Планирование ассортимента продукции на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 13:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ и оценка методов планирования ассортимента товаров в торговых предприятиях (магазинах).
Поставленная цель реализована посредством следующих задач:
рассмотреть различные методы асортиминтирования продукции;
проанализировать как конкуренция и различные факторы могут влиять на продажу ассортимента магазина.

Вложенные файлы: 1 файл

planirovanie (1).docx

— 57.91 Кб (Скачать файл)

 

Вывод: Проанализировав вклад каждой группы в оборот магазина, можно сделать выводы, что какие-то группы нуждаются в развитии (например, хлебобулочные изделия и чай-кофе). Возможно, эти группы недостаточно представлены в магазине, или по ним неадекватное ценообразование. Так же возможно, что именно эти группы попадают под жесткую конкуренцию внутри района - напротив супермаркета находится специализированный магазин «Чай и кофе» или «Хлебобулочная», и именно поэтому данные группы в магазине продаются хуже, чем предполагается. В таком случае можно предпринять ряд мероприятий по расширению ассортимента и снижению цен на эти товары, для предложения покупателям более выгодной покупки.

Однако анализ по группам дает лишь обобщенную оценку групп. АВС-анализ внутри по категориям более информативен и позволяет управлять ассортиментом эффективнее.

 

  1. АВС-анализ части ассортимента отдела бытовой техники по категориям.

Шаг 1

Рассмотрим АВС-анализ по категориям внутри группы. Эта группа является частью ассортимента крупного гипермаркета, расположенного за чертой города и имеющего низкий уровень цен на свои товары.

Обобщены данные внутри одной группы. Данные представлены по категориям без сортировки. В данном примере  мы сравниваем уже не группы, а товарные категории внутри одной группы «Бытовая техника и техника для кухни».

 

Таблица 4

Товарная категория

Реализация, январь (руб.)

Реализация, февраль (руб.)

Реализация, март (руб)

Общий товарооборот за 1ый квартал, руб

Весы напольные и кухонные

7 030

6 893

6 900

20 823

Газовые плиты

61 307

61 914

63 128

186 349

Зубные щетки

22 191

31 329

24 149

77 669

Кофеварки

24 844

24 602

24 795

74 241

Кофемашины

30 922

34 524

32 122

97 568

Микроволновые печи

123 624

124 848

129 744

378 216

Миксеры, блендеры

30 753

30 722

31 024

92 499

Пылесосы

277 440

274 720

285 600

837 760

Прочее

15 430

23 775

12 120

51 325

Стиральные машины

122 836

121 900

121 666

366 403

Холодильники

454 379

467 875

458 878

1 381 132

Электрические плиты

258 065

268 286

263 175

789 526

Утюги

75 600

74 160

74 520

224 280

Посуда

14 281

14 706

14 847

43 834

     

Итого (руб.)

4 621 625


 

Шаг 2 и шаг 3

Отсортировав данные по их доле и доле в обороте с накопительным итогом, мы получаем группы А, В и С.

 

Таблица 5

 

Товарная категория

Общий товарооборот за 1ый квартал, руб

Доля в обороте

(%)

Доля в обороте с накопительным итогом (%)

Группа

Итого (руб.)

4 621 625

100%

   

Холодильники

1 381 132

29,9

30

А

Пылесосы

837 760

18,1

48

А

Электрические плиты

789 526

17,1

65

В

Микроволновые печи

378 216

8,2

73,3

В

Стиральные машины

366 403

7,9

81,2

С

Утюги

224 280

6,2

87,4

С

Газовые плиты

186 349

4,0

91,4

С

Кофемашины

97 568

2,1

93,5

С

Миксеры, блендеры

92 499

2,0

95,5

С

Зубные щетки

77 669

1,7

97

С

Кофеварки

74 241

1,6

98,5

С

Прочее

51 325

1,1

99,2

С

Посуда

43 834

0,9

99,5

С

Весы напольные и кухонные

20 823

0,5

100

С


 

На основании анализа можно выделить явных лидеров продаж - это крупногабаритная техника и пылесосы. Однако, очевидно и другое, что из-за своей высокой удельной стоимости эти категории всегда будут лидировать, и искажать общую картину. Поэтому можно разделить группу на две группы «Крупная бытовая техника» и «Мелкая бытовая техника» и провести АВС-анализ по категориям уже внутри этих двух групп.

Данный вывод дает понять, что для правильного анализа, прежде нужно грамотно структурировать ассортимент.

Разделив товары на две группы, мы получаем:

 

Таблица 6

Товарная группа

Товарная категория

Общий товарооборот за 1ый квартал, руб

Доля в обороте

(%)

Доля в обороте с накопительным итогом

Группа

Крупногабаритная техника

Итого (руб)

3 101 626

100%

   

Холодильники

1 381 132

44,5

44,5

А

Электрические плиты

789 526

25,5

70

В

Микроволновые печи

378 216

12,2

82,2

В

Стиральные машины

366 403

11,8

94

С

Газовые плиты

186 349

6,0

100

С

 

Мелкая бытовая техника

Итого (руб)

1 519 999

100%

   

Пылесосы

837 760

55,2

55,2

А

Утюги

224 280

14,8

70

В

Кофемашины

97 568

6,4

76,4

В

Миксеры, блендеры

92 499

6,1

82,5

С

Зубные щетки

77 669

5,1

87,6

С

Кофеварки

74 241

4,9

92,5

С

Прочее

51 325

3,4

95,9

С

Посуда

43 834

2,9

98,8

С

Весы напольные и кухонные

20 823

1,2

100

С


 

Вывод: при более глубоком анализе видно, что группа «Крупногабаритная бытовая техника» требует дополнительного развития - расширения ассортимента и введения новых товарных категорий, таких как: «Встроенная техника», «Стеклокерамические плиты».

