Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2013 в 16:51, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - изучение современного состояния и перспектив развития молочной промышленности России.
В работе были поставлены и решены следующие задачи :
1. Рассмотрена история развития молочной промышленности России.
2. Проведен анализ современного состояния молочной промышленности в России.
3. Изучены проблемы и перспективы развития молочной промышленности России.
Введение 3
1. Место и роль молочной промышленности в хозяйстве страны 5
1.1. Значение отрасли в экономике Российской Федерации и жизнедеятельности людей 5
1.2. Особенности и факторы, определяющие размещение предприятий молочного производства 7
1.3. Методика определения показателей, характеризующих уровень развития отрасли 8
2. Состояние развития молочного производства в Российской Федерации 11
2.1. Общая характеристика отрасли 11
2.2. Анализ основных показателей развития 15
3. Перспективы и проблемы развития отрасли 18
3.1. Проблемы развития молочного производства 18
3.2. Ассортимент выпускаемой продукции и ее перспективы 22
3.3. Государственная политика в отношении молочной промышленности. 29
Заключение 31
Список литературы: 32
Ассортимент продаваемого в России сливочного масла один из самых разнообразных в мире. В России продается как развесное, так и фасованное масло, доля последнего составляет 87% в стоимостном выражении и 83% в натуральном. В регионах доля развесного масла несколько выше, нежели в крупных городах. Фасованное масло продается в упаковке из фольги (этот сегмент сливочного масла постоянно растет) и в пергаментной упаковке. Наибольшей популярностью у населения пользуются марки «Анкор», «Доярушка», «Президент», «Вологда», «Валио», «Домик в деревне», «Крестьянское» и «Отечественное». Однако жители регионов часто предпочитают продукцию местных производителей. Сливочное масло на российский рынок поставляют отечественные и иностранные компании, доля импорта составляет порядка 30%, по отдельным оценкам 40-50%. Импортное сливочное масло поступает в основном из Новой Зеландии, Финляндии, Германии, Украины и Чехии. В 2012 г. объемы продаж сливочного масла в натуральном выражении выросли всего лишь на 1%. Потребление сливочного масла в крупных городах в натуральном объеме в последнее время снижается. Это вызвано двумя причинами. Во-первых, сливочное масло имеет более дешевые аналоги в виде маргарина, хальварина, мягкого бутербродного масла, как заменитель выступает и подсолнечное масло. Во-вторых, в России набирает силу концепция здорового питания, а благодаря различным публикациям потребление сливочного масла четко связано в умах граждан с ростом холестерина в крови, ожирением, атеросклерозом. При этом полезные качества – в нем много минеральных веществ, витаминов, жирных кислот – забываются. Косвенно в пользу концепции здорового питания свидетельствует рост потребления витаминизированного, обогащенного различными добавками масла. В стоимостном выражении потребление масла незаметно растет, так как жители городов заменяют более дешевые марки на более качественные и дорогие. В то же время потребление масла в регионах незначительно увеличивается параллельно с ростом доходов12. 17.
Таким образом, с
одной стороны ожидать бурного
роста потребления сливочного масла
даже с ростом доходов населения
не приходится из-за наличия большого
числа заменителей и
Среди прочих молочных
продуктов можно выделить традиционные
для России продукты (ряженка, кефир,
творог, сметана) и инновационные
продукты (различные бифидосодержащие
кефиры, молочные напитки). Первый сегмент
растет очень незначительно, 5-10% в
год, зато второй демонстрирует более
высокие темпы роста 10-15% в год.
Такие традиционные товары с невысокой
добавленной стоимостью мало интересны
крупным игрокам рынка, поэтому
продукция данного сегмента молочного
рынка представлена широким кругом
производителей, доля региональных производителей
в этом секторе существенно выше.
Это продукция с короткими
сроками хранения, поэтому реализуется
преимущественно в регионе
На этом сегменте рынка получить прибыль за счет увеличения объема продаж в целом представляется мало возможным. Однако если заняться позиционированием своей
продукции на рынке и расширить ассортимент за счет обогащенных товаров, то можно оттянуть потребителей от ничем не выделяющихся аналогов.
Тяжелое положение молочной отрасли в некоторых регионах, убыточность половины российских молокоперерабатывающих заводов и высокая доля импортных сыров и сливочного масла на отечественном потребительском рынке вызывают сильнейшее волнение среди федеральных и региональных властей. В результате, на региональном уровне предпринимаются попытки оздоровления молочной промышленности.
