идет за счет создания удобной и яркой упаковки и создания узнаваемой марки. Выделиться на этом сегменте можно за счет предложения индивидуальных соково-молочных смесей (фруктового молока) и витаминизированного, обогащенного различными добавками молока. Здесь качество продукции будет зависеть от используемых наполнителей, рецептов, технологий приготовления.
Прогнозировать будущее соотношение продаж пастеризованного и стерилизованного молока затруднительно. Стерилизованное молоко предпочтительнее из-за условий и сроков хранения, что облегчает жизнь производителям и магазинам, снижая зависимость от обязательных сроков реализации. В крупных городах с ростом потребления молока обеспечить население пастеризованным, а значит с короткими сроками реализации, молоком затруднительно. Во-первых, требуются большие запасы сырья, что связано с закупкой сырого молока на относительно большой территории. Во-вторых, хранение сырья и готовой продукции связано с существенными затратами на холодильные установки и прочее оборудовании. В-третьих, увеличиваются затраты на логистику и риски, связанные с возможностью не найти своего покупателя в отведенный срок. Поэтому в крупных городах и в компаниях, производящих молоко для жителей различных территорий, доля стерилизованного молока будет, скорее всего, расти. С другой стороны, пастеризованное молоко более дешевое и более приближено к натуральному, поэтому всегда найдет своего потребителя. Но возможности по производству и сбыту пастеризованного молока территориально ограничены и зависят оттого, насколько емкий рынок в регионе производителя. 15
Молочные десерты и йогурты – относительно новый и дорогой продукт и для российского покупателя, и для российского производителя. В связи с этим можно отметить две характерные черты этого сегмента рынка молочной продукции. Во-первых, продукт нашел своего покупателя, и объемы потребления молочных десертов и йогуртов растут на 20-30% в год. Во-вторых, в этом сегменте рынка явно лидирует продукция нескольких производителей – йогурты и творожки «Чудо» от ВБД, йогурты и десерты от Данон (йогурт Данон, «Активиа», «Danissimo», «Danette»), йогурты от компаний Campina и Эрманн. В секторе йогуртов у на ВБД приходится более 40% рынка, на Эрманн - 16,8%, Данон - 12,6%, Campina – 12%. Производители находят своего потребителя не только за счет предложения широкого ассортимента йогуртов и десертов с различными вкусами, но и создавая удобную упаковку для продукта. В последнее время набирают популярность питьевые йогурты в бутылочках. Основными потребителями йогуртов и десертов являются жители крупных городов, в регионах потребление йогуртов и десертов находится на крайне низком уровне за счет низкой покупательной способности населения. Йогурты едят в основном дети, подростки и студенты, женщины в возрасте от 20 до 39 лет, мужчины от 25 до 45 лет.
С ростом доходов
населения интерес к десертам
и йогуртам будет только возрастать.
По оценкам специалистов компании Эрманн,
потребление йогуртов в России в
настоящее время составляет 1,3-1,5
кг на душу населения в год, а в
странах Западной Европы – 16-17 кг йогуртов
на человека в год. Так что у
рынка йогуртов и десертов большой
потенциал, дело только за ростом доходов
населения. Однако потеснить компании
– лидера отечественного рынка и
мировых лидеров в производстве
йогуртов и десертов будет затруднительно,
только за счет предложения более
дешевых аналогов или выпуска
принципиально нового продукта. С
другой стороны, уже сейчас региональные
производители предлагают различные
десерты и йогурты собственного
производства, которые находят спрос
на региональном рынке. Но региональным
производителям легче работать в
сегменте питьевых йогуртов, так как
для их производства требуются обычные
технологии для выпуска кисломолочных
продуктов. Для производства густого
йогурта требуется специальное
дорогостоящее оборудование, которое
сможет окупиться только при значительных
объемах сбыта, а значит новому игроку
понадобится конкурировать с
уже существующими
Если рынок цельного молока – это рынок отечественных производителей, то рынок сыров – это территория иностранных компаний. Доля импортных сыров на российском рынке составляет около 60%. Более половины импорта сыра приходится на Украину (32,9%) и Германию (33%), значительны поставки сыра из Польши, Финляндии и Прибалтики. На российском рынке можно выделить пять крупнейших марок: сыр «Российский» - 20,3%, «Эдамер» - 11%, «Голландский» - 9,2%, «Гауда» - 8,2% и «Маасдам» - 7,2%. При покупке сыров большая часть потребителей ориентируется на цену продукта, поэтому 43% рынка приходится на сыры стоимостью до 115 руб. за кг («Российский», «Пошехонский», «Голландский» и др.), 46% рынка – на сыры стоимостью от 115 до 160 руб. за кг («Эдамер», «Гауда» и др.) и лишь 12% рынка на дорогие сыры стоимостью от 160 руб. за кг.22 С ростом доходов население переключается на более дорогие сыры, поэтому в последнее время повышается привлекательность европейских марок. 16
Объемы рынка российских сыров за 2012 год выросли на 8% в натуральном выражении, при этом собственное производство на 8,4%, импорт - на 30%. Рост потребления сыров сдерживается низкой покупательной способностью населения, однако при условии сохранения благоприятной тенденции роста реальных доходов населения, перспективы для роста потребления сыра в России есть. В РФ потребление сыров составляет около 3,5 кг на душу населения в год, в Болгарии - 4,8 кг, в Польше - 12,4 кг, во Франции - выше 24 кг. Учитывая очевидное отставание России по потреблению сыра на душу населения, его вкусовые и питательные характеристики, можно сказать, что в условиях улучшения социально-экономического положения населения, потребление сыров будет расти, а значит, с точки зрения наличия емкого рынка этот участок продаж молочного производства весьма перспективен для инвестиций. Для российских производителей этот рынок привлекателен и с позиции замещения импортных сыров, однако в настоящее время развитие сырного производства сдерживается отсутствием качественного сырья.