Проанализировав другую группу «Мелкая бытовая техника», видно, что некоторые категории подлежат более глубокому анализу и вниманию менеджера. Например, категории «Кофеварки» требует развития, так сейчас этот товар находится на стадии роста и активно рекламируется производителями. Возможно,  категорию «Миксеры и блендеры»  нужно представить более широко и ввести популярные модели товаров, так как категория может приносить больший оборот.

Второй вариант: разделить ассортимент на три группы:

1)  «Бытовая техника» (пылесосы, утюги)

2) «Мелкая бытовая  техника для кухни» (блендеры, миксер)

3) «Товары для  ухода за собой» (весы напольные), так как товары для красоты  и здоровья сейчас находятся  на стадии активного роста.

 

    1. АВС-анализ по прибыли

 

Такой же анализ можно провести по вкладу ассортимента в прибыль компании. Тогда за основу будут взяты параметры прибыли - статистика по прибыли за период, доля в прибыли и доля с накопительным итогом. АВС-анализ по прибыли так же можно проводить и по группам, и по категориям, и по товарам внутри одной категории.

 

АВС-анализ по прибыли на примере отдела мелкой бытовой техники

 

Таблица 7

Товарная группа

Товарная категория

Прибыль за 1ый квартал, руб.

Доля прибыли

(%)

Доля в прибыли с накопительным итогом

Группа

Мелкая бытовая техника

Итого (руб)

348 815

100%

   

Пылесосы

173 307

49,7

49,7

А

Утюги

56 584

16,2

66,4

В

Кофемашины

37 198

10,9

77,3

В

Кофеварки

19 303

5,5

82,8

С

Зубные щетки

17 864

5,1

87,9

С

Миксеры, блендеры

14 800

4,3

92,2

С

Прочее

11 805

3,4

95,6

С

Посуда

10 082

2,9

98,5

С

Весы напольные и кухонные

6 872

1,5

100

С


 

Вывод: С большим отрывом лидируют пылесосы, но этот отрыв менее значителен, чем при АВС-анализе по обороту. Хотя высокие продажи пылесосов вызваны малой наценкой на эту категорию, однако пылесосы все равно остаются лидерами по прибыли в этой группе. Вероятно, что спрос покупателей очень чувствителен к цене - может быть необходимо, скорректировать наценку на другие виды товаров. Так же видно, что вклад некоторых категорий в прибыль магазина может быть больше - кухонные комбайны по совокупной стоимости могут давать большую прибыль. Вызывает вопрос категория «Прочее» - все, что кажется несущественным, приносит, тем не менее, 3,4% процентов в общей прибыли группы. Стоит рассмотреть эту категорию более внимательно. Так же категория «Миксеры и блендеры» должна вносить более значительный вклад в прибыль, так как это товар целевого спроса и стоящий на уровне дорогой техники. Скорее всего, этот товар представлен в недостаточном ассортименте или требует консультативной продажи, что бы его можно было продавать дороже.

 

 Как видно из приведенных примеров, АВС-анализ по одному из параметров уже дает нам значительную основу для оптимизации ассортимента. По этим данным можно принимать оперативные решения и можно следовать общим рекомендациям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Общие рекомендации

Группа А – товары,  сумма долей с накопительным итогом которых составляет первые 50% от общей суммы параметров. Эти объекты требуют тщательного планирования, постоянного (возможно, даже ежедневного) и скрупулезного учета и контроля. Эти товары составляют 50% о оборота или прибыли, и соответственно, чем выше стоимость товара, тем дороже обходятся ошибки в их анализе.

 Необходим периодический  подсчет запасов с жесткими  допусками. А так же проводить  полную и несколько чаще выборочную  инвентаризацию.

Недопустимо существенное отклонение данных о запасах, зафиксированных в базе данных, от данных, полученных при проведении инвентаризации.

По группе А необходимо постоянное отслеживание спроса, объемов заказываемых партий и размера страхового запаса; необходимо тщательное отслеживание и сокращение сроков оборачиваемости товара. Чем короче длительность цикла, тем ниже потребность в оборотных средствах.

 Группа В – следующие за группой А товары,  сумма долей с накопительным итогом которых составляет от 50% до 80% от общей суммы параметров. Эти объекты в меньшей степени важны для компании и требуют обычного контроля, налаженного учета (возможно, ежемесячного). Для них применяются те же меры, что и для категории A, но они осуществляются реже и с большими приемлемыми допусками.

Информация о работе Планирование ассортимента продукции на предприятии