Во-первых, на региональном уровне существуют конкурсные инвестиционные программы, в рамках которых выигравшие конкурс предприятия получают государственную поддержку в виде возмещения части процентов по кредитам коммерческих банков. Как правило, региональный бюджет берет на себя обязательства в размере, не превышающем половину ставки рефинансирования Центрального Банка РФ. Однако подобная мера позволяет существенно снизить стоимость кредита. К тому же свидетельство о выигрыше конкурса на государственную поддержку повышает желание банка сотрудничать с перерабатывающим предприятием.
Во-вторых, региональная администрация может оказать содействие в разработке бизнес-плана развития молочного предприятия, чтобы предприятие могло подать заявку на участие в конкурсной программе или продолжить искать инвестора самостоятельно.
В-третьих, региональная администрация
может самостоятельно искать инвесторов
для предприятий молочной промышленности
и финансировать
Таким образом, можно сказать, что государственные органы признают значимость проблем предприятий молочной промышленности, однако предпринимаемые ими меры настолько малы в масштабах отрасли, носят эпизодических характер, что рассматривать их как возможный рычаг развития отрасли не стоит.
Некоторые главы региональных
администраций и глава
Косвенным путем поддержки молочной промышленности для региональных властей является поддержка молочных хозяйств, так как дефицит сырья и его качество – основные препятствия для развития молочной отрасли.
Действительно, молочный комплекс является одним из важнейших составных частей АПК, главной задачей функционирования которого является удовлетворение потребностей общества в молочной продукции при определенном уровне доходов населения.
Именно поэтому перспективы роста рынка молочной продукции можно оценить положительно. Важнейшими факторами роста объемов рынка являются:
• Тенденция роста реальных доходов населения
• Потенциал емкости рынка, связанный с низким текущим уровнем потребления молочных продуктов по сравнению с уровнем потребления в странах Европы
• Интерес к здоровому образу жизни
• Приверженность населения России к молочным продуктам
Эти факторы являются источником увеличения спроса на молочную продукцию в ближайшей перспективе.
Спрос на молочную продукцию
удовлетворяется российскими и
иностранными производителями, причем
доля импорта в отдельных сегментах
рынка неуклонно растет. Следовательно,
дополнительной возможностью расширения
рынка для отечественных
На территории России работает около 25 тыс. предприятий молочной промышленности.
Производители отрасли сталкиваются с рядом характерных проблем:
• Дефицит натурального сырья
• Качество доступного сырья
• Моральный и физический износ основных фондов
• Отсутствие специалистов в области стратегического планирования развития предприятий молочной промышленности
На финансовый успех предприятий молочной промышленности в настоящее время положительно влияют:
• Долгосрочное сотрудничество с поставщиками сырого молока (кредитование, поддержка посевных и уборочных работ, инвестиции в техническое перевооружение молочных хозяйств)
• Создание собственной сырьевой базы
• Создание торговой марки или бренда и их реклама
• Четкое позиционирование на рынке
• Оперативная работа с розничными сетями (доставка и оплата)
• Использование современного оборудования
• Предложение витаминизированной и биообогащенной продукции
• Расширение географии сбыта
Таким образом, можно сказать, что на фоне роста доходов населения рынок молочной продукции имеет потенциал роста, но его реализация возможна только при решении проблем отрасли. И в скором времени молоко и молочные продукты должны стать незаменимыми продуктами.
13 Фатхутдинов Р.А. Экономика отрасли: Учебник / М.: Бизнес-шк. "Интел-Синтез", 2010. - 637.
4 Государственный стандарт. Молоко коровье. Требование при закупках. ГОСТ 13264^88. - М.: Издательство стандартов, 2008. - 6 с.
18 Обрабатывающие производства// http://www.gks.ru
17
Рынок переработки молока в
России// http://www.dairynews.ru/
18 Обрабатывающие производства// http://www.gks.ru
7 Графова Н.Н. Планирование и прогнозирование деятельности предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 283с.
11
Рынок переработки молока в
России// http://www.dairynews.ru/
12. Павлов В.А., Павлова В.В. Производство молока и молочных продуктов в России. - М.: Информагротех, 2010. - 160 с.
13. Харитонов В.Д., Шепелева Е.В. Приемка и первичная обработка молока. Библиотечка специалистов. - М.: Молочная промышленность, 2011. - 54 с.
14 . Крусь Г.Н., Тиняков В.Г., Фофанов Ю.Ф. Экономика предприятий молочной промышленности. - М.: Агропромиздат, 2012. - 280 с.
15. Храмцов А.Г. Молочная сыворотка. Переработка и использование. - М.: Агропромиздат, 2010. - 240 с.
16 . Харитонов В.Д., Шепелева Е.В. Приемка и первичная обработка молока. Библиотечка специалистов. - М.: Молочная промышленность, 2011. - 54 